Хараппская цивилизация: возникновение

Более четырех тысяч лет назад в бассейне Инда была создана высокоразвитая городская культура, не уступавшая таким очагам мировой цивилизации, как Месопотамия и древний Египет, а в ряде отношений и превосходившая их. Открытие и исследование хараппской культуры (названа так по месту раскопок в Хараппе, округ Монтгомери, современный Пакистан)  имели чрезвычайно большое научное значение 174. После этих открытий уже невозможно было утверждать, как это раньше делали многие ученые, что Индия — «никогда не знала цивилизации, отмеченной широким употреблением бронзы» 175, что она прочной стеной была отделена от других государств древнего Востока и резко уступала им по уровню развития. Еще сравнительно недавно хараппская цивилизация порой объявлялась провинциальным вариантом шумерской 176. Даже такой блестящий знаток этой культуры, как Мортимер Уилер, считал, что сама идея цивилизации проникла в Индию с запада 177.

Раскопки в долине Инда убедительно показали древность, самобытность и автохтонность индийской культуры, сложившейся — задолго до появления в стране индоарийских племен. Этим был нанесен удар и по теориям, авторы которых связывали происхождение цивилизации в стране с приходом ариев.

Первые планомерные исследования 178 в Хараппе были начаты в 1921 г. индийским археологом Д.Р. Сахни; годом позже Р.Д. Банерджи открыл остатки другого центра — Мохенджо-Даро (на языке синдхи — «Холм мертвых»). В дальнейшем эти памятники изучали многочисленные экспедиции под руководством Дж. Маршалла, Н. Маджумдара, Э. Маккея, М. Ватса, М. Уилера и др. 179 В последние годы раскопки были предприняты индийскими и пакистанскими археологами, а также учеными Италии, Франции, США 180. Эти работы не только уточнили, но и во многом изменили традиционные представления о древнейшей цивилизации Индии.

______

174 К настоящему времени ареал этой культуры необычайно расширился, но ученые по-прежнему употребляют название «хараппская цивилизация». Термин «индская цивилизация» представляется менее удачным, поскольку ограничивает территорию ее распространения.

175 V.A.Smith. The Copper Age and Prehistoric Bronze Implements of India. — IA. 1905, vol. 35, с. 229.

176 См., например: Н.S.David. Some Further Contacts and Affinities between the Egypto-Minoan and the Indo-(Dravido)-Sumerian Culture. — TC. 1956, vol. 5, №1. Один из крупнейших современных шумерологов, С.Н.Крамер, высказал предположение, что под натиском шумерийцев население обеидской эпохи двинулось из Месопотамии в долину Инда, что и привело к развитию там цивилизации (S.N.Kramer. The Indus Civilization and Dilmun: the Sumerian Paradise Land. — «Expedition». 1964, vol. 6, №3).

177 M.Wheeler. Early India and Pakistan to Ashoka. N.Y., 1959, с. 104; он же. The Indus Civilization.  Cambridge, 1968, с. 25.

178 Первый обратил внимание на древность Хараппы, произвел небольшие раскопки и даже нашел хараппскую печать Л.Каннингхэм, отчет которого был издан в 1875 г. (A.Cuaningham. Harappa. — Archaeological Survey of India, Report for the Years, 1872–1873, 1875, с. 105–108).

179 J.Marshall. Mohenjo-Daro and the Indus Civilization. Vol. 1–3. L., 1931; N.G.Majumdar. Explorations in Sind. — «Memoires of the Archeological Survey of India». 1934, vol. 48; E.Mасkay. Chanhu-Daro Excavations 1935–1936. New Haven, 1943; M.S.Vats. Excavations at Harappa. Vol. 1–2. Delhi, 1940; M.Wheeler. Civilization of the Indus Valley and Beyond. L., 1960.

180 Основная литература приведена в кн.: В.М.Рandе, К.S.Ramаchandran. Bibliography of the Harappan Culture. Miami, Florida, 1971; R.Н.Вгunswig. A Comprehensive Bibliography of the Indus Civilization and Related Subjects. — «Asian Perspectives». Vol. 16, №1, 1973 (1974); A.Parpоla. Bibliographical Aids for the Study of the Indus Civilization: A Critical Survey, — «Puratattva». 1975–1976, №8; M.Rafique Mughal. Present State of Research on the Indus Valley Civilization. — Ancient Cities of the Indus. Delhi, 1979; Harappan Civilization. Delhi, 1982.

[63]

Археологическая карта древней Индии.

Проблемы происхождения хараппской культуры. Отсутствие точных стратиграфических данных с периода неолита до строительных комплексов в индских городах в немалой степени затрудняет изучение ранних ее этапов. Повышение уровня подпочвенных вод тормозит исследование древнейших слоев в Мохенджо-Даро. В итоге ученые до сих пор не пришли к единому мнению о происхождении этой культуры. Некоторые полагают, что своим возникновением она обязана цивилизации на Евфрате и Тигре. Критика этой точки зрения нередко приводила к другой крайности. Стремясь подчеркнуть древность индийской культуры, Э. Эрас, например, утверждал, что хараппская культура предшествовала шумер-

[64]

ской и, возможно, даже породила ее181. Среди исследователей имеются защитники и теории, связывающей появление Хараппы с арийскими племенами. Ряд авторов труда «История и культура индийского народа» склонны рассматривать ее как результат первой волны индоевропейского проникновения 182. К этому примыкает и концепция К. Шастри, согласно которой хараппская цивилизация была по характеру ведийской (хронологически соответствующая «Атхарваведе»), поскольку «Ригведа» много древнее ее 183. Ошибочность таких заключений становится особенно очевидной в свете новых археологических открытий, свидетельствующих о вызревании хараппской культуры в процессе развития раннеземледельческих культур бассейна Инда и соседних районов Белуджистана.

Как уже отмечалось, раннеземледельческие культуры Белуджистана и Синда изучены довольно фрагментарно; планомерные широкие археологические изыскания до недавнего времени здесь, фактически не проводились. Не существует и общепринятой классификации этих культур 184. Лишь благодаря работам В.А. Файрсервиса в районе Кветты 185, Ж.-М.Казаля в Южном Афганистане (Мундигак), Южном Белуджистане 186 и в долине Инда (Амри) 187, а также пакистанских 188, индийских 189, французских (экспедиция под руководством Ж.-Ф.Жарижа) 190 и английских (Р.Олчии) 191 археологов получены новые данные.

Имеющийся в настоящее время материал позволяет проследить эволюцию ранних культур, смену скотоводческого хозяйства с ограниченной сферой земледелия развитым земледельческим хозяйством, выявить пути движения племен из горных районов в долины рек, освоение ими речных долин, переход от протогородской к городской цивилизации, взаимодействие локальных культур друг с другом и с синхронными им культурами Афганистана, Ирана, Средней Азии.

Раскопки В.А.Файрсервиса в Кили-Гуль-Мохаммеде (к северо-западу от Кветты) показали последовательное развитие культур в горных долинах Северного Белуджистана. Первые жители поселения (Кили I) употребляли еще кремневые орудия и не были знакомы с техникой изготовления керамики. О возможном развитии земледелия уже в этот ранний период говорят значительная толщина культурного слоя и небольшое число костных остатков животных (овцы, крупный рогатый скот, козы), а также находки серпов. В конце периода появляются дома, сделанные из сырцового кирпича. Карбонный анализ определяет верхнюю

____________

181. H.Heras. Studies in Proto-Indo-Mediterranean Culture. Vol. 1. Bombay, 1953.

182. См.: The Vedic Age (History and Culture of the Indian People, vol. 1). Bombay, 1950, с. 194–195, 216–217.

183. К.N.Sastri. New Light on the Indus Civilization. Vol. 2. Delhi, 1965, с. 142.

184. Подробнее см.: H.Mode. Das Friihe Indien. Weimar, 1960; W.A.Fairservis. The Roots of Ancient India. N.Y., 1971 (2-е изд. — Chicago, 1975).

185. W.A.Fairservis. Excavations in the Quetta Valley, West Pakistan. N.Y., 1956; он же. Archaeological Surveys in the Zhob and Loralai Districts, West Pakistan. N.Y., 1959; он же. The Origin, Character and Decline of an Early Civilization. — Ancient Cities of the Indus (статья впервые была опубликована в 1967 г.).

186. J.-M.Casal. Fouilles de Mundigak. T. 1–2. P., 1961; он же. L’Afganistan et les problèmes de l’archéologie indienne. — «Artibus Asiae». 1956, t. XIX; он же. Nindowary. A Chalcolithic Site in South Baluchistan. — «Pakistan Archaeology». 1966, vol. 3.

187. J.-M.Casal. Fouilles d’Amri, Publications de la Commission des Fouilles Archéologiques, Fouilles du Pakistan, t. 1–2. P., 1964.

188. M.R.Mughal. Present State of Research on the Indus Valley Civilization (статья впервые опубликована была в 1972 г.); A.H.Dani. Excavations in the Gomal Valley. — «Ancient Pakistan». 1970–1971, vol. 5, с. 1– 177; F.A.Khan. Excavations at Kot Diji. — «Pakistan Archaeology». 1965, vol. 2; M.A.Halim. Excavations at Sarai Khola. — «Pakistan Archaeology». 1970, vol. 7, с. 23–89; 1971, vol. 8, с. 1–112.

189. B.K.Тhapar. New Traits of the Indus Civilization at Kalibangan: An Appraisal. — SAA 1973, с. 85–104; он же. Kalibangan: A Harappan Metropolis Beyond the Indus Valley. — «Expedition». 1975, vol. 2.

190. J.-F.Jarrige, M.Lechevallier. Excavations at Mehrgarh, Baluchistan: Their Significance in the Prehistorical Context of the Indo-Pakistani Borderlands. — SAA 1977, с. 463–535; J.-F.Jarrige, R.H.Meadow. The Antecedents of Civilization in the Indus Valley. — «Scientific American». 1980, vol. 243, №2, с. 122–133; J.-F.Jarrige. Economy and Society in the Early Chalcolothic-Bronze Age of Baluchistan. — SAA 1979, с. 93–114; он же. Excavations at Mehrgarh: Their Significance for Understanding the Background of the Harappan Civilization. — Harappan Civilization, с. 79–84.

191. SAA 1979, с. 217–250.

[65]

границу докерамической культуры в Северном Белуджистане 3712–3688 (± 85) гг. до н. э.192, но, возможно, первые поселенцы пришли сюда еще раньше 193.

Только культура третьего периода предстает как типично земледельческая, хотя она тесно связана с предшествующими фазами развития. Связь с Хараппой обнаруживается лишь на материале седьмого периода. Убедительным аргументом в пользу местного происхождения раннеземледельческих культур Белуджистана некоторые археологи считают наличие местных пород скота среди одомашненных животных.

Раскопки Е. Росса в Рана-Гхундай 194 позволили выявить преемственность культур на протяжении длительного периода и дали относительную стратиграфию Северного Белуджистана. Оседлые земледельцы и скотоводы вначале изготовляли керамические предметы вручную, но вскоре стали применять и гончарный круг. Сравнение материала нижних слоев Рана-Гхундай с культурами Северного Ирана демонстрирует определенное сходство культур Северного Белуджистана и Северного Ирана (Гиссар). Можно предположить, что отдельные племенные группы из Ирана проникали в Северный Белуджистан. Однако в целом здешняя земледельческая культура отличается специфическим местным колоритом, что противоречит высказывающемуся иногда мнению об ее иранском происхождении.

Керамика, близкая к керамике второго и третьего периодов в Рана-Гхундай, была найдена М.Уилером под укреплениями в Хараппе195, что указывает на связь культур Северного Белуджистана с самыми ранними культурами долины Инда и дает возможность определить третий период Рана-Гхундай как предхараппский.

С 70-х годов проводят интенсивные раскопки французские археологи совместно с учеными Пакистана. В 150 км от Кветты, в Мехргархе на р. Болан, были открыты поселения, где выявлены слои от ранненеолитического до халколитического. В этом районе уже в глубокой древности проходили торговые пути между Индией и Западной Азией. Фактически Мехргарх примыкает к долине Инда, и результаты раскопок чрезвычайно важны для изучения истории сложения хараппской цивилизации. Еще не так давно ученые полагали, что Белуджистан значительно отставал в развитии от культур долины Инда и перешел к оседлому земледелию гораздо позднее. Теперь получены неопровержимые доказательства того, что земледельческая культура существовала тут уже в VI тысячелетии до н.э. (или даже ранее). И главное, установлена последовательная эволюция местных культур от периода неолита до эпохи Хараппы.

Докерамический неолит датируется VI или даже VII тысячелетием до н.э.; обнаружены постройки из необожженных кирпичей. Население культивировало различные сорта ячменя и пшеницы, началось одомашнивание животных (крупный рогатый скот, козы, овцы) 196.

Раскопки этого комплекса позволяют судить и о погребальной практике жителей — в могилах найдены украшения из местных пород камня, а также из бирюзы и лазурита, что свидетельствует о торговых контактах со Средней Азией и Северным Афганистаном. Украшения и скелеты покрывались красной охрой. Различия в инвентаре захоронения говорят о социальной дифференциации.

Материалы раскопок указывают на смену докерамического неолита неолитом и ранним энеолитом с расписной керамикой, имеющей аналогии в керамике земледельческих культур Белуджистана и Синда. V тысячелетием до н.э. датируются поселения района Мехргарха, относящиеся к раннеэнеолитической эпохе. Более высокого уровня достигло строительное искусство; прямоугольные строения делились на узкие жилые помещения. В одном из них найдены отпечатки зерен пшеницы и ячменя, а также два серпа. По мнению Ж.-

_______

192. Chronologies in Old World Archaeology. Chicago — London, 1965, с. 276; B. & R.Allchin. The Rise of Civilization in India and Pakistan. Cambridge, 1982, с. 136 (здесь даны поздние даты — 3180 и 3150 гг. до н.э.).

193. См.: W.A.Fairservis. The Roots of Ancient India, с. 138.

194. E.J.Ross. A Chalcolithic Site in Northern Baluchistan. — «Journal of the Near Eastern Studies». 1946, №4; W.A.Fairscrvis. Archaeological Surveys in the Zhob and Loralai Districts.

195. R.E.M.Wheeler. Harappa 1946. The Defences and Cemetery R 37. AI. 1947, №3.

196. R.Meadow. Early Animal Domestication in South Asia: A First Report of the Faunal Remains from Mehrgarh, Pakistan. — SAA 1979, с. 143–179.

[66]

Ф.Жарижа, это был склад для храпения продуктов. Много зерен (ячмень, пшеница) и семена хлопчатника обнаружены вне помещений. Находки семян хлопчатника — древнейшее свидетельство культивирования его в Индостане (до сих пор было известно о разведении хлопчатника лишь в эпоху Хараппы).

Огромное число костных остатков крупного рогатого скота говорит о важной роли скотоводства. По-прежнему широко употреблялись каменные орудия: археологи выявили своего рода мастерскую по производству микролитов из стеатита, тут же изготовлялись бусы из раковин. В этот период начинают появляться керамические предметы. Образцы расписной керамики напоминают посуду земледельческих культур Белуджистана и Афганистана IV тысячелетия до н.э. (находки в районе Мехргарха по времени предшествуют керамическим сериям, открытым В.А. Файрсервисом в Кили-Гуль-Мохаммеде). Изделия из металла, относящиеся к раннеэнеолитическому периоду, одиночны — медное кольцо, металлическая бусина. В целом в районе Мехргарха при сохранении устойчивых традиций в строительстве, культивировании злаков, одомашнивании животных отчетливо виден переход от охоты и собирательства к земледельческо-скотоводческому хозяйству.

Третий период здесь датируется примерно самым концом V тысячелетия до н. э. и характеризуется значительными инновациями в ремесле. Керамика изготовляется на гончарном круге и становится массовым материалом. Постепенно усложняется роспись на сосудах, создаются новые типы изделий: фигурки делаются уже из терракоты, впервые появляются печати (из кости и терракоты). Растет и число возделываемых злаков. Все это привело к расширению территории обитания. К концу IV тысячелетия складывается местная земледельческая культура, которая во многом сходна с другими синхронными культурами Белуджистана, Синда и соседних районов Афганистана. Устанавливаются тесные контакты с Ираном и югом Средней Азии. В III и II тысячелетиях до н.э. новый импульс получает строительство (возводятся двухэтажные жилища, массивные платформы), культивируются новые растения, в частности виноградная лоза, увеличивается число терракотовых фигурок (людей и животных), керамика обжигается в особых печах; эта традиция близка к раннехараппской и поздней фазе Амри и Кот-Диджи197 (заключительные этапы совпадают с эпохой ранней Хараппы).

В особую группу могут быть выделены культуры Южного Белуджистана и Синда — Амри (часто Амри-Наль) и Кулли. Верхнюю границу культуры Амри-Наль помогают определить фрагменты керамики Амри, залегающие под слоем с хараппскими вещами. На некоторых стоянках над керамикой типа Амри обнаружен слой не только с хараппской керамикой, но и с керамикой, сходной с предметами Кулли, что, по мнению С.Пиготта, свидетельствует о синхронности поздних фаз Амри-Наль с Кулли и ранними фазами Хараппы 198. На связь с хараппской культурой указывают находки в Амри-Наль фаянсовых бус и типично хараппских металлических изделий. Большое значение имели раскопки Ж.-М.Казаля в Амри (на правом берегу Инда, в 130 км к югу от Мохенджо-Даро), позволившие установить стройную стратиграфию от дохараппских слоев до поздней Хараппы 199.

Никаких архитектурных строений самого раннего периода выявлено не было, значительная часть (80%) керамики производилась вручную, лишь некоторые экземпляры свидетельствуют о практике росписи. Находки медных браслетов говорят и о знакомстве с металлом, но широко применялись изделия из камня. На следующей стадии первого периода появляются постройки из сырцового кирпича (с несколькими комнатами размером 8 × 3 м), совершенствуется техника изготовления керамики, становятся более разнообразными элементы росписи. Существенные изменения отмечены в третьей фазе того же периода: прямоугольные дома размером 16 × 3 м с полами и дверьми возводятся из кирпича и камня на платформах; посуда, как правило, изготовлена на гончарном круге, хотя форма повторяет

____________

197 J.-F.Jarrige, M.Leсhevallier. Excavations at Mehrgarh, Baluchistan, с. 463–535; S.P.Gupta. Baluchistan and Afghanistan: Refuge Areas or Nuclear Zones? — Essays in Indian Protohistory. Delhi, 1979, с. 9–15.

198 S.Piggott. Prehistoric India to 1000 B.C. Harmondsworth, 1950 с. 142.

199 J.-M.Сasal. Fouilles d’Amri…

[67]

предшествующие образцы. Судя по находкам, одомашнению подвергся крупный рогатый скот, козы, овцы. К сожалению, раскопки не дали никаких остатков культурных растений. Существенно, что следующий период в истории Амри наступает в результате эволюции, без разрыва с предшествующей культурной традицией. Он характеризуется появлением керамики хараппского типа и представляет собой как бы переходный этап от культуры Амри к Хараппе. Керамика напоминает образцы из Кот-Диджи. И лишь третий период соответствует эпохе развитой Хараппы.

Поздние фазы первого периода с помощью карбонного анализа датируются 3015–2450 гг. до н.э. 200 (на основе коррекции супруги Олчин называют иные даты — 3540–3240 гг.)201. Раскопки в Балакоте (38 км к северу от Карачи) 202 дали богатый материал о культуре Кулли. Здесь, как и в ряде других поселений, прослежено развитие местной дохараппской традиции, сделавшей уже первые шаги к урбанизации. В IV тысячелетии до н.э. воздвигалась массивные строения из необожженного кирпича; керамика близка керамике типа Наль, затем появляется посуда, сходная с предметами Амри; одомашнены крупный рогатый скот, козы, овцы, выращивается ячмень. Изучение остатков фауны уже в эпоху Хараппы показало, что большую роль в рационе стали играть продукты моря 203. Распространяются печати с надписями; некоторые находки свидетельствуют о контактах с районом Персидского

залива.

В целом исследования древних докерамических и керамических культур Белуджистана и Синда помогают решить вопрос о корнях хараппской цивилизации. Чрезвычайно важно, что Э.Маккей обнаружил в нижних слоях Мохенджо-Даро обломки керамика типа Кветты, а М.Уилер при раскопках строительных комплексов в Хараппе — фрагменты керамики Амри в Рана-Гхундай (II — III) в слоях, предшествующих городским укреплениям. Очевидно, развитие этих раннеземледельческих культур заставляло их носителей искать новые территории, расселяться по берегам рек. Так на Инде, где позднее была создана городская культура, возникли земледельческие общины, существовавшие ранее в более северных областях.

Примечательно, что в ряде районов предхараппская (или раннехараппская) культура предстает уже как весьма развитая. Раскопки в Кот-Диджи (недалеко от Хайрпура, Пакистан) открыли местную самостоятельную оседлую земледельческую культуру 204. Непосредственно под памятниками Хараппы археологи нашли крупное сооружение предшествующей эпохи. Архитектурный комплекс состоял из двух частей: крепости и предместья с постройками. Здешняя керамика указывает на развитое гончарное производство, а сходство ее с раннехараппской вскрывает корни собственно хараппского гончарного производства. Керамика Кот-Диджи отчасти сближается и с той, что обнаружена под укреплениями Хараппы, т.е. в Амри и Рана-Гхундай (II — III) 205. На основе карбонного анализа культура Кот-Диджи датируется 3155–2590, 2885–2805 и 2600 (± 145)-2100 (± 140) гг. до н.э. (периодом, предшествовавшим городской Хараппе) 206.

___________

200 J.-M.Сasal. Amri: An Introduction to the History of the Indus Civilization. — Essays in Indian Protohistory, с. 102.

201 В. & R.Allсhin. The Rise of Civilization in India and Pakistan с. 142.

202 G.F.Dales. The Balakot Project: Summary of Four Years Excavations in Pakistan. — SAA 1977, с. 241–273; B. & R.Allсhin. The Rise of Civilization in India and Pakistan, с. 140.

203 R.H.Meadоw. Prehistoric Subsistence at Balakot: Initial Consideration of the Faunal Remains. — SAA 1977, с. 275–315.

204 F.А.Кhan. Preliminary Report on Kot-Diji, 1957–1958. Karachi. 1959; J.-M.Сasal. Archéologie pakistanaise: les fouilles de Kot-Diji. — «Arts Asiatique». 1960, t. 7. №1; F.A.Khan. Excavations at Kot-Diji. — «Pakistan Archaeology». 1965, №2, с. 11–85.

205 R.E.M.Wheoler. Early India and Pakistan to Ashoka, с. 107.

206 D.P.Agrawal, Sheela Kusumgar. Prehistoric Chronology and Radiocarbon Dating in India. Delhi, 1974, с. 88.

[68]

Основные элементы первого периода раннеземледельческих культур.

Новые исследования свидетельствуют, что эта культура выходила за рамки самого поселения Кот-Диджи и охватывала районы в долине Инда, Северного и Центрального Белуджистана. В долине Кветты была обнаружена керамика, сходная с ранней котдиджинской 207. Такой же вывод сделали ученые при раскопках Амри, Гумлы и других поселений, где тоже была открыта керамика раннекотдиджинского типа. Эти материалы позволили рассматривать культуру Кот-Диджи как пред- или раннехараппскую по времени. Это дало возможность установить последовательное развитие от раннехараппского этапа до периода городской цивилизации, уяснить истоки урбанизации и местные корни собственно хараппской культуры.

________

207. M.E.Mughal. Present State of Research on the Indus Valley Civilization…, с. 93–94.

[69]

Основные элементы второго периода раннеземледельческих культур.

Интересный материал получили индийские археологи и при раскопках Калибангана.  Два холма, расположенные на левом берегу высохшего русла р. Гхаггар в Раджастхане, служили местом обитания и хараппцев, и их предшественников. Первые жители Калибангана возводили свои дома из сырцового кирпича, строили фортификационные сооружения, знали основы планировки; им была известна и медь, но они продолжали пользоваться орудиями из камня. Судя по находкам, они уже в тот период торговали с весьма отдаленными областями. Форма керамических изделий, техника и характер росписи сближают последние с керамикой раннеземледельческих общин Белуджистана и Синда (например, Амри и Кот-Диджи) 208. Но раннекалибанганская керамика встречается и в нижних слоях Хараппы и Мохенджо-Даро, а также, согласно материалам новых раскопок, на многих хараппских поселениях долины Сарасвати 209. Дохараппский или раннехараппский период в Калибангане датируется с помощью

____________

208. Подробное см.: М.Н.Погребова. Дохараппская керамика Калибангана. — Средняя Азия в древности и средневековье. М., 1977. А.Гхош предложил дохараппскую керамику Калибангана и Кот-Диджи обозначать как керамику культуры Сотхи. По его мнению, именно эта культура, наиболее ярко представленная на памятниках в долинах Гхаггара и Сатледжа, явилась основой, на которой и «выросла» собственно хараппская культура (подробнее см.: A.Ghosh. Indus Civilization: Its Origin, Authors, Extent and Chronology. — Indian Prehistory: 1964. Poona, 1965).

209. Важные исследования были проведены в соседнем районе Пакистана пакистанскими археологами — по берегам высохшей реки Гхаггар (Хакра в Пакистане) было открыто более 400 стоянок и поселении предхараппского, раннехараппского и хараппского периодов (подробнее см.: М.R.Mughal. Recent Archaeological Research in the Cholistan Desert. — Harappan Civilization, с. 85–95).

[70]

карбонного анализа 2450– 2300 гг. до н. э. 210, т.е. он более поздний, чем сходные слои в Амри. Это, возможно, говорит о более позднем появлении земледельческих культур в Раджастхане по сравнению с Белуджистаном и долиной Инда. Иными словами, расселение племен роходило в дохараппскую и раннехараппскую эпохи.

Решению вопроса о городской цивилизации Индостана помогает изучение типологически сходных процессов урбанизации в Индии и Восточном Иране (раскопки американских и итальянских археологов в Шахре-Сохте и Тепе Яхья) 211. Открытия в Восточном Иране, Афганистане и Пакистане с очевидностью показали, что хараппцы в период становления своей цивилизации тесно контактировали с жителями этого обширного региона. Более того, допустимо предположить и взаимные влияния, вероятно ускорявшие темпы развития. Новые раскопки окончательно опровергли мнение о «внезапном возникновении хараппской цивилизации, не имевшей местных корней» 212, и доказали, что она должна рассматриваться как закономерная фаза в процессе эволюции оседлоземледельческих культур 213. Урбанизация была подготовлена предшествующими этапами истории этих культур в изучаемом регионе. Хараппцы как бы восприняли все лучшее, что было достигнуто в более раннюю эпоху, — принципы городского планирования и фортификации, технологию обработки металла, камня и изготовления керамических изделий, традиции развитого земледелия и скотоводства, использования транспорта, изготовления печатей и терракотовых фигурок, стандартизации мер и т. д. 214

Было бы, однако, упрощением отрицать важность того «исторического скачка», который привел к качественным изменениям и возникновению городской цивилизации. Тенденцию к урбанизации можно проследить на многих поселениях раннехараппского (или дохараппского) времени в Афганистане, Белуджистане, Синде, но развитая городская цивилизация связана с эпохой Хараппы. Огромное значение имели социоэкономические и культурные факторы и особые географические и климатические условия речной системы Инда, создавшие исключительно благоприятные условия для развития хозяйства и появления городов — центров торговли и ремесла.

Проблемы происхождения хараппской цивилизации еще нуждаются в дальнейшей разработке, однако теории, ставящие ее возникновение в зависимость от прихода ариев или шумерийцев, представляет сейчас лишь историографический интерес.

Ареал распространения и хронология. Поселения хараппской культуры, обнаруженные вначале лишь в долине Инда, известны теперь на огромной территории — более чем 1100 км с севера на юг и 1600 км с запада на восток. По территории хараппская цивилизация значительно превосходила древнейшие цивилизация Египта и Двуречья 215. Среди многочисленных городов и поселений лучше всего исследованы два главных города — Хараппа и Мохенджо-Даро, а также Чанху-Даро, Калибанган, Банавали, Суркотада и Лотхал. Область распространения этой культуры не оставалась неизменной: хараппцы двигались на юг, к Катхиавару, и на восток, проникая во все новые и новые районы. В Саураштре их поселения располагались и по берегу моря. Как полагают некоторые индийские археологи, это указывает на возможный путь движения из долины Инда к Гуджарату морем 216.

Раскопки в Банавали (восточная периферия, штат Харьяна) выявили три этапа в истории поселения — предхараппский, хараппский и позднехараппский 217. Для первого периода

________________

210. В.К.Thapar. Kalibangan: A Harappan Metropolis Beyond the Indus Valley, с. 23.

211. M.Tossi. The Proto-Urban Cultures of Eastern Iran and the Indus Civilization. Notes and Suggestions for a Spatio-Temporal Frame to Study the Early Relations between India and Iran. — SAA 1979.

212. R.Heine-Geldern. The Origin of Ancient Civilization and Toynhee’s Theories. — «Diogenes». 1956, vol. 13, с. 88.

213. См.: В.М.Массон. Средняя Азия и Древний Восток. М. — Л., 1964, с. 265.

214. D.P.Agrawal. The Archaeology of India. L., 1981, с. 140–141.

215. Там же, с. 135.

216. Indian Prehistory, 1964, с. 120; J.P.Jоshi. Exploration in Kutch and Excavation at Surkotada and New Light on Harappan Migration. — «The Journal of the Oriental Institute of Baroda». 1972, vol. 22, №1–2, с. 139–143.

217. См.: R.S.Вisht. Excavations at Banawali: 1974–1977. — Harappan Civilization, с. 113–124.

[71]

типичен материал, сходный с калнбанганским: земледельческое население освоило эти районы еще в дохараппскую эпоху. Позднее появляются собственно хараппская архитектура, печати с надписями, меры веса и т.д., третий период отмечен чертами так называемой культуры Бары, одного из вариантов позднехараппской. Новые археологические открытия показали несправедливость выдвинутого ранее тезиса о единообразии и застойном характере хараппской культуры 218. В настоящее время можно говорить уже не только об ее общих особенностях, но и об определенном своеобразии отдельных областей и периодов в ее истории. Раскопки в Рангпуре, Бхагванпуре, Лотхале, Сисвале, Митатхале, Прабхас-Патане выявили многие ранее неизвестные черты. Немалую роль играли различия в природных условиях. Так, предхараппская культура, залегающая под типично хараппской в Кот-Диджи, отличается от северобелуджистанских, засвидетельствованных в Мохенджо-Даро под цитаделью эпохи Хараппы.

Основные элементы раннехараппской культуры.

Ученые выделяют несколько зон внутри ареала ее распространения — восточную, северную, центральную, южную, западную и юго-восточную — с характерными для каждой зоны особенностями 219.

____________

218. См., например: Г.Чайлд. Древнейший Восток в свете новых раскопок. М., 1956, с. 262–263;  Э. Маккей. Древнейшая культура долины Инда. М., 1951, с. 130. Вряд ли можно согласиться и с мнением Д.Д. Косамби, что ни один из городов долины Инда почти не подвергся каким-либо изменениям (Культура и цивилизация древней Индии. М., 1968, с. 71).

219. G.L.Роssehl. The Harappan Civilization: A Contemporary Perspective. — Harappan Civilization, с. 15–27.

[72]

Существование местных вариантов было связано, вероятно, с тем, что создатели этой культуры принадлежали к разным, хотя и близким в этническом отношении, племенным группам.

Установление хронологических рамок хараппской цивилизации представляет немалые трудности, и датировка ее в целом весьма условна. Сравнительно точно могут быть датированы лишь отдельные комплексы городов и периоды их жизни, особенно когда речь идет о периоде расцвета: возникновение и упадок поселений в различных районах происходили не одновременно. Если упадок Мохенджо-Даро и Хараппы относится, очевидно, примерно к одному и тому же времени (Хараппа просуществовала несколько дольше), то города и поселения Катхиаварского полуострова, а также ряда областей Пенджаба продолжали жить и после гибели центров в долине Инда.

Главным материалом для датировки в течение многих десятилетий служили «индийские» и изготовленные по типу индийских в древних городах Двуречья месопотамские печати-амулеты. Поскольку месопотамская хронология известна сравнительно хорошо, то залегание индийских вещей (печати, бусины и др.) в конкретном культурном слое городищ Двуречья помогало датировать и эти индийские экземпляры. Вначале ученые очень удревняли возраст хараппских городов, исходя лишь из общих соображений об аналогичности процесса развития цивилизации в Шумере и Индии. Один из зачинателей «индийской археологии», английский ученый Дж. Маршалл, относил хараппскую культуру к 3250–2750 гг. до н.э. Когда же были опубликованы печати из Месопотамии, оказалось, что бóльшая часть их связана с правлением Саргона (2316–2261 гг. до н.э.), а также с периодами Исины (2017–1794 гг. до н.э.) и Ларсы (2025–1763 гг. до н.э.). Это дало основание для вывода о том, что наиболее прочные контакты между Месопотамией и Индией установились в XXIV — XVIII вв. до н.э.

Показательно, что в аккадских текстах наибольшее число упоминаний о торговле с восточными областями, в том числе Мелуххой, которая обычно ассоциируется с районом дельты Инда и соседними с ней областями, падает на периоды III династии Ура (2118–2007 гг. до н.э.) и династии Ларсы. Большой интерес представило открытие на одной из клинописных табличек, датируемой 10–м годом правления царя Ларсы Гунгунума (1923 г. до н.э.), оттиска печати «индского» типа. Все эти данные позволили предположить, что время расцвета индских центров — конец III — начало II тысячелетия до н.э. При раскопках месопотамских городов печати были обнаружены и в слоях касситского периода, что свидетельствует о продолжении контактов и в эту эпоху.

Когда на помощь ученым пришел карбонный метод исследования, появилась возможность с известной точностью определить возраст анализируемых слоев. В Кот-Диджи начало предхараппского поселения обычно датируется 3155–2590 или 2700–2600 гг. до н.э., а средние слои — 2400–2300 гг. до н. э.220 Более позднее время указывается для ряда других поселений. Что касается хронологии уже развитой хараппской культуры, то в Калибангане ее слои определяются 2165–1955 гг. до н.э. и 2135–1925 гг. до н.э., в Лотхале — 2120–1870 гг. до н.э. и 2125–1895 гг. до н.э. Производивший раскопки в Лотхале С.Р. Рао предлагает, однако, иную дату — 2450–1600 гг. до н.э., что вызывает несогласие сторонников «краткой» хронологической схемы 221. Дж.П.Джоши, руководитель исследований в Суркотаде, датирует хараппский период в городе 2300–1750 гг. до н.э. (начальный этап несколько раньше) 222.

________

220. См.: В.В.Lai. A Picture Emerges — an Assessment of the Carbon Dating of the Protohistorical Cultures of the Indo-Pakistan Subcontinent. — AI. 1962–1963, vol. 18–19, с. 210–211; Indian Prehistory: 1964, с. 121; D.P.Agrawal, Sheela Кusumgar. Prehistoric Chronology…, с. 88.

221. См.: S.R.Rao. C14 Dates as Applicable to Harappan Sites. — Radiocarbon and Indian Archaeology. Bombay, 1973.

222. J.P.Joshi. Surkotada: A Chronological Assessment. — «Puratattva». 1974, vol. 7, с. 34–38.

[73]

Основные элементы хараппской культуры развитого периода.

Таким образом, «период развитой Хараппы» обычно датируется 2200–2100 гг. до н.э., что позволяет перенести ее начальные этапы на несколько столетий назад — условно к 2500–2400 гг. до н.э., а по мнению Д.П. Агравала и Дж. Дейлса — к 2300 г. до н.э. 223 Применительно к центральным областям Д.П. Агравал называет 2350–2000 гг. до н.э., а к провинциальным районам — 2200–1700 гг. до н.э. 224 Карбонный метод, таким образом, заставил ученых «омолодить» хараппскую культуру и сократить по сравнению с хронологическими рамками Дж. Маршалла продолжительность ее истории. Но в последние годы «карбонные даты» были проверены с помощью дендрохронологии, и полученные сведения как бы вновь возвращают ученых к старым (т.е. к более удревненным) датировкам 225. Так, хараппские слои в Суркотаде относят к 2100–1650 гг. 226, а по «уточненной схеме» — к 2480(2300)-2130(2020) гг. 227, в Мо-

________

223. D.P.Agrawal. Ilarappa Culture. New Evidence for a Shorter Chronology. — «Science». 1964, vol. 143, №3609; G. E. Dales. New Excavations at Mohenjo-Daro. — «Archaeology». 1965, vol. 18, №1.

224. D.P.Agrawal, R.V.Krishnamurty, Sheela Kusumgar, R.K.Pant. Chronology of Indian Prehistory from the Mesolithic Period to the Iron Age. — «Journal of Human Evolution». 1978, vol. 7, с. 41.

225. E.К.Ralph, H.N.Michael, M.Han. Radiocarbon Dates and Reality. — Ancient Cities of the Indus, с. 339–342.

226. D.P.Agrawal, Sheela Кusumgar. Radiocarbon Chronology of Indian Protohistoric Cultures. — Essays in Indian Protohistory, с. 372–373.

227. B. & R.Allchin. The Rise of Civilization in India and Pakistan, c. 218–219

[74]

хенджо-Даро — к 2400(2300)–2000–2590–2160 гг. Особенно трудно установить хронологию заключительных этапов жизни хараппских городов, поскольку кризис в них начался и развивался не одновременно. Лучше всего верхний рубеж определяется в Хараппе и Мохенджо-Даро. Здесь обнаружены сегментированные фаянсовые бусы, спектральный анализ которых показал их идентичность с бусами из Кносса (Крит), относящимися к XVI в. до н.э. 228 Поэтому экземпляры из Хараппы и верхние слои самого поселения также датировались примерно XVI в. до н.э. Этой датировки придерживались М. Уилер, С. Пиготт, Д. Гордон, Э. Маккей и др. В настоящее время приводятся более ранние, чем было принято, даты для поздних хараппских слоев в Мохенджо-Даро — примерно XVIII в. до н.э. (1760 ± 115 гг. до н.э.) 229, хотя «уточненная схема» «приближает» их к середине II тысячелетия до н. э. Исследования в Лотхале показали, что здесь не позднее XVII в. до н.э. культура теряет типично хараппские черты 230. Конец ее в Калибангане Д.П. Агравал относит к 1880 (± 50) г. до н.э., а Б.Б. Лал — примерно к 2000 г. до н. э. Мы не имеем точных данных карбонного анализа о времени упадка самой Хараппы, но можно полагать, что это произошло не позднее XVII — XVI вв. до н.э. 231 Новые датировки, несомненно, требуют подтверждений, но уже сейчас ясно, что старые схемы нуждаются в корректировке.

_____________

228. См.: J.С.S.Stone. A Second Fixed Point in the Chronology of tho Harappa Culture. — «Antiquity». 1949, vol. 23, №92.

229. B.B.L al. A Picture Emerges, с. 212–214.

230. Подробнее см.: S.R.Rao. Lothal and Indus Civilization. L., 1973.

231. См.: А.Я. Щетенко. К вопросу об абсолютной хронологии Хараппской культуры. — Археология Старого и Нового Света. М., 1966, с. 175.

[75]

Цитируется по изд.: Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.В. Индия в древности. М., 1985, с. 63-75.