Пространство Индии (Анго, 2007)

Индийский субконтинент расположен между 35 и 8 градусами северной широты в четко очерченных естественных границах: Гималайские горы на севере и океан, омывающий его со всех сторон. С Гималаев, продолжением которых является Каракорум, течет Ганг и его притоки. Река, носившая в древности название Синдху 1, дала свое имя стране. Полноводная, питаемая таянием снегов и ледников, река формирует область Пенджаб (Пятиречие) и далее течет по более засушливому региону, почти по пустыне, напоминающей картины Нила в Египте или Евфрата в Месопотамии. На запад от Инда возвышаются Сулеймановы горы, а за ними простирается широкое ирано-афганское плато. По дорогам и проходам, ведущим от плато к долине Инда, и в основном по переходу Кибер, продвигались народы и армии завоевателей. Оттуда пришли племена, говорившие на индоарийском языке, Пердикка 2 и армия Александра Македонского, гунны эвталиты 3, солда-

_________

1. Санскр. Синдху (буквально «отец рек»), современное название — Инд, река в Китае, Индии и Пакистане. — Примеч. пер.

2. Пердикка — телохранитель и полководец Александра Македонского. — Примеч. пер.

3. Гунны эвталиты — белые гунны, сыгравшие большую роль в истории Персии и Индии.

[11]

ты Бабура 1 и т. д. Именно здесь, на берегах этой реки и ее притоков, приблизительно в 2000 году до нашей эры начала развиваться первая великая цивилизация. И хотя Гималаи, «обитель снегов», остановили политическую экспансию, но они никогда не представляли настоящего препятствия для решительных личностей: миссионеры, паломники, торговцы пересекали горы, чтобы побывать в святых местах индуизма, посетить Тибет, Китай или достичь мест, где когда-то жил Будда. Море изолировало Индию, но в то же время, особенно на юге, по морским путям происходил обмен: морем прибыли первые христианские миссионеры. Полагают, что святой Фома в 52—72 годы нашей эры основал в Керале христианскую церковь. Она существует и сейчас, являясь одной из самых древних церквей в мире. И именно морским путем шла экспансия буддизма и индуизма на юго-восток до Суматры и Борнео.

Долина Инда простирается к востоку и смыкается с долиной Ганга и его притоков. Линия водораздела Курукшетра, «поле Куру», была местом постоянных кровавых столкновений, что нашло свое отражение в мифологии, ведь именно здесь произошла жестокая битва, одна из двух величайших эпопей, о которой рассказывается в «Махабхарате». В этом регионе сформировалась «арияварта», или «страна Ариев», прославившаяся в древности ученостью своих брахманов. Здесь, как утверждают грамматисты, свободно говорили на санскрите, специально не изучая его. Выше между Ямуной и Гангом (женский род — Ганга) находится Доаб, — «страна между двух рек». Этот регион был центром классической индийской цивилизации, и Ганг играл в этот период важ-

__________

1. Бабур — знаменитый завоеватель Индии и основатель династии Моголов.

[12]

Кришна и Арджнуна на Курукшетре

ную символическую роль. Он течет параллельно Гималаям и перед впадением в Бенгальский залив сливается с Брахмапутрой, третьей и последней великой рекой, питаемой, как и первые две, водами Гималаев. Ганг и Брахмапутра отличаются от Инда тем, что, впадая в Бенгальский залив, они протека-ют по территории летних муссонов и являются реками со смешанным снегово-ледниковым питанием, что приводит к разливам и наводнениям, в общем благотворным, но иногда и катастрофическим.

На юге протянулись горы Виндхья, отделяющие Индо-Гангскую равнину от Деканского плоскогорья, «страны дакшина», или «полуденной (южной) страны». Образованное в форме буквы V, плоскогорье окаймлено с западной и восточной сторон горами: более высокими Западными Гатами и Восточными Гатами. Все реки Декана, включая и Ганг, текут с запада на восток, и только две из них — Нарбада (или

[13]

Нармада) и Тапти — текут в обратном направлении. Подобная «ориентация» рек, то есть направление их движения на восток, в сторону восходящего солнца, способствовала повышению престижа Востока в традиционных индийских пространственных представлениях. У подножия Гатов прибрежные долины обильно снабжались как дождевой, так и речной водой; здесь возделывали рис, что обеспечивало население питанием и работой. Заросли тропических лесов покрывали горы, а ближе к центру полуострова земли были более сухими, иногда переходящими в пустыни и поэтому мало пригодными для земледелия.

Влажные ветра играли в Индии такую же роль, как и Нил в Египте. Так как Индия расположена на широте Сахары, муссоны для нее — дар божий; ежегодно потоки воды, льющиеся с неба и сопровождаемые бурями и ураганами, поили изнывающую от жажды землю и все живое на ней. Засуха и нестерпимая жара длятся в течение многих месяцев, достигая апогея в апреле—мае. Растительность умирает, солнце нещадно жжет землю, люди вынуждены ограничить потребление воды из рек и резервуаров. Когда в июне с разницей в несколько дней начинается период доящей, иногда переходящих в ливни, все с радостью встречают его приход. В Бомбее за июль выпадает такое количество осадков, какое в Париже за весь год. Настоящая весна начинается вслед за сезоном дождей — к сентябрю. Контраст настолько очевиден, а роль муссонов в экономике страны так велика, что традиционно годы отсчитывают по «варса», то есть по периодам доящей. Они задают ритм всей жизни: благотворны для сельскохозяйственной деятельности, военных кампаний, творческой работы и т.д. Один из гимнов «Ригведы» (RS, VII, 103) приводит сатирическое сравнение квакающих под проливными дождями лягушек с брахманами, монотонно бормочущи-

[14]

Бог Индра на слоне

ми строки из «Веды». Впрочем, в пантеоне ведических богов Индра, бог ураганов и дождя, считается верховным божеством. Нам трудно себе представить этот разгул стихии (в Ассаме за сутки зарегистрировано 1036 мм осадков, в то время как в Париже их среднегодовой уровень составляет 520 мм), приходящий на смену удушающей майской жаре, когда температура в тени нередко достигает 40 градусов. Там, где муссонов нет или они являются редкостью, главным образом в нижней долине Инда и в меньшей степени — на Деканском плоскогорье, преобладает засуха. Словом, как обильные осадки, так и слабые представляют угрозу для жизни.

Реки всегда были объектом поклонения. И в наши дни встречаются паломники, совершающие

[15]

Истоки Ганга в Гималаях

пешком «парикрама» — паломничество к «мата Ганга» к «нашей матери Ганге» или к Нармаде, то есть совершающие полный обход русла реки. Они говорят о реке (все реки в Индии — женского рода) как о матери, обожествляют ее. Истоки Ганга в Гималаях с давних лет стали местом паломничества. За исключением горных районов, климат в Индии повсеместно жаркий. И только северо-запад характеризуется сильными колебаниями ночных и дневных температур зимой. Сезонным колебаниям подвергается и влажность воздуха. Но Индия — это прежде всего континентальная страна с тропическим климатом. К тому же арьяварта, Индо-Гангская равнина, а также Деканское плоскогорье, являются обширнейшими территориями, продуваемыми всеми ветрами. И мы не найдем в Индии областей с резкими климатическими колебаниями, что наблюдается, например, в Западной Европе. И только горы в соедине-

[16]

нии с морем представляют климатическую «индиви-дуальность».

Составленная нами общая достаточно схематическая картина не должна создавать впечатление об Индии как о территории или регионе, представленных в рамках индийской цивилизации. Ведизм не имел отношения к территории. А что касается классической индийской цивилизации, для нее современная Индия являлась однородным пространством, где независимо друг от друга развивались «варна», «ашрама» и санскрит. Потребовалось развитие паломничества и создание истории богов, чтобы это пространство постепенно преобразовалось в территорию и чтобы его узловые пункты воспринимались и определялись как места поселений. Географией пренебрегали в пользу космографии. И только в период колонизации, в частности в XIX столетии, индусы наконец почувствовали, что Индия существует как страна.

[17]

Цитируется по изд.: Анго М. Классическая Индия. М., 2007, с. 11-17.

Рубрика: