Ливерпуль (Абрамова, 1966)

Наиболее типичным городом-работорговцем Англии являлся Ливерпуль. В XVII веке он был еще совсем невелик. Страффорд (первая четверть XVII века) обложил его корабельным сбором всего в 15 ф. ст., в то время как Бристолю надлежало уплатить 2 тысячи. Ливерпуль позже других городов Англии стал заниматься работорговлей. В начале XVIII века, не будучи в состоянии конкурировать в африканской торговле с Лондоном и Бристолем, его купцы специализировались на контрабандной торговле шерстяными и шелковыми шейными платками с испанскими колониями Америки и Вест-Индии.

Начавшееся постепенное накопление капитала позволило им затем перейти к наиболее выгодной торговле того времени — купле-продаже африканцев.

В 1709 г. первый ливерпульский невольничий корабль, маленькое суденышко водоизмещением всего 30 тонн, перевез в Вест-Индию 15 рабов. О последующих 20 годах достоверные сведения отсутствуют. В 1730 г. в городе занималось работорговлей приблизительно кораблей. Затем число невольничьих судов начало стремительно расти. «Ливерпуль вырос на торговле рабами. Последняя является его методом первоначального накопления» 20,— говорит Маркс. В 1763—1764 гг. невольничьи корабли составляли четвертую часть всех кораблей ливерпульского порта, и его купцы держали в своих руках более половины английской торговли с Африкой 21. Работорговая деятельность города достигла своего апогея в середине 90-х годов XVIII века, когда его купцы сосредоточили в своих руках 5/8 английской и 3/7 всей европейской работорговли 22.

В 1805 г. представитель Ливерпуля, выступая в палате общин, говорил: «Для того чтобы убедиться в огромной важности работорговли, нам достаточно посмотреть па Ливерпуль и сравнить его теперешнее положение с тем, что он представлял собой не более чем столетие назад. Около ста лет назад его население не превышало 2500 человек. Эти жители использовали в торговле около 100 барок. Капитал Ливерпуля тогда составлял около 10 000 ф. ст. Каково его положение сейчас? Его флот насчитывает не менее 5 тысяч кораблей, команды которых — самые лучшие моряки британского флота. Население города составляет приблизительно 80—90 тыс. человек. 10 000 ф. ст. прежнего капитала Ливерпуля превратились в миллионы фунтов стерлингов. Несомненно, что это удивительное процветание является исключительно следствием работорговли... Свыше 10 000 жителей Ливерпуля в 1805 г. были заняты работорговлей. Кроме того, неисчислимое количество людей тем или иным «способом участвовало в работорговле и получало от нее прибыли...» 23.

Здание городской биржи украшали фигуры африканцев и слонов, символизирующих африканскую торговлю. Одну из улиц Ливерпуля называли Негритянской. В XVIII веке говорили, что некоторые улицы города носят следы цепей, а стены домов скреплены кровью рабов-африканцев 24. Ливерпульские купцы резко выступали против запрещения работорговли. Они послали в парламент множество петиций, требуя ее продолжения и расширения.

Всего из Ливерпуля в Западную Африку было сделано более 5 тысяч рейсов невольничьих судов 25:

5 тысяч рейсов кораблей из Ливерпуля к Африке означает более 4 тысяч крупных невольничьих кораблей, принадлежавших этому порту в XVIII веке. Количество судов по обслуживанию прямой торговли с Вест-Индией примерно в три раза превышало число кораблей, перевозивших рабов. Следовательно, на обслуживании отраслей хозяйства, связанных с работорговлей, было занято свыше 20 тысяч ливерпульских кораблей.

На городских верфях строились суда специального типа — одни, предназначенные исключительно для работорговли, другие для торговли с Вест-Индией. Их обслуживали тысячи матросов и ремесленников разных специальностей 26.

Лишь один из крупных ливерпульских торговых домов не был связан ни с работорговлей, ни с вест-индской торговлей. Его глава впоследствии активно боролся за запрещение работорговли и отмену рабства африканцев. Богатство остальных купцов города вырастало на доходах, полученных от продажи африканцев. В 90-х годах XVIII века было подсчитано, что убытки Ливерпуля в случае запрещения работорговли составят около 7,5 млн. ф. ст.

Для работорговли были необходимы товары, которые пользовались бы спросом в Африке. Экономическая политика Англии, так же как и в XVII веке, была направлена на то„ чтобы возможно большее количество товаров производилось внутри страны 27. Капиталы, накопленные в работорговле, стали источником расширения многих английских мануфактур.

Результатом обогащения Ливерпуля на работорговле было быстрое развитие в XVIII веке Манчестера. Ткачи Манчестера делали ткани, которые работорговцы Ливерпуля вывозили в Африку и обменивали там на рабов. Почти до конца XVIII века большая часть манчестерских тканей производилась из хлопка, который выращивался руками африканцев на вест-индских плантациях. Э. Вильямс на основании ряда исследований приводит следующие цифры: объем внешней торговли Манчестера в 1739 г. выражался цифрой 14 тысяч ф. ст., а к, 1759 г.— почти в восемь раз больше. К 1779 г. стоимость внешней торговли города составляла уже 303 тысяч ф. ст. До 1770 г. 1/3 этого экспорта шла на африканское побережье, 1/2 — в американские и индийские колонии. Эта тесная связь с «треугольной торговлей» и создала Манчестер.

Цитируется по изд.: Абрамова С.Ю. История работорговли на Верхне-Гвинейском побережье (вторая половина XV – начало XIX в). М., 1966, с. 58-62.

Примечания

20. К. Маркс. Капитал, т. I, стр. 769.

21. G. Williams, The history of the Liverpool privateers..., pp. 494, 495

22. D. P. Maronix and M Cowley. Black cargoes..., p. 71.

23. «Great Britain. Parliament. The Parliamentary Debates...» (далее —«The Parliamentary Debates»), vol. IJJ, pp. 522, 654, 655.

24. D. P. Mannix and М. Cowley, Black cargoes..., pp. 73, 74.

25. Все авторы в отношении числа невольничьих кораблей Ливерпуля ссылаются на Г. Вильнюса. Однако мы считаем возможным определить приблизительное количество судов, отправленных за годы 1733—1742, 1745—1748, 1750, т. е. за те годы, сведения о которых у него отсутствуют. Что касается данных Г. Вильямса, то надо иметь в воду, что в сановном он вносил в таблицу суда, принадлежавшие тем торговым домам, которые в течение гола вывозили из Африки более тысячи рабов. В Ливерпуле же попользовалось в работорговле очень много мелких судов. Таким образом, можно предполагать, что общее количество невольничьих судов значительно превышает данный итог.

26. В 1775 г. в связи с войной за независимость американских колоний в Англии начался временный спад работорговли. 3 тыс. матросов Ливерпульского порта остались без работы. Воспользовавшись наличием такого количества безработных, предприниматели снизили остальным морякам на 1/3 месячную заработную плату. Начавшиеся волнения среди матросов кончились восстанием, продолжавшимся несколько дней. Моряки требовали повышения жалованья до прежнего уровня и выхода в море невольничьих кораблей. И со стороны полиции, и оо стороны восставших было пущено в ход оружие; в результате подавления восстания несколько моряков были убиты.

27. Эдвардс в своей работе дает таблицу ввоза Англией в Африку отечественных и иностранных товаров в их денежной оценке за 1701—1787 гг. (В. Edwards, The history..., vol. 2, pp. 226, 227). Кроме того, в таблице показана стоимость реэкспорта в Африку с 1774 г. ост-индских изделии. Бели исключить ост-индские товары, то до 1774 г. экспорт иностранных товаров в Африку был больше половины экспорта английских товаров, а очень часто и превышал стоимость всех товаров английского производства (например, в 1705, 1715, 1718—1748, 1750—1751 гг.). В связи с этим особенно ясно видно, как важно было для Англии развитие таких городов, как Манчестер.

Рубрика: