Галицко-Волынское княжество под игом орды

На протяжении нескольких лет Даниил Романович не признавал зависимости от Золотой Орды, хотя власть его внутри Галицко-Волынского княжества ослабела. В Галиции снова стало поднимать голову крупное боярство, не желавшее подчиняться князю. Ослабление Галицко-Волынского княжества решили использовать венгерский король Бела IV, его зять Ростислав Михайлович (сын черниговского князя), стремившийся овладеть Галичем, и крупные галицкие бояре-изменники. Бела IV дал Ростиславу большое войско, и тот вдвинулся против Даниила. На помощь венграм явилось также войско одного из польских князей. 17 августа 1245 г. под городом Ярославом на реке Сан венгерско-польское войско было наголову разгромлено Даниилом. Эта победа привела к окончательному укреплению Даниила в Галиче. Однако положение ослабленного Галицко-Волынского княжества на востоке оставалось угрожающим. В 1246 г. Даниил признал себя зависимым от Золотой Орды, но от намерения бороться против татар он не отказался.

Возвратившись из Золотой Орды, Даниил устанавливает союзные отношения с Венгрией, польскими и литовскими князьями. В начале 1250-х годов он с частью литовских князей совершил поход в Прибалтику против немецких рыцарей.

Даниил старался вовлечь в борьбу с татарами все европейские страны. Стремясь осуществить унию — объединение православной церкви с католической под своей властью, папа римский вступил в сношения с Даниилом. Надеясь получить помощь для борьбы с татарами, Даниил дал формальное согласие на унию, хотя и не имел намерения вводить католичество на Руси. Папа предложил Даниилу королевский титул и прислал королевскую корону, которой галицко-волынский князь и короновался (в 1253 г.). Однако не получив помощи от папы, Даниил прекратил с ним всякие связи. После этого папа приказал католическим епископам проклясть Даниила и стал проповедовать крестовые походы против Руси.

Не получив помощи на Западе, Даниил решил сам выступить против татар. Он собирает население, разбежавшееся в горы во время татарского нашествия. Приходило на его призыв население и из других русских земель, в частности из Приднепровья. Даниил укреплял свои земли, строил в них города, в том числе и Львов (названный по имени сына Даниила Льва), впервые упоминаемый в летописи в 1250-х годах Львов стал главным городом Галиции вместо Галича. Даниил принимал меры для заселения этих городов, для развития в них ремесла и торговли.

Особенно заботился он о том, чтобы заселить, укрепить и украсить основанный им еще перед татарским нашествием Холм, который он сделал своей столицей в противовес Галичу — очагу боярских смут и измен. Даниил стремился также расширить территорию Галицко-Волынского княжества на севере и на западе. Он подчинил себе часть земель литовского племени ятвягов по  Западному Бугу (здесь возникли западнорусские города  Бельск, Мельник, Кобрин, Каменец на Лосне) и распространил свое влияние на западнорусское Турово-Пинское княжество.

Готовясь к борьбе с татарами, Даниил прежде всего укрепил союз с великим князем владимиро-суздальским, выдающимся политиком и полководцем своего времени, могущественным русским князем Александром Невским. Оба князя пытались осуществить план совместной борьбы против татар, используя для этого ханские усобицы в Золотой Орде. В 1252 г. вспыхнуло крупное восстание против татар в Северо-Восточной Руси, охватившее Ростов, Владимир, Суздаль, Ярославль, Тверь, Рязань и другие города. Через некоторое время Даниил Романович перешел в наступление против соседнего татарского воеводы Куремсы, кочевавшего со своей ордой, на правом берегу Днепра, между Днестром и Днепром, и завладел землями, находившимися под непосредственной властью татар по Южному Бугу, Случи и Тетереву. Затем он взял Возвягль (теперь Новоград-Волынский), собираясь двинуться дальше на юг, чтобы вернуть себе Приднепровье с Киевом. Но этому походу помешало нападение литовских князей на Волынь. Между тем из Золотой Орды был прислан на Приднепровье вместо Куремсы новый воевода Бурандай с большим войском. Действуя решительно и неожиданно, он заставил братьев Даниила Василька и сына Даниила Льва в 1261 году уничтожить укрепления городов Кременца, Луцка, Львова, Владимира и др. Сохранились лишь укрепления города Холма, население которого, укрывшись за стенами, не хотело сдаваться. Напасть же на Холм Бурандай не отважился, так как город был сильно укреплен. Не желая покориться татарам, Даниил начал готовиться к новому выступлению против них. Между тем в 1262 году в Северо-Восточной Руси снова вспыхнуло крупное восстание против татар, охватившее города Ростов, Владимир, Суздаль, Ярославль и др. Это восстание, как и предыдущее, не привело к освобождению Северо-Восточной Руси от татарского ига, хотя временно ослабило его. Галицко-Волынское княжество также вынуждено было, в конце концов, признать власть татарских ханов. Но борьба Даниила против татар имела положительное значение для всей Руси. Кроме того, Галицко-Волынское княжество находилось в меньшей зависимости от Золотой Орды, чем другие русские земли.

Даниил Романович умер в 1264 году. Он был выдающимся феодальным государственным деятелем, талантливым и храбрым полководцем.

При преемниках Даниила Романовича политическое единство, а вместе с тем и могущество Галицко-Волынского княжества начинает ослабевать. Несмотря на это, Галицко-Волынское княжество еще некоторое время оставалось грозным для Венгрии, Польши и Литвы. Сын Даниила Шварно некоторое время занимал литовский великокняжеский престол. Другой его сын, Лев Данилович, княживший в Галиции (Около 1264—1301 годов), одно время распространил свое влияние на часть Закарпатской Руси, население которой боролось против венгерского гнета, стремясь воссоединиться с другими русскими землями. По словам современного источника, Галицко-Волынское княжество в первой четверти XIV ст. являлось для Запада «непреодолимой защитой от жестокого племени татар».

Феодальные усобицы и татарские нападения подрывали могущество Галицко-Волынского княжества и содействовали его политическому упадку в первой половине XIV ст.

Цитируется по изд.: История Украины. Краткий курс. Киев, 1948, с. 53-55.