Румыния. Период феодализма (6 в. - 40-е гг. 19 в.).

В 6-7 века территорию Румынии заселили славяне, сыгравшие большую роль в подъеме местной материальной культуры, развитие которой прежде нарушалось опустошительными нашествиями, а также в зарождении и развитии феодальных отношений (в 6-8 веках процесс этот шел еще очень медленно) и в этнических изменениях. Крупнейший славянский могильник 6-7 веков (свыше 1500 погребений) найден возле города Бузэу, у села Монтеору. В конце 8-10 веков большая часть территории современной Румынии входила в феодальное Первое Болгарское царство. Образование во 2-й половине 1-го тысячелетия н. э. к юго-западу и к востоку от территории бывшей Дакии славянских государств оказало влияние на политическую организацию и этническую консолидацию местного населения.

Видимо, в конце 1-го тысячелетия н. э., в результате ассимиляции славян древним романизированным гето-дакийским населением, завершился процесс формирования восточно-романской народности - влахов, или волохов, предков румын, молдаван, аромун и других. Славяне, наряду с преобладающим романизированным населением, внесли свой вклад в формирование этой народности, ее языка, материальной и духовной культуры. Славянские поселения и после 10 века существовали на территории Румынии.

Относительно ареала этногенеза влахов имеются две гипотезы. Одни историки (например, австрийский - Р. Реслер, чешский - Л. Нидерле) считают, что формирование влахов происходило южнее Дуная, куда романизированное население отступило вслед за римскими легионами в конце 3 в. н. э. и лишь намного позднее (предположительно в начале 2-го тысячелетия н. э.) мигрировало на территорию Румынии. В подтверждение этого вывода ученые приводят письменные, археологические, лингвистические и другие источники. Другие - сторонники теории непрерывности (немецкий ученый Т. Моммзен, английский - М. Патш, румынские - Н. Иорга, А. Ксенопол) - считают, что формирование влахов происходило на территории к Северу от Дуная, где романизированное население обитало еще со времен римской оккупации. В последние годы современные румынские ученые находят в топонимике, материальной культуре и т. п. все новые аргументы в пользу теории непрерывности.

Об истории влахов в конце 1 - начале 2-го тысячелетий н. э. сведений мало. Византийские и русские источники упоминают влахов с 10 века. Анонимный секретарь венгерского короля Белы III (12 век) в хронике «Деяния венгров», описывая события 10-11 веков в Трансильвании, упоминает валашского воеводу, князя «влахов и славян».

Отрицательное влияние на развитие исторического процесса на территории Румынии оказали набеги кочевых племен. В 11-12 веках значительная часть этой территории подверглась вторжениям печенегов, половцев (куманов), торков (узов), а в 13 веке - страшному опустошению татар. В то время как Молдова оказалась целиком под татарским господством, на территории Валахии их власть распространилась частично. Разбойничьи набеги кочевники совершали и на территории Трансильвании. В 11-12 веках Трансильвания постепенно перешла под власть королей Венгрии.

Достигнутый уровень социально-экономического развития, складывание феодальных отношений у восточных романцев, укрепление экономических и политических связей между отдельными владениями их знати привели к созданию самостоятельных государств Валахии (около 1324 года) и Молдовы (1359 год), которое было ускорено необходимостью защиты от нашествий войск венгерских и татарских феодалов.

Образование государств способствовало дальнейшему развитию феодальных отношений в Валахии и Молдове. Феодализировавшаяся знать и монастыри увеличивали свои владения как за счет захвата общинных земель, так и за счет получения земельных пожалований от господарей, ставших в 15 веке крупными феодальными собственниками. Рост крупного феодального землевладения вел к сокращению земельной собственности свободных крестьян. Во 2-й половине 16 века подавляющая часть крестьян теряет право собственности на свои земли и превращается в феодально-зависимых. Основным видом повинностей крестьян в 14-16 веках была десятина натурой. Барщина в Валахии и Молдове по своему удельному весу была незначительна по сравнению с барщиной в других странах Центральной и Восточной Европы. Наиболее частыми отработочными повинностями крестьян в вотчине молд. и валашских феодалов были сенокошение, работа на пасеке, винограднике, дворовые работы. Кроме повинностей в пользу вотчинника, крестьяне несли государственные повинности. Во главе государства в Молдове и Валахии стоял господарь, являвшийся верховным феодальным земельным собственником, в ленной зависимости от которого находились все землевладельцы. Власть господаря формально была неограничена, а фактически контролировалась боярами, занимавшими все высшие должности в княжествах.

В 14-15 веке на основе роста разделения труда, развития ремесла, внутренней и внешней торговли в Молдове и Валахии выросли города. Пользуясь известной административной и политической автономией, они имели самоуправление, состоявшее из судьи («шолтуз») и 12 советников, которые ведали делами города. В 16-17 веках города, особенно в Молдове, все больше подчиняются власти господаря.

В 15 - 1-й половине 16 веков Валахия и Молдова вели тяжелую борьбу с Османской империей, пытавшейся подчинить Дунайские княжества.

Успешную борьбу против турок вел господарь Валахии Мирча Старый (1386-1418). Однако в условиях усилившегося натиска турок он вынужден был согласиться на выплату турецкому султану дани. Со времени правления Петра Арона (1454-1457) Молдова также должна была выплачивать Турции ежегодную дань.

Гнет местных и турецких феодалов, непрерывные войны вызывали мощные антифеодальные крестьянские восстания. В 1490-1492 годы в северной части Молдовы произошло восстание под руководством Мухи. В 15-16 веках имели место восстания и в Трансильвании (см. Крестьянское восстание 1437-1438 годов в Трансильвании, Дожи Дьёрдя восстание 1514 года).

После Мохачской битвы (1526) и распада Венгерского королевства образовалось (1541) относительно самостоятельное феодальное государство - Трансильванское княжество, признавшее сюзеренитет турецкого султана и платившее ему дань. Со 2-й половины 16 века усилилась зависимость от Османской империи Молдовы и Валахии, пользовавшихся вначале внутренней автономией. Обладая правом утверждения господарей в княжествах, Порта превратила господарский престол в предмет купли-продажи. Господари становились ставленниками Порты, послушными исполнителями воли турецкого султана. Помимо ежегодной дани и пешкешей (даров) высшим сановникам Порты, зависимость Валахии и Молдовы от Турции выражалась в установлении турецкой монополии на торговлю, в обязательных поставках сельскохозяйственных продуктов, рабочей силы для укрепления турецких крепостей, в участии молдавских и валашских войск в турецких походах.

Основная часть доходов, которые турецкое феодальное государство получало из Молдовы и Валахии, взыскивалась посредством государственных податей с крестьян. В конце 16 века зависимые крестьяне Валахии и Молдовы теряют право перехода. «Уложение» Василия Лупу 1646 года в Молдове и свод законов 1652 года в Валахии были важными этапами в юридическом оформлении крепостного права в княжествах. В Трансильвании фактическое и юридическое закрепощение венгерского и валашского крестьянства произошло еще раньше (к начале 16 века). В своей борьбе за независимость Молдова и Валахия искали поддержки у других государств, в первую очередь у России. Общие внешнеполитические интересы в отражении агрессивных устремлений татарских орд, натиска польских и литовских феодалов в 15-16 веках послужили основой для военно-политических союзов молдавских господарей Стефана Великого с Иваном III и Петра Рареша с Иваном IV. В антитурецкой освободительной борьбе, которую вели молдавский господарь Иоан Водэ Грозный (1572-1574) и валашский Михай Храбрый (1593-1601) в последней четверти 16 века, активное участие приняли запорожские казаки. В политической истории княжеств господарство Михая Храброго сыграло важную роль. Ему удалось разгромить турецкие войска и на короткий срок объединить Валахию, Молдову и Трансильванию в единое княжество. С конца 16 века на основе совместной борьбы против турецкой агрессии окрепли политические связи Валахии и Молдовы с Россией; эти связи способствовали оживлению экономических и культурных взаимоотношений между княжествами и Россией. В 17 веке Василий Лупу, Матей Басараб и Георгий Стефан установили тесные политические связи с Россией и Украиной. В конце 17 - начале 18 веков при Константине Брынковяну установились постоянные дипломатические отношения Валахии с Россией. В русско-турецкой войне 1711 года молдаване сражались вместе с русскими войсками. Молдавский господарь Дмитрий Кантемир заключил с Петром I союзный договор. После 1711 года в Молдове и 1716 году в Валахии Порта стала назначать в княжества господарей из числа греков-фанариотов (см. Фанариоты), использовавших Валахию и Молдову как источник обогащения. Усилившийся турецко-фанариотский гнет приводил к возрастанию феод. эксплуатации путем увеличения государственных повинностей и ограничивал возможности непосредственной эксплуатации крестьян в вотчинах молдавских и валашских феодалов. Аграрные реформы Константина Маврокордато (в 1746 году в Валахии, в 1749 году в Молдове), отменившие личную крепостную зависимость крестьян от феодала и при этом сохранившие прикрепление к земле как единице налогообложения, законодательно оформили систему «внеэкономического принуждения» централизованным путем (феодальным государством). В этих условиях молдавские и валашские феодалы стали извлекать основную часть доходов из государственных налоговых поступлений в виде высоких жалований за занимаемые ими административные должности. Рост национального и социального гнета вызвал широкое освободительное и антифеодальное движение народных масс. Большой размах приобрело гайдучество (см. Гайдуки).

Турецкое владычество тормозило процесс зарождения капиталистических отношений в Валахии и Молдове. Хищническая политика господарей-фанариотов сокращала материальные средства для первонач. накопления в княжествах. Высокий удельный вес государственных повинностей препятствовал превращению свободной рабочей силы в товар. Возникшие во 2-й половине 18 века суконные, бумажные, стекольные и другие предприятия мануфактурного типа были основаны главным образом на принудительном труде зависимых крестьян. В Трансильвании, подчиненной (с конца 17 века) Габсбургами, уже наметился к этому времени кризис феодальных отношений. Одним из проявлений этого кризиса явилось Трансильванское крестьянское восстание 1784 года.

Русско-турецкие войны 18 века, подтачивая военное могущество Османской империи, благоприятствовали освободительной борьбе Молдовы и Валахии. Добровольческие отряды молдаван и валахов участвовали в военных действиях против Турции на стороне русских войск. По Кючук-Кайнарджийскому миру 1774 года Россия получила право покровительства над Молдовой и Валахией (право «говорить в пользу сих двух княжеств»). Ясский мирный договор 1791 года подтвердил условия Кючук-Кайнарджийского договора. В результате русско-турецкой войны 1806-1812 годов Прутско-Днестровское междуречье Молдовы (Бессарабия) было освобождено от турецкого гнета. По Бухарестскому мирному договору 1812 года Бессарабия отходила к России. В Запрутской Молдове и в Валахии сохранился турецко-фанариотский режим.

Широкие народные массы княжеств вели упорную борьбу против чужеземного гнета и господства местных феодалов. Наивысшей точкой подъема национально-освободительной и социальной борьбы в княжествах в первой четверти 19 века было Валашское восстание 1821 года под руководстком Т. Владимиреску. Несмотря на поражение, непосредственным его результатом была ликвидация фанариотской власти в княжествах. Молдова и Валахия получили право выбора господарей из местных бояр, что было подтверждено русско-турецкой Аккерманской конвенцией 1826 года. Дальнейшим шагом в ослаблении зависимости княжеств от Турции был русско-турецкий Адрианопольский мирный договор 1829 года, обеспечивший автономию Молдовы и Валахии. В княжествах отменялась турецкая торговая монополия, им предоставлялось право свободной торговли. Это способствовало экономическому подъему Молдовы и Валахии. Расширилась торговля, вырос экспорт зерна, стимулировавший развитие товарного земледелия. В результате росли посевные площади в имениях молдавских и валашских феодалов и сокращалось количество земель, находившихся в пользовании крестьянства. Все это сопровождалось усилением крепостничества (были ограничены права выхода крестьян), которое было, однако, не столь интенсивным, как в большинстве стран Восточной Европы. Введенный в княжествах Органический регламент 1831-1832 годов, разработанный при участии графа П. Д. Киселева (управлявшего княжествами в 1829-1834 годы после русско-турецкой войны 1828-1829 годов), хотя и закреплял политические права и привилегии крупных бояр и высшего духовенства, предусматривал ряд социально-экономических, политических и административных преобразований, способствовавших экономическому и культурному сближению княжеств.

Усиление крепостничества вызвало в 30-40-х годы 19 века антифеодальное крестьянское движение. В среде мелкого боярства, предпринимателей, интеллигенции в этот период возникают тайные революционные организации, выдвигавшие различные программы национального освобождения и некоторые экономические и политические реформы.

Удар по феодально-крепостническому строю нанесли буржуазно-демократические революции в Валахии и Трансильвании, революционное движение в Молдове.

Г. Б. Федоров

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ - СЛАВЯНЕ. 1969.