Славянская колонизация, Первое Болгарское царство (VI — начало XI в.).

Славянская колонизация, Первое Болгарское царство (VI — начало XI в.). Славянское проникновение на Балканы началось в VI веке, но массовый характер приняло в VII веке. После попытки императора Маврикия (582—602) перенести военные действия на север от Дуная и свержения его с престола натиск славян стал неудержим, ворота империи распахнулись для варваров. К началу VII в. Балканский полуостров был заполнен славянскими поселениями, славянской колонизации подверглась и территория между Балканскими горами и Дунаем. В новых условиях Византия использовала не только военные методы борьбы со славянами, она привлекала их в качестве федератов, контролировала ситуацию, разжигая вражду между соперничавшими варварскими племенами. Славянские этнические и политические общности, организованные по территориальному принципу, византийцы называли склавиниями (славиниями). Среди них выделялась склавиния под названием «Семь славянских родов», принявшая впоследствии активное участие в формировании Болгарского государства. В восточной части Балканских гор расселились северы. Около 680 года хан одной из групп тюркских кочевников-болгар (протоболгар), пришедших из низовий Волги и Дона, Аспарух (около 665—700) отвоевал у византийского императора Константина IV Погоната местность близ дельты Дуная и заключил соглашение с местным славянским племенным союзом. Таким образом, на начальном этапе в формировании болгарской государственности участвовали два народа — славяне и протоболгары. Процесс консолидации единой славяно-болгарской народности растянулся на столетия: социально-политическая организация, религия, хозяйственно-культурный тип этих народов были слишком различны.

Начальный этап болгарской государственности датируется 681 годом, когда Византия по мирному договору, заключенному между императором Константином IV (668—685) и предводителем болгар Аспарухом, вынуждена была признать появление на своих северных границах Первого Болгарского царства, занявшего территорию, ограниченную течением р. Дунай и Балканским хребтом. Болгарская орда Аспаруха осела на Абобской (Плисковской) равнине — безлесной, сухой, с обильной травянистой растительностью. Ее климат представлял все удобства для коневодства. Вокруг одного из главных аулов — Плиски — было создано укрепление, представлявшее собой цепь земляных сооружений, за которыми находились военные лагеря, охранявшие подходы к центру. Расположенные на периферии славянские племенные объединения, подвластные своим вождям, оставались автономными. Они имели союзные обязательства перед ханами Плиски, важнейшим из которых было предоставление войска и защита границ государства. На них не распространялось название «Болгария», употреблявшееся применительно к территории, занятой болгарскими вежами (станами) с центром в Плиске, где славянского населения не было.

В VIII веке болгарские роды утверждали право на владение завоеванными землями. Рассказы византийских историков Феофана Исповедника и патриарха Никифора о «смутных временах», наступивших после правления хана Тервеля (первая четверть VIII века), отражают борьбу за власть, вызванную перераспределением пастбищ, между родами Дуло, Вокил, Угаин. Внутренние распри умело использовались Византийской империей, военное противостояние с которой характерно для политики болгарских ханов.

В войнах с Византией укреплялась идея единовластия, мирные договоры способствовали развитию торговли. Масштабные передвижения пленных, купцов, военные марши болгарского войска, посещение ханами Константинополя обогащали и изменяли быт и практику социального общения, влияли на представление о власти.

По болгарскому обычному праву правление должно было переходить от отца к старшему сыну — «канартихину». Несмотря на то, что такой порядок часто нарушался, власть не уходила за пределы болгарского этноса. У хана была личная дружина, которую он содержал самостоятельно. Члены ее именовались на византийский манер — кандидаты. Особенно почитались те, кто проявил силу и храбрость на войне — багатуры.

Укрепление государственности в первой половине IX века при ханах Круме (803—814) и Омуртаге (814—831) выразилось в административных реформах (деление подвластной территории на области, границы которых не совпадали с племенными), введении законов, изменении роли Плиски, игравшей роль крупного военного лагеря («кампос» в византийских источниках). Традиционный болгарский аул превратился в благоустроенный комплекс дворцовых сооружений с трубопроводом для пресной воды, банями, канализацией, бронзовыми скульптурами, что было связано с растущими экономическими возможностями болгарской аристократии и ее стремлением к роскоши и удобству. На найденных в городе Тырново и в погребении около с. Белоградец золотых медальонах хан Омуртаг изображен в стемме, с крестом императорского триумфа в руке и багрянице. В правление Омуртага в титулатуре болгарского правителя появляется приставка «ивиги» — «великий» и новая формула «от бога владетель многих болгар». С начала IX в. расширяется круг лиц, которым делегируются властные полномочия. Среди них были бори тарханы, олгу тарханы, зера тарханы. Рядовые посты в государственном управлении и командовании войсками занимали представители низшей администрации — багаины. Они распоряжались складами вооружения. Значительный список должностей отражал стремление к установлению прочной власти. Разделение функций было направлено на эффективность управления территориями, которые уже не ограничивались Плисковской равниной. Среди окружения Крума появляются славянские имена, например Драгомир — посредник при переговорах Крума с византийскими властями. Автономия славянских княжеств-склавиний в составе Болгарии к середине IX в. сводилась к обособленности областей (комитатов), а славянская знать пополняла ряды высшей администрации и служилых людей (сотрапезников). Общегосударственным языком был греческий с добавлением терминов болгарского и славянского происхождения.

Языческая Болгария оставила свой след в эпиграфических памятниках. Сохранилось около 100 «надписей болгарских ханов», целых и в отрывках, которые содержат сведения о военных походах и строительстве, предпринимаемом по инициативе ханов; мирных договорах и определении границ; среди них можно найти надгробные надписи и описи вооружения. Своей монументальностью выделяется наскальный рельеф, получивший название «Мадарский всадник» (Шуменский округ, близ с. Мадара; включен в список Всемирного наследия ­ЮНЕСКО). Он располагается почти на середине отвесной скалы, на высоте 23 м от ее подножия. Изображение триумфального всадника на коне, у задних ног которого бежит собака, а под передними копытами помещен лев, сопровождается плохо сохранившимся текстом на греческом языке.

Складывание государственности нашло отражение и в «Именнике болгарских ханов», обнаруженном в XIX в. в русском своде — Летописце Еллинском первой редакции. «Именник» связывает начало болгарской истории с основателем гуннской державы Аттилой. Он содержит реальный перечень болгарских правителей и носит следы разных этапов в становлении болгарского опыта общения с внешним миром и создания структур власти.

В 864 году хан Борис (852—889) принял христианство из Византии, после чего получил новый титул — князь. На следующий год началось крещение его подданных. Сын Бориса Симеон (893—927) получил образование в Константинополе, где его называли «полугреком». Он сплотил вокруг себя «литературный круг», деятельность которого стала возможной благодаря тому, что в 886 в Плиске были приняты ученики святых братьев Кирилла и Мефодия. Благодаря им в культурном развитии Б. начинается новый период, не менее важный, чем крещение. Его содержанием стало превращение искусственного, пока еще «мертвого» церковно-литературного языка славян в «живой», активно использующийся в повседневной жизни: в обучении, в государственных канцеляриях и, прежде всего, в богослужении. В стенах духовной обители Б. концентрируется мощная интеллектуальная сила. Климент Охридский, Наум Охридский, Константин Преславский, Иоанн Экзарх, пресвитер Григорий создали литературный корпус переводов и оригинальных произведений, благодаря которым Б. стала колыбелью славянской книжности. Книжники активно использовали термин «славяне», обозначая новую общность, появившуюся в христианской семье. В их понимании просвещенные христианством жители Б. представляли единый народ, культурная идентификация которого определялась не через этническую принадлежность, а через веру.

Покровительствуя развитию культуры, Симеон заслужил прозвание «нового Птолемея» и претендовал на титул византийского императора. К 893 он построил новую столицу — Преслав. Город поражал современников своим величием, перед их взором, по словам Иоанна Экзарха, представали «большие каменные здания, украшенные деревянной резьбой… постройки и церкви, укрепленные снаружи камнем, деревом и росписью, а внутри мрамором, медью, серебром и золотом». В своей внешней политике «новый Олоферн», как называл его патриарх Николай Мистик, руководствовался установками болгарских предков «брать чужое и не отдавать свое». Благодаря постоянным войнам Симеон добился безусловного господства Болгарии на Балканском полуострове. В болгаро-византийское противостояние оказались втянуты сербы, хорваты, угры, печенеги, арабы. На пике славы, в 927 году, Симеон умер, так и не достигнув главной цели — занять константинопольский престол.

В том же году его сын Петр (927—969) подписал мирный договор с Византией, согласно которому устанавливались новые границы, империя признавала узурпированные Симеоном титулы болгарского царя и патриарха. Договор был скреплен брачным союзом Петра и внучки византийского императора Марии.

Заключение мира не могло предотвратить ослабление мощи государства к середине X века. От Болгарии начали отделяться присоединенные силой области. В 972, после вторжения за Дунай киевского князя Святослава Игоревича и русско-византийской войны, была уничтожена значительная часть родовой знати, составлявшая костяк боевой дружины болгарского государства, восточные районы Б. были завоеваны Византией.

В западных районах Болгарии во 2-й половине X в. объединительные процессы возглавил сын комита (правителя области) Самуил (997—1014). Он вел удачные войны с Византией, сербскими и хорватскими князьями. Под его покровительством началось строительство церквей и монастырей на островах Преспанских озер. Центром светской и церковной власти стал Охрид. 29 июля 1014 года император Василий II Болгаробойца одержал победу в битве у горного хребта Беласица, византийцы взяли в плен и ослепили 15 тыс. болгарских воинов. Через 4 года последние очаги сопротивления были уничтожены, и в 1018 болгарская государственность, сформировавшаяся в сложных и противоречивых условиях этнического и культурного болгаро-славянского дуализма, окончательно перестала существовать. Болгарские земли вошли в состав Византии.

Бесконечные войны Симеона, волнения в болгарских землях в правление его сына, сепаратизм юго-запада, походы князя Святослава, вступление в военные действия византийской армии — все эти реалии X века способствовали конфронтации между византийской цивилизацией и народной культурой, что привело к распространению еретического учения — богомильства. Богомилы отождествляли себя с христианской общностью и боролись с византийским христианством «на его соб­ственной территории и его же оружием». Отрицая и порицая все ветхозаветное, богомилы не признавали и церковной организации. По их мнению, в ней господствовал Сатана. «Еретики же не поклоняются иконам и называют их идолами... хулят мощи и смеются над нами, видя, как мы поклоняемся им и молим о помощи» — писал болгарский книжник конца X века Козьма Пресвитер. Содержащиеся в Евангелии рассказы о чудесах, совершенных Христом, они толковали иносказательно, а в сами чудеса не верили. Отрицание богомилами овеществленной святости закрыло путь почитанию собственных болгарских святых. Исключение составил монах-пустынножитель Иван Рильский. Его раннее народное житие рассказывает, что он был пастухом. Постригшись в монахи, он ушел в Рильскую пустынь и обосновался в пещере, куда «ни солнце не проникало, ни ветер не врывался». Святой умер в одиночестве, и только звери не отходили от него, «излечивая свои болезни». По велению «ангела Господня» тело Ивана перенесли в Средец (Софию). В честь рильского пустынножителя был воздвигнут храм, где и упокоились его мощи. Особенностью болгарского религиозного сознания стало то, что оно не сделало акцента на почитании правителей. Болгария сделала свой выбор, избрав заступником за всех болгар и отечество Ивана Рильского.

О. В. Лощакова.

Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2016, с. 56-60.