Чапультепек

ЧАПУЛЬТЕПЕК. В 1168 году мешики оставили Коатепек и, повинуясь приказу, отправились в Текискьяк, где они пробыли несколько лет. Потом они прошли к Шальтокану, где им для поддержания численности населения было велено выращивать кукурузу и красный перец. Также они возводили ограды и непрочные стены, защищавшие их племя от чужеземцев. По прошествии нескольких лет мешики вновь отправились на поиски земли обетованной. Они побывали во многих районах и везде только сталкивались с растущей враждебностью правителей местных племён. Они странствовали из Экатепека в Туль петлак, из Аскапоцалько в Такубу и Койоакан, пока, наконец, примерно в 1285 году не прибыли в местность на озере Тескоко, носящую название Чапультепек, важный источник воды.

Здесь мешики столкнулись с сильными противниками, у которых, в отличие от чичимеков, существовали утончённая цивилизация, феодальная система правления и земельная собственность. Поскольку мешиков отовсюду гнали, их жрецы снова обратились за советом к мудрому богу Уицилопочтли, который велел им ждать удобного случая, чтобы захватить эту землю, и его сигнала, чтобы разбить врагов. Тем временем они основали поселение в Чапультепеке и возвели вокруг него прочные стены, на которых, охраняя женщин и детей, дежурили днём и ночью. И вот тут-то Уицилопочтли впервые за всё время повелел мешикам избрать из среды воинов вождя, который защищал бы племя от враждебных армий двух соседних народов. Они избрали своим предводителем Уицилиуитли, который направил большую часть энергии своих соплеменников на изготовление стрел, луков, дубинок, копий и острых камней для метания. В отчётах Дурана это, по-видимому, является первым указанием на переход мешиков от религиозного и сельскохозяйственного общества к военно-агрессивному.

Их пребывание в Чапультепеке было не очень приятным. Согласно местным источникам, Копиль, прямой потомок Малинальшочитли, жаждал отомстить за честь матери. Прибыв в соседние государства, он начал внушать им страх и ненависть к своему племени. Благодаря его стараниям правители и касики невзлюбили племя мешиков, и интриги Копиля создали атмосферу враждебности и нетерпимости. Копиль задумал устроить засаду на Уицилопочтли и его племя: он со своими людьми стал скрытно поджидать мешиков у предгорья лагуны Тепецинко, намереваясь нанести им там решающий удар и отомстить, наконец, за свою мать; однако Уицилопочтли, разгадав замысел Копиля, велел мешикам обойти лагуну с другой стороны и ударить в тыл его армии. Напав и пленив войско Копиля, Уицилопочтли приказал разрезать живым пленникам грудь, вырывать из неё бьющееся сердце и подносить его в дар Солнцу.

И опять бог-покровитель мешиков защитил их и уберёг от опасности. К сожалению, смерть Копиля не изменила для мешиков политической ситуации. Окружающие племена питали такую ненависть и были столь враждебно настроены, что всех членов племени мешиков — мужчин, женщин и детей — обучали тому, как изготовлять и пользоваться оружием, защищая своё племя. Постоянно вспыхивали стычки, но только в земле чальков мешики потеряли своего вождя и предводителя, который был захвачен в плен и впоследствии убит. Несмотря на одержанную победу, чальков испугала решимость и храбрость мешиков. Хотя чальки и превосходили численно мешиков, их войско в сражении с небольшой группой мешиков понесло очень серьёзные потери. После последнего столкновения чальки забыли о своей гордости, отказались от силового решения и прекратили боевые действия, истощавшие силы обеих групп.

Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 63-64.

Рубрика: