Завоеванная арабами

Арабские завоеватели восприняли в Сирии многое от византийской системы управления; греческий язык был языком делопроизводства до начала 8 века; сирийский и греческий языки сохранились в обиходе до 13 века. Среди христиан Сирии при Омейядах господствовали греческо-эллинистические научные и философские традиции; благодаря этому сирийцы-христиане, в частности Иоанн Дамаскин, оказали влияние на развитие мусульманской догматики.

При Омейядах творили придворные поэты-панегиристы и сатирики: аль-Ахталь (около 640 - около 710), аль-Фараздак (около 641 - около 730), Джарир (около 653-728/729), в творчестве которых господствовали арабские поэтические традиции. При дворе Аббасидов известны имена выходцев из Сирии - поэта Абу Таммама (804-845) и его ученика поэта аль-Бухтури (821-897), а также сирийцев-переводчиков Хунейна ибн Исхака (808-873) и другие, которые перевели на арабский язык сочинения Платона, Аристотеля, Галена, Гиппократа, Эвклида, Архимеда. Расцвет литературной и научной жизни Сирии отмечается при дворе Хамданида Сейф ад-Даула (творчество философа и музыканта аль-Фараби (ум. 950), филолога Абу-ль-Фараджа аль-Исфахани (897-967), поэтов аль-Мутанабби (915-965), Абу Фираса аль-Хамадани (932-968) и аль-Вава ад-Димашки (ум. 980)). В Сирии творил гениальный поэт-гуманист и мыслитель Абу-ль-Ала аль-Маарри (973-1057).

Распад Сельджукского государства на уделы, их междоусобная борьба и столкновения с Фатимидами облегчили захват Северо-Западной Сирии крестоносцами и образование в 1098 году на ее территории Антиохийского княжества. Вост. С. распалась на отд. владения араб. и сельджукских феодалов, ведших войны с крестоносцами и между собой. В 1154 году тюркскому правителю Халеба Нур-ад-дину удалось объединить под своей властью большую часть Сирии. После его смерти (1174) Салах-ад-дин присоединил большую часть Сирии к своим владениям. В 1188 году, после победы при Хиттине (1187), Салах-ад-дин вытеснил крестоносцев из значит части Антиохийского княжества.

Во 2-й половине 13 века Сирия оказалась под властью египетских мамлюков (в Хаме до 1341 года правили потомки Айюбидов). В 1260 году Сирия подверглась нападению монголов, отраженному мамлюкским султаном Кутузом. В 1268 году мамлюкский султан Бейбарс взял Антиохию. Многочисленные чужеземные вторжения, междоусобные войны, тяжелый налоговый гнет при поздних мамлюках, а также открытие морского пути вокруг Африки и перемещение международных торговых путей неблагоприятно сказывались на экономической жизни Сирии.

В 12-13 веках в поэзии Сирии наблюдается упадок. В прозе получают распространение городская новелла, народный роман. В 12 веке были написаны воспоминания Усамы ибн Мункыза (1095-1188). В эпоху мамлюков в Сирии работали: историк и грамматик Ибн аль-Варди (1289-1348), историк и географ Абу-ль-Фида (1273-1331) и др.; 10 лет провел в Сирии историк и географ Макризи (1364-1442). В этот период получило большое распространение строительство крепостей, а также госпиталей, рынков, бань. Высокого развития достигло искусство орнамента и художественные ремесла.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ - СЛАВЯНЕ. 1969.