Кирилло-Белозерский монастырь (Мчедлов, 1999)

Кирилло-Белозерский монастырь — мужской монастырь на берегу Сиверского озера (в черте современного города Кириллова Вологодской области). Основан в 1397 году преподобным Кириллом Белозерским, учеником и последователем Сергия Радонежского. Кирилло-Белозерский монастырь был расположен на удобных сухопутных и торговых путях, рядом находилась река Шексна и дорога, соединяющая Москву с Севером, что способствовало росту монастырского хозяйства. Московские князья с большим интересом относились к становлению Кирилло-Белозерского монастыря, рассматривая его как важный опорный пункт в политической борьбе с Новгородом. Монастырю делались богатые денежные вклады, дарились земли, в результате он становится крупным феод, владельцем. 

Особый интерес к монастырю проявлял Иван Грозный. Он трижды посетил Кириллов, пожертвовав огромные средства (более 28 тыс. руб.), держал для себя специальную келью, неоднократно высказывал желание принять монашеский постриг именно в этом монастыре. Кирилло-Белозерский монастырь тратил немало денег на строительство церквей, убранство их храмовой живописью, на приобретение произведений декоративно-прикладного искусства. В 15—16 веках на берегу Сиверского озера сложился один из грандиозных ансамблей церковного зодчества, состоящий из десяти храмов (главное здание — Успенский собор — возведен в 1497—1498 годы зодчим Прохором Ростовским), башен и стен "великой государевой крепости". Среди них немало первоклассных строений. Особенно богато представлена архитектура 16 века. Расположенный довольно далеко от Москвы, обнесенный прочными стенами Кирилло-Белозерский монастырь служил не только местом паломничества русских царей, но и местом ссылки их политических противников. В 1612 году  монастырю пришлось выдержать штурм многочисленных отрядов польско-шведских интервентов. Сражение длилось несколько часов, монахи и все живущие в обители бились "крепко", штурм был отбит, часть "воровских людей" утонула в озере.

Кирилло-Белозерский монастырь являлся важным религиозно-идеологическим и культурным центром Руси: собрание рукописных книг в монастыре было одним из самых значительных в стране. По описи 1664, здесь находилось 1897 книг. Помимо богослужебных книг. Библии, церковно-учительских произведений в монастыре хранились списки летописей, переводы старинных византийских хроник, знаменитое сочинение "История Иудейской войны" Иосифа Флавия, старейшие списки "Задоншины", "Хождение игумена Даниила" и другие литературные памятники. Были книги и естественно-научного содержания, которые привлекали внимание монахов. Так, монах Ефросий (15 век) особенно интересовался размерами солнца, развитием человеческого зародыша; читал сочинения античных авторов, апокрифы — книги "отреченные", т. е. запрещенные церковью. В монастыре хранилось немало документов, отражавших борьбу сторонников и противников монастырского землевладения. Все это позволяет высоко оценить интеллектуальный уровень верхушки монашества Кирилло-Белозерского монастыря. И не случайно монастырь стал центром известного религиозно-политического течения нестяжателей во главе с их идейным лидером Нилом Сорским. 

18—19 века были временем оскудения и упадка Кирилло-Белозерского монастыря. В начале 20 века в огромном монастыре число монахов едва ли превышало два десятка. Многие строения разрушались от старости; в то же время начали проводиться и некоторые реставрационные работы. После Октября 1917 года монастырь был взят под государственную охрану. В середине 20-х годов Кирилло-Белозерский монастырь вместе с соседним Ферапонтовым монастырем (ровесником Кириллового) объявлен историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником. В 90-е годы в связи с 600-летием основания Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей проведена большая работа по сохранению и реставрации соборов, крепостных сооружений, драгоценных фресок (особенно знаменитого Дионисия). Работниками музея-заповедника к юбилею приурочен выпуск фундаментального издания — историко-краеведческого альманаха "Кириллов" (Вологда, 1994). В предисловии к этому труду говорится: "...тревожное время конца 20 столетия вновь с какой-то неутолимой жаждой заставляет нас обращаться в неведомое прошлое, чтобы на рубеже тысячелетий лучше понять и самих себя, и суть происходящего вокруг нас". В этом главный исторический смысл и духовного опыта Кирилло-Белозерского монастыря.

В. В. Горбунов

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / редкол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 172-174.