Индия. Зарождение элементов феодализм

Однако уже с середины V века начали обнаруживаться явные признаки надвигающегося упадка могущественной индийской державы. Политическое ослабление империи было непосредственным результатом кризиса рабовладельческих отношений и зарождения в Индии элементов феодализма. Сохранившиеся источники слишком ограниченны, чтобы можно было на их основании осветить сколько-нибудь подробно процессы, происходившие в Индии в это время. Несомненным, однако, является то, что достигнутый уровень производительных сил делал всё менее и менее выгодным применение рабского труда. Рабство начало уступать место иной, исторически более прогрессивной форме эксплуатации.

В знаменитом трактате «Артхашастра» («Наука о политике», или «Руководство для практической жизни»), время окончательной редакции которого относится, по-видимому, к первым векам нашей эры, уже было выдвинуто требование запретить обращение в рабство так называемых ариев, т. е. свободного населения страны. Автор «Артхашастры» устанавливал также ряд случаев, когда раб мог претендовать на освобождение, и, в частности, категорически требовал от царя, чтобы рабовладельцы отпускали на свободу всех рабов, за которых будет предложен выкуп. Постепенно рабовладельцы стали всё чаще наделять своих рабов небольшими участками земли при условии уплаты такими рабами оброка и несения всякого рода повинностей. С другой стороны, землевладельцы все шире начали практиковать сдачу земли в аренду при условии уплаты доли урожая. Автор «Артхашастры», говоря о царском хозяйстве, рекомендует отдавать земли, оставшиеся необработанными из-за недостатка рабов тем, кто соглашается обрабатывать их на условиях уплаты доли урожая. В «Артхашастре» говорится, что тем земледельцам, которые исправно выполняют свои повинности, царь может давать зерно, скот и деньги.

Предложение автора «Артхашастры» по существу имело в виду организацию особого типа царского хозяйства, в котором уже трудились бы не рабы, а лично свободные земледельцы, ведущие своё собственное мелкое хозяйство, но обязанные платить собственнику земли оброк.

Таким образом, в период правления Гуптов или в непосредственно предшествующие ему столетия в рабовладельческом обществе Индии начали складываться те формы эксплуатации, которые стали господствующими в течение всего индийского средневековья.

Одновременно с процессом перехода рабовладельцев на более прогрессивные методы эксплуатации происходили важные экономические изменения внутри сельских общин. Рост производительных сил в сельском хозяйстве, выразившийся, в частности, в более широком применении железных орудий труда, способствовал распадению совместного хозяйства большой семьи на мелкие хозяйства индивидуальных семейств.

Существовавшие прежде ограничения раздела наследства после смерти главы семьи все более смягчались. В законах говорилось и о том, что при разделе имущества все, что нажито членами семьи самостоятельно, будь то отец или сын, является личным достоянием каждого из них и не входит в раздел. Закон предусматривал также выделение старшему сыну большей доли наследства, чем прочим сыновьям.

Распадение большесемейных общин на индивидуальные семьи с соответствующим дроблением хозяйства способствовало развитию внутри сельских общин имущественного неравенства. Отдельные маломощные семейства постепенно беднели до такой степени, что их члены были вынуждены идти в долговую кабалу. В законах, относящихся к периоду разложения рабовладельческого строя, в перечне различных категорий даса (рабов) все чаще упоминаются люди, которые стали рабами в результате материальной нужды, а именно: даса, «заложившие себя», «отрабатывающие долг», «отдавшие себя на срок», «имеющие питание во время голода» и обязанные отработать то, что ими было съедено. Рабовладельцы, вставшие на путь перестройки своего хозяйства на новых началах, черпали необходимую им рабочую силу именно из этой обедневшей прослойки свободных общинников.

Но из числа разоряющихся общинников были и такие, которые шли в кабалу к состоятельным членам своей же общины. Наиболее зажиточные лица внутри сельских общин, используя такой кабальный труд, могли осваивать общинные пустоши и создавать на них хозяйство более крупное, чем это был в состоянии сделать рядовой общинник.

Интересы этой выросшей из самих общин эксплуататорской верхушки вступали в конфликт с интересами крупной рабовладельческой знати, державшей в своих руках государственный аппарат и грабившей через него общины. Гнет рабовладельческого государства особенно вырос в годы существования державы Гуптов. Непрерывные войны требовали огромных средств, в связи с чем крестьян постоянно отрывали от их хозяйств, привлекали в войска, к строительству дорог и других сооружений, облагали новыми и тяжёлыми налогами. Сопротивление этому гнету со стороны общинников перерастало в восстания. Не случайно в литературных памятниках того времени часто повторяются предупреждения государям не доводить общинников до отчаяния, так как это приводит к их бегству в соседние царства или к свержению ими своих государей.

Всемирная история. Том III. М., 1957, с. 61-62.

Рубрика: