Дайвьет
Порядок управления вьетской территорией понять гораздо проще, потому что политические условия требовали на ней централизованной модели, ориентированной на единого императора. Сила Вьетского государства по сравнению с раздробленным и многоглавым тямским как раз и состоит в его пирамидальной конструкции, основание которой питает и обогащает вершину.
Столица-крепость
Вьетская политическая система отнюдь не застыла раз и навсегда, но все же она гораздо стабильнее тямской. Организацию вьетского пространства изучать тоже несколько проще, потому что центр власти там менее подвижен. В X в. друг друга сменили две столицы, а затем до XV в. их место занял единый центр власти, остающийся, кроме некоторых исключений (Тайдо, Хюэ), ее местопребыванием до нынешнего дня.
Независимый Дайвьет возник в X—XI вв. После того, как в 939 г. Нго Куен разбил китайцев на реке Бачданг, он учредил столицу в Колоа — «Крепости-улитке» примерно в 16 км от нынешнего Ханоя, там, где уже была столица древних династий. Там сохранились руины крепости со стенами, напоминающими в плане извивы раковины улитки (Колоа и значит «улитка»). Крепость состояла из девяти спиралей на площади более 5 км2. Три глинобитных ограды неправильной формы видны и сейчас. Высота их стен варьировалась от 4 до 12 м, а протяженность доходила до 30 м. На самом большом из них сохранились три башни, из которых самая высокая — 6 м. Самое маленькое строение прямо-угольной формы — возможно, царский замок. И в наши дни на ежегодном празднестве там поминают местных духов и воздают дань памяти первым годам Вьетского государства.
В 60-х гг. X в. Динь Бо Линь захватил власть и перенес столицу в Хоалы, в отдаленное, зато хорошо защищенное горное место. Оно находится недалеко (13 км) от нынешнего Ниньбиня, в 120 км к югу от Тханглонга. Город стоял в горах, среди великолепных пейзажей: известняковых пиков и причудливых высоких скал. Первоначально цитадель должна была занимать около 3 км2. Сохранились следы внешних укрепленных стен. В 983 г. император Ла Дай Хань рядом с дворцом Диней на «Холме пламенеющих облаков» возвел дворец с золотыми и серебряными колоннами, названный «Драгоценный для вечности». Тогда же было построено еще несколько павильонов, открытие которых служило поводом для всеобщей радости. В Хоалы сохранился храм (ден), посвященный духу императора Диня — «первого императора от Неба», — где поклоняются статуе этого императора. И в наши дни на ежегодном празднике Чыонгьен воздают дань памяти первому вьетскому императору Диню.
При императоре Динь Бо Лине стала развиваться архитектура. Возведенная в Хоалы столица стала предметом роскошных описаний. Дворцы, министерства и храмы были окружены широкими рвами. Там был «Дворец Вечного Сияния» у «Горы Великих Туч», кровля у которого была серебряная, а внутренние стены отделаны картинами и золотыми украшениями. Он был окружен прямоугольной оградой с воротами в каждой из четырех стен. Все ворота были монументальными и образовывали павильон: на востоке павильон Свежего ветра, на западе павильон Пурпурного цветка, на севере павильон Вьющихся лиан, на юге павильон Высочайшей радости. Кроме того, в Хоалы построили дворец Долгой Весны и дворец Монаршей Милости. Но столица в Хоалы пробыла недолго (с 968-го по 1010 г.), и заброшенный, никем не поддерживаемый город быстро обратился в развалины. Сохранились только дворцы Динь Бо Линя и Ле Дай Ханя, превращенные в династические храмы — так они и существуют до сих пор.
В 1010 г. на трон взошел Ли Конг Уан и основал столицу в Тханлонге. Сами обстоятельства выбора этого места, где императору явилось видение, говорят о том, как важна в те времена была гадательная наука. Но это место имеет и стратегическое значение, поскольку замыкает все выходы на Хонгху. Уже в VI в. здесь в урочище Тонгбинь была построена деревянная крепость повстанцев против китайского ига. Во время новой китайской оккупации Тонгбинь был избран административным центром, и китайцы построили там каменную крепость, которая называлась (по-вьетски) Латхань. В IX в. эту крепость расширили и переименовали в Дайлу. Рядом с Дайлой первый император Ли и решил устроиться «в месте срединном, благоприятном по гадательной науке, обширном и ровном, высоком и светлом, где народ не страшится сырости, где процветают изобилие и благоденствие...» Подъезжая к крепости, он увидел, как с этого места взлетает дракон, и назвал новую столицу Тханглонг— «Взлетающий дракон». Внутри столичных стен он взялся за постройку царских дворцов и пагод. Дворцы были обнесены первой стеной (Лонгтхань), отделявшей императорский город от мещанского. Недавние археологические раскопки обнаружили фундаменты многих царских зданий, в том числе одну постройку площадью более 1000 м2. Большинство обнаруженных объектов датируется XI в. и указывает на существование хорошо развитой торговли с Китаем и Японией.
Китайские послы при дворе Дайвьета в 1174 г. оставили описание Тханглонга: «Государь живет в пятиэтажном дворце... Вокруг него стоят здания, украшенные горделивыми надписями. Одно из них называется Хрустальный дворец, другое Палата Начала небес... Все эти здания покрыты красным лаком; они опираются на столбы, на которых изображены золотом драконы, белые цапли и фениксы».
От древности здесь осталось не очень много. В современной ханойской цитадели сохранились лишь ворота Зоанмон (Южные) с дорогой, вымощенной кирпичом с цветочным орнаментом времен династии Чан, дворец Хаулау, известный также как «терем принцессы», и два каменных дракона перед дворцом Киньтхиен.
Дворец Киньтхиен построен на высокой платформе и окружен террасой; к нему ведут большие лестницы по бокам. Двойная кровля держится на деревянных столбах. У лестниц шириной 4,4 м и высотой 2 м каждая стоят два прекрасно изваянных каменных дракона.
Тханглонг много раз уничтожался пожарами и грабежами. В XIII в. его трижды разрушали монголы, в XIV в. дважды грабили тямы Те Бонг Нга, а затем взяли китайские минские войска. В царствование династии Поздняя Ле (1428—1524) Тханглонг достиг наивысшего расцвета. После минской оккупации храмы и пагоды были перестроены. Европейские купцы и путешественники восхваляли столицу Дайвьета. Вообще начиная с XV в. храмовое строительство сходит на нет, уступая место гражданскому. Так, разросся район старого города, или «округ 36 улиц», первоначально состоявший только из глинобитных домов с соломенной кровлей, которые постепенно сменялись кирпичными. К этому времени относится основной план старого Ханоя. Он занимал более ста гектар. Именно в нем, начиная с XIII в., каждый из 36 цехов имел свою улицу. Они и теперь носят названия товаров, которые искони производились или продавались их жителями: Серебряная улица, Веерная улица, Шелковая улица.
К этому же времени относится особый тип дома — «дом-труба», приспособленный к налогообложению по ширине витрины лавки. На улицу выходил один фасад шириной от 2 до 4 м, который и представлял собой витрину, над ним надстраивался второй этаж, а в глубину шли складские и жилые помещения.
В начале XV в., под угрозой нового китайского нашествия, Ле Лой построил новую столицу в своей родной провинции Тханьхоа, где пересеченная местность лучше защищала от завоевателей. В стране стало две столицы: Тханглонг — Восточная столица, Донгдо (или Донгкинь: слова «до» и «кинь» означают «столица». От китайского произношения последнего названия европейцы произвели название Тонкин, которое дали всей стране), и Западная столица, называвшаяся Тай- до. Тханглонг оставался столицей до тех пор, пока основатель династии Нгуен в 1802 г. не решил перенести столицу в Хюэ.
Тайдо, «Западная цитадель», была основана Хо Куи Ли в 1396 г., когда он был мандарином при дворе Чанов. Тайдо служила почетной тюрьмой для императора Чан Тхуан Тхонга, которого Хо Куи Ли в конце концов велел убить. Таким образом она стала столицей династии временщиков Хо (1400—1407) и лишь потом — столицей Поздней Ле. Город имел квадратную форму и был окружен широким рвом. Теперь стены Тайдо практически не видны; среди развалин можно найти остатки зданий присутственных мест. Сохранились только четыре въездных портика. В этом месте царит атмосфера легенд и преданий, рассказывают страшные повести, связанные с историей старой крепости.
Использованы материалы кн.: Швейер, А.-В. Древний Вьетнам. М., 2014, с. 77-84.