Мальта [и Карфаген]
Мальта — это архипелаг, состоящий из трех островов (Мальта, Гозо и Комино), довольно бедных и не имеющих полезных ископаемых. Но его главным козырем является его расположение — у входа в западный бассейн Средиземноморья. Моряки, направлявшиеся с востока, находили здесь идеальное пристанище для своих кораблей. И финикийцы очень рано проложили здесь один из своих главных маршрутов мореплавания.
Следует отметить, что историки и археологи неоднократно подчеркивали уникальность Мальты в пуническом мире. Хотя архипелаг направлял свои взоры скорее на Восток. И именно к этой мысли приходишь после изучения археологических материалов пунического периода (керамика, саркофаги из обожженной глины). Так, несмотря на их близость к тунисским берегам, мальтийские острова оставались на задворках пунического мира. Однако Этьен Византийский приписывает основание Ахоллы, городка в тунисском Сахеле, мальтийцам, то есть финикийцам, обосновавшимся на Мальте. О ней редко упоминалось в источниках и, в частности, в связи с Пуническими войнами; в 218 году архипелаг окончательно перешел под контроль римлян.
В эпоху Античности Мальта прославилась благодаря своему храму, воздвигнутому в Тас-Силг (на Гозо) в честь Аштарт. Валерий Максим сообщает, что один лейтенант Массиниссы, желая преподнести подарок своему царю, принес ему два бивня слона, украденных им из храма. Взбешенный Массинисса велел возвратить эти дары, сопроводив их письмом с извинениями (О замечательных деяниях и изречениях. I, 1, отрывок 2). Этот храм под открытым небом был, по всей вероятности, построен на месте творения культа, уходившего своими корнями в бронзовый век. Храм Милькарта Теракла, упомянутый географом Птолемеем (IV, 3, 13), также был знаменит, хотя его местоположение вызывает у нас много сомнений. Но именно отсюда происходят две абсолютно идентичные полуколонны или надгробия, благодаря которым был расшифрован финикийский язык (см. Язык, гл. VII).
В течение долгих лет полагали, что первые финикийские мореплаватели обосновались на архипелаге, в силу каких-то причин оставленном автохтонным населением. Как нам кажется, эта идея не находит больше сторонников. Сейчас принято считать, что оба народа, аборигены-мальтийцы и финикийцы, мирно сосуществовали, до такой степени растворившись друг в друге, что не представляется возможным дать однозначную оценку всему тому, что дошло до нас от этого местного населения.
Дриди Э. Карфаген и Пунический мир / Эди Дриди. – М., 2008, с. 112-115.