Петра: коммуникации
Главные дороги Петры
Все основные дороги Петры сходятся у главного храма Казр-аль-Бинт, что свидетельствует о том, что на этом месте еще с древних времен был жертвенник. По всей вероятности, сначала это просто была открытая площадь с жертвенником посередине. Храм находится на восточном конце вымощенной плитами дороги, которая была отремонтирована римскую эпоху (во II в. н.э.). Следующие дороги ведут к храму Казр-аль-Бинт:
— дорога, идущая с востока через ущелье Сик, вымощенная во второй половине I в. до н.э. (или, согласно другой версии, в I в. н.э.). Эта дорога была главным путем в Петру и главной священной дорогой;
— дорога, идущая с юго-запада, из Египта через Северный Синай и Негев. Этот путь проходит у подножия Джебаль-Харун, а затем по ущельям. От этой дороги остались вырубленные в песчанике проходы. Затем она идет вдоль Умм аль-Бияра и поднимается на возвышающийся над центром города холм, вход на который сейчас обозначен колонной, известной как Зибб-Фираун. Эта дорога ведет к заднему фасаду Казр-аль-Бинта и «Большого южного храма». С этой возвышенности можно насладиться видом, открывающимся на город, а у подножия холма расположен парадиз. В этой части города при раскопках была обнаружена вилла аз-Зантур, вероятно, принадлежавшая важному человеку, возможно, диодору — предводителю всадников, упомянутому в надписи времен правления Ареты IV.
На юг от этой караванной дороги отходит тропа, извилистая и крутая, которая спускается к пригороду Петры под названием Сабра, располагающемуся в глубоком и широком русле вади;
— дорога, подходящая к Казр-аль-Бинту с севера, проходит через Вади-Туркмания, между массивом аль-Муайсра на западе и холмами на востоке; через ущелье от этой дороги ответвляется проход к Байде;
— еще одна ведущая с севера дорога поднимается на возвышенность, на которой построена современная бедуинская деревня.
Вади ас-Сия ведет в узкую долину, в которую очень тяжело попасть, поэтому этот путь обычно не включают в число ведущих в Петру дорог.
По северным дорогам можно попасть в Байду — пригород Петры. Между Петрой и Байдой по Вади-Слайзал можно спуститься к впадине Арава.
Кроме этих основных дорог, через Петру про-ходит еще много разных путей, частично вы-сеченных в скалах и идущих по каменным лестницам. Эти пути позволяют добраться до самых труднодоступных поселений. Такая организация пространства, по всей вероятности, культивировалась в Петре на протяжении многих столетий.
Гидротехнические сооружения в Петре
На входе в Сик была снова воздвигнута плотина, некогда уже существовавшая здесь в Античности. Она отводит воды вади Муса в сторону ущелья (к северу) для того, чтобы предотвратить разрушительные наводнения. Часть воды тем не менее течет по желобам вдоль стен ущелья. В большинстве случаев набатеи использовали для транспортировки воды узкие каналы или желоба, но в римскую эпоху иногда использовались терракотовые трубы. Над входом в Сик возвышалась монументальная арка, которую видели еще первые европейские путешественники в Петру. Она служила акведуком для подачи воды из горного источника Айн-Брак. Система канализационных желобов, по которой течет отведенная плотиной на входе в Сик вода, с севера огибает массив аль-Хубта и подходит к гробнице Секстия Флорентина.
Дождевую воду в Петре собирали двумя способами. Во-первых, набатеи закрыли вади, куда стекала дождевая вода, а для предотвращения наводнений построили крепкую стену. Во-вторых, по специальным деривационным каналам вода отводилась в выбитые в камне цистерны. Цистерны были разных видов, начиная с самых простых — четырехугольных отверстий под открытым небом. Также существовали цистерны в форме бутылки, о которых упоминает Диодор Сицилийский. Такие цистерны были обнаружены на вершине Умм аль-Бияра. Многие цистерны достигают внушительных размеров. Некоторые размещались в скальных залах, а некоторые были частично выбиты в скале, а частично пристроены к ней. У таких цистерн была сводчатая крыша. Во избежание потери воды стены цистерн были покрыты известью.
Таким образом, жители Петры собирали воду всеми доступными им способами, однако использовали они ее не только в практических, но и в эстетических целях. Чтобы продемонстрировать богатство и щедрость царя, набатеи создали несколько оазисов посреди пустыни. Расположенный в самом центре Петры рядом с дворцовым комплексом, который первые исследователи неверно назвали «Большим южным храмом», парк парадиз (paradeisos) с прудом — наилучший пример такого использования воды. Он был создан в конце I в. до н.э. Пруд, в центре которого находится небольшой павильон, был частично выбит в склоне возвышающейся над центром города горы. В юго-восточном углу в пруд низвергался водопад, в который поступала вода из системы отвода дождевых вод. Еще один небольшой пруд с водопадом был устроен в эпоху Раббела II рядом с Дворцовой гробницей.
Рош, М.-Ж. Мари-Жанна Рош. Петра и Набатеи / Мари-Жанна Рош. – М., 2013, с. 58-61.