Шан (Инь): падение царства

В течение всего периода существования царства Шан (Инь) происходила борьба его с соседними китайскими племенами. Многие из этих племён были покорены иньцами и вошли в состав царства, часть из них была превращена в рабов. Другие, более сильные племена сохранили своё существование, но стали в подчинённое положение от государства Шан (Инь). Иньцы не изменяли у этих племён общественных порядков, оставляли прежних старейшин, давали им почётные звания, но обязывали их посылать дань иньским царям. К таким племенам надо прежде всего отнести племена чжоу, цян, шу. По мере своего усиления эти племена прекращали посылку дани в иньскую столицу, а зачастую сами вторгались во владения Иньского царства.

В царствование У Дина часто велись войны с западными племенами цян и шу, которые восставали и прекращали присылку дани. На иньских гадательных костях встречается много таких записей: «Царь приказывает... (далее следует указание, кому именно) воевать против цян». Временные победы иньских царей над племенами не приносили постоянного мира.

В царствование последнего иньского царя Шоу Синя (Ди Синя) восстания племен приняли ещё больший размах. В усмирении одного из таких восстаний племени жэньфан царь лично принял участие. Об этом свидетельствует целый ряд записей на костях и бронзе. После подавления племени жэньфан возникла новая опасность, ещё более грозная: против иньцев выступила коалиция племён во главе с чжоу.

Племя чжоу ко времени царствования иньского царя Сяо И (1352—1324) переселилось с запада на восток, на территорию Ци (ныне уезд Цишань, провинции Шэньси). К XII в. оно прочно осело в долине реки Вэй. К этому времени у него уже было хорошо развито земледелие. Одновременно у чжоу имелось и скотоводство, в особенности свиноводство. Им были известны плавка металлов, прядение и ткачество, а также и другие ремёсла. Общественные отношения были уже классовыми. Развивалось рабство. Об этом свидетельствует изменившийся характер войн, которые вели чжоу. Теперь у них целью войн являлся прежде всего захват рабов, грабёж имущества. Эти новью цели войны выражены в напутствии чжоуского вождя У Вана своим воинам перед последним походом против иньцев: «На полях Шан не нападайте на тех, кто перебежит к нам, — пусть работают на (наших) западных полях». Впрочем, военачальники, вожди чжоу, уже и ранее в результате успешных походов против кочевых племён захватывали рабов.

Вожди племени чжоу находились в тесных связях с иньскими царями, являясь их данниками. Иньские цари за услуги, оказываемые им вождями чжоу в борьбе с другими племенами, часто жаловали землёй и другим имуществом чжоуских вождей, награждали их титулами рабовладельческой аристократии, предоставляли им полномочия наказывать непокорные племена и т. п.

В царствование иньского царя Вэнь Дина (1194—1191) чжоу увеличили свои силы за счёт покорения ряда племён. На северо-западе чжоу покорили племя яньцзин и другие; многие мелкие племена на северо-западе сами подчинились чжоу.

Ко времени царствования последних иньских царей — Ди И (1191—1154) и Шоу Синя (Ди Синя) (1154—1122) — владения чжоу значительно расширились. Под руководством чжоу объединяется ряд племён для борьбы против Иньского государства. Шоу Синь призвал к объединению подчинённые ему племена, а также покорных ему правителей областей, военачальников (хоу, бо). Обе враждующие армии встретились при Муе в решающем сражении. Иньцы потерпели поражение и, побросав оружие, сдались войскам врага, во главе которых стоял чжоуский вождь У Ван. Последний царь из династии Шан — Шоу Синь покончил жизнь самоубийством.

Так было разрушено царство Шан. На смену ему пришло царство, основанное племенем чжоу, по имени которого называется новый большой период в древней истории Китая (XII— III вв. до н. э.).

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том I. М., 1955, с. 448-449.

Рубрика: