Суздаль (Варганов, 1978)

Сегодня Суздаль — это маленький, своеобразный по архитектуре городок. И не сразу верится, что он был одним из самых главных городов древней Северо-Восточной Руси.

Из новых кварталов старинного Владимира вырывается асфальтированное шоссе Владимир — Суздаль. Мягкой волнистой лентой бежит оно по плавным холмам суздальского ополья, среди тучных золотистых хлебов. Издревле здесь собирали обильные урожаи, ибо по плодородию своему земля эта не знает себе равных во всей средней полосе России. Сюда-то в X—XI веках в поисках урожайных, а в первую очередь свободных, незанятых земель, переселялись целыми семьями славяне, принося в этот край, тогда еще языческий, более развитую культуру и ремесла. Плодородные земли ополья, леса, богатые «...зверьми различными, птицами бесчисленными», удобные водные торговые пути — вот основные условия развития высокой культуры волжско-окского междуречья и возникновения Суздаля за много лет до его первого упоминания.

На рубеже первого и второго тысячелетий сюда приходит христианская культура, начинается бурная феодализация здешних земель.

 1024 год является началом летописной истории Суздаля. На северо-востоке подвластных Киеву земель в том году вспыхнуло огромное антифеодальное восстание бедных землепашцев, подавленное дружинниками киевского князя Яро-слава Мудрого, прибывшего на выручку «лучших людей», как называли в то время летописцы представителей богатого сословия. В это время вокруг небольшого поселения, ставшего потом Суздалем, появляются первые военные укрепления. В конце XI века богатства суздальского края, подначального Киеву, становятся причиной вражды, вспыхнувшей между князьями. В связи с этим киевский князь Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого, приезжает в Суздаль и приказывает укрепить кремль-крепость дубовым забором с башнями, а для утверждения христианства в центре города поставить кирпичный собор в честь успения богородицы, богато украсив его фресковой живописью. Это было первое каменное здание во всей ростово-суздальской земле, к сожалению, не сохранившееся до наших дней.

Первым удельным северным князем династии Мономашичей был Юрий Долгорукий, сын Владимира. Он перенес княжеский престол из древнего Ростова в Суздаль, сделав его стольным градом княжества. Полуразрушенный собор Мономаха в 1148 году он заменяет новым Успенским, выполненным из пористого известняка. В пяти километрах на восток от города, на высоком берегу реки Нерль, Юрий Долгорукий повелел построить себе замок с белокаменным храмом в честь святых предков своих Глеба и Бориса. Собор этот и поныне украшает крутой берег Нерли. Из этого замка князь совершал дальние походы на Новгород и Киев, укрепляя границы своего огромного Северо-Восточного княжества, строя новые крепости и города, в том числе и Москву.

В середине XII века Суздаль уступает политическое первенство бывшему пограничному городу княжества — Владимиру. В истории Северо-Восточной Руси это время ознаменовано высоким уровнем развития домонгольской культуры. При сыновьях Юрия Долгорукого Андрее Боголюбском и Всеволоде III во Владимире, Суздале, Боголюбове в XII— XIII веках строятся уникальные дворцовые ансамбли, мощные крепостные стены. Величественные храмы этого времени, ставшие апофеозом мастерства белокаменного строительства домонгольской Руси, и сегодня поражают изысканностью вкуса.

По приказу Всеволода III в 1194 году мастера сооружают в Суздале новые крепостные стены и башни, ремонтируют собор, построенный Юрием Долгоруким. Георгий II, сын Всеволода, в 1222—1225 годах повелевает разобрать «безнарядную» верхнюю часть собора и сложить ее заново из белого камня. В это время собор украшают ажурной резьбой и завершают тремя главами. Отремонтированный собор переименовали в Богородице-Рождественский. Это был кафедральный храм Суздаля, под стенами которого на городской площади проходили шумные собрания горожан. Возле собора были построены деревянные княжеские хоромы и дома знати, а среди этого богатства виднелись невысокие кровли полуземлянок, в холоде и полумраке которых ютилась голытьба. Под восточными стенами кремля в XI—XIII веках стали селиться бедные ремесленники и свободные торговцы, формируется посад, на торговой площади которого в те времена можно было слышать бойкую речь и встретить араба или скандинава. Здесь торговали купцы из стран Востока и Германии.

Внезапно в 1238 году несметные орды татаро-монгольских завоевателей вторглись на Русь, чиня по пути грабежи и насилие, оставляя после себя мрачные пепелища и истерзанных людей. «Опустели города и веси, не слышно пахаря в поле, поросла земля бурьян-травою», — с печалью отметил летописец. В феврале того же года был захвачен и Суздаль. Нарушилась его размеренная жизнь, прекратилось каменное строительство. Развитие русской культуры приостановилось на долгие годы.

В середине XIV века московская знать стремилась подчинить себе суздальские земли. Не желая этого, суздальские князья сделали столицей Нижний Новгород (ныне г. Горький), перенеся центр княжества на Волгу, подальше от сильного соседа, образовав новое Суздальско-Нижегородское княжество. Укрепляя западные границы в борьбе против Москвы, князья Константин и сын его Андрей построили в Суздале деревянные крепости-монастыри Спасский и Покровский. В это время культурная жизнь Суздаля оживляется. Высокого развития достигает живопись, совершенствуется ювелирное искусство. По заказу суздальского епископа Дионисия монах Лаврентий в 1377 году составил знаменитый летописный свод «Повесть временных лет». Долгое время суздальцы не хотели подчиняться Москве. Лишь к середине XV века после долгих межкняжеских козней Суздаль попал в подчинение Московского княжества, оставшись в стороне от бурной политической и экономической жизни страны.

В конце XV — начале XVI веков Суздаль превратился в религиозный центр Московского государства, а его крупнейшие монастыри стали местом ссылки представителей княжеских и боярских родов, противившихся политике Москвы. В это время в Суздале возродилось каменное строительство, которое велось по заказам великих московских князей Василия III и Ивана Грозного. На их пожертвования в 1510 и 1551 годах был создан каменный архитектурный ансамбль Покровского монастыря. В Спасском монастыре в начале XVI века был построен маленький кирпичный Спасо-Преображенский храм, в 1523 году началось строительство Успенской трапезной церкви, и затем рядом с ней — звонницы. Тогда же в Ризоположенском монастыре строился трехглавый собор. По приказу Василия III в 1529 году был начат ремонт главного храма города — собора Рождества Богородицы, разрушенного казанскими татарами в 1445 году. Перед приездом Ивана Грозного, в 1559 году в кремле строилась Благовещенская церковь с трапезной палатой. Временем многочисленных бед стала для суздалян первая половина XVII века. С 1608 по 1611 год отряды польско-литовских завоевателей неоднократно грабили город. В 1634 году крымские татары совершили опустошительный налет. В пожаре 1644 года сгорела почти вся западная часть посада, а в 1654—1655 годах разразилась эпидемия «моровой язвы». Население города уменьшилось почти наполовину.

Эти беды обострили классовую борьбу, затормозили восстановление города, однако в богатых монастырях и в кремле каменное строительство продолжалось, хотя и шло медленно. В 1635 году поднялась соборная колокольня, в то время самая высокая в городе. Рядом строится огромный архиерейский дом с роскошной крестовой палатой, перекрытой невиданным дотоле гигантским бесстолпным сводом. Покровский монастырь, а за ним и Спасо-Евфимиев первыми меняют свои деревянные ограды на солидные каменные стены и башни.

Добившись к концу XVII века закрепления за собой земель, посадские люди расширяют торговлю. Теперь их можно было встретить в разных краях Русского государства. Строительство из кремля и монастырей переходит в слободы и на посад, ибо заказчиками и исполнителями становятся уже посадские люди. Тогда и появляются Лазаревская, Петропавловская, Вознесенская, Смоленская и другие церкви, обогатившие облик Суздаля.

Неожиданно в гигантском городском пожаре 1719 года полностью сгорели деревянные постройки. Весь город поднялся на восстановление разрушенного. Во всех уголках его слышался стук каменотесов и плотников. Как правило, это были суздальские потомственные мастера, традициями которых с древних времен славился город. Характерной чертой этого периода является парное строительство храмов. Рядом с большим, торжественным «летним» возводился маленький, «зимний», который можно было легко протопить. В городе поднялись Воскресенская, Иоанна Предтечи, Козьмодамианская, Никольская и другие своеобразные церкви, не только органично вписавшиеся в архитектурный ансамбль города, но и придавшие ему особый, неповторимый колорит.

К концу XVIII века кривая центральная улица (ныне ул. Ленина) и Васильевская несколько выпрямляются в соответствии с планом реконструкции города, утвержденным в 1788 году царским правительством. На Владимирской и Ярославской заставах возводятся каменные обелиски, но в целом город не расширяется, поэтому проект так и остается неосуществленным.

При образовании Владимирской губернии в 1796 году Суздаль был определен уездным городом, получив свой герб, изображающий сокола с княжеской короной, сидящего на красно-синем фоне геральдического щита. В 1806—1811 годах главную площадь украсил Гостиный двор, большие торговые ряды, а в 1819 году на тридцать с лишком саженей взметнулась вверх огромная колокольня Ризоположенского монастыря, несколько сместив на север композиционный центр городского архитектурного ансамбля. По постановлению уездного исполнительного комитета в 1922 году был основан Суздальский краеведческий музей. Сейчас это всемирно известное научно-просветительное учреждение, принимающее ежегодно более миллиона туристов. В 1945 году в городе был организован реставрационный участок, входящий в состав Владимирской научно-реставрационной мастерской, занимающейся сохранением и реставрацией памятников архитектуры и искусства. Огромный вклад в дело сохранения, реставрации и пропаганды древнерусской культуры внес заслуженный деятель искусств РСФСР Алексей Дмитриевич Варганов, посвятивший свою жизнь благородной работе. Для лучшего ознакомления с памятниками древнего города в 1967 году Совет Министров СССР принял постановление о создании в Суздале первого в стране крупного туристического центра. Теперь это город-музей, основной отраслью которого является быстро развивающийся туризм. Благодаря этому в Суздале еще в более широких масштабах развернулись реставрационные работы по восстановлению памятников культуры, по строительству гостиниц, предприятий торговли и общественного питания, новых жилых домов и т. д. В 1974 году за широкую пропаганду культурного наследия, развитие туризма и в связи с 950-летием Суздаль Указом Президиума Верховного Совета СССР был награжден орденом «Знак Почета».

Варганов А. Суздаль. М., 1978.

Рубрика: