Какаштла
Какаштла, вероятно, датируемая доклассическим периодом, знаменита своими стенными росписями. В 1975 году грабители обнаружили в разных частях города в нескольких зданиях стенные росписи и рассказали о своём открытии местным священникам, которые в свою очередь сообщили о нём в НИАИ. В ходе начавшихся археологических раскопок было установлено, что город прошёл через пять разных фаз строительства. В местах приношений было обнаружено более 200 костей, преимущественно детей, в том числе и нерождённых. Они были принесены в жертву: их сжигали, уродовали и расчленяли; также им, судя по найденным фрагментам костей, проламывали череп. Десять скелетов детей, причём каждого ребёнка убивали вместе с собакой, были обнаружены в одном из коридоров дома. Полученные от ацтеков данные этнографического характера говорят о том, что детей приносили в жертву во время праздника бога Тлалока и по окончании строительства храма или какого-нибудь здания; возможно, такая же причина была и в Какаштле.
Росписи в Какаштле являются майяскими по стилю: на них более реалистично написаны человеческие фигуры, а не просто нарисованы геометрические фигуры, как в Теотиуакане. На стене в храме Венеры изображён майяский бог «Ь», покровитель торговцев. Однако обнаруженная в Какаштле письменная система явно не майяского происхождения, а представляет собой сочетание теотиуаканских и оахакских графических знаков, а также уникальных инновационных элементов, и использовалась она для обозначения ключевых персонажей. Хотя художественный стиль в Какаштле указывает на присутствие майя, среди остального культурного материала мало что говорит в пользу этого; майяские элементы были привнесены, вероятно, какой-то промежуточной группой, например, ольмека-шикаланка, чья территория примыкала к району проживания майя. Лежавшая в 15 милях (25 километров) к северо-востоку от Чолулы, Какаштла являлась, по словам Диего Муньоса Камарго, одного из первых испанских хронистов, местом обитания и крепостью ольмека-шикаланка.
В поздний классический период, с 650 до 900 годов н.э., за влияние боролись, ибо после падения Теотиуакана единый центр силы перестал существовать, несколько небольших городов. Образовались новые политические и торговые союзы, а также сформировался новый художественный стиль. В Мексиканской долине и окружающих высокогорных районах появились пришельцы, скорее всего с побережья залива и полуострова Юкатан. Как и в случае с Какаштлой, результаты археологических раскопок свидетельствуют о наличии связи между двумя этими народами и майя.
Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 35-36.