Чатал-Хююк
ЧАТАЛ-ХЮЮК (Çatal Hüyük) - неолитическое поселение 7-6-го тысячелетий до н. э. в Южной Турции (Конийская долина). Расположено на двух холмах - Восточном и Западном. Восточный исследован в 1961-1963 годы английским археологом Дж. Меллартом. Площадь 12,8 га, культурный слой свыше 6 метров. Выделено 12 строительных горизонтов - последовательные этапы развития единой культуры. Дома сырцовые, прямоугольные, состояли из жилой комнаты (5Х4 метра) и подсобных помещений. Очаги - глиняные, прямоугольные. Застройка площади поселения очень тесная. Мелларт считает, что выход из домов вел на крыши, примыкавшие друг к другу и служившие улицами, а при террасообразном расположении соединявшиеся лестницами. Часть домов разделялась узкими проходами или группировалась вокруг открытого двора. Основу хозяйства составляло земледелие: найдены остатки эммера, пшеницы однозернянки и двузернянки, голозерного ячменя, гороха, вики, миндаля, а также зернотерки и вкладыши для серпов. Возникло и скотоводство (преимущественно крупный рогатый скот). Многочисленны и совершенны по технике обработки изделия из кремня и обсидиана (наконечники копий и дротиков, кинжалы, ножи, скребки, сверла, бусы и др.). Начиная с нижних горизонтов найдены мелкие изделия из самородной меди и свинца (бусы, подвески, перстни, булавки, шилья). Из кости сделаны пряжки, подвески, перстни, рукоятки кинжалов. Высоко была развита деревообработка (разнообразная посуда, ларцы, жезлы). Весьма примитивная керамика появляется в 10-м (от верха) горизонте, в средних горизонтах она исчезает, уступая место каменным и деревянным сосудам, в верхних горизонтах она вновь найдена, но в виде более совершенных плоскодонных сосудов, иногда с трубчатыми ручками и примитивной росписью. Особенно интересны многочисленные культовые сооружения - святилища. Внутренние их стены покрыты замечательной росписью и рельефами (сцены охоты, животные, геометрический орнамент, схематическое изображение самого поселения). Открыто много каменных и глиняных статуэток людей и животных (преимущественно женское божество). Погребения совершались под полами домов в резко скорченном положении, возможна экскарнация (предварит. удаление мягких тканей хищными птицами). Покойники завернуты в ткани; в могилах находился богатый инвентарь (орудия, булавы, жезлы, корзины, украшения). В отдельных случаях наблюдается окраска трупа красной, зеленой, голубой краской. Радиоуглеродный анализ образцов из нижнего горизонта дал дату 6486±102, из верхнего - 5797±79 до н. э.
H. Я. Мерперт. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ - ЧЖАЛАЙНОР. 1974.
Литература:
Массон В. М., Неолит Южной Турции, в сб.: Археология Старого и Нового света, М., 1966;
Mellart J., Excavations at Çatal Hüyük, "Anatolian Studies", 1962-64, v. 12-14;
Mellart J., Earliest civilizations of the Near East, N. Y., 1965;
Mellart J., Çatal Hüyük. A neolithic town in Anatolia, L., 1967.