Образование исмаилитского государства

Общее усиление феодальной эксплуатации, вызванное широкой раздачей икта тюркским феодалам и рядовым воинам, творимые ими насилия и беззакония вызвали широкое народное движение в Иране. Его вождем, организатором и идеологом был Хасан ибн Саббах (около 1055—1124 годы). Ремесленники из Рейя обратили еще совсем молодого Хасана ибн Саббаха в исмаилизм, являвшийся официальным исповеданием Фатимидского халифата.

В 80—90-х годах XI века Хасан ибн Саббах и его дай (пропагандисты) развернули кипучую деятельность. Сам Хасан ибн Саббах побывал в Египте, Сирии, во многих провинциях и городах Ирана. Он стал призывать к борьбе с Сельджуками и порядками в сельджукском государстве. Учение Хасана ибн Саббаха получило название «Новый призыв» (или «Новая проповедь») в отличие от старого, фатимидского исмаилизма. На призыв исмаилитов откликнулись многие ремесленники, городская беднота, крестьяне Ирана и Сирии.

В 1090 году восставшие захватили неприступный горный замок Ала мут, расположенный к северу от Казвина; он стал центром созданного ими независимого государства. Исмаилиты овладели многими горными замками, строили новые крепости в горах Альбурса. Особенно важным было завоевание ими части провинции Кухистан с городами Тун, Каин, Туршиз, крепостей в Фарсе, Кухистане, Дамгане, Азербайджане. Попытки занять Исфахан (1101 —1107 годы) окончились неудачей. Одновременно направленные Хасаном ибн Саббахом дай руководили выступлениями исмалитов в сирийских городах Алеппо и Шейзар. В конце 20-х годов XII века исмаилитам удалось укрепиться в Сирии. Их владения не представляли собой сплошного земельного массива. Политическим центром исмаилитского государства оставался Аламут. Наиболее экономически развитой областью был Кухистан с его городами, участвовавшими в местной и международной торговле; ряд крепостей, расположенных на караванных путях, давал возможность исмаилитам облагать данью купеческие караваны. Наличие отличных пастбищ и земель, пригодных для пашен и садов, способствовало быстрому росту богатства и экономическому процветанию исмаилитского государства.

В государстве исмаилитов была ликвидирована политическая власть Сельджуков. Хасан ибн Саббах являлся его политическим и духовным главой. «Новый призыв» стал официальным исповеданием во всех исмаилитских владениях. Хасан ибн Саббах и его сподвижники, образовавшие правящие круги, опирались на поддержку народных масс. Борясь с феодалами, исмаилиты не только воевали с ними, но стали применять и индивидуальные убийства — тайные и публичные — феодальной знати. В 1092 году они убили своего заклятого врага Низам ал-Мулька.

Политические убийства, особенно широко практиковавшиеся при Ха- сане ибн Саббахе, вызвали ненависть мусульманских феодалов, а в Си-

[338]

рии — и крестоносцев. Умирая, Хасан ибн Саббах, отрицавший наследственную власть, завещал управление исмаилитским государством четырем ближайшим сподвижникам. После смерти трех из них, власть перешла к Кийа Бузург Умиду, который сохранил за своими потомками наследственную власть правителей исмаилитского государства.

[339]

История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970, с. 338-339.