Виффагия

ВИФФАГИЯ [греч. Βηθφαγῆ от арам.  bet-pagge - дом смокв], селение на склоне Елеонской горы, недалеко от Вифании, откуда было начато торжественное шествие Христа в Иерусалим (Мф 21. 1; Мк 11. 1; Лк 19. 29). Археологические находки свидетельствуют о заселении этого места во II в. до Р. Х.- VIII в. по Р. Х. (Murphy-O'Connor. P. 132). Часто упоминается в раввинистической лит-ре как окраина Иерусалима, где, напр., еще можно вкушать пасхального агнца (Billerbeck. Kommentar. Bd. 1. S. 839). В. располагалась между старой рим. дорогой и Вифанией (Finegan. P. 90), исследователи отождествляют ее с совр. Джабаль-эт-Тур или Кафр-эт-Тур.

В описаниях Святой земли IV-VIII веков не говорится о каких-либо церковных строениях на месте Виффагии. Епифаний Монах (1-я половина IX века) упоминает о многовековой маслине в Виффагии, ветви которой паломники срезали на праздник Входа Господня в Иерусалим (Повесть Епифания. С. 28). C IX века появляются свидетельства паломников о камне, с которого Спаситель воссел на осла (большой кусок мрамора, согласно монаху Бернарду.- Wilkinson. P. 152-153). В «Хождении» русского игумена Даниила (начало XII века) говорится о «столпе» (т. е. башне или колонне), стоявшей на этом месте (Житие и хождение Даниила. С. 34). Два каменных похожих на башни здания также упоминаются в «Описании Святой Земли» Иоанна из Вюрцбурга (около 1165 года), причем в одном из них помещалась церковь (Itinera Hierosolymitana Crucesignatorum. P. 248). Прекрасная церковь или часовня во имя Спасителя в Виффагии, внутри которой находился камень, с которого Христос воссел на осла, описывается в 70-х годах XII века Теодорихом (Libellus de Locis Sanctis. P. 29). С начала XIII века при этой церкви был устроен монастырь, но в XIV веке, по сообщению августинского монаха Иакова из Вероны, он уже был разрушен и лежал в руинах (Le pèlerinage. P. 202).

В июле 1877 года крестьянами деревни Джабаль-эт-Тур был обнаружен большой монолитный камень в форме правильного куба с остатками живописи. Участок был приобретен францисканцами, начались раскопки, и выяснилось, что камень находился внутри небольшой однонефной церкви эпохи крестоносцев. В 1883 году на фундаменте средневековой церкви была воздвигнута католическая капелла, которая перестраивалась в 1897 году, была расширена и расписана фресками в 1950-1954 годов под руководством архитектора А. Барлуцци. В настоящее время здесь находится францисканский монастырь.

Камень, получивший название Виффагийская стела, в XII веке был покрыт фресками с 4 сторон: на западной изображена встреча Иисуса Христа с Марфой и Марией, на южной - Воскрешение праведника Лазаря, на северной - 2 апостола, ведущие в Виффагию ослицу и осленка, на восточной - «Вход Господень в Иерусалим», росписями также была покрыта верхняя сторона камня. В 1950 году фрески были отреставрированы. Сохранившийся фрагмент латинской надписи на одной из сторон содержит название «Виффагия». Происхождение и назначение камня не имеет единого толкования. Зап. паломники видят в нем камень, с которого Спаситель воссел на осла, но он для этого слишком велик. К тому же с одной из сторон в стеле имеется небольшая ниша непонятного назначения. Возможно, в храме крестоносцев камень служил престолом (Мефодий (Кульман), еп. С. 73). Сейчас камень находится слева от алтаря и окружен декоративной железной решеткой. Отсюда начинается крестный ход католиков в Неделю ваий. На участке монастыря находятся также несколько древнееврейских гробниц римского времени (в том числе одна с откатывающимся камнем, аналогичным тому, которым, согласно Евангелиям, был закрыт вход в могилу праведника Лазаря).

Над францисканским монастырем, на вершине холма, расположен греческий православный мужской монастырь в честь Входа Господня в Иерусалим. Его строительство было начато в начале ХХ века (сохранились ворота с греческими и русскими надписями того времени), но было прервано первой мировой войной и возобновлено только в 80-х годах XX века Григорием, митрополитом Тивериадским. Монастырский комплекс включает небольшой храм, митрополичий дом и сень над условным местом, где воссел на осла Спаситель. От этого монастыря начинают крестный ход в Вербное воскресенье.

Источники: Житие и хождение Даниила, Русския земли игумена // ППС. 1883. Т. 1, вып. 3. (Вып. 3) [игум. Даниил]; Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест 1-й пол. IX в. // ППС. 1886. Т. 4, вып. 2. (Вып. 11) [Епифаний мних. Житие равноап. Елены]; Le pèlerinage du moine augustin Jacques de Vérone (1335) // Revue de l'Orient latin. 1895. Vol. 3 [Иаков из Вероны]; Theodoricus [of Würzburg] Libellus de Locis Sanctis / Hrsg. M. L. und W. Bulst. Hdlb., 1976 [Теодорих]; Wilkinson J. Jerusalem Pilgrims before the Crusaders. Warminster, 1977 [монах Бернард]; Itinera Hierosolymitana Crucesignatorum (saec. XII-XIII) / Ed. S. de Sandoli. Jerusalem, 1978. Vol. 2. (SBF: Col. maior; 24) [Иоанн Вюрцбургский].

Литература: Bagatti B. Le pitture della stele di Betfage // La Terra Santa. 1946. T. 21. P. 98-101; idem. Le pitture medievali della pietra di Betfage // Liber annuus SBF. 1950/1951. T. 1. P. 227-246; Corbo V. Il rinnovato santuario di Betfage // La Terra Santa. 1955. T. 31. P. 338-341; Мефодий (Кульман), еп. Св. Земля. П., 1961; Saller S. J., Testa E. The Archeological Setting of the Shrine of Bethphage. Jerusalem, 1961; Finegan J. The Archeology of the New Testament. Princeton, 1969. Vol. 1. P. 88-91; Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdome of Jerusalem: A Corpus. Camb.; N. Y., 1993. Vol. 1. P. 157-160; Ραπτόπουλος Ζ. Ταξιδεύοντας στήν ῾Αγία Γῆ. Λεμεσός, 1996. Σ. 135-138; Murphy-O'Connor J. The Holy Land: An Oxford Archaeol. Guide from earliest times to 1700. Oxf., 1998; Τσουλιάς Θ. Α. Τα Πανάγια Προσκυνήματα των Αγίων Τόπων. Κατερίνη, 19995. Σ. 128; Лисовой Н. Н. Приди и виждь: Свидетельства Бога на земле. М., 2000. С. 123, 126-127.

Н. Н. Лисовой

Цитируется по изд.: Библейская география - http://www.pravenc.ru/

Рубрика: