Тахт-е Солейман

Тахт-е Солейман, памятник Всемирного наследия с 2003 года, сочетает в себе и архитектурные памятники, и уникальный природный ландшафт. Находится на северо-западе Ирана неподалеку от города Текаб. Вокруг озера, которое представляет собой затопленную кальдеру древнего вулкана, археологами были открыты руины древнего города Шиз и храмового комплекса зороастрийцев. Расцвет этого города пришелся на эпоху правления Сасанидов. Во времена Сасанидов представлял собой один из важнейших храмовых комплексов зороастрийской религии - храм богини Анахиты и   великий огонь Адур-Гушнасп, покровительствующий артештар, воинскому сословию Сасанидского Ирана. Сам природный водоем тоже был окружен почитанием из-за своего «огненного» вулканического происхождения и «крепостных стен» на берегах, сформировавшихся естественным путем благодаря сильной минерализации озерных вод. Некоторые исследователи считают, что выбор места для храма был обусловлен именно тем, что в окрестностях наблюдались признаки вулканической активности. Как место для сакральных церемоний на государственном уровне Шиз начал использоваться при шахе Ардашире I. А прославленный Хосров I велел заново перестроить, расширить и украсить храм огня, проложить особую дорогу для торжественных шествий, которая вела от богато отделанных ворот к храму, а потом продолжалась до берега озера. В позднесасанидское время важность огня Адур-Гушнасп заметно выросла. По словам Ибн Хордадбеха, «В нём (Шизе.) есть святилище огня Адур-Гушнаспа,очень почитаемое (ʻaẓīm al-qadr) среди зороастрийцев. Если царь вступал у них на престол, он направлялся к нему из Ктесифона пешком по особой дорогой от Ктесифона до Шиза. Главный город области Шахризур  именовался Ним-аз-рах (буквально ‒ половина пути), так как находился на полпути из Ктесифона в Шиз » (Kitâb al-Masâlik…, 1889. Ар. текст, с. 119‒120).

После арабского завоевания это место породило новые легенды, в которых говорится, что именно здесь великий царь и мудрец Соломон запер под водами озера злых духов, чтобы они не вредили людям. Благодаря этим преданиям руины зороастрийского храма и получили название Тахт-е Солейман – «Трон Соломона».

Цитируется по изд.: «Караван» №76, 2020, с. 40-42.