Египет. Эпоха Фатимидов

Эпоха Фатимидов (968—1171). Фатимиды избрали для размещения своей давы (религиозно-политического кабинета) новое место вблизи Фустата — Каир (араб. Аль-Кахира — «победоносный [город]»), в последующие столетия постепенно соединившийся с более ранними поселениями в этом районе. В Каире были возведены два дворца, ипподром, в 970—972 годы заложена мечеть Аль-Ахзар, позднее ставшая одним из важных религиозных и учебных центров мусульманского мира; в 990—1012 годы построена большая мечеть аль-Хакима. Город был обнесен мощными стенами, части которых сохранились до наших дней (например, ворота Баб ал-Футух, Баб ан-Наср, Баб аз-Зувайла). Именно в Каире помещался центр имамата, важнейшего политического института Фатимидов, создавших обширную империю, включавшую, кроме Магриба и Египта, Сирию и Палестину, и контролировавшую Хиджаз, части Нубии и Йемена. При Фатимидах интенсифицировалась торговля со странами Средиземноморья и Индией.

В этот период была проведена реорганизация войска. Основными его подразделениями стали берберская кавалерия, отряды тюрков и черных рабов (абид аш-шира). Армейскими делами ведал отдельный диван (диван аль-джайш). Выходцы из Магриба в определенной мере вытесняли коптов и арабов-мусульман с должностей в гражданской администрации. При первом фатимидском халифе аль-Муиззе были проведены реформы, направленные на усовершенствование системы управления и борьбу со злоупотреблениями чиновников, что, в свою очередь, должно было способствовать укреплению власти новой династии. Старые налоговые чиновники лишились должностей, устанавливалась жесткая система взаимного контроля откупщиков, собиравших подати, и государственных чиновников. Это позволило снизить налоги, увеличив при этом доходы казны. Был создан институт инспекторов (мухтасибов), которые надзирали за исполнением закона как в сфере торговли, так и, например, в вопросе наказаний и казней. За сбором торговых пошлин прежде следило собственное ведомство, но при Фатимидах был учрежден пост представителя купечества (вакил ат-туджжар). В судопроизводстве все большую роль стал играть кади-л-кудат (верховный судья).

При Фатимидах продолжается практика пожалований икта за военную службу, растет число вакуфных земель (дарованных различным мусульманским религиозным институтам). В сельском хозяйстве расширяются площади, занятые под технические культуры (лен, хлопок, индиго), что было связано с развитием ремесел (производство льняных, хлопковых, шелковых тканей) и международной торговли. Существовал жесткий государственный контроль ремесленного производства и торговые монополии. Значительная часть ремесленной продукции изготавливалась в государственных мастерских (дур ат-тираз). Крупными ремесленными центрами, кроме Каира, являлись Александрия, Тиннис, Думьят (Дамьетта). Кроме ткачества, Е. славился изделиями из стекла, расписной керамикой, инкрустацией и резьбой по дереву. Фатимидские халифы владели многочисленными лавками, караван-сараями, банями, общественными зданиями; сдача в аренду этих помещений приносила им значительный доход.

В отличие от большей части египетских мусульман — суннитов, халифы из династии Фатимидов и их окружение являлись шиитами — исмаилитами. За 200 лет их правления Е. так и не стал шиитским, хотя именно в это время значительно усилилась исламизация и арабизация страны (арабский язык распространился даже среди коптов в сельской местности). В основном Фатимиды проводили политику веротерпимости и стремились не допускать конфликтов с местным населением. Исключением являлось правление халифа аль-Хакима (996—1021). Мнительный и болезненный халиф запретил в своих владениях азартные игры, игру на музыкальных инструментах, производство и продажу спиртных напитков, появление на улицах женщин старше 10 лет. На 1008—1015 годы пришелся пик притеснений суннитов, христиан и иудеев. Были запрещены церковные праздники, разрушались церкви (в том числе, пострадал храм Гроба Господня в Иерусалиме) и монастыри. Во многом эта религиозная политика, от которой аль-Хаким отказался в конце своего правления, способствовала тому, что переход в ислам в Е. при-обрел массовый характер.

При следующих фатимидских халифах в Египте постепенно нарастали кризисные явления. При халифе аль-Мунтасире (1036—1094) часто вспыхивали волнения в войсках. А регулярные неурожаи окончательно подорвали стабильность. Обширная держава начала распадаться: в середине — 2-й половине XI века Магриб, Сирия и Хиджаз перестали подчиняться Фатимидам. В это время у правителей Е. появились серьезные конкуренты — Сельджукиды, захватившие в 1055 Багдад, а в 1070-е годы занявшие Палестину и Сирию. Фатимидам удалось отвоевать Иерусалим в 1098 году, но их сил не хватило для успешного противодействия западноевропейским рыцарям-крестоносцам (см. Крестовые походы). Они захватили Иерусалим в 1099 году и создали в Сирии и Палестине свои государства. Крестоносцы пытались завоевать и Египет (походы правителей Иерусалимского королевства Балдуина I Фландрского в 1104 году, Балдуина II в 1118 году). Но их натиск удавалось сдерживать, несмотря на внутренние смуты, постоянные заговоры вазиров, занимавших главный пост в гражданской администрации, и борьбу претендентов на место вазира, особенно характерную для правления последних трех Фатимидов (1149—1171). Позиции крестоносцев на Ближнем Востоке смогли подорвать Зангиды, подчинившие к середине XII веке Сирию. Тем не менее вследствие ослабления Фатимидов при правителе Иерусалимского королевства Балдуине III (1143—1163) крестоносцам удалось захватить у Египта Аскалон, а войска брата и преемника Балдуина Амори (Альмариха) I (1163—1174) неоднократно вторгались в дельту Нила, разграбили Тиннис, ненадолго заняли Александрию и осаждали Каир. Во внутренних смутах различные силы в Египте все чаще искали поддержки у Зангидов, а иногда и в Иерусалимском королевстве. Опасавшийся своего могущественного вазира Шавира, заключившего союз с Амори I против Hyp ад-Дина Махмуда ибн Занги, последний фатимидский халиф аль-Адид (1160—1171) в свою очередь попросил Hyp ад-Дина прислать ему войска для противостояния крестоносцам. Силы Зангидов заняли Каир (до этого подожженный Шавиром) в 1169 году, но теперь халиф оказался под контролем военачальников Hyp ад-Дина. Посланный им в Египет Салах ад-Дин (1169—1193), курд по происхождению и суннит, занял пост вазира и постепенно отстранил халифа от власти. В сентябре 1171 года Салах ад-Дин перестал произносить имя аль-Адида во время пятничной молитвы, впервые за 200 лет вновь возгласив имя аббасидского халифа. Это обозначало смещение последнего из Фатимидов, который вскоре умер, и начало правления новой династии — Айюбидов, формально признававших авторитет Аббасидов.

А. В. Муравьев.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 6. М., 2018, с. 251-252.

Рубрика: