Египет в древности: природа и этапы истории

Египет расположен в Северо-Восточной Африке и представляет собой узкую долину (от 4 до 30 км ширины) в нижнем течении Нила.

Природные условия

Река Нил играет огромную роль в жизни страны. Недаром в древности Египет называли «даром Нила». Территория Северо-Восточной Африки, за исключением Нильской долины, давно превратилась и выжженную солнцем пустыню. Долина же Нила, благодаря его периодическим разливам (с июля по ноябрь), имеет весьма плодородную и хорошо орошаемую почву. Поэтому здесь существовали все условия для раннего развития земледелия.

Нильская долина была в древности богата ценными порода[1]ми деревьев — финиковая пальма, сикомора и т. д., которые могли быть использованы как строительный материал. Горы, окаймляющие долину, богаты строительным камнем (гранит, известняк), а в горах близлежащей Нубии добывалось золото.

Таким образом, помимо плодородия почвы Нильская долина имела большие природные богатства.

Образование классового общества и государства в Египте

Народ древних египтян сложился из племен, населявших Нильскую долину с незапамятных времен. Основным занятием населения было земледелие, хотя охота и рыболовство также играли немалую роль.

Поливное земледелие требовало создания оросительных (ирригационных) сооружений. Но так как отдельным семьям или родам было нелегко, да и невыгодно прорывать каналы для орошения небольших земельных участков, то возникают более или менее крупные объединения родовых общин. Эти объединения назывались номами. Каждый ном имел

[16]

[17]

собственное имя, собственные обычаи, а иногда и особое наречие. Появляются правители номов — номархи, старейшины родов, распространяется рабство. Постепенно происходит объединение самих номов, и в Египте возникают два царства — Южное и Северное.

Между этими двумя царствами начинается борьба. Победителем выходит Юг. Около 3200 г. до н. э. царь, или, как говори[1]ли египтяне, фараон Мина, впервые объединяет под своей властью весь Египет. С этого времени в стране устанавливается государственная власть. Она оказывается в руках знати, крупных землевладельцев. Историю древнего Египта принято делить на три больших периода: Древнее, Среднее и Новое царство.

Древнее и Среднее царство

В эпоху Древнего царства основным занятием населения продолжало оставаться земледелие. Земля обрабатывалась крестьянами-общинниками. Каждая община управлялась своим советом. Эти советы ведали сбором и взносом налогов с общинников, а также распределением их на «царские работы». Так в Египте называлась трудовая повинность, обязательная для всех крестьян-общинников. Рабы в Египте, как правило, использовались в крупных имениях приближенных царя или на землях, принадлежавших храмам.

Египетские фараоны этой эпохи пользовались огромной властью. Они имели титул царей Верхнего (южного) и Нижнего (северного) Египта и носили две короны — белую и красную. Ближайшим помощником фараона был визирь, которому подчинялись начальники отдельных «домов», т. е. управлений.[1]

В Египте существовали «дома»: хлебный, золотой, виноградников, счета быков, военный, жертвенный. Визирь, кроме того, ведал всеми работами на «дом царя», был главным казначеем и верховным судьей. При самом визире и в «домах» существовал большой штат писцов.

Фараоны Древнего царства совершали завоевательные походы на Синайский полуостров и в Нубию. Эти походы давали богатую добычу — малахит, медную руду, золото, слоновую кость, черное дерево, а также большое количество пленных, которых теперь не убивали, но обращали в рабов. Недаром пленные назывались в Египте «живые убитые».

В эпоху Древнего царства существовал весьма своеобразный обычай строительства пирамид. Так назывались огромные каменные гробницы, которые обычно еще при жизни начинали строить себе фараоны или их приближенные. В Египте до настоящего времени сохранилось около 70 таких пирамид. Самая большая и самая известная из них — пирамида Хеопса (Хуфу). Ее высота — 146,5 м, каждая сторона в основании — 230 м; на ее сооружение пошло 2800 тысяч каменных блоков, весом каждый

[18]

Пирамиды

в две тонны. Пирамиду строили 20 лет, причем на работы приклепалось все сельское население Египта, по 100 тыс. человек каждые три месяца. Так выглядели работы на «дом царя» в эпоху Древнего царства.

Строительство пирамид было связано с египетской религией, и в частности с верой в загробную жизнь при условии сохранения тела и регулярных приношений пищи и питья. Отсюда — обычай бальзамирования, т. е. создания мумий, в чем египтяне достигли высокого мастерства.

В конце Древнего царства центральная власть фараонов ослабевает и Египет распадается на ряд самостоятельных и даже иногда враждующих друг с другом номов. Новое объединение государства происходит в конце III тысячелетия до н. э. Этот период в истории Египта и называется Средним царством.

В эпоху Среднего царства ведутся большие работы по расширению и усовершенствованию ирригационной системы (Фаюмский оазис). Развивается торговля и различные виды ремесел. Характерной чертой этой эпохи является расслоение

[19]

сельской общины: значительная часть крестьян-общинников беднеет и разоряется.

В середине XVIII века до н. э. и Египте происходит крупней[1]шее восстание крестьян, ремесленников и рабов. Вся страна была охвачена восстанием, фараон лишен тропа, богачи изгнаны из их дворцов. Из гробниц и пирамид выбрасывались царские мумии. Восставшие овладели царскими и храмовыми кладовыми, разделили между собой найденные запасы и сокровища.

Все списки податей и налогов были уничтожены. Как сказано в одном древнеегипетском документе, «земля повернулась, как гончарный круг», потому что восставшие поселились в домах господ, одели их одежды, а господ заставили работать на себя.

В конце XVIII века до н. э. Египет подвергся опустошитель[1]ному вторжению азиатского кочевого племени гиксосов. Они з[1]воевали страну, и египтяне около 150 лет находились под чужеземным игом, пока, наконец, освободительное движение пе привело к изгнанию чужеземных захватчиков и к новому объединению Египта. Начинается эпоха Нового царства.

Новое царство

В эпоху Нового царства Египет превращается в крупнейшую военную державу.

Еще освободитель Египта от гиксосов фараон Яхмос, преследуя их, проник далеко в Азию, а затем совершил поход в Нубию. Но истинным создателем египетской военной державы был фараон Тутмос III (1525—1491 гг. до н. э.), который совершил 17 завоевательных походов в Азию, подчинил своей власти Сирию, Палестину, Ливию и Нубию. Он располагал большим войском, состоявшим из пехотинцев, вооруженных луками, стрела[1]ми и копьями, и конницы, которая сражалась на боевых колесницах. Кроме сухопутного войска, имелся также военный флот (парусный и весельный).

Завоевательные походы давали огромную добычу, которая шла прежде всего в царские сокровищницы и закрома, а тысячи рабов и тысячи голов скота попадали в царские хозяйства.

Богатые дары и пожалования получали от египетских фараонов храмы и их служители, т. е. жрецы. Например, храм бога Амона — бога, который особенно почитался в столице Египта Фивах,— только после одного из походов получил в полное владение целую область Ливана с тремя крупными городами.

Все это привело к чрезвычайному усилению роли жречества во внутренней жизни страны. Особое положение занимал тот же фиванский храм бога Амона: в его владениях земли, рабов и зависимых крестьян было больше, чем у всех остальных храмов, вместе взятых. Этим и объяснялось огромное политическое влияние фиванского жречества, которое пыталось даже ограничить власть самих фараонов.

[20]

Один из дворов Карнакского храма в Фивах

Против фиванского жречества выступил фараон Аменхотеп IV (1424—1388 гг. до н. э.). Он решил провести религиозную реформу. Смысл ее заключался в том, что отменялось почитание и закрывались храмы всех прежних богов, в том числе и бога Амона. Вводилось единобожие: поклонение богу Солнца, которого называли Атон. Началось строительство храмов Атону не только по всему Египту, по и в покоренных странах; была заложена новая столица, посвященная богу Солнца; сам фараон сменил свое имя на Эхнатон, что значит «Угодный Атону».

Однако реформа Эхнатона не удалась. Борьба против его мероприятий привела даже к восстанию, и хотя Эхнатон его подавил, после его смерти реформа была быстро сведена на нет, и влияние жречества еще более усилилось. Так, при фараоне Рамзасе II (1317—1251 гг. до н. э.) количество храмовых земель удвоилось, верховные жрецы чувствовали себя независимыми от власти царя, а должность верховного жреца стала передаваться по наследству.

При Рамзесе II были предприняты последние крупные по[1]ходы. На территории Сирии египтянам пришлось столкнуться

[21]

с новым могущественным народом — хеттами, которые к этому времени захватили почти всю Сирию. Борьба шла долго, с переменным успехом и кончилась фактическим разделом сирийской территории между египтянами и хеттами.

В конце эпохи Нового царства наблюдается ослабление военной мощи Египта: от него отпадает ряд завоеванных стран, усиливается снова сепаратизм отдельных номов. В скором времени Египет становится добычей иноземных завоевателей.

Религия и культура Древнего Египта

В жизни древних египтян огромную роль играла религия. Для египетских религиозных верований чрезвычайно характерно обожествление животных и птиц. В городе Мемфисе обожествлялся бык Апис, в Тинисе и Буто — сокол Гор, а ряд номов даже назывался по имени животных: ном Антилопы, ном Крокодила и т. гг. Постепенно боги крупнейших номов становятся общеегипетскими, например, бог солнца — Ра, создатель мира — Амон, боги плодородия — Осирис и Исида. Культ Осириса и Исиды был чисто земледельческим культом. Рассказ о смерти Осириса и его воскрешении олицетворял собой историю зерна, которое хоронят в земле и которое воскресает уже в том или ином злаке, в растении. Во время посева и жатвы в честь Оси[1]риса и Исиды разыгрывались пышные драматические представления.

Большим достижением древнеегипетской культуры было изобретение письменности. Для письма на камне египтяне применяли особые знаки — иероглифы, а на папирусе (сорт египетской бумаги) — упрощенную скоропись.

В Египте большое развитие получила литература (песни, сказки, описания путешествий и т. п.), а также архитектура и изобразительное искусство. Не говоря уже о пирамидах, до наших дней дошли и сохранились величественные развалины храмов (например в Карнаке).

Древним египтянам были знакомы начатки ряда наук: математики, астрономии, медицины. У египтян существовала десятичная система счисления, они умели вычислять поверхность треугольника, трапеции и даже круга, принимая число π = 3,16. На основе наблюдения за небесными светилами был составлен календарь, согласно которому год делился на 12 месяцев и 365 дней. Что касается медицинских знаний, то широко распространенный обычай бальзамирования содействовал знакомству с анатомией человеческого тела и развитию таких отраслей медицины, как, например, хирургия.

[22]

Цитируется по изд.: Краткая всемирная история в двух книгах. Книга первая. Под ред. А.З. Манфреда. М., 1966, с. 16-22.