Индия: государства Индостана после Маурьев
Падение господства Маурьев сопровождалось распадом Индии на несколько отдельных царств, так как появились новые династии, удерживавшие власть над различными частями субконтинента. Такому положению дел было суждено сохраняться почти 500 лет, до рождения следующей великой имперской династии Индии — Гуптов. Однако несмотря на недостаток политического единства, этот период не был эпохой застоя, для него характерен рост торговли и благосостояния наряду с развитием богатейшей культуры.
Преемники Маурьев
Пушьямитра Шунга, захвативший трон Маурьев, основал новое царство в Центральной Индии, которое существовало в течение 112 лет. В отличие от Ашоки, он был стойким приверженцем индуизма и, по ряду источников, разрушил несколько буддийских монастырей и убил много монахов. Однако более поздние свидетельства предполагают, что правившие после монархи не разделяли его убеждений, ибо почти все самые прекрасные памятники периода Шунгов — буддийские. Один из наиболее впечатляющих — огромная буддийская ступа, которая была установлена в Бхархуте (Мадхья Прадеш). Этот некогда величественный храм был полностью разграблен, и от него остались лишь фрагменты тончайшей резьбы, хранящиеся теперь в музеях. Гигантская скульптура из буддийского храма в Бхадже (Махараштра) также восходит к этой эпохе. Для создания монументального зала для богослужения (чайтья), вдающегося в глубь горного массива, была выдолблена поверхность скалы. Первоначально построенная из дерева, чайтья представляла собой длинное помещение с резной сводчатой кровлей, подпираемое с обеих сторон рядами колонн. В Бхадже все детали древних деревянных зданий были досконально воспроизведены из природного камня. Конечный результат оказался воистину замечательным.
В 72 году до н. э. Шунги были свергнуты новой династией, Канвами. Последний Шунга, Девабхини, был убит достаточно «романтично» — его собственным главным министром, Васудевой Канвой. Однако основанное Васудевой царство оказалось еще менее долговечным, чем царства его предшественников, и к 30 году до н. э. также исчезло.
Восточная Калинга, завоеванная Ашокой в его последнем крупном походе, была одним из первых царств, сбросивших ярмо Маурьев. Во времена правления царя Кхаравелы, взошедшего на трон в 183 году до н. э., примерно в то же время, что и Пушьямитра, Калинга достигла вершины своего из храма в Бхархуте могущества. Кхаравела предпринял три нашествия на Северную Индию, подчинил царство Магадха и разграбил доселе независимый город Паталипутра.
Тем временем на юге установилась новая власть. Вскоре после смерти Ашоки до сих пор безвестная династия Сатаваханов основала независимое царство в Декане. В течение двух столетий (в I веке до н. э. и I веке н. э.) Сатаваханы (или, как их называли, Андхры) распространили свое влияние почти по всей Западной и Центральной Индии. Ко второму столетию н. э. царство Андхров достигло зенита славы и доминировало над Деканским плато от моря до моря. (Штат Андхра Прадеш, официально основанный в 1956 году, был назван в память об их правлении.)
Богатство, накопленное Андхрами благодаря контролю над главными торговыми путями и морскими портами юга, расточалось на строительство, и после них осталось несколько наиболее известных архитектурных памятников Индии. К концу первого столетия до н. э. Андхры полностью восстановили ступу Ашоки в Санчи, превратив ее в один из самых великолепных буддийских храмов на субконтиненте. К счастью, Санчи почти полностью сохранился, являя собой внушительное зрелище и по сей день. Ворота и ограды украшены искусной резьбой с цветочными орнаментами, фигурами людей и животных, и многие из них выглядят столь же живыми и выразительными, как во времена своего создания. Андхры также построили множество храмов в областях к югу от Декана, между реками Кришна и Годавари.
Самый большой и знаменитой была Великая ступа в Амаравати, которая, как считается, имела 162 фута в диаметре и была покрыта тончайшей резьбой и искусными узорами. К сожалению, эти ступы были почти целиком разрушены в течение XIX столетия и все, что от них осталось, — груды искрошившихся обломков. Однако многие барельефы и скульптуры уцелели и теперь считаются шедеврами индийской скульптуры. Многие из этих шедевров хранятся сегодня в Британском музее и в Государственном музее Мадраса.
Далее мы снова движемся к северо-западу, который пал жертвой вторжений других чужеземных завоевателей. К концу царствования Ашоки греческая колония в Бактрии (современный Афганистан) поколебала власть Селевкидов и превратилась в мощное независимое царство. В 190 году до н. э. Деметрий, греческий царь Бактрии, перешел через Гиндукуш и вторгся в Северо-Западную Индию. Это вторжение повлекло за собой создание нового индо-греческого царства, охватывавшего Гандхару и весь Пенджаб. Это новое царство послужило связующим звеном между Востоком и Западом, что привело к взаимопроникновению греческих и индийских идей, оказавшему глубокое влияние на индийскую культуру. Самым ярким наследием оказалось искусство Гандхары. Восприятие греческих ценностей привело к развитию классической формы буддийского искусства, известного своим натурализмом и жизненной силой.
Цитируется по изд.: С. Таммита-Дельгода. Индия. История страны. М., 2007, с. 97-100.