Киото (Масе, 2013)

Киото, постоянная резиденция императоров с 794 года, оставался большим городом до обрушившихся на него в годы войны Онин бедствий, которые превратили его в несколько обособленных деревень. Однако императорская резиденция сохранила прежнее расположение, и в XVI века наступил новый расцвет Киото. Ода Нобунага не успел установить свою власть, а Тоётоми Хидэёси это сделал. Истинный хозяин страны, он вынудил императорский двор подтвердить законность своей власти. Взамен он начал возвращать древней столице прежний вид. Он окружил город стеной, первой за всю его историю. Он объединил монастыри в одном квартале, Тэра мати, который до сих пор есть на карте Киото. Он построил великолепный дворец, где принимал императора. Этому примеру последует Иэясу, который впоследствии построит замок на втором проспекте Нидзёдзё.

Но столица не стала местом пребывания Токугава. Они тщательно контролировали город, размещая своих представителей около замка Нидзё. Продолжая политику Хидэёси, они способствовали развитию монастырей, поощряя различные буддистские школы к учреждению их главных монастырей в Киото. Именно тогда город обрел характер главного религиозного центра страны, которого до того не имел.

Контролируя Двор, бакуфу подтвердило его относительную независимость. В эпоху Эдо было восстановлено некоторое число обрядов и церемоний, которые перестали проводить ввиду отсутствия средств. Придворная аристократия, кугэ, и императорский род способствовали восстановлению производства предметов роскоши согласно сохранившимся традициям. Типичным примером подобной деятельности является ткачество парчи в квартале Нисидзин. Формирование оптовой торговли кимоно такими купцами, как Мицуи, создавало основу торгового капитала Осака и Эдо.

Присутствие Двора, многочисленные монастыри, а особенно школы Риндзай дзэн превратили Киото в подобие университетского города. Это не были официальные учреждения, подобные Сёхэйко в Эдо или Кайтокудо в Осаке, но скорее множество частных школ, дзюку, где ученые делились своими знаниями. Мацунага Сэкиго (1592—1657), Киносита Дзюнан (1621—1698), Ито Дзинсай, Ямадзаки Ансай (1618-1682), Исида Байган (1685-1744), Минакава Киен (1734—1807) — это всего лишь несколько имен из тех, кто основал свою школу в Киото.

Естественно, что самым распространенным было преподавание конфуцианской классики, но и связанная с ней медицина также была широко представлена. Именно в Киото было выдано первое разрешение на вскрытие трупа.

Бурное развитие книгопечатания в значительной степени объясняется высокой концентрацией в этом городе образованных людей. Киото был одним из трех крупных центров книгопечатания той эпохи, помимо Осаки и Эдо.

В конце XVII века Киото насчитывал 410 000 жителей.

Масе, Ф. и М. Япония эпохи Эдо / Франсуа и Миеко Масе. – М., 2013, с. 71-73.

Рубрика: