Ур при III династии (2118-2007 гг. до н. э.)
Ступенчатая башня-храм Ура, какой она могла быть в период правления III династии (2124–2016 гг. до н. э.).
После изгнания гутиев господство в Месопотамии переходит к могущественным царям III династии Ура, одного из древнейших городов Шумера. Огромное количество надписей, сохранившихся от этого времени, даёт яркое представление о хозяйственном, общественном и государственном строе этого времени, а также о внешней политике царей Ура. Объединение всей Месопотамии в единое и централизованное государство дало новый толчок развитию земледельческого хозяйства. Центральное правительство особенно заботится о содержании в порядке и расширении ирригационной сети. Проводятся новые каналы, остатки которых сохранились до нашего времени близ Уммы. Особенного расцвета достигает крупное государственное хозяйство, которое к этому времени почти полностью поглотило храмовое хозяйство. О государственном хозяйстве мы располагаем большим количеством данных благодаря хорошо сохранившимся многочисленным документам хозяйственной отчётности. Судя по этим документам, обширные земельные владения, принадлежавшие государству, обрабатывались при помощи труда рабов, рабынь и в значительно меньшей степени при помощи труда свободных наёмных работников. Очевидно, классовое расслоение достигло в это время значительных размеров. Разложение старых сельских общин привело к выделению из их среда, с одной стороны, зажиточных средних слоёв, с другой стороны — разорившихся бедняков, которые либо совсем утеряли свои земельные наделы, либо сохранили лишь карликовые поля. Эти бедняки, для того чтобы прокормить свою семью, должны были работать за скромное вознаграждение натурой в поместьях крупных аристократов или в государственном хозяйстве. Постепенно, всё более и более разоряясь, они с течением времени попадали в долговую кабалу или обращались в рабство. Яркую картину резкого классового расслоения даёт один документ этого времени, в котором указываются размеры земельных владений различных лиц, живших в Лагаше. Так, верховный жрец имел 36 га земли, его помощник — 18 га, заведующие хозяйством — по 15 га, в то время как мелкие землевладельцы имели лишь от 5/6 до 1 ½ га земли.
Значительного развития достигают и другие виды сельского хозяйства, в частности скотоводство и садоводство, на что указывают соответствующие надписи. С развитием сельского хозяйства тесно связано и развитие ремесленного производства, что видно из ряда документов, содержащих отчёты о продукции больших ремесленных мастерских, в которых изготовлялись корзины, обрабатывались шерсть, металлы и т. д. Сохранились и отчёты складов, в которых хранились кожи, шерсть, дерево и медь. Хозяйство в целом всё ещё сохраняло свой древний натуральный характер. Близ Ниппура был построен огромный склад, где хранились зерно, овощи, плоды и другие продукты поступавшие в Ниппурский храм в качестве натуральных повинностей от населения. Однако наряду с этим всё больше развивается как внутренняя, так и внешняя торговля. До нас дошли отчёты лавок, которые торговали самыми разнообразными продуктами и предметами. В связи с развитием торговли всё чаще применяются весовые металлические деньги, главным образом в виде слитков серебра.
Государство строго централизуется и находится под властью единого обоготворявшегося царя. Патэси, которые ранее были самостоятельными правителями маленьких, почти независимых государств, ныне превращаются в наместников царя, простых чиновников, послушных воле верховного властителя. Надписи говорят о том, что патэси были слабо связаны со своим городом и что царь их часто переводил из одного города в другой. Патэси сосредоточивал в своих руках административные, судебные, финансово-податные функции и в своей деятельности был тесно связан с храмами, имея возможность пользоваться их хозяйственными ресурсами. Об усилении центральной власти говорит и появление древнейшего судебного кодекса, обломки кото-рого сохранились до наших дней. Этот судебник устанавливает нормы семейного права, наследования и усыновления. Законодателя особенно интересуют вопросы аренды, охраны фруктовых садов, ответственности пастуха за вверенный ему скот, а также наказания за укрывательство беглых рабов. Помимо того, сохранились статьи, жестоко каравшие строптивых рабов.
Очень много ценных сведений относительно хозяйственного и общественного строя Аккада после падения III династии Ура сохранилось в сборнике законов Билаламы, царя Эшнунны. роскошный дворец которого был раскопан на месте современного Тель-Асмара. Эти законы, относящиеся к XX в. до н. э.. регулируют хозяйственную жизнь и взаимоотношения между свободными людьми, как богатыми рабовладельцами, так и менее зажиточными и возможно не всегда полноправными представителями средних слоёв населения (мушкену), наконец, бедняками, продававшими свой труд, и рабами. Судя по некоторым статьям этого сборника законов, многие бедняки, очевидно, выходцы из сельских общин, поступали на работу к зажиточным земледельцам, причём законодатель устанавливал норму заработной платы, материальную ответственность наймита за невыполненную работу, а также количество прокорма, который выдавал ему хозяин. Очевидно, многие обедневшие землевладельцы попадали в экономическую зависимость от богачей, которые давали им ссуды серебром и согласно статье 21 законов Билаламы имели право на получение в погашение ссуды во время жатвы определённого количества зерна и процентов по выданной ссуде. В тексте этого сборника законов Эшнунны упоминается «дворец», а также принадлежавшие ему рабыни, что указывает на существование крупного царского хозяйства, в котором эксплуатировался труд рабов. Больше того, царь активно вмешивался в торговую жизнь страны, устанавливая стоимость различных товаров: зерна, масла, шерсти, соли, меди. Особенно характерны статьи, свидетельствующие о довольно значительном развитии рабовладения в средней части Месопотамии, в частности в том государстве, центром которого была Эшнунна. В статье 40 говорится о продаже раба, рабыни, быка или «иного ценного предмета», причём указывается, что если покупатель не может установить, т.е., вернее, указать продавца, то такого покупателя следует считать вором. Иными словами, в данном случае законодатель не делает различия между рабом, домашним животным и вообще имеющим стоимость предметом, предвосхищая норму позднейшего римского права «раб есть вещь». И в то же время закон требует строго установленной формы покупки раба, животного или предмета у определённого человека, для того чтобы установить законность сделки и правоспособность продавца. Особенно строго охраняет закон имущественные интересы, в первую очередь дворца и богачей-рабовладельцев, а затем просто свободных людей, владеющих тем или иным имуществом. Поэтому поимка человека на чужом поле или в чужом доме влечёт за собой днём штраф, а ночью смертную казнь. Очень строго карался незаконный захват рабыни. Наконец, статьи семейного права фиксируют формы домашнего рабства, в частности обычай продавать дочь жениху за определённый выкуп.
Используя крупные хозяйственные ресурсы всей объединённой Месопотамии, цари III династии Ура проводят энергичную завоевательную политику, целью которой является установление гегемонии могущественного Шумеро-Аккадского царства во всей Передней Азии. Своего наивысшего расцвета эта политика достигла при царе Шульги (2100—2042 гг. до и. э.), который совершает 9 походов против восточных горцев, племён сумуру и лулубеев, вторгается в Элам, опустошает Аншан и оставляет там в качестве своего наместника шумерийекого патэси. Укрепив свою власть на востоке, Шульги обращает своё оружие на север, завоёвывает страну Субарту и области, расположенные по верхнему течению Тигра. Наконец, Шульги проникает далеко на северо-запад, завоёвывает Сирию и даже проникает в восточную часть Малой Азии, которая в те времена находилась под сильным влиянием Шумера и шумерийской культуры. Так образуется большое и могущественное Шумеро-Аккадское царство, возродившее прежнюю мощь Аккада. Внешним выражением силы царей Ура является культ царя, становящийся ныне официальной религией. Цари Ура объявляют себя богами. Шульги заставляет воздавать себе божеские почести. В честь неге строятся храмы, его статуе приносятся жертвы. В честь Гимильсина, обоготворённого царя Ура, совершались торжественные богослужения даже в далёкой Эшнунне, расположенной на севере, в Аккаде, неподалёку от Диалы.
Однако господство Ура было недолговечным. Грозные тучи собрались на западе. Степные и кочевые племена аморитов всё чаще совершали набеги на плодородные области и богатые города Двуречья. Гимиль-син ведёт с ними упорную борьбу и даже строит для защиты от их набегов «стену аморитов». Но ничто уже не может удержать их стремительного натиска. В борьбе с нашествиями аморитов, двигавшихся с запада, а также эламитов, наступавших с востока, постепенно всё больше и больше слабеет царство Ура. Наконец, войска последнего царя Ура по имени Иби-син были разбиты войсками объединившихся против Ура государств Мари и Элама. Сам Иби-син был уведён пленником в Мари. Так рушилось могущественное государство III династии Ура (2007 г. до н. э.), на развалинах которого образовались небольшие царства Исина и Ларсы.
Однако господство Ура не прошло бесследно для многочисленных народов, населявших страны Передней Азии. Высокая и древняя шумерийская культура оказала сильное влияние на культурное развитие этих народов. Шумерийский эпос о Гильгамеше был переведён на хеттский ихурритский языки. Шумеро-аккадским богам поклонялись в странах, населённых хурритами и хеттами. Памятники шумерийского искусства были обнаружены в развалинах Ашшура, древнейшей столицы Ассирии. Наконец, шумерийское право оказало сильное влияние на развитие права в Вавилоне, в Ассирии, Малой Азии и Палестине. Таким образом, культурное наследство древних шумерийцев было в значительной степени воспринято народами Передней Азии.
Авдиев В.И. История Древнего Востока. Издание второе переработанное и дополненное. [Л.], 1953, с. 73-76.