Средняя Азия в V—VII веках
В середине V века Средняя Азия была завоевана кочевниками эфталитами, этническое происхождение которых пока еще не выяснено. Разгромив кушанов, эфталиты отторгли затем у Сасанидского Ирана захваченные им ранее юго-западные районы Средней Азии. Они подчинили также северо-западную часть Индии, долину Кабула, часть Восточного Туркестана. Образовалось обширное Эфталитское государство, столицей которого некоторое время был город Пайкенд (недалеко от Бухары).
В конце царствования кушанов и при эфталитах в земледельческих районах: Хорезме, Тохаристане (Бактрии), Согде и Фергане, населенных восточно-иранскими народностями, наблюдается упадок городов, ремесла, оросительной системы. Все это говорило о кризисе рабовладельческого способа производства. Чтобы заинтересовать работников, рабов стали сажать на землю. С другой стороны, разбогатевшая часть общинников (дехканы) разными путями захватывали воду и подчиняли себе рядовых общинников. В V—VI веках в земледельческих районах Средней Азии появляются укрепленные усадьбы — «замки». Замки дехкан отличались от укрепленных усадеб рядовых крестьян размерами, высотой стен и находились, как правило, у головы ответвлений крупных каналов.
Развитие феодальных отношений вскоре привело к восстановлению и дальнейшему хозяйственному прогрессу земледельческих областей Средней Азии. Со второй половины VI в. восстанавливаются старые и сооружаются новые каналы. Расширяются посевные площади, на которых возделывались пшеница, просо, виноград, дыни, плодовые деревья и другие культуры. В V—VI веках здесь впервые начинают заниматься рисосеянием и шелководством.
Наряду с развитием земледелия с конца VI в. наблюдается подъем городов, ремесла, торговли.
Политическая жизнь земледельческих областей Средней Азии характеризовалась в это время образованием ряда не-больших государств-княжеств, являвшихся данниками эфтали-тов. Города Самарканд, Бухара, Кеш, Кят, Пенджикент и дру-гие были центрами таких государств-княжеств.
Власть эфталитов в Средней Азии была непродолжительной. В 563—567 гг. они были разгромлены войсками новой кочевой державы — Тюркского каганата, сложившегося в середине VI в. на территории Южной Сибири, Монголии и Семиречья. В 588 г. Тюркский каганат распался на Восточный каганат с центром в Монголии и Западный с центром в Семиречье, в состав которого вошла Средняя Азия.
В 657 г. западный Тюркский каганат в свою очередь был разгромлен Китайской империей. Однако последней не удалось утвердиться в Средней Азии. Этому помешало новое усиление восточного Тюркского каганата.
В период господства Тюркского каганата феодальные отношения в Средней Азии продолжали развиваться. В стране существовало множество царств и княжеств, находившихся под верховной властью каганата. После его падения мелкие государства Средней Азии фактически стали независимыми. Хорезм сохранял свою независимость как при эфталитах, так и при господстве каганата. Им управляли цари из династии Афригидов.
Нашествие тюркских племен в Среднюю Азию в период господства Тюркского каганата оставило глубокий след в ее истории. С этого времени начался процесс смешения тюркских и восточно-иранских народностей, который лег в основу образования современных народов Средней Азии.
В V—VII веках, несмотря на удары эфталитов и тюрок, продолжала развиваться древнейшая культура народов Средней Азии. В городах развивались различные ремесла, в том числе художественные. На высоком уровне находилось ювелирное ремесло, производство стекла и изготовление стеклянных изделий, которые широко вывозились в Китай. В V веке согдийские специалисты обучали китайских ремесленников искусству изготовления стекла. Совершенствование письменности привело к появлению согдийского и хорезмийского слитного письма. Кроме согдийской и хорезмийской письменности, на территории Средней Азии были также распространены индийский й рунический алфавит тюрок. На согдийском языке в это время были созданы многочисленные произведения религиозной, исторической и астрономической литературы.
О высоком уровне изобразительного искусства дают представление недавно открытые в Варахше (около Бухары) развалины дворца, покрытые великолепными фресковыми изображениями рыб, птиц, лошади и особенно всадника почти в натуральную величину.
Преобладающей религией оседлого ираноязычного населения оставался зороастризм. В Тохаристане был распространен буддизм. Кое-где имелись христианские общины.
Цитируется по изд.: Артемов Н.Е., Лебедев В.И. История СССР с древнейших времен до XVIII века. М., 1959, 67-69.