Завоевание Египта ливийцами

Ливийцы издавна населяли области, прилегающие с запада к дельте и к северной части ливийцами нильской долины, а также западные оазисы. В течение долгого времени египтяне воевали с этими независимыми и культурно-отсталыми племенами. В эпоху расцвета Египта при фараонах Нового Царства большое количество ливийцев поселяется в Египте. Фараоны берут их на военную службу в качестве наёмников и дают им земельные наделы, главным образом в дельте. Особенно усиливается приток ливийцев в Египет во время XX и XXI династий, когда Египет уже не может выставлять больших армий и принуждён прибегать всё в большей степени к использованию наёмников. Некоторые из знатных ливийцев занимают крупные военные и жреческие должности. В надписи одного ливийского военного командира и первосвященника бога Хершефи в Гераклеополе приводится его родословная в течение 15 поколений, из которой видно, что его предок «ливиец Буювава», очевидно, во время жреческой XXI династии поселился в Гераклеополе. Его потомки занимали должности «великих вождей» ливийских войск и жрецов гераклеопольского храма. Один из представителей этого аристократического ливийского рода породнился с царской семьёй. Его внук Шешонк захватывает царский престол и основывает XXII династию. Фараоны ливийского происхождения принуждены были не только считаться с фиванским жречеством, но и в значительной мере опираться на него. Цари новой династии роднятся со старым царским домом и назначают своих сыновей фиванскими первосвященниками. Основатель ливийской династии, Шешонк I был энергичным правителем. Опираясь на силы ливийцев и фиванского жречества, он объединяет весь Египет и делает попытку возобновить активную внешнюю политику в Азии. Изобразив себя в качество продолжателя деятельности великих фараонов, завоевателей времени XVIII—XIX династий, он воздвиг в карнакском храме «двор Бубастидов» и большой пилон. Сохранившиеся здесь рельефные изображения и победные надписи повествуют о победах Шешонка в Палестине. Особенно интересно большое изображение бога Амона, ведущего на привязи 156 азиатских пленников, которые, судя по надписям, должны символизировать палестинские города, захваченные египетскими войсками. В этом ценном перечне городов древней Палестины сохранился ряд названий хорошо известных городов, как, например, Таанаха, Шунема, Бот-Шана и Мегиддо. Чтобы укрепить свою династию, Шешонк I делает столицей государства город Бубастис в дельте, почему его династия и получила название Бубастидов. В течение своего царствования (941—920 гг. до н. э.) Шешонк I всячески старался укрепить Египетское государство. Он построил крепость около Фаюма. На левом берегу Нила, против острова Хибе, были обнаружены развалины крепости с рельефами и надписями времени Шешонка. Свои победы над иноземными народами и свой военный триумф Шешонк увековечил и здесь, на стенах храма в Хпбе, где изображены иноземные пленники, пригнанные фараоном в Египет.

В 1938—1939 гг. в Танисе была обнаружена нетронутая гробница Шешонка и в ней был найден саркофаг из электрума (сплав золота с серебром) с хорошо сохранившейся мумией фараона, лицо которого было покрыто роскошной золотой маскон.

Преемники Шешонка I уже не имели реальной возможности для достойного продолжения его государственной деятельности. Усиление Ассирии принуждает фараонов XXII династии замкнуться в пределах нильской долины и дельты. Чувствуя нависающую угрозу ассирийского нашествия, Осоркон II оказывает некоторую помощь коалиции сирийско-палестинских царьков, выступивших против ассирийского царя Салманасара. В ассирийских надписях упоминаются «1000 мусри» (египтян), которые сражались против ассирийцев во время битвы при Кар-каре в 854 г. Раскопки в Самарии подтверждают, что Осоркон II пытался установить некоторые связи с Израилем. Но всё это были тщетные попытки. Острая внутренняя борьба разрывала страну на части и особенно разгорелась при Такелоте II. Государство постепенно распадалось на составные части и управлялось независимыми маленькими властителями. Воспоминание об этом времени смут и распада Египетского государства сохранилось в «Сказаниях из цикла царя Петубастиса». Греческие историки называли это время «додекархией», т. е. правлением 12 царей. Цари ливийского происхождения даже в своих официальных надписях принуждены были признавать, что далеко не вся страна им подчинялась. Осоркон II в надписи па своей статуе выразил скромное для египетского фараона пожелание, чтобы «его потомство, вышедшее из его чресл», правило бы в Египте и чтобы его признали, «склонив перед ним своё сердце», первосвященники Амона-Ра, царя богов, великие вожди Ма (машуашей, т. е. ливийцев. — В. А.) и жрецы Хершефи. Объединение ливийских командиров и высшего жречества Верхнего и Нижнего Египта было постоянной политической задачей ливийских фараонов, которую они полностью выполнить не сумели.

Авдиев В.И. История Древнего Востока. Издание второе переработанное и дополненное. [Л.], 1953, с. 500-502.

Рубрика: