Вифлеем в 306-337 годы

ВИФЛЕЕМ. Эпоха императора Константина Великого (306-337). Это один из памятников, ставший наряду с храмом Гроба Господня архетипом мартириев и образцом для архитектурного оформления св. мест христ. мира. Как пишут Евсевий Кесарийский и Кирилл Скифопольский, храмы Рождества в Вифлееме и Гроба Господня в Иерусалиме строились не для служения литургии, а для того, чтобы каждый верующий мог увидеть места рождения, погребения и воскресения Иисуса Христа.

Современная базилика - единственный христианский храм в Палестине, который сохранился в целости (хотя и с рядом перестроек) с домусульманского периода и богослужение в котором практически непрерывно продолжается с ранневизантийской эпохи. Первый храм Рождества над пещерой, которой поклонялись как месту рождения Иисуса, был построен императором Константином Великим и его матерью императрицей Еленой (храм освятили 31 мая 339 года, но церковь описана уже в Бурдигальском итинерарии (333)). С этого момента Вифлеем занял важное место в истории христианского искусства, благодаря как высокому уровню художественного и архитектурного обрамления святыни, так и тому влиянию, которое образ пещер оказал на сложение иконографии Рождества. Церковь вошла в число 4 главных храмов Святой земли наряду с храмами над Голгофой, Гроба Господня и Вознесения на Елеонской горе, и стала прототипом многих христианских сооружений последующих эпох.

Сведения о храме IV века (разрушен в 529 году) дают в основном археологические раскопки, проведенные в годы Британского мандата департаментом древностей (1934-1936 годы, руководитель У. Харви). На 50-60 см ниже уровня нынешнего пола были найдены основания стен, базы колонн, мозаичное мощение полов. Раскопки показали, что храм погиб при пожаре (открыт толстый слой пепла, обгорелого дерева и битой черепицы), а затем был разобран, так что его внешний облик восстанавливается только гипотетически. Как выяснилось, храм эпохи императора Константина Великого делился в плане на 3 части: прямоугольный атриум на западе, 5-нефная базилика и октагональная церковь над пещерой на востоке. Базилика, перекрытая по балкам, была в плане почти квадратной (27,70´ 26,80 метров изнутри) и делилась 9 колоннами (диаметр 1 метр) на 10 компартиментов (что именно несли колонны, архитрав или аркаду, неясно). Главный неф (шириной 10 метров) фланкировали сдвоенные боковые проходы (шириной 3 и 3,5 метра). Храм имел строгую осевую композицию: центральная ось 3 главных частей совпадала; насквозь проходили также оси 2 внутренних нефов. На эти оси были «нанизаны» двери атриума, базилики и угловых (треугольные в плане) помещений октагона. Но крайние боковые нефы не сообщались напрямую ни с атриумом, ни с восточными пастофориями (прямоугольными боковыми помещениями). Стены базилики были украшены фресковой и мозаичной росписями на религиозные сюжеты, полы вымощены мозаикой (геометрические и растительные орнаменты, изображения животных). Среди них привлекает внимание панель с мозаикой, в которую вписана монограмма «ΙΧΘΥΣ» (т. е. рыба, аббревиатура греческих слов «Иисус Христос Божий Сын Спаситель»), найденная в апсиде и относимая к V (Дж. Кроуфут) или к IV веку (Багатти).

Октагон (диаметр 18,6 метров) имел сторону в 7,9 метров, а в ширину был равен 3 центральным нефам базилики. Пол был поднят выше уровня нефов базилики на 3 ступени. В центре стоял октагональный подиум, также в 3 ступени, середину которого прорезал круглый световой колодец (oculus; шириной 3,85 метра), напрямую открывавшийся в пещеру под ним (общее мнение ученых, за исключением Багатти). Остатки опор по периметру колодца позволяют думать, что световой колодец был увенчан киворием или окружен невысоким барьером. Не было найдено никаких остатков престола, причем Кроуфут предполагал, что в храме он изначально не был предусмотрен (как в храме Гроба Господня), так же как возможность спуска в пещеру (большинство ученых считают, что в пещеру спускались, попадая в ее западную часть по узкой лестнице в вост. конце главного нефа базилики).

В целом план базилики очень близок плану храма Гроба Господня в Иерусалиме, с поправками на различный облик самих святынь, хотя собственно мемория в Вифлееме не была отделена от зала базилики, как в Иерусалиме, но архитектурно эти элементы в обоих случаях связаны мало.

Л. А. Беляев

Цитируется по изд.: Библейская география - http://www.pravenc.ru/

Рубрика: