Дербент (НД, 2002)
ДЕРБЕНТ. Это один из древнейших городов мира. Дербент в переводе с персидского означает «узел ворот». В истории и этнокультурной жизни как Дагестана, так и стран Востока ему принадлежит особенно важная роль. Археологические изыскания развеяли миф о великих чужеземных основателях города, убедительно доказав, что мощный опорный пункт, воздвигнутый здесь в VIII-VI вв. до н.э., был основан местными племенами (Кудрявцев, 1982. С. 19).
Крупнейшие древние государства вели непрерывную борьбу за обладание Дербентом и, учитывая его важное военное и экономическое значение, рассматривали город как форпост для завоевания Кавказа. От того, какой из стран и на какое время удавалось завладеть им, зависели характер и масштабы миграции. Каждая из противоборствовавших в прошлом стран, пыталась закрепиться в городе не только в военном, но и в "этническом" отношении: заселяла в нем и примыкающих к нему территориях своих соплеменников. Так, в правление Хосрова I Ануширвана (531-579 гг.) были построены мощные и уникальные по своей архитектуре оборонительные сооружения, закрывавшие узкий дербентский проход от вторжения воинственных кочевников с Севера, и поселены стражники из разных областей Ирана.
Видимо, к сасанидскому периоду относится и появление в районе Дербента ираноязычных горских евреев. С V в. н.э. службу по охране дербентского прохода несли и армянские дружины. В последующее время, вплоть до начала XX в., также продолжался приток армян в Приморский Дагестан, в том числе в Дербент. Письменные источники содержат сведения о том, что в городе оседала и какая-то часть хазар. В исторической хронике "Дербенд-намэ" среди средневековых жителей Дербента называются и табасараны.
В период арабских завоеваний (VIII—XI вв.), "учитывая особую важность Дербента как стратегического и торгово-перевалочного пункта халифы учредили в нем подобие вольного города, во главе которого стоял совет эмиров или рейсов" (Буниятов, 1965. С. 167). В этническом отношении население города состояло из местных аборигенных этносов, представителей ирано- и тюрко- язычных племен, а также контингента арабских войск, численность которого, в зависимости от конкретной военно-политической обстановки, менялась. Часть арабов осела и в окрестностях Дербента. Известно, что во второй половине VIII в. южнее города было построено несколько укреплений, куда «из Сирии, Месопотамии, Мосульского округа переселилось семь тысяч "мусульманских семей"» (Гасан Эфенди Алкадари, 1929. С. 25). Арабы в течение долгого времени сохраняли здесь этническую обособленность и были полностью ассимилированы местным населением лишь к XIX в.
В средневековый Дербент попадали и русы. "Отдельные группы русов оседали в городах Прикаспия, сливаясь с их торгово-ремесленным населением, или вступали в ряды воинов-наемников. Так началось проникновение на территорию Северного Кавказа сведений о славянских землях, древнерусской культуры и славянского языка" (Гадло, 1979. С. 206; Минорский, 1963. С. 68). Интенсивные торгово-экономические и культурные связи Дербента с различными районами Кавказа, Юго-Восточной Европы, Передней Азии продолжались и в последующий период (Шихсаидов, 1975. С. 9-61).
Автор XII в. Абу Хамид ал-Гарнати свидетельствует, что эмир Дербента "говорил на различных языках, таких как лакзанский, табаланский, филанский, закаланский, хайдакский, гумикский, аланский, асский, зерихкеранский, тюркский, арабский, персидский" (Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати... 1971. С. 26). Не исключено, что какая-то часть населения города говорила на двух или даже нескольких языках. Этому не могли не способствовать этническая пестрота населения Дербента и прибывавшие туда отовсюду торговцы. Но наибольшее распространение получили языки тюркского корня, так как с середины XI в. начинается господство турков-сельджуков, сыгравших определяющую роль в формировании азербайджанского этноса и частичной тюркизации местного населения. Добавим к этому, что после распада Арабского халифата Дербент находился в тесных политических, экономических и культурных связях с Ширваном, и формирование этнического состава Ширвана и Дербента происходило по существу в едином русле (Буниятов, 1965. С. 112-177).
В XIII-XIV вв. Дербент был захвачен монголо-татарами. Сведения письменных источников об этом промежутке времени касаются большей частью военно-политических событий и торгово-экономического состояния города. Однако можно полагать, что до начала XVI в. этнический состав населения города не подвергался значительным изменениям.
В начале XVI столетия город попадает под власть Сефевидов, а в конце XVI в. его завоевывают турки-османы. В начале следующего века Дербент вновь попадает в руки сефевидов, а со второй половины этого же столетия до начала XVIII в. им правят персидские наемники. Сефевиды также вели активную переселенческую политику. Сотни семей (в основном тюркоязычных) из Тебриза и других провинций Персии обрели в Дербенте новое место жительства. К этому времени относится переход части населения, исповедовавшего суннизм, к шиизму (Гаджиев В.Г., 1979. С. 216-217).
В тот же период Русское государство, завоевав Казанское и Астраханское ханства, начало реализовывать свои политические и экономические интересы в прикаспийской области. В Дербент периодически стали прибывать русские посольства, в городе проживали и русские купцы (Там же. С. 219).
Для XVIII в. мы располагаем более полными сведениями о населении города. По сообщению И.Г. Гербера, среди горожан "много купецких людей из персиянов, армянов, грузинцев, и индийцев" (История, география... 1958. С. 86). По сведениям Ф.Ф. Симоновича, относящимся к концу XVIII в., в Дербенте насчитывалось "домов обывательских Алиевой и Суннитской секты 2090, а армянских около 90" (Там же. С. 143). Ранее (XVII в.) о том же более подробно говорит другой автор: "В части Дербент называемой находятся постройки из дикого камня и по большей части в два этажа два дома ханских, мечети Алиевой и Омаровой секты 15, одна армянская церковь, караван-сараев - 6, лавок всяких 500, монетный дом один, фабрика небольших шелковых материй 30, да для бумажных 115, домов персидских (т.е. азербайджанских. - М.М.) 2096 и 93 армянских" (Адам Олеарий, 1906. С. 486).
В августе 1722 г. Дербент без боя был взят Петром I, а в следующем году Персия по Петербургскому договору уступила Российской империи Дербент, Баку, провинции Гилян, Мазендаран и Астрабад. Петр I разместил в Дербенте русский воинский гарнизон. По его же поощрению для активизации торговли в город переселялись армяне.
В 1735 г. Россия вынуждена была отвести свои войска из прикаспийских областей. Дербент был захвачен Надир-шахом, но ненадолго. Потеряв половину войска в горах Дагестана, он бежал. В 1747 г. образовалось самостоятельное Дербентское ханство. В 1796 г., а затем уже окончательно в 1806 г. Дербент попадает под владычество России. Царские власти всячески поощряли приток в город русского населения. Между тем интересы нерусских национальностей ущемлялись. Для того чтобы горским евреям из близлежащих сел переселиться в Дербент, требовалось иметь в городе недвижимость и получить разрешение от полиции и разрешение на заселение от главного раввина города, который не избирался, а назначался властями.
В Дербенте русское воинское и гражданское население жило в цитадели города и во вновь построенных кварталах в приморской части - Дубарах. Центральные кварталы занимали горские евреи и армяне. В остальных девяти магалах проживали азербайджанцы, а окраины города занимали представители народностей Южного Дагестана.
Основная масса горожан занималась садоводством, огородничеством, виноградарством и виноделием, а также ремеслом, торговлей, извозным промыслом и т.д. Причем виноделием занимались только армяне и евреи, они составляли большую часть торгового сословия.
За годы советской власти численность и этнический состав населения Дербента изменился, но не столь кардинально, как в других городах Дагестана. Так, в нем насчитывалось (тыс. человек): в 1926 г. - 23,1; в 1939 г. - 34,0; в 1959 г. - 47,3; в 1970 г. - 56,9; в 1979 г. - 67,4; в 1989 г. - 82,1.
Что касается этнического состава, то он, несмотря на то что Дербент - самый мозаичный в этом отношении город в Дагестане, оставался относительно стабильным. По данным на 1995 г., население Дербента составило 89,8 тыс. человек. В основном это азербайджанцы - 30,1%, лезгины - 26,1%, табасараны - 14,2% и горские евреи - 10,8%. В последние годы наблюдается отток из Дербента горских евреев, русских, армян. Совершенно остановился и наметившийся в 1970-е - начале 1980-х годов, в связи с развитием промышленности города, приток представителей народов Нагорного Дагестана. Сегодня этнический облик Дербента определяют азербайджанцы и народности Южного Дагестана, а также в какой-то мере горские евреи, численность которых уменьшается здесь с каждым днем. Азербайджанский язык и азербайджанская песенная культура имеют в Дербенте прочные позиции. Из культовых заведений функционируют древнейшая в Дагестане Джума-мечеть, а также синагога.
Дербент - типичный восточный город со своими образом жизни, стандартами и стереотипами поведения. В стиле жизни горожан, особенно тех, кто живет в магалах, легко обнаруживаются сложившиеся веками традиции восточных городов, таких, например, как Баку, Тебриз, Стамбул. Характерная особенность Дербента - дружелюбие горожан и толерантность в межэтнических отношениях.
Расположение Дербента в важнейшей для экономики Дагестана и России зоне, куда стекаются как республиканские, так и международные (Азербайджан, Иран) торгово-транспортные потоки, равно как и уже сложившаяся производственная инфраструктура (переработка овощей и фруктов, производство вин, коньяков, ковровая промышленность), - все это наряду с наличием древнейшего историко-архитектурного комплекса "Нарын-Кала" и созданного в советское время обширного туристического комплекса определяет перспективы для возрождения былой всемирной славы города, его историко-культурных традиций.
Фрагмент цитируется по изд.: Народы Дагестана. Отв. Ред.: С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А. Сергеева. М., 2002, с.80-83.