Индия (Флавий Арриан, Глава 1)
С внешней стороны реки Инд, к западу от нее и дореки Кофен 1, лежат земли, которые населяют астаке-
_____
1. Кофен — древнеиндийская Кубха (Коа у Птолемея), ныне река Кабул.
[270]
ны 2 и ассакены 3; это племена индийские, но по сравнению с обитателями внутренней стороны Инда они отличаются тем, что меньше ростом, не так отважны и цвет кожи имеют не такой темный, как у большинства индийцев. Когда-то они были подданными ассирийцев, потом — мидийцев, от них в свою очередь перешли в подчинение к персам и платили со своей земли сыну Камбиза Киру 4 дань, какую он им назначал. Что касается нисейцев 5, то племя это не индийское и составилось оно из пришедших в Индию вместе с Дионисом — быть может, из эллинов, потерявших пригодность к службе во время войн, которые вел Дионис с индийцами; быть может, и из туземцев, которых, по их желанию, Дионис поселил вместе с эллинами. Дионис назвал эту землю Нисейской в честь своей кормилицы Нисы и город тоже назвал Нисой. Гора, возвышающаяся рядом с Нисой — в ее подножии и расположен город, — носит название Мерос (бедро), и связано
______
2. Астакены — грамматик Патанджали (V.2.104) упоминает область Аштака; в пуранах говорится о сыне Вишвамитры Аштаке (очевидно, родоначальнике племени); Плиний (V1.23) пишет о «племени астаканов богатом виноградом, лавром, самшитом и всякими фруктовыми деревьями, которые есть и в Греции» (ср.: Страбон XV.1.28).
3. Ассакены. — Ассака в буддийских текстах перечисляется среди «великих стран». На санскрите это название передается как Ашмака, но, видимо, правильно было бы Ашвака (угадывается корень «ашва» — конь, иранское «аспа», ср. название соседнего племени аспасии (гиппасии). Об ассакенах см. также: Арриан. Анабасис IV.23 1; 25.6; 30.5; V.20.7. Правителя племени античные авторы называют Ассакан (там же, IV.26.1; 27.5; 28.4). Ср.: «Царь должен, кроме собственного имени, получаемого при рождении, носить еще имя, одинаковое с городом» (Страбо н XV. 1.36). Плний (VI.79) передает название племени как «аспагани».
4. Кир — основатель персидской державы Ахеменидов (середина VI в. до н. э.). Сведения о подчинении этих районов ассирийцам и мидийцам носят полулегендарный характер. С уверенностью можно говорить лишь о вхождении их в персидскую державу при Дарий I (рубеж VI—V вв. до н. э.).
5. Нису, город Диониса, греки помещали в различных частях земли. Какой индийский город отождествлялся с Нисой, неизвестно. Предполагается ее тождество с Дионисополем, упомянутым у Птолемея (VI 1.1.43). Миф о приходе Диониса в Индию получил особое распространение в конце античности. Какое индийское божество соответствует Дионису — неясно. Предлагались отождествления с Кришной (Вишну), Рудрой (Шивой) и даже с так называемым «культурным героем» племен мунда.
[271]
это с обстоятельствами рождения Диониса 6. Впрочем, все это о Дионисе уже рассказали поэты, и я предоставляю сие повествование им, красноречивым и сведущим, у эллинов или у варваров. У ассакенов есть город Массака 7, весьма крупный, и это — главный город в Ассакии. Есть там и другой город, Певкелаитис 8, тоже большой, недалеко от Инда. Вот таковы обитаемые края от реки Инд к западу до Кофена.
_________
6. Мерос — гора Меру, часто упоминаемая в индийских космогонических преданиях как центр мироздания. Туземное название толкуется исходя из греческой лексики («мерос» — бедро). По греческим мифам, Дионис был выношен Зевсом в бедре.
7. Массака—античные авторы передают это название так же как Масага, Масога, Мазага (см.: Страбо н XV.1.17, Курций VIII.10.22). Возможно, с названием этого города (и племени ассакенов) связано и имя местного князя Ассагет (Арриан. Анабасис IV.28.6). Предполагается тождество Масаги с г. Машанагар, упоминаемым Бабуром (совр. Масакавати).
8. Певкелаитис — инд. Пушкалавати (ныне г. Чарсада в районе Пешавара).
[272]
Здесь цитируется по изд.: История культуры Древней Индии: Тексты. Сост. А.А. Вигасин М., 1990, с. 270-272.
Далее читайте:
Арриан Флавий (биография)