Ирак в составе Халифата (VII—X века)

В марте 633 года Халид ибн аль-Валид, полководец халифа Абу Бакра ас-Сиддика (632—634), предъявил иранскому наместнику Нижнего Двуречья Хормозду ультиматум — принять ислам или уплатить дань. Получив отказ, он вступил на правобережье Евфрата, в мае занял Хиру, жители которой обеспечили себе безопасность ценой выкупа, а в июле — Пероз-Шапур (отныне — Анбар), превратив Хирскую область в свой плацдарм. Отряды местных христиан участвовали в сражениях на стороне как Ирана, так и Халифата. После битвы у Кадисийи мусульмане в 637 году заняли Вех-Ардашир, а затем — Ктесифон, откуда двор Йездигерда III бежал вместе с гарнизоном и со значительной частью населения; оставшиеся жители отчасти были перебиты, отчасти угнаны в полон. Арабские завоевания и миграции из Бахрейна и Омана привели к тому, что между 636 и 639 годами в Ираке выросли города-лагеря Куфа и Басра, которые служили резиденциями эмиров — главнокомандующих и наместников. В январе 638 года халифские силы при поддержке племени тамим заняли Хульван, а в 641 году — Мосул, превратив его в еще один важный опорный пункт.

Среднее и нижнее течение Тигра и Евфрата получило название «ал-Ирак» («Приречье»), а верхнее, вплоть до Армянского нагорья — «ал-Джазира» («Остров»). Последователи ислама первоначально консолидировались в подобие воинского сословия, которое существовало за счет сборов с покоренного населения, а плодородные земли Южн. Ирака (ас-Савад) рассматривались как общее достояние (фай') «верующих» и не подвергались разделу. При Омаре ибн аль-Хаттабе (634—644) в Саваде утвердились постоянные ставки хараджа и джизьи, причем последней облагалось также белое духовенство (в отличие от черного). Зороастрийское жречество было истреблено или бежало, лишившись имущества, а иранские дехканы еще десятилетиями выступали посредниками между завоевателями и местными крестьянами (феллахами), отвечая за сбор податей и составление фискальных кадастров.

Постепенно Ирак вошел в единое пространство, которое, охватив Юго-Западную Азию и Северо-Восточную Африку, превратилось в ареал арабской культуры. Пользуясь тем, что Омейяды, возглавившие умму в 661 году, перенесли столицу из Куфы в Дамаск, против них восставали приверженцы хариджизма, которых нередко поддерживали христианские общины (в частности, в 690-х годах). Параллельно, сначала достаточно медленно, шла исламизация Двуречья, выразившаяся в появлении прослойки новообращенных (маула; множественное число мавали), которых арабская племенная знать, сплоченная кровнородственной солидарностью, отказывалась призна-вать равноправными единоверцами. Разрыв в статусе между «старыми» и «новыми» мусульманами попытался уменьшить халиф Омар ибн Абд аль-Азиз (717—720), но его преемник Хишам (724—743), отказавшись от поддержки кальбитов, стал поддерживать их соперников — кайситов, менее расположенных к взаимодействию с неарабами. Зимма, которую как «люди Писания» (ахл ал-китаб) принимали на себя христиане и иудеи И. (становясь, соответственно «зиммиями» — ахл аз-зимма), вначале вполне устраивала раввинат и церкви. Так, вавилонские евреи, гонимые при последних Сасанидах, поддерживали арабов, за что Омар ибн аль-Хаттаб расширил их права, а Али ибн Аби Талиб в 658 году признал их духовным вождем рабби Ицхака, главу иешивы в Пероз-Шапуре (630—660), разрешив ему издавать законоположения (такканот) для упорядочения общинной жизни единоверцев. Мусульмане разделяли с иудеями почитание их святынь в Ирака — могилы Ездры, пророков Иезекииля и Даниила, а также Курны (место слияния Тигра и Евфрата, где, по преданию, совершал жертвоприношения Авраам). Сведения о встрече католикоса Ишоява II (628—643) с Мухаммадом и получении от него грамоты об особых привилегиях Церкви Востока являются легендарными, зато более достоверно известно о его сношениях с Омаром и Али. О христиано-мусульманском согласии упоминается в письме его преемника Ишоява III и послании епископа Хедаябского (около 655 года). Наряду с численно преобладавшими западносирийскими (яковитскими) и восточносирийскими («несторианскими») сообществами, под властью халифата Омейядов в Ираке существовали и общины исповедовавших византийское православие мелькитов. Высокообразованные христиане — врачи, математики, учителя — находили места в ведомствах и при дворе. Из школ при сирийских монастырях продолжали выходить летописцы, поэты-гимнографы, богословы — знатоки перипатетической и неоплатонической философии. В 730—740-х годах в Ираке снова активизировались хариджиты, чье выступление под Мосулом жестоко подавил Марван II. Противники правящей династии объединились вокруг представителя рода Аббасидов, Абу аль-Аббаса ас-Саффаха, которого в 749 году провозгласили халифом. Поскольку в Дамаске слишком сильна была память об Омейядах, ас-Саф- фах обещал перенести столицу в Куфу, но постоянную резиденцию новой династии — Багдад — отстроил только его преемник Мансур (754—775), не преследуя христиан, покровительствовал, в противовес шиизму, зарождавшемуся вероучению «сунны и общины» (ас-сунна ва-л-джама'а), которое позднее развилось в суннизм.

Экономика Ирака ненадолго стабилизировалась: ирригационное строительство способствовало подъему сельского хозяйства, в котором, наряду с садоводством, преобладало возделывание пшеницы, ячменя, хлопка и финиковой пальмы. В войске ополчение бедуинов оттеснили на задний план сначала добровольческие соединения из Хорасана, а позднее — гвардия гулямов-тюрков, которую пополнили также греки, берберы и славяне.

В начале — середине IX века в иракских городах догматические споры между мутазилитами, пользовавшимися покровительством халифов как «повелителей верующих», и приверженцами формировавшегося суннитского «правоверия» разворачивались на фоне культурного подъема, вызванного освоением научно-интеллектуального наследия Античности, главную роль в котором сыграли зиммии. Если при Харуне ар-Рашиде (786—809) периодические нападки двора побудили многих христиан переселиться из Ирака в Малую Азию, то Мамун (813—833), основав для изучения эллинистического научно-философского наследия «Дом мудрости» (Байт ал-хикма), поставил во главе его христианина Сахля ибн Харуна и сабия Сальма из Харрана. Здесь трудились их единоверцы — Хунайн ибн Исхак, Исхак ибн Хунайн, Коста ибн Лука и Сабит ибн Курра — переводчики с греческого и сирийского. Халиф Мутасим (833— 842) перенес столицу в Самарру, где его наследники попали в зависимость от тюркских полководцев, которые фактически командовали всем войском. Ситуацию дестабилизировали частые кровавые стычки между наемниками, расквартированными в казармах по землячествам.

Халиф аль-Мутаваккиль (847—861), прекратив поддержку мутазилитов, способствовал торжеству суннитов-традиционалистов — «приверженцев хадиса» (асхаб ал-хадис). Он развернул наступление на зиммиев и шиитов: в 849 году ограничил число «людей Писания», служивших при дворе, что побудило многих из них обратиться в ислам и усилить давление на своих единоверцев. Тогда же исламизировались арабо-христианские племена таглиб, баджила и джузама. В 850 году последовали высылка в Медину всех багдадских Алидов (они лишались права ездить на лошадях, держать более 1 раба и арендовать казенные земли), запрещение шиитам (под страхом смерти) хулить первых трех халифов, разрушение и осквернение гробницы Хусейна ибн Али в Кербеле и переселение алидского имама аль-Хади в Самарру. Интенсивное строительство, возведение новой столицы Джафарийи и увеличение престижных расходов истощило казну, спровоцировав бунт гвардейцев, которые и расправились с аль-Мутаваккилем. В течение 860-х тюрки возводили на престол и свергали «повелителей верующих». Лишь при аль-Мутамиде (870—892) его брат аль-Муваффак, фактический регент державы, энергичными мерами, направленными на сохранение ее единства, сумел гарантировать власть своему сыну, аль-Мутадиду (892—902). Багдадцы-шииты заняли позиции придворных банкиров (глава рода Бану-ль-Фурат — Ахмад получил контроль над казной), но на службу аль-Мутадид и его сановники предпочитали брать образованных «людей Писания», считая их более лояльными, чем мусульмане. При аль-Муктадире (908— 932) реальными хозяевами ситуации были вазиры, вокруг которых образовались клики: «шиитская» (Али ибн аль-Фурата), «суннитская» (аль-Хакани), «христианская» (Али ибн Исы) и т. д. Периодические преследования зиммиев не препятствовали упрочению влияния чиновничества, которое рекрутировалось в значительной степени из лиц христианского вероисповедания или происхождения.

Т. К. Кораев.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 7. М., 2018, с. 198-200.

Рубрика: