Массачусетс - Град на холме

«....Продолжим наше повествование, продолжим со слезами на глазах... Пока корабли еще не отплыли, станем свидетелями того, как эти мужчины, женщины и дети произносят последние слова прощания со своей родиной, близкими, друзьями и знакомыми»,— так писал Эдвард Джонсон 1 капитана Джона Смита читаем: «...м-р Джон Уинтроп... человек столь же достойный,

_____

1. Johnson's Providence, p. 51.

[45]

сколь и состоятельный, отправился в путь, обеспеченный самым наилучшим образом (с ним ехало около 600—700 человек)» 2.

Около 10 часов утра 20 марта «Арабелла» и другие корабли поставили паруса и вышли в море. В ночь со 2 на 3 апреля, во время стоянки в Ярмуте, два будущих колониста просверлили бочонок с водкой и изрядно поживились ею. Злоумышленников обнаружили и в наказание надели колодки. Главного виновника на следующее утро публично выпороли и целый день держали на хлебе и воде. 6 апреля колонисты, которым предстояло нести в Америке военную службу (Landmen), под руководством капитана корабля тренировались в стрельбе из мушкетов. Леди Арабелла, несколько джентльменов и мистер Джонсон отправились в это время па берег «освежиться»; 7-го подошли остальные корабли экспедиции. Взяли курс на Плимут. Здесь двух молодых драчунов наказали хождением по палубе со связанными руками до самой ночи при холодной, сырой и ветреной погоде. Пока не принес извинения, сидел в колодках юноша, позволивший себе произнести бранные слова. Рассказав об этом в своем «Журнале» 3, Уинтроп, стремясь предотвратить неверные толкования, добавлял, что в отличие от упомянутых на корабле имеется много молодых людей, «которые ведут себя хорошо и выполняют все распоряжения» (У, I, 30). Во всяком случае дисциплина поддерживалась весьма строго.

Наконец 9 апреля 1630 г. расстались с английскими берегами и вышли в открытое море, встретившее их штормом и дождем, которые, то стихая, то усиливаясь, не прекращались почти все время, осложняя задачи руководителей экспедиции. А кроме обычных забот переселенцев, плывущих через океан, их занимали и другие. Как организовать будущую жизнь? По Библии — это было ясно. Но на это претендовали многие, в частности сепаратисты Нового Плимута. Следовало сформулировать «истин-

_____

2. Smith's Travels, vol. II, p. 954.

3. Дальнейшее повествование опирается прежде всего на уже литеровавшийся «Журнал Уинтропа. История Новой Англии. 1680—1649» издания 1908 г., осуществленного Джеймсом Кендаллом Хоэмером. Для краткости ссылки па это издание будут даваться в самом тексте с указанием русского инициала автора, тома и страницы. «Журнал» долго хранился у потомков Уинтропа, которые позволяли тогдашним историкам Массачусетса знакомиться с его содержанием. В годы войны за независимость Часть третья манускрипта затерялась. Две другие были изданы в 1790 г. Ноем Уэбстером. В 1816 г. последняя часть нашлась. Все три части были опубликованы впервые в 1825—1826 гг. Джеймсом Сейведжем.

[46]

ные» принципы организации общества. Уинтроп, взявшись за дело, составил «Образец христианского милосердия»  4.

Уинтрон обращался к понятиям «Соглашение о деяниях» (Covenant of Works), «Естественный закон» (Law of Nature), «Соглашение о милосердии» (Covenant of Grace), или «Закон о милосердии» (Law of Grace) 5. Эти теологические понятия появились как развитие идеи Кальвина о предопределении. Роковое, не объясняемое человеку и не постижимое человеком божественное предопределение внушало верующим неотступное стремление как-нибудь открыть секрет праведной жизни, которая давала бы надежду на «спасение». Преуспеяние в земном «призвании» давало какую-то надежду, но оставляло открытым главный вопрос: как «спастись», искупить первородный грех? Догматический кальвинизм не давал на него ответа. Либеральные кальвинисты — ремонстранты, возглавляемые Арминием, проповедовали мысль об ответственности человека за свое «спасение», зависящее от глубины веры, благочестия. Синод кальвинистов в Дорте (1618— 1619 гг.) осудил ремонстрантов. Английские кальвинисты обвиняли в «арминианстве» англиканскую церковь. Тем не менее среди части пуритан, особенно пуритан-конгрегационалистов, созревал компромиссный (опять!) ответ на поставленный вопрос.

Ход рассуждений ортодоксальных кальвинистов был приблизительно следующим. Бог, сказав Адаму, «от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла — не ешь от него» (Бытие, II, 16, 17), оставил ему свободу выбора («Соглашение о деяниях»). Бкусив от дерева познания, Адам и Ева доказали своим поведением, что человек не достоин пребывания в Эдеме, что «Естественным законом» для него является грехопадение в самом широком смысле этого слова (нравственном и общественном). За это «Всевышний» проклял человечество и отказался от него, предоставив «абсолютную свободу», но неисповедимой волей своей предопределил одних к гибели, а других к спасению. Человеку не суждено знать этой воли.

Жаждущие «спасения» пуританские теологи обнаружили обнадеживающее указание в словах Ветхого завета: «...Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог всемогущий, ходи предо Мною и будь непорочен... Будет тебе имя Авраам; ибо Я сделаю тебя отцом множества народов... Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя» (Бытие, XVII, 1—8). Бог, иначе гово-

_____

4. The Puritans, vol. I, p. 195—197.

5. Подробнее см.: Miller P. The New England Mind, book IV.

[47]

ря, со времени Авраама допустил как бы новое соглашение, обязующее людей к исполнению божественных предначертаний как в частной, так н в общественной жизни (государство, семья, право, призвание, имущество и т. д.). «Естественный закон» в этих условиях — соблюдение людьми этих предначертаний, изложенных, в частности, в «Пятикнижье» Моисея. С явлением Христа существовавшее новое соглашение сделалось «Соглашением о милосердии», ибо «Спаситель» своей искупительной жертвой дал надежду па духовное «возрождение» (regeneration) и «спасение». Далее приверженцы «Соглашения о милосердии» не шли, боясь уйти к «армии папству».

Мы еще вернемся и к «Соглашению о милосердии», и к «Соглашению о деяниях». Пока обратим внимание на то, что Уинтроп в своем «Образце» исходил из прецедента — «Соглашения между Богом и людьми». Участники экспедиции тоже заключили соглашение, отправляясь в Америку с определенной целью и на определенных условиях. Это — «гражданское соглашение» (civil covenant). Но так как они проникнуты стремлением следовать священным заветам и, следуя именно им, заключали гражданское соглашение, то одновременно они «вступили в соглашение с Богом». Это возлагает на них теперь обязанность следовать священным заветам особенно строго.

«Всемогущий Бог,— писал губернатор,— в своей святости и мудрости так определил условия человеческого существования, чтобы во все времена кто-то был беден, а кто-то богат, кто-то стоял выше и обладал властью и достоинством, а другие — ниже и находились в подчинении». Он продолжал: «Всемогущий Бог установил имущественное неравенство; является очевидной истиной, что один человек оказывается в большем почете, чем другой, и т. д., не для него самого и в силу собственных дарований, но во славу Создателя и для всеобщего блага его создания — человека».

Таков был «образец», фундаментальный принцип, которым Уинтроп намеревался руководствоваться, организуя общественную жизнь колонии: принцип вечности социального н имущественного неравенства. Это предполагало соответствующие и прочные общественные институты, «ибо является истиной, что личные состояния не могут быть сохранены при крушении общественных институтов».

Уинтроп говорил о необходимости «истинной любви к ближнему», о долге «продать все и подать бедному, как это делалось во времена Апостолов», о том, что «забота об общих интересах

[48]

должна стоять выше заботы о частных интересах». Подобные доброжелательство и доброхотство не вписывались в существовавшие условия социального неравенства членов экспедиции, не вязались с условиями найма и работы сервентов, в частности. Поиск еще одного компромисса или только общежитейская терминология ни к чему не обязывающего «христианского милосердия»? Это покажет жизнь путешественников в Америке.

Уиитрои не предлагал конкретных форм организации общественной жизни колонии и по говорил о коммерческих задачах компании. Но он определил религиозные цели переселения, которые рассматривались им как поощряемый образец «служения Богу»: «Мы обнаружим, что Бог Израиля находится среди нас, когда десятеро из нас будут способны противостоять тысяче наших врагов, когда Он сделает нас достойными и прославленными, чтобы люди говорили о процветающих поселениях: Новая Англия — творение Бога». И далее: «Мы должны иметь в виду, что будем подобны городу на холме и глаза всех будут устремлены па нас; поэтому, если мы будем кривить душой перед Богом в деле, которое мы начали, и таким образом вынудим Его лишить нас помощи, которую Он нам сейчас оказывает, мы ославим себя и станем притчей во языцех для всего мира, мы откроем уста врагов для хулы путей Господних и всех деяний во имя Бога».

За этими словами стояло пророчество Исайи: «...гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к пей все народы... И будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне из Иерусалима» (Исайя, II, 2, 3). Да и сами слова походили на пророчество. Однако пуритане избегали открытого мессианства, пе признавали «божественных откровений», приходящих к верующим свыше. Поэтому Уинтроп расположил свой город пе на горе, стоящей «во главе гор», даже не просто на горе, а всего-навсего на холме: «Мы будем подобно городу на холме» (We shall be a Citty upon a Hill) 6.

Иначе говоря, предполагалось воздвигнуть «Новый Иерусалим» грешными руками людей, но следуя «по стезям Его».

Неизвестно, как восприняли путешественники прочитанный им «Образец». Уинтроп ничего не пишет об этом в «Журнале».

_______

6. Сравним со словами цитировавшегося ранее пророчества Исайи в каноническом английском переводе: «The mountain of the Lord's house shall be established in the top of the mountains and shall exalted above the hills...».

[49]

Ему, как видно, казалось важнее рассказать о столкновении двух кораблей экспедиции, о встрече х фламандцами, плывшими из Бразилии, о шторме и морской болезни, которые «нарушили распорядок дня и помешали молиться» (У, I, 31), о загрязнении пушечной палубы, о ссоре между моряками и пассажирами, а также о других путевых происшествиях.

В субботу, 12 июня 1630 г., «Арабелла» подошла к американскому берегу. «...Воины Христа впервые вступили на землю Западного полушария... Они высадились на северном берегу реки Чарлз у небольшого острова, называемого Ноддл, где жил тогда некто м-р Сэмюэл Мейврек... На острове он построил небольшой форт... и установил 4 мортиры для защиты от индейцев»  7. Там путешественники встретили Уильяма Пирса, чей корабль стоял неподалеку, и колониста из Нового Плимута Исаака Эллертопа. Пирс, Эллертон, а затем и прибывшие позже Эндикотт и Скелтон поднялись на борт «Арабеллы». «Мы, ассистенты, а также некоторые другие джентльмены, а также часть женщин и наш капитан поехали с ними в Наумкек [Наумкеаг, Сейлем], где отведали оленьего паштета с хорошим пивом; вечером мы вернулись на наш корабль, исключая нескольких женщин, оставшихся на берегу.

Тем временем большинство наших людей сошли на берег у мыса Знн, который недалеко от нас, и собрали много прекрасной земляники.

Один индеец влез па корабль и проспал здесь всю ночь»,— так записал события того замечательного дня Уинтроп (У, I, 49-50).

В следующие дни «Арабелла» перешла в Сейлемскую бухту. Туда одип за другим благополучно прибыли остальные корабли экспедиции 8. Колонию Эпдпкотта, как писал Дадли графине Бриджит Линкольн, нашли «в печальном и неожиданном для нас положении» 9. 80 человек умерло еще зимой, многие болели, продовольствие было на исходе. 180 сервентов, посланных с предыдущей экспедицией, пришли просить хлеба, так как оставшегося у них могло хватить па две недели. Однако взять этих людей на пропитание сочли невозможным. «Необходимость,— продолжал

_____

7. Johnson's Providence, p. 64.

8. Всего в 1630 г. в Массачусетс прибыло 17 кораблей. Число их пассажиров превышало 1 тыс. человек (Chronicles, р. 127, note 2; р. 311, note 2).

9.  Dudley's Letter. — In: Tracts, vol. II, p. 8; Letters, p. 67—83 (с комментариями) ; см. также: Smith's Travels, vol. II, p. 953—954.

[50]

Дадли,— вынудила нас пойти на большие потери и дать им всем свободу, а их снаряжение и отправка стоили нам от 16 до 20 ф. ст. за каждого»  10. По местоположению и, как видно, из-за присутствия там большого числа голодных людей Сейлем сочли неудобным для расселения вновь прибывших. Тогда на р. Чарлз основали поселок Чарлзтаун. Вскоре возникли Брэдфорд, Уотертаун, Роксбэри и др.

«Начало работы показалось им очень трудным» 11 Уинтропа к тому же постигло тяжелое несчастье: утонул его сын Генри. Губернатор нашел в себе силы побороть личное горе ради общего дела, ради основания «города на холме», и продолжал энергично исполнять обязанности руководителя. Своим горем он поделился с Маргарет: «Будь благословен Господь или добрый Бог и Милостивый Отец, который еще сохраняет мне жизнь и здоровье, чтобы я мог приветствовать тебя... Мы перенесли долгое и беспокойное путешествие, но Господь сделал для нас его безопасным и легким... Я так перегружен делами, что у меня нет времени для писания писем и других моих частных забот. Я пишу сейчас только для того, чтобы ты знала, что я жив и думаю о тебе, несмотря на все мои дела... У нас произошло много неприятных и печальных событий; и рука Господа покарала и непосредственно меня; мой сын Генри, мой сын Генри. О! Бедное дитя... Но, несмотря на все случившееся, я, слава Богу, не обескуражен... Твой верный муж Дж. Уинтроп 12.

В тот же день, когда Уиптроп написал цитируемое письмо, 30 июля 1630 г., в Чарлзтауне была основана конгрегационалистская церковь. В составленном по этому поводу ковенанте, в частности, говорилось: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа... Мы, нижеподписавшиеся... искренне, торжественно и благоговейно (как в Его божественном присутствии) обещаем и обязуемся точно следовать Священному писанию и действовать в полном согласии с Его божественными предначертаниями и во взаимной любви и уважении друг к другу — настолько, насколько Богу будет угодно сподобить нас»  13. Это было важным дополнением к

____

10. Dudley's Letter.— In: Tracts, vol. II, p. 8.

11. Johnson's Providence, p. 65.

12. Earle A. M. Margaret Winthrop, p. 147—148.

13. Settlements to Society, p. 69; см. также: Bradford's History, p. 272; Of Plymouth Plantation, 1620—1647, by William Bradford Sometime Governor Thereof/Ed. by S. E. Morison. New York, 1967, p. 234—236; Tyler L. G. Op. cit., p. 196—197; Dunn R. S. Op. cit, p. 13; Rutman D. B. Winthrop's Boston, p. 54; Bancroft G. Op. cit, vol. I, p. 282.

[51]

тем принципиальным основам создания колонии, которые изложил Уинтроп в «Образце христианского милосердия». Хотя никакой прямой формальной связи не устанавливалось, из смысла ковенанта само собой следовало, что священники (т.е. церковь), призванные вникать в «божественные предначертания» и разъяснять их, должны стать участниками в определении форм общественного устройства колонии и норм поведения ее жителей. Тем более, что основателями церкви и неизбежно ее ведущими членами были, кроме священников, руководители колонии. Ковенант подписали Уинтроп, Дадли, А. Джонсон и Вильсон. В следующие три дня — еще пять влиятельных колонистов, немного позже — еще несколько. Однако в дальнейшем из-за строгого отбора конгрегация росла медленно.

В один из августовских дней 1630 г. Уинтроп записал в «Журнале»: «В понедельник состоялось собрание». Имея в виду это же собрание, Э. Джонсон рассказывает в своей книге, что оно проходило на «Арабелле» 23 августа (у Чарлзтауна) и «многоуважаемый Джон Уинтроп, сквайр, был избран губернатором до конца текущего 1630 г. Достойный Томас Дадли, сквайр, был избран заместителем губернатора, м-р Брэдстрит — секретарем»  14. Вместе с ассистентами, избранными еще в Англии, они составили магистрат (Magistracy) для управления (Government) 15  колонией.

Эта процедура не совпадала с существовавшей практикой и смыслом хартии, согласно которым органы управления компанией должны были избираться ее членами, утвержденными собранием, что давало им статус фрименов. В связи с переносом за океан основных функций предприятия и с превращением его прежде всего в колонизационное предприятие фримены на определенных условиях, как это уже происходило в Виргинии и Новом Плимуте, должны были пополняться из колонистов.

_____

14. Johnson's Providence, p. 65.

15. Следует помнить, что это английское слово имеет значение «правительство», «управление», «провинция». В нашем случае, переводимое как «правительство», оно подразумевает, как подразумевали и авторы документов, не отдельное, независимое от Англии правительство, а орган управления колонией (Общее собрание, магистрат, оба они вместе). Слово constitution, встречающееся в документах, мы вообще избегаем переводить привычным русским словом «конституция», что исказило бы смысл документов изучаемого времени, и заменяем другими значениями этого английского слова, точнее соответствующими месту и времени.

[52]

В Массачусетс приехало только 13 фрименов компании 16. Из них — восемь ассистентов, губернатор и его заместитель (несколько позже еще один ассистент). Не определив порядка приема новых фрименов и не пополнив ими свой состав, фримены компании подменили Общее собрание колонии и сделали себя магистратом. В создавшихся условиях и при установленном хартией кворуме для ежемесячных собраний магистрат мог теперь подменять эти собрания своими заседаниями. Тем более, что, допустив натяжку, хартию можно было прочитать таким образом, будто губернатор (заместитель) и шесть ассистентов составляли кворум для любого собрания.

На интересующем нас собрании ассистентов 17 его участники позаботились о материальном обеспечении священников (строительство для них домов, выделение им необходимых предметов и продуктов из общих запасов), постановили возложить на магистрат судебные функции и приняли еще одно важное решение: созывать собрание фрименов один раз в год.

Магистрат, по крайней мере, на год оказался всевластным органом. Как вспоминал Израэл Стоутон, ассистенты «составляли законы, наделяли землями, проводили денежные сборы, наказывали нарушителей и т. д. по собственному усмотрению» 18. Значительная власть концентрировалась в руках губернатора, руководившего колонией между собраниями ассистентов единолично и являвшегося непременным членом кворума. Эта власть была особенно велика: при общепризнанном авторитете Уинтропа, «который был хорошо известен в Англии и хорошо принят здесь, будучи человеком благочестивым, терпимым, мудрым и серьезным» 19 незнании большинством колонистов текста хартии, хранившейся у губернатора; рассредоточенности поселенцев и их занятости, оставлявшей мало времени на раздумья о гражданских нравах.

_____

16. Уиптроп, Дадли, Сэлтопстолл, Людлоу, Росс истер, Ноэлл, Шарп, Пинчон, Брэдстрит, А. Джонсон, Эндикотт, Коддингтон, Вэссал. Имена этих людей будут многократно упоминаться в нашем рассказе.

17. О нем см.: Channing Е. A History of the United States: In 6 vol. New York, 1905—1933, vol. I, p. 340; Andrews Ch. M. The Colonial Period, vol. I, p. 432, 433: Bancroft G. Op. cit, vol. I, p. 282; Rutman D. B. Winthrop's Boston, p. 42.

18. Letters, p. 146.

19. Dudley's Letter. — In: Tracts, vol. II, p. 8. Судя по сложности тогдашних отношений между Дадли и Уиптропом, приведенную характеристику можно считать достаточно объективной.

[53]

28 августа члены чарлзтаунской церкви, еще не очень многочисленные, провели выборы. Проповедником избрали священника Джона Вильсона, старейшиной — Инкриза Ноэлла, а дьяконами — Джона Гейджера и Уильяма Эспинвелла. «Мы,— записал Уинтроп,— использовали рукоположение, но при общей договоренности, что это является только знаком избрания и утверждения, а потому никто не потребовал, чтобы м-р Вильсон отказался от своего священнического сана, полученного в Англии» (У, I, 51— 52). Это был еще один компромисс периода становления массачусетского пуританизма.

Чарлзтаунская церковь просуществовала недолго. Ее члены, магистрат и значительная часть колонистов в сентябре 1630 г. перебрались из Чарлзтауна 20 на место бывшей индейской деревни Шавмат.З основали поселок Бостон. Бостонской стала именоваться церковь. Ее влияние поддерживалось административными мерами.

Первым от них серьезно пострадал Томас Мортон, который к тому времени оправился после произведенной у него в предшествовавшем году реквизиции. По его рассказу, «Книга общего богослужения», которой он пользовался, презиралась. Он не мог быть терпим. Мортона вызвали в Бостон, где ему предъявили многочисленные обвинения. «Его судьба была решена заранее». Магистрат постановил конфисковать все его имущество, самого отправить на родину для суда, а Мэрримаунт сжечь. «Все было сожжено дотла,— вспоминал осужденный,— не осталось ничего, кроме груды пепла...» В конце декабря 1630 г., уже на борту корабля, закованный в капдалы Мортон проклинал своих врагов: «Вера и царство сепаратистов падут! Кайтесь, жестокие схизматики, кайтесь!» 21. Он сам понимал, что, обвиняя в сепаратизме бостонский магистрат, бьет не прямо по цели, но тем вернее подставляет этот магистрат под огонь епископа Лода и дает оружие в руки Горджеса. Но те были далеко, а магистрат хотел избавиться от чужака, соглядатая, критика и осведомителя, находившегося в самом Массачусетсе.

Сведение счетов с «гордым и дерзким человеком» 22  происходило в сложной обстановке всевозраставших трудностей в жизни колонии, когда спор с Мортоном мог увеличить эти трудности. Большинство колонистов болели, главным образом цингой и

____

20. В Чарлзтауне собственная церковь возникла только через два года.

21. Morton Т. New England Canaan.—In: Tracts, vol. II, p. 108—109, 125.

22. Dudley's Letter.— In: Tracts, vol. II, p. 11.

[54]

Первый молельный дом

оспой, многие умерли (около 200 человек, среди них самые знатные — леди Арабелла и ее муж Айзек Джонсон, а также ассистент Росситер). Съестных припасов не хватало. Погибал неухоженный скот, быстро убывавший к тому же от нападений многочисленных волков. В пламени частых пожаров сгорали палатки, наскоро построенные хижины, стога. Попытки неопытных людей

[55]

ловить рыбу приводили к частой гибели в море. Страх перед индейцами вызвал несколько ложных тревог, всполошивших все поселения. В то же время недостаток людей и их слабость не позволили возвести предполагаемое укрепление между Бостоном и Роксбэри. Положение ухудшилось с наступлением холодов и снегопадами.

В те дни управляющий хозяйством Сэлтонстолла Джон Мэйстер сообщал леди Баррингтоп: «Страна очень хороша и подходит для того, чтобы принять лордов и леди, будь здесь больше добротных домов...» 23. Что это означало, ясно из письма Дадли графине Линкольн, отправленного в марте 1631 г.: «У меня еще нет стола или какого-либо другого места, чтобы писать, иначе как у костра и на собственных коленях при сильнейшем ветре...» 24.

Следует учитывать, что оба корреспондента принадлежали к тем, кто не хотел представлять положение безнадежным, кто старался убедить, что колонисты «не были обескуражены и несли божеское наказание покорно», кто не забывал «о цели, ради которой приехал», кто «уповал на Господа», верил в то, что предприятие «можно поддержать и поднять вновь» 25. Как писал капитан Смит, «несмотря на все, благородный губернатор не потерял присутствия духа; все промахи и неудачи не заставили его раскаяться в затеянном деле» 26.

Были другие люди, потерявшие присутствие духа, раскаявшиеся в затеянном деле. Обратимся к письму колониста Джона (?) Понда от 15 марта 1631 г. 27.

После краткого описания страны Понд сообщал отцу о радостном событии — прибытии корабля 28 с припасами: «Если бы этот корабль не прибыл вовремя, мы оказались бы в ужасном положении...». Он продолжал: «Хотя я и далеко от Вас, дорогой отец, не забывайте меня, Вашего сына. Мы не знаем, как долго проживем здесь, так как мы не можем существовать без подвоза провизии из старой Англии. Поэтому умоляю Вас не ликвидировать Вашу лавку, так как думаю, что в конце концов, если

______

23. Letters, р. 84.

24. Dudley's Utter.— In: Tracts, vol. II, p. 6.

25. Ibid., p. 6, 10, И; см. также: Earle A. M. Margaret Wintkrop, chap. 5.

26. Smith s Travels, vol. II, p. 955.

27. English Historical Documents / General ed. D. C. Douglas. Vol. IX. American Colonial Documents to 1776/Ed. by M. Jensen. London, 1955, p. 148— 149 (далее — English Historical Documents, vol. IX); Utters, p. 64—66.

28. Имеется в виду «Лайон», прибывший в феврале 1631 г.

[56]

выживу, должен буду уехать отсюда, так как трудно сказать, как долго продержится эта колония, тем более что некоторые магнаты, которые составляли ее основу, бросили своих людей и уехали... Я было собрался вернуться домой с этим кораблем, так как мои запасы почти кончились, но теперь я почтительно благодарю Вас за Вашу любовь и доброту, за присланные мне продукты, без которых я влачил бы полуголодное существование... Если будет угодно Богу сохранить мое здоровье, я посею столько семян, сколько удастся; но если продукты здесь не станут дешевле, чем в Миклмесе, и я не буду получать их от Вас и не смогу обеспечить себя, я, наверное, вернусь домой в Миклмес...» 29.

Заметим, что Понд не принадлежал к числу особенно бедных колонистов. У него в услужении, как явствует из письма, были, по крайней мере, два человека — девушка и парень (переболевшие оспой, как он сам и его дочь).

Положение менее состоятельных колонистов затруднялось тем, что жизнь в Массачусетсе строилась с самого начала на частной основе. Массачусетс не проходил того периода, который прошли Виргиния и Новый Плимут, когда переселенцы работали коллективно и запасы распределялись между ними поровну. У пуритан каждый обеспечивал себя тем, что имел. Сэлтонстолл, например, имел «много крупного рогатого скота, и лошадей, н свиней, а также коз и домашней птицы». У него были сервенты, его хозяйством управлял специальный человек. Мы видели, как перебивался Понд. А сервенты, тем более прогнанные и оставленные без средств к существованию (о них упоминает и Дадли, и Понд), вынужденные нищими возвращаться на родину или соглашаться на любые условия работы, чтобы не умереть с голода в колонии?

Для предотвращения бегства поселенцев в Англию и участившейся гибели их на месте устроители колонии вынуждены были тратить па общие нужды сродства из акционерного капитала. Уинтроп «выделил нуждавшимся помощь из своих запасов» 30. Дадли, который, как и Уинтроп, был одним из главных акционеров компании, выражал в письме горестное сожаление по поводу больших и непредвиденных расходов, поглощавших казну колонии, состоявшую в основном из паев «предпринимателей» и

______

29. Почти в тех же словах описывал трудности устройства на американской земле упоминавшийся Клап (Chronicles, р. 351—352, 353). w Smith's Travels, vol. II, p. 855.

30. Smith's Travels, vol II, p. 955.

[57]

уменьшившуюся менее чем за год с 3—4 тысяч до нескольких сот фунтов стерлингов 31.

В первые месяцы после основания колонии из нее сбежали 100—200 человек 32. По свидетельству Дадли, они были недовольны «частично нашим правлением, которое ограничивало и наказывало их невоздержанность, частично боялись голода, не видя других возможностей прокормить себя иначе, как только собственным трудом...»  33.

О строгости, применяемой для наказания проступков, уже говорилось. Эти строгости возрастали с течением времени 34. Однако под «невоздержанностью», как следует полагать, Томас Дадли имел в виду не только нарушения дисциплины. При распределении земельных наделов, как вспоминал Э. Джонсон, «некоторые лица сильно препятствовали» деятельности магистрата, «проявляя жадность к земле». Обуздать ее, как видно, было нелегко, и автор «Чудотворного провидения» со злорадством, далеким от христианского милосердия, замечал в связи с этим, что часть неумеренных претендентов получила «достаточно земли», вскоре погибнув 35. «Невоздержанностью» считалась непомерная спекуляция, которую магистрат тоже стремился пресечь, правда, без успеха, так как ее порождала острая нехватка самых необходимых предметов и продуктов, а сами ассистенты не гнушались торговли, которая в тех условиях при самых лучших намерениях

_____

Dudley's Letters.— In: Tracts, vol. II, p. 11. Чтобы не возвращаться к этому вопросу, не имевшему прямого отношения к жизни колонии, скажем здесь, что с прибытием экспедиции Уинтропа в Америку коммерческая деятельность Массачусетской компании почти не прогрессировала, а к концу 30-х годов заглохла совсем. Из пяти «предпринимателей» массачусетского отделения компании (Chronicles, р. Ив) постоянными жителями колонии сделалось только Унптроп и Дадли. Вначале они пытались контролировать меховую торговлю и отчислять в пользу компании причитавшиеся ей 50% дохода. Но постепенно мехоторговля перешла в частные руки, как и все другие виды хозяйственной деятельности, включая те монополии, которые формально принадлежали «предпринимателям». Последние, как и прочие акционеры, в конечном счете получили от своего участия в компании только причитавшиеся им участки земли (см.: Bailyn В. Op. cit.. p. 26—30; French Л. Op. cit, p. 353: Andrews Ch. M. The Colonial Period, vol. I, p. 397-398; Osgood Я. L. The American Colonies in the Sevonteonth Century: In 3 vol. Gloucester, 1957, vol. I, p. 149—150; Moloney F. X. The Fur Trade in New England. Hamden (Connect), 1967).

32. Dudley s Letter.— In: Tracts, vol. II, p. 9; Smith's Travels, vol. II, p. 955.

33. Dudley's Utter.— In: Tracts, vol. II, p. 9.

34. Earle A. M. Curious Punishments of Bigone Days. Montclair (N. Y.), 1969, p. 72—73.

35. Johnson's Providence, p. 77.

[58]

не могла не быть спекуляцией, а в намерения торговавших обязательно входило получить прибыль.

Совершенно нетерпимой для магистрата и наказуемой им с наибольшей строгостью была любая «невоздержанность» сервентов и наемных работников-специалистов. К самому раннему периоду жизни колонии относится следующее постановление:

«1. Властью магистрата запрещается сервентам, будь то мужчина или женщина, отдавать, продавать или обменивать что-либо бв8 разрешения их хозяев за все время службы под страхом штрафа или телесного наказания, налагаемого в соответствии с тяжестью проступка.

2. Все работники (workmen) должны работать весь день, имея необходимое время для еды и отдыха. [Когда? Сколько?]

3. При побеге сервентов от хозяев или при желании кого- либо из обитателей поселения, подозреваемого в дурных намерениях, покинуть его без разрешения в обязанность местных властей других поселений, констеблей и двух главных обитателей этих поселений, если в них еще нет органов управления, входит организовать за беглецами погоню — по земле или по морю, используя для этого, если необходимо, лодки и пиннасы 36 за казенный счет,— и вернуть их назад силой оружия.

4. Указанной выше властью устанавливается также, что фримены каждого поселка могут в случае необходимости сговариваться между собой о размере оплаты труда всех работников и сервентов (all worker's, laborers', and servant's wages)... Те же, кто будет платить больше договоренной суммы, подвергнутся наказанию...

5. Оплата труда сервентов и работников может производиться зерном в размере, устанавливаемом двумя незаинтересованными фрименами, избранными один — хозяином, другой — сервентом или работником, которые должны учитывать качество и размер проделанной работы. Если они не смогут договориться, будет избираться третий властями соседнего поселка...

6. Если какой-либо сервент сбежит, не вынеся тирании и жестокости своего хозяина или хозяйки, в дом какого-либо фримена из того же поселка, он может в нем оставаться под защитой этого фримена до тех пор, пока не будет отдан должный приказ о его освобождении; при этом предусматривается, что взявший его под защиту сразу же сообщит об этом хозяину, от

_____

36. Пиннаса — небольшое парусное судно, используемое чаще всего как посыльное или разведывательное.

[59]

которого бежал сервент, а также властям ближайшего поселка или констеблю. [Тирания заведомо предполагалась!]

7. Ни один сервент не должен быть передай другому хозяину больше чем на год — ни при жизни его хозяина, ни после смерти этого хозяина исполнителями его воли — без разрешения магистрата или разрешения двух ассистентов...

8. Если хозяин выбьет глаз или зуб своему сервенту, мужчине или женщине, или каким-либо другим образом искалечит его, он должен, если это не результат чистой случайности, отпустить сервента на свободу и компенсировать его каким-либо образом по решению суда. [Случайно искалеченный оставался сервентом и не получал никакой компенсации!]

9. Каждый сервент, который служил верно и добросовестно на пользу своему хозяину семь лет, не должен быть отпущен безо всего; если же он не проявил верности, добросовестности и усердия на своей службе при хорошем обращении с ним хозяина, он не будет отпущен на свободу, пока власти не сочтут, что он выполнил свои обязательства» 37.

Вряд ли после рассказанного о Виргинии и Новом Плимуте следует говорить о том, что действенность статей, защищавших сервентов и работников, сводилась зачастую к нулю. Ни сервенты, ни работники не участвовали в рассмотрении дел в качестве равноправной стороны, а тем более в качестве представителей власти. Интересы же магистрата, члены которого имели сервентов и нанимали работников, совпадали, как правило, с интересами других хозяев.

В первые месяцы своего существования колония остро нуждалась в квалифицированных специалистах, особенно строительных профессий. Каждый имевший достаточно средств стремился 8аполучить их для себя, не гнушаясь переманивать от других более высоким заработком. В результате сооружение самых простых и необходимых строений требовало времени и обходилось дорого, а для многих оказывалось невозможным. Члены магистрата понимали, что лишенные крова одними из первых поспешат покинуть колонию. Одновременно губернатор и ассистенты не были заинтересованы лично и как руководители общественных работ в высокой оплате строителей, в затяжке исполнения планов по возведению укреплений, мостов, общественных зданий и т. д. Поэтому постановили ограничить заработки плотников, столяров, каменщиков и кровельщиков до 2 ш. в день. Бравшие

_____

37. Foundations, vol. I, p. 404—405.

[60]

и дававшие больше штрафовались да 10 ш. Максимальная плата для пильщиков устанавливалась в 4 ш. 6 п. за 100 досок при подготовленных бревнах и в 5 ш. 6 п. при необходимости очищать бревна. Вскоре для этих категорий работников максимум оплаты значительно снизили — до 10—16 п. в день. Ограничения для них сняли только через полгода — после некоторого спада строительной горячки 38.

Не считая привезенных из Англии специалистов, первыми наемными работниками колонии могли стать, и вероятно стали, сервенты, отпущенные и брошенные своими хозяевами в первые дни после прибытия в страну экспедиции Уинтропа. В качестве наемных работников могли, если находили время, трудиться свободные колонисты. Но с самого начала главной рабочей силой Массачусетса были сервенты, которых хозяева при желании сдавали внаем. И скорее всего основная часть отпущенных и брошенных сервентов, если они не вернулись на родину и не имели выгодной специальности, заключали контракты с новыми хозяевами. Как мы видели, был ли колонист сервентом или наемным работником, его деятельность во многом ограничивалась, обеспечивая тем самым хозяевам его послушание и труд при возможно меньших на него издержках. Для сервентов эти ограничения были особенно велики, а наказания — особенно суровы.

Итак, было немало поводов и причин для жалоб на жизнь в колонии у сервентов, брошенных на произвол судьбы и угнетаемых, у людей, испугавшихся неустройства и голода, у обвиняемых в «невоздержанности», заслуженно и незаслуженно. Бежавшие из колонии, естественно, высказывали эти жалобы. Многие из них упоминали о религиозных притеснениях. Некоторые из мести, подобно Томасу Мортону, обвиняли строителей «города на холме» в сепаратизме. Отсюда беспокойство Джона Коттона, который в письме из Англии от 2 сентября 1630 г., адресованном Скелтону, выражал опасение, что массачусетсцы «оказались под влиянием людей Нового Плимута» 39. В «Советах» Джона Смита, где рассказывалось о первых месяцах существования колонии, отмечается: «...одни не выносили слова епископ, другие не могли видеть крест и сутану, третьи — «Книгу общего богослужения». Все эти «избранные», считавшие остальных изгоями и отверженными, теперь спешно желали вернуться в Вавилон, как они называли Англию, а не оставаться и наслаждаться жизнью на земле, ко-

_____

38. Morris R. В. Government and Labor in Early America. Now York, 1947, p. 58.

39. Langdon G. D. Op. cit, p. 110.

[61]

торую они называли Ханааном... Тем, кто считал себя броунистом, губернатор разрешил отправиться в Новый Плимут» 40.

Дадли в своем письме категорически отводил «лживые и скандальные» обвинения бежавших из Массачусетса в том, что колония стала гнездом броунистов, к тому же антипатриотов: «Я искрение заверяю, что ые знаю ни одного человека из тех, что прибыли с нами в прошлом году, кто изменил бы, приехав сюда, своим суждениям и любви в отношении церковных или гражданских дел; наоборот, мы ежедневно продолжаем молиться за нашего суверена и государя короля, королеву, принца, королевский род, Государственный совет и все государство...» 41.

Но разве Мортон, отправленный в кандалах в Англию, был против епископов и «Книги общего богослужения»? Он был англиканином. Его выслали в Англию. Сепаратистов — в Новый Плимут. Иначе говоря, Уинтроп и его магистрат в своей церковной политике следовали линии, определившейся в Массачусетсе с самого начала, с прибытия туда Эндикотта.

19 октября 1630 г. в колонии состоялось первое Общее собрание. Поначалу оно не было таковым, так как заседали те же люди, которые избрали магистрат 23 августа. Но «на это собрание пришло много первых поселенцев, которых сделали фрименами... Число фрименов в том году достигло 110 человек или около того» 42. Магистрат, увеличив число фрименов, сумел в то же время провести решение, явно противоречившее хартии. По нему функции Общего собрания ограничивались избранием ассистентов. Ассистенты же получили право «избирать из своего числа губернатора и его заместителя, которые совместно с ассистентами должны издавать законы, а также избирать специальных лиц (officers) для их осуществления. Решение было полностью одобрено общим голосованием народа путем поднятия рук 43. Губернатором вновь был избран Уинтроп, его заместителем — Дадли.

Как можно видеть, у колонистов было достаточно поводов для более или менее справедливого недовольства политикой ма-

_____

40. Smith's Travels, vol II, p. 954.

41. Dudley's Letter.— In: Tracts, vol II, p. 15.

42. Johnson's Providence, p. 66; Banks Ch. E. The Winthrop Fleet, p. 49, Appendix А. В число фрименов вошли некоторые дорчестерцы и некоторые члены экспедиции Эндикотта — «первые поселенцы».

43. Foundations, vol. I, p. 293. «Удивительно, как много власти выпустили из своих рук фримены», —писал много лет назад Джордж Хейнс (Науnes G. Н. Representation and Suffrage in Massachusetts. Baltimore, 1894, p. 13).

[62]

гистрата, который, уступая давлению, вынужден был увеличить число фрименов. Но можно также видеть, что руководители колонии не утратили своего влияния и авторитета.

С отъездом основной массы недовольных магистрат почувствовал себя свободней и не замедлил закрепить свою власть. В начале марта 1631 г. приступили к формированию местных вооруженных сил — милиции. 8 марта магистрат принял постановление, согласно которому любое число ассистентов считалось достаточным даже для принятия самых ответственных решений 44. В качестве аргумента ссылались на то, что ассистентов осталось всего пять из семи, необходимых, по хартии, для кворума. Это было так, но осуществленная мера относилась к компетенции Общего собрания, к тому же правомочного пополнить число ассистентов избранием новых. Стремясь сохранить за собой полновластие, члены магистрата не хотели допустить подобной инициативы собрания и расширения состава своими возможными противниками. Тем более что в руки недовольных могло тогда попасть очень опасное оружие — религиозное обоснование их недовольства.

5 февраля 1631 г. Уинтроп записал: «Корабль «Лайон» м-ра Уильяма Пирса пришел в Нантаскет. На нем прибыл благочестивый священник м-р Уильяме со своей женой, м-р Трогмортон, Перкинс, Они и другие — с женами и детьми, всего около 20 пассажиров и около 100 тони товаров» (У, I, 57).

Приезд «благочестивого священника» не мог не порадовать губернатора. Священников в колонии было мало. Один из них, Фрэнсис Брайт, покинул ее навсегда вместе с другими недовольными. Джон Вильсон собирался уехать в Англию по каким-то делам. Следуя его совету, бостонская конгрегация решила избрать Уильямса своим проповедником, что означало высшую степень уважения и доверия. Сверх всяких ожиданий он отклонил предложение. Более того, он отказался вообще вступать в бостонскую церковь. Он заявил, что пуритане Массачусетса недостаточно порвали с официальной церковью метрополии, и их первоочередная задача — завершить разрыв, заявив о нем публично.

Это был сепаратизм! Мало того, Уильяме обвинил магистрат в незаконной узурпации права наказания за проступки, обозначен-

_______

44. Нilkeу Ch. J. Legal Development of Colonial Massachusetts. New York, 1910, P. 14; Andrews Ch. M. The Colonial Period, vol. I, p. 439. «..Хартия нарушалась перманентно, так как свыше 50 лет ни разу не было более половины требуемых 18 ассистентов» (Adams J. Т. Op. dt, р. 142).

[63]

ные в первых четырех заповедях: идолопоклонство, богохульство, несоблюдение субботы, клятвопреступление (У, I, 61—62)  45. Таким образом, «благочестивый священник», сознательно отказываясь от материальных благ, связанных с местом проповедника, смело выступил против политики поддержания религиозного единообразия и церковной дисциплины административными мерами светской власти 46.

Как ни было велико возмущение Уинтропа, Вильсона и других руководителей колонии, они, как видно, отвлекаемые заботами по организации жизни поселений, а также стесняемые саном и авторитетом Уильямса, не прибегли к быстрым и решительным действиям против объявившегося бунтаря. Священник благополучно перебрался в Сейлем, где главенствовал Эндикотт. Там его пригласили занять место проповедника, пустующее после смерти Хиггинсона.

«На заседании, происходившем в Бостоне (в связи с информацией, полученной губернатором о том, что жители Сейлема призвали м-ра Уильямса на пост проповедника), было составлено письмо м-ру Эндикотту, в котором говорилось... что присутствовавшие па заседании удивлены тем, что сейлемцы собираются избрать Уильямса, не посоветовавшись с членами магистрата (council), и что они надеются, что те воздержатся от избрания, как бы этого им ни хотелось, до того как этот вопрос будет обсужден» (У, I, 61—62). Уже поздно. Уильямса избрали. Вмешиваться в дела «независимой» церкви магистрат воздержался, но не простил нанесенного удара. Сейлемский священник, ощущая это, вынужден был покинуть свою паству в Массачусетс. Он нашел укрытие в Новом Плимуте.

18 мая 1631 г. «Общее собрание в Бостоне. Губернатор вновь переизбран, и все фримены присягнули на верность (местному.— Л. С.) правительству» (У, I, 63). Фрименов стало приблизитель-

______

45. Речь вдет о заповедях «Деколога» (десятисловия), начертанных, по библейскому преданию, на скрижалях (см.: Исход, Второзаконие, Евангелие от Марка). Порядок заповедей в старинных текстах варьируется. Выше имеются в виду те, которые по-английски обозначаются как «The First Table of the Law».

46. Wlnslow О. E. Master Roger Williams. New York, 1957, p. 95—97; Covey C. The Gentle Radical. New York, 1966, p. 33. Главный источник приведенных фактов — письмо самого Уильямса Коттону, написанное много позже. Ранние документы, относящиеся к жизни Уильямса, не сохранились. Его работы начали публиковаться только с 1643 г. О жизни Уильямса до приезда в Америку, о пребывании его в Новом Плимуте см.: Слёзкин Л. Ю. Указ. соч., с. 286—292, 296, 309, 318.

[64]

но 120 человек 47. В их число попал Эдвард Джонсон, в том же году на несколько лет покинувший колонию.

Упоминаемая Уинтропом присяга обязывала их «подчиняться и следовать законам и установлениям сообщества, содействовать миру в сообществе, а также не предпринимать никаких попыток к изменению или перемене управления, не иначе как в соответствии с существующими законами сообщества» 48. Таким образом, фрименов приучали к тому, что они прежде всего, если не исключительно, должны следовать распоряжениям местных властей и местным законам, а не распоряжениям и законам метрополии.

Очень важным было принятое собранием решение, согласно которому «в целях того, чтобы Общее собрание состояло только из честных и порядочных людей (honest and good), никто не будет допущен в качестве фримена этого политического организма, кроме членов церквей, находящихся в его пределах» 49.

Оценивая это решение, следует учесть, что в Массачусетсе к тому времени имелись всего три немногочисленные конгрегации (в Сейлеме, Бостоне и Уотертауне) 50; что никаких других церквей, кроме конгрегационалистских, не существовало; что членами церквей являлись наиболее состоятельные и влиятельные люди колонии; что членство в церкви накладывало па прихожан обязательства, определяемые священниками; что авторитет последних в пуританской среде был чрезвычайно велик, а нормы поведения очень строги; что члены магистрата были ведущими членами церкви и авторитетными зпатоками Библии. Отбор людей, собиравшихся стать фрименами, и прежде исподволь могли осуществлять священники и члены магистрата. Теперь еще прибавился узаконенный отбор по религиозному признаку, более того — по признаку членства в конгрегационалистской церкви.

При намерении лидеров колонии строить «город на холме», в котором все подчинялось бы слову Священного писания, и при

______

47. Имеющиеся данные несколько расходятся. Некоторые американские авторы полагают, что иа октябрьском собрании 1630 г. и на том, о котором идет речь, членами собрания сделались все совершеннолетние мужчины (с 21 года), исключая сервентов (Letters, р. 59; Wall R. В., Jr. Op. cit, p. 6). Однако, судя по принятому на рассматриваемом собрапии решению, предшествующей деятельности магистрата и последующей истории колонии, подобное предположение кажется преувеличением.

48. Bancroft G. Op. cit, vol. I, p. 287.

49. Foundations, vol. I, p. 294.

50. Из 131 совершеннолетнего колониста (мужчин н женщин, прибывших в Бостон в 1630 г., идентифицированных и проживших там до 1633 г.) к этому году членом церкви стал только 71 (включая женщин, которые не могли стать фрименами) (Ralman D. В. Wintbrop's Boston, p. 57—58).

[65]

их уже проявившейся нетерпимости к иноверцам любого толка это создавало атмосферу теократического режима, поддерживавшуюся судебной деятельностью магистрата и его отношением к тем, кто не проявлял беспрекословной лояльности к местной церкви.

Колонистом Массачусетса был «сэр Кристофер Гардинер, рыцарь, путешествовавший по морям и суше, хорошо знавший математику и другие науки, полезные для промышленности (kimestry) колонии, а также опытный механик (practical Епginer)». Так его рекомендовал Т. Мортон 51. Не будем излагать подробно рассказ автора «Нового Ханаана» о благородстве и мужестве «хорошего протестанта», которого власти Массачусетса решили выжить из колонии, сочтя его недоброжелателем «их церкви и государства». Обратимся к знакомому письму Дадли. Заместитель губернатора называл Гардинера лжерыцарем, ни слова не упоминал о его научных знаниях, но сообщал о том, что, по полученным из Англии сведениям, самозванец был к тому же многоженцем, а жившая с ним в колонии родственница на самом деле являлась просто его сожительницей; от правосудия он спасся, бежав в лес, где, скорее всего, погиб

21 апреля 1631 г. Уинтроп записал в «Журнале» почти буквально то же, кроме последнего, так как к этому времени Гардинер, найденный в лесу индейцами плимутской колонии, был, по распоряжению ее губернатора, препровожден в Бостон. 25 июня Уинтроп сделал еще одну запись, касавшуюся Гардинера: в письмах, полученных на имя последнего и вскрытых (I), содержался якобы материал, доказывавший связи лжерыцаря с Мортоиом и Горджесом, говоривший об их совместных претензиях на территорию Массачусетса (У, I, 63, 64).

Мортон, скорее всего, перехвалил своего друга по несчастью. Но история с Гардинером слишком уж напоминает историю с самим Мортоном, которого выживали из Новой Англии вначале пилигримы, а потом пуритане. Издатель «Журнала» Уинтропа Дж. К. Хозмер категорически утверждает, например, что запись, помеченная 25 июня, сделана Уинтропом позже со специальной целью придать обвинениям против Гардинера больший вес (У, I, 64, сн. 2).

Гардинер был нежелателен по многим причинам: он владел персональным патентом на землю в Массачусетсе, полученным от

____

51. Morton Т. New England Canaan.— In: Tracts, vol. II, p. 121.

52. Dudley's Letter.— In: Tracts, vol. II, p. 16—17. 

[66]

Совета Новой Англии 53; он был или конформистом, или англиканином, может быть, даже католиком 54. По свидетельству Мортона, дом Гардинера разграбили и сожгли, что он счел «неуважительным к себе отношением, а потому сел на корабль и отплыл в Англию» 55. Примечательно, что ни Мортона, ни Гардинера ие обвиняли в религиозных преступлениях. Подыскивали или придумывали другие обвинения. Гардинер и Мортон, оказавшись в Лондоне, сами могли, и по английским законам не без оснований, обвинить массачусетсцев в тяжелом преступлении — «расколе»». Мортон уже находил для этого дела свидетелей и союзников.

«Два джентльмена», которые приехали в Массачусетс в ноябре 1630 г., не получили разрешения остаться в нем «из-за отсутствия письменных свидетельств» (У, I, 54) 56. Некоторые из покинувших колонию весной 1631 г., а также Т. Мортон, К. Гардинер и Р. Уильяме тоже принадлежали к «джентльменам» 57. От них избавлялись, но по отношению к ним не применяли жестоких телесных наказаний.

Вообще пиетет к людям, носившим титулы или даже именовавшимся только «мистер», был в Массачусетсе очень велик. Мы убедимся в этом еще не раз. Тут сказывалась традиция сословной Англии, а также желание руководителей колонии подчеркнуть свой «аристократизм» перед подавляющим большинством поселенцев, которые не имели никаких возвышавших их персону приставок к именам. По отношению к этим последним, особенно к сервентам, в случае их провинности или просто недовольства ими магистрат не утруждал себя хлопотами и расходами по отправке на родину, тем более, что их труд был необходим колонии. Наказывали на месте и сурово. При этом шли значительно дальше плимутцев, а в чем-то и виргинцев, так как любой проступок или преступление рассматривались одновременно как грех, отяжелявший преступление. При расправе над простыми колонистами, а тем более сервентами не требовалось проявлять осторожности. Они в отличие от Мортона или Гардинера почти не имели возможности дойти до высших английских властей, для которых наказанный сервент, как правило, был заведомо виноват перед хозяевами.

_____

53. Andrews Ch. М. The Colonial Period, vol. I, p. 406—407.

54. Dunn R. S. Op. cit., p. 15.

55. Morton T. New England Canaan.— In: Tracts, vol. II, p. 123.

56. Свидетельств на право эмиграции, рекомендаций от лондонских пуритан?

57. Р. Уильяме, в частности, как окончивший университет. 

[67]

14 июня 1631 г. разбиралось дело сервента Рэтклифа, принадлежавшего «мистеру Крэдоку», по обвинению в оскорблении местных церквей и местной власти. Приговорили к бичеванию, штрафу в 40 ф. ст., отрезанию ушей и изгнанию из колонии (У, I, 64) 58. 6 сентября за то же преступление бичевали, а затем изгнали из колонии некоего Генри Линна (У, I, 67). Существенно, что его настроения обнаружили, вскрыв письма, отправленные им на родину. Не менее существенно и в его деле, и в деле Рэтклифа слитность обвинения в нелояльности к церкви и власти.

Не прижившись в Массачусетсе, колонию покинули приехавшие туда члены секты «фемилистов» (У, I, 66)  59. Это случилось в начале июля 1631 г., а чуть позже возник религиозный спор в Уотертауне (У, I, 66, 71—72).

Старейшина тамошней церкви Ричард Браун высказал мнение, что римско-католические церкви при возможных оговорках можно считать «истинными», Т. е. не находящимися во власти Антихриста. Губернатор, его заместитель, а также Инкриз Ноэлл, ассистент и старейшина бостонской церкви, выехали в Уотертаун. При их участии взгляды Брауна были признаны «заблуждением» (при трех несогласных). Браун, однако, не унялся, и об этом узнали в магистрате. В ноябре пастору уотертаунской церкви Джорджу Филлипсу и «братьям» пришло письмо из Бостона, в котором магистрат (court) 60 предлагал им серьезно подумать, может ли Браун оставаться па своем посту. Ответили, что конгрегация не видит оснований для переизбрания, но подчинится, если заблуждения Брауна будут доказаны. Вскоре губернатору (по церковному делу!) поступила новая жалоба на Брауна. Уинтроп и Ноэлл поехали в Уотертаун. По прибытии первый из них задал собравшимся прихожанам вопрос, неправомерный для конгрегационалиста: в каком качестве им следует выступать, магистратов или соседей-верующих? Было удовлетворено желание пастора, чтобы их роль ограничилась ролью уважаемых пред-

_______

58. «Я видел, как это сделали»,— свидетельствовал Р. Клан (Chronicles, р. 362); см. также: Earle А. М. Curious Punishments, p. 73—74

59. «Фемилисты» — от английского the FamUy of Love (любящая семья). Секта крайне левого направления, проповедовавшая любовь ко всем людям, как бы «испорчены» и «грешны» они ни были. Подробнее см.: Барг М А. Народные визы в Английской буржуазной революции. М., 1967, с. 90-92.

60. Court (англ.) — собрание, суд. В Массачусетсе нередко также — магистрат, который выполнял там не только административные, но и судебные функции: court of assistants — суд ассистентов.

[68]

ставителей братской церкви 61. После общего обсуждения враждующие партии уотертаунской конгрегации разрешили свои разногласия полюбовно.

«Дело Брауна» обнаруживало уже отмеченную нами атмосферу теократического режима: стремление к установлению полного церковного единообразия, обращение в магистрат по церковным проблемам, нажим со стороны магистрата при их решении, во всех случаях апелляция к Священному писанию. Сказывалась в этом деле и авторитарная тенденция в деятельности магистрата. Здесь, оправдывая себя, апеллировали к высказываниям протестантских теологов о божественном происхождении власти, обязательном ей подчинении, о предпочтительности аристократического образа правления. Авторитетом здесь были, в частности, Кристофер Гудмен и Уильям Перкинс: «Святой Петр изрек: «Бойтесь Бога, чтите цезаря». А потому признаем и подтвердим, что существование правителя предписано Богом для пользы людей и что Бог, ниспослав нам правителя, предоставил нам множество огромных удобств»; «в любом обществе один человек должен быть выше или ниже другого; но не быть равным» 62. Вспомним «Образец христианского милосердия» Уинтропа.

Пока еще, правда, руководители колонии вели себя достаточно дипломатично, считаясь с правом церквей на независимость, а в теократической направленности их политики была важная особенность. Она заключалась в том, что такая политика осуществлялась не передачей административно-судебной власти священникам, а путем совместного участия магистрата и священников в контроле над всеми сторонами жизни колонии. Они подчиняли ее определенно понятым и соответственно применяемым религиозным догматам, используя, если считалось необходимым, принудительные административные и судебные меры, осуществляемые магистратом.

Руководители колонии, очень последовательные и упорные в защите идеи божественного происхождения власти, необходимости подчинения ей, отступали от нее, когда дело касалось их отношений с правительством Англии. Они, как мы видели, позволяли себе вскрывать письма поселенцев, чтобы перехватить жалобы английским властям и не допустить вмешательства последних в дела колонии. Более того, 3 апреля 1632 г. в бумагах магистрата запротоколировано: «Томас Кнауэр был закован в

______

61. Уинтроп об этом не пишет, но Браун, как видно, уступил.

62. Puritan Political Ideas /Ed. by E. S. Morgan. Indianapolis, 1965, p. 15,51.

[69]

кандалы за угрозу суду, что он в случае, если его накажут, будет жаловаться в Англию, чтобы выяснить там, правильно ли наложенное па него взыскание» 63. Поступая таким образом, руководители колонии не видели противоречия в своем поведении. Напротив, — были убеждены в своей последовательности. Ведь в принципе они признавали законность королевской власти. Формально они не порывали даже с англиканской церковью. За призыв к этому они осудили Уильямса и сделали невозможной для него жизнь в Массачусетсе. Но король и подвластная ему церковь «погрязли в заблуждениях». Они же, пасторы конгрегационалистской пуританской церкви и ее члены-магистраты, руководствовались «истиной» (скромности и кальвинистской догмы ради добавлялось: «в меру воли Господа»). Отсюда слова Эдварда Джонсона: «Христос создает Новую Англию».

При несомненных шагах к автономии, при уже созданных конгрегационалистских церквах, за чем стояла политическая и религиозная оппозиция массачусетских пуритан официальным английским властям, светским и духовным, все это не означало тогда намерения осуществить или даже подготовить хоть в какой-то мере государственно-политическую независимость колонии. Прошел всего год с отъезда эмигрантов из Англии. Не все их близкие перебрались в Америку. Еще тысячи нитей связывали колонистов со старыми очагами. Они едва пустили корни на новой земле. И вряд ли преувеличил Джонсон, когда, рассказывая об их отъезде, писал: «Ради Англии они покидают Англию, чтобы, не переставая, молиться за Англию». Уезжая в Америку, они дополнили слова присяги ассистентов. Ассистенты должны были клясться теперь в верности «суверену и государю королю Карлу» 64. Только верность королю придавала законные основания хартия и самой колонии, к которой были враждебно настроены даже ее соседи и соотечественники — англикане-виргинцы, не говоря об иностранных претендентах на Америку. Колония с большим трудом устраивалась, уповала на поддержку и помощь с родины и едва не погибла, когда такая помощь задержалась (вспомним письмо Понда). Все это, однако, не мешало магистрату стремиться к установлению желаемого порядка на подвластной территории, фактически не контролируемой королевским правительством. Недосягаемость и внешняя лояльность помогали идти намеченным путем.

______

63. Dunn R. S. Op. cit., p. 15.

64. Black R. C. Op. cit, p. 63.

[70]

Ко второй половине 1631 г. жизнь колонии стала налаживаться. В июне пришел «Уайт эйнджел» с запасом продовольствия и скотом. Собрали богатый урожай. В начале ноября на «Лайоне» прибыло около 60 новых колонистов. В их числе жена и дети Уинтропа 65, а также священник Джон Элиот. Все большее число поселенцев справляли новоселье. В апреле 1632 г. купили 2 тыс. бушелей виргинского зерна, привезенного голландским капитаном.

Но как раз па это благополучное время (вторую половину 1631 г. — начало 1632 г.) пришлись «дела» Рэтклифа, Линна и Кнауэра. Правонарушители не являлись, подобно Мортону или Гардинеру, «чужаками», а принадлежали к числу тех, кто составлял основную массу колонистов. Вряд ли они были совсем одиноки в своих суждениях. Вопрос о компетентности и правомерности вмешательства Уинтропа в дела уотертаунского прихода наверняка волновал многих прихожан, так и не снявших Брауна с поста старейшины. То был вопрос принципиальный. Речь шла не о судьбе отдельного человека, а о покушении па одну из основ конгрегационализма — независимость церкви, тем более от светской власти.

Пробуждению общественной инициативы колонистов способствовало избавление от страха перед голодом и другими напастями жизни в девственной стране. У поселенцев появилась возможность внимательнее посмотреть па то, что делается вокруг, на устанавливаемые магистратом порядки; выпадало время, чтобы поразмыслить над стеснявшими ограничениями, несправедливостью, совершаемой но отношению к соседу или другу; регулярнее стало взаимное общение, а следовательно, чаще обмен мнениями по важным делам, по отдельным вопросам создавалось групповое пли коллективное мнение.

У магистрата стали возникать трудности при решении дел, которые затрагивали интересы колонистов. Смелее других в защиту этих интересов выступили уотертаулцы. Насторожившись после «дела Брауна», они не позволили магистрату узурпировать право налогового обложения (У, I, 74—75).

В феврале 1632 г. в Бостоне объявили о денежном сборе на строительство военных укреплений в Ньютауне. Жители Уотертауна выдвинули возражения. Насколько можно судить, они не были против своего участия в пожертвованиях, но вновь поста-

______

65. Сын Форт умер за год до этого, Энн (полутора лет) умерла в пути, мальчик Дни остался на родине учиться, где жил до 1635 г.

[71]

вили принципиальный вопрос: правомочен ли магистрат вводить налоги? Налоговый вопрос волновал их, наверное, еще в Англии. Позиция парламента, практика Виргинской компании да и смысл хартии их собственной компании говорили им, что вопрос о налогах должен решаться налогоплательщиками. Собрание фрименов Уотертауна сочло, что, выполнив распоряжение магистрата, колонисты создадут прецедент и «закабалят себя и свое потомство».

На демарш уотертаунцев магистрат ответил ловким ходом. Губернатор к ним не поехал. Главных оппозиционеров вызвали в Бостон, что лишало их непосредственной поддержки земляков. На совещании им объяснили: магистрат — не просто собрание уважаемых лиц, выносящих суждения по тому или иному вопросу; магистрат — тот же парламент, чьи постановления обязательны для исполнения, ибо ассистенты — полномочные избранники фрименов; фримены вправе одобрять и критиковать решения и деятельность магистрата, вправе вносить любые предложения, по делать ото следует на ежегодных Общих собраниях. Оппозиционеры «объяснением полностью удовлетворились». «Их извинения были приняты и их оскорбительное поведение прощено».

Логично, справедливо, полюбовно. Да, если бы предшествовавшая деятельность магистрата не убеждала в том, что он стремится играть скорее роль короля, чем парламента. Если же магистрат и был своеобразным парламентом, то и он не обошелся без «короля» — Уинтропа. Вероятно, его самовластие побудило ассистентов в марте 1032 г. настоять на увеличении числа регулярных заседаний магистрата (ежемесячно в первый вторник) 66. Так сокращался срок единоличного правления губернатора.

1 мая взбунтовался Дадли, заявив об оставлении им поста заместителя: он решил «раскрепостить свою совесть, высказываясь свободно» (У, I, 76—77). Ассистенты возражали, ссылаясь на необходимость решения этого вопроса Общим собранием, до которого оставалось несколько дней. Как видно, боялись, что самостоятельный уход столь важной персоны придаст фронде больший эффект, развяжет фрондеру руки, а магистрат лишит времени на подготовку общественного мнения в свою пользу. Времени поэтому не теряли. Отказав Дадли, ассистенты тут же, явно с целью дискредитации, обвинили его в ростовщичестве (продаже 7,5 бушелей зерна «бедным людям» с обязательством вернуть потом 10) н расточительном расходовании па строительство собст-

_____

66. Hilkey Ch. J. Op. cit, p. 16.

[72]

венного дома досок и гвоздей. Это, говорил Уинтроп, напосит большой урон обществеппым запасам, служит плохим примером для других.

Дадли отрицал непомерное использование строительных материалов, но подтвердил коммерческую сделку. Он считал совершение ее своим неоспоримым правом. И хотя ростовщичество было налицо, спор по этому поводу мог стать опасным для магистрата. Дадли был не единственным, кто отстаивал свободу предпринимательства и занимался им весьма энергично. Сам Уинтроп, старавшийся явить себя примером бескорыстия, занял вскоре после приезда и с помощью сервентов расчистил 600 акров земли. Это был первый и единственный земельный надел, зарегистрированный в 1631 г. К описываемому времени Уиптроп вступил во владение построенным для пего и на его средства небольшим кораблем, предназначенным для прибрежной торговли 67. Спор о ростовщичестве быстро заглох.

Главная опасность дадлевской фронды заключалась в том, что он, заместитель губернатора, громогласно заявил о подавлении в магистрате независимых суждений. А «высказываться свободно», и не только в рамках магистрата, хотел не один Дадли. На описываемом собрании ассистентов Уинтроп информировал их, что колонисты требуют изменения процедуры избрания губернатора и его заместителя, настаивая на их прямом избрании фрименами. Авторитарное правление магистрата породило у некоторых ассистентов укрепившуюся привычку к неконтролируемой власти. Услышав сообщение Уинтропа, бывший юрист, ассистент Роджер Людлоу, «разгневался и заявил, что тогда у нас не правительство, а нечто промежуточное и каждый сможет делать, что захочет» (У, I, 78). Людлоу даже угрожал вернуться в Англию. Остальные члены магистрата, понимая, что речь идет о законном требовании, старались смирить ярость Людлоу.

Расходясь по домам, ассистенты думали: «Итак, день был испорчен, и ничего хорошего сделано не было...». Это огорчало их тем больше, что они «препоручили ход данного совещания Богу с большей серьезностью, чем делали это обычно» (У, I, 79). Записав приведенные слова, Уинтроп совершил немалый грех. Оп но сути дела роптал на «Всевышнего», от которого хотел вмешательства в свою пользу.

_____

67. Egleston М. Op. cit., р. 24; Dunn R. S. Op. cit., p. 13; Rutman D. B. Winth- rop's Boston, p. 45; Chandler A. N. Land Title Origins. New York, 1945, p. 92.

[73]

8 мая 1632 г. состоялось Общее собрание (У, I, 79—80). «Единодушно поднятием рук было решено, что губернатор, его заместитель и ассистенты должны избираться всем собранием, состоящим из губернатора, его заместителя, ассистентов и фрименов, и что губернатор будет всегда избираться из числа ассистентов» 68. Это означало возвращение фрименам их права на избрание губернатора и его заместителя, которое магистрат отнял у них в 1630 г. Губернатором опять стал Уинтроп. Его заместителем — Дадли, чью отставку собрание не приняло  69.

Не прошел бесследно недавний демарш уотертаунцев: обсуждался вопрос о налогообложении. Постановили выделять от каждого поселка два человека (всего 16), которые вместе с магистратом должны готовить для ежегодных собраний рекомендации по сбору средств на общественные нужды. На 50 человек увеличилось число фрименов. Иначе говоря, «аристократический» магистрат испытал нажим со стороны фрименской «демократии» (большинство колонистов, не будучи членами церквей, не имели гражданских прав).

Несмотря на нажим, реальная власть руководителей колонии не была поколеблена. Губернатор и его заместитель остались прежними. Уинтроп накануне собрания помирился с Дадли, забыв о своих обвинениях или отказавшись от них. На прежнем месте остались ассистенты Людлоу, Пинчон, Ноулл, Брэдстрит, Эндикотт. Избрали ассистентом Уинтропа-младшего. Ассистентами избрали также видных деятелей компании Джона Хэмфри и Уильяма Коддингтона, приезда которых ожидали со дня на день 70. Включение этих влиятельных и состоятельных людей в магистрат должно было увеличить его авторитет. Уинтропу удалось отвести предложение «народа» о назначении командиров милиции отдельных поселений составом местных отрядов (company). Губернатор, как видно, опасался, что предложенный порядок увеличит независимость поселков от магистрата и ослабит его контроль над вооруженными силами колонии.

Собрание закончилось речью Уинтропа. Он выразил признательность за оказанное ему доверие, но настоятельно просил не благодарить его ни лично, пи коллективно, ни устно, пи письмен-

______

68.  Foundations, vol. I, p. 294.

69. Отмечая этот факт, Э. Джонсон характеризовал Дадли как «человека здравых суждений в делах религии и начитанного» (Johnson's Providence, p. 81).

70. Коддингтон приехал только в следующем году, а Хэмфри — через год.

[74]

но за исполнение им своих обязанностей. В крайнем случае, говорил он, это было бы допустимо со стороны друзей и коллег по магистрату. Впредь любые знаки внимания, включая подарки, ни от частных лиц, ни от поселков он принимать не будет. И прежде-то он «получал их с бьющимся в тревоге сердцем». Он старается, но его деятельность далека от совершенства (ибо по слабости человеческой он не способен в точности выполнять «предначертания Бога»).

Вторая половила 1632 г. прошла спокойно. Строили укрепления вокруг поселков, размещали новых колонистов, в числе которых в августе прибыла группа последователей известного пуританского священника Томаса Гукера (жил в эмиграции в Голландии), поселившихся в Ньютауне. В начале августа отсидел за пьянство в кандалах колонист Джеймс Будворд. В начале сентября некоего Гопкинса за продажу индейцу ружья, пистолета и пороха приговорили к бичеванию и выжиганию на щеке клейма. Тогда же военный руководитель капитан Андерхилл провел учебную тревогу, которая показала слабость военной подготовки и военной организации бойцов и офицеров милиции. Это вынудило принять срочные меры по обеспечению безопасности колонии. В конце сентября ассистенты и Вильсон, тогда уже пастор, посетили Новый Плимут, где их радушно приняли и где они присутствовали на церковном богослужении 71. Тогда же образовалась вновь отдельная от бостонской чарлзтаунская конгрегация. Произошло еще несколько событий, которые выпадали из перечисленных, по продолжали тс, что волновали общественную жизнь колонии весной.

В начале июля 1632 г. бостонская конгрегация разослала другим конгрегациям, включая плимутскую, письма с просьбой дать ответ на три вопроса: может ли один и тот же человек быть одновременно членом магистрата, т. е. представителем гражданской администрации, и церковным старейшиной-управителем; если не может, то какие полномочия он должен сложить с себя; может ли быть в церкви несколько пасторов. На первый вопрос единодушно ответили: нет, не может. Ответ на два других следовал: определить трудно (У, I, 83).

_____

71. В американской историографии это посещение нередко представляется как предназначенное главным образом для проверки поведения и взглядов Роджера Уильямса, однако доказательств этого не приводится (см., например: Wtnslow О. Е. Op. cit., р. 101).

[75]

В те же дни в конгрегации Уотертауна обнаружились сепаратисты. Угрожая принятием строгих мер, им предложили немедленно одуматься. Они подчинились. Упорствующего Джона Мэйстера отлучили от церкви. Через несколько дней сдался и он (У, I, 83).

В начале августа возник новый конфликт между губернатором и его заместителем (У, I, 84—88) 72. Дадли обвинил Уинтропа в превышении власти и привел ряд примеров, которые показали, что губернатор принимал решения, предварительно не советуясь со своим заместителем и другими ассистентами. Признавая, что он был не прав, когда распорядился самолично прекратить строительство дома Дадли, Уинтроп отверг другие обвинения. Он утверждал, что единоличные решения принимались им тать ко в случае расходования на общие нужды собственных средств или в случае осуществления мер, которые не требовали расходов из казны (разрешение Э. Джонсону обосноваться для торговли на Мерримаке, передача Плимуту в долг собственного пороха и т. д).

Спорили спокойно, пока не стали определять границы губернаторских полномочий. Дадли, имея в виду хартию, настаивал на том, что права губернатора отличаются от ассистентских только тем, что первый созывает собрания и осуществляет представительство. Уинтроп возражал, доказывая, что губернатор располагает также административной властью, предусмотренной для главы магистрата английским правом (common law or statutes). «Оба вспылили и наговорили друг другу дерзостей». Возникшую ссору затушили остальные ассистенты. В заключение Уинтроп согласился, что мог допустить ошибки, но объявил необоснованными все возможные подозрения в его желании подчинить себе ассистентов и использовать свой пост ради личной выгоды и угнетения других. Губернатор вновь напомнил о понесенных им расходах па общие нужды и о том, что, участвуя в разбирательстве жалоб, которыми Дадли беспокоит магистрат, оп уступает своему стремлению водворить мир и спокойствие, так как отчитываться в своей деятельности он обязан только перед собранием фрименов.

Описанные события лета 1632 г. весьма многозначительны. Колонисты в качестве членов независимых церквей явно сопро-

____

72. Р. Уолл считает, что один из поводов к ссоре — обида Дадли на Уинтропа, который не сдержал обещания и не переехал в Ныотаун, где жил его заместитель и куда предполагалось перенести столицу колонии (Wall R. Б., Jr. Op. cit, p. 7—8).

[76]

тивлялись политике магистрата оказывать влияние и контролировать жизнь конгрегаций. При этом они четко различали, что было главным и что второстепенным в защите их гражданских и церковных, прав. Отсюда столь определенный ответ на первый из поставленных вопросов и альтернативный — на два других. Быть может, не имелось прямой связи между обсуждением этих вопросов и появлением в то же самое время сепаратистов и именно в Уотертауне. Но нельзя забывать, что сепаратизм — крайний рубеж независимости церквей от государственной власти и друг от друга.

Не просто результатом сведения личных счетов, не только оппозицией одиночки являлась распря между Уинтропом и Дадли. Заместитель губернатора имел поддержку среди ассистентов. Рассказывая о случившемся в «Журнале», Уинтроп с разочарованием констатировал, что заседавшие разошлись, не приняв никакого решения (У, I, 88). Он, вероятно, ждал, что ассистенты защитят его. Вспомнив ход предшествовавшего Общего собрания, можно предположить, что обвинения Дадли, направленные против Уинтропа, имея под собой личные мотивы, отражали в какой- то мере и недовольство губернатором части колонистов.

[77]

Цитируется по изд.: Слезкин Л.Ю. У истоков американской истории. Массачусетс, Мэрилен. 1630-1642. М., 1980, с. 45-77.

Tags:

Рубрика: