Римская империя: оформление власти Августа

Организация собственной власти стала первоочередной задачей Октавиана, ибо только определив собственное положение, он мог начать общую реорганизацию. С 32 г. основой власти Октавиана остается его положение лидера в борьбе с Антонием, однако уже в 31 г. он подкрепляет это правовым фактором — властью консула. С 31 по 28 г. Октавиан регулярно занимал консульскую должность. Эти первые годы ушли на поиски новой формы власти, а положение правителя так долго имело элемент неопределенности благодаря сильнейшему моральному эффекту от победы над Антонием и окончания гражданских войн. Кроме того, в 30—29 гг. Октавиан был занят устройством Востока, проводя здесь двойственный курс — одновременно сохраняя большинство установлений Антония и при этом жестко подчеркивая супрематию Рима. В это же время был заключен выгодный мир с Парфией. Не менее успешны были действия легатов Октавиана: Агриппа подчинил Аквитанию, а М. Лициний Красе в 30—28 гг. разгромил фракийское племя бастарнов. К внутреннему миру добавился внешний.

1 января 29 г. Октавиан в пятый раз стал консулом, сенат принес ему присягу in acta (Дион Касс , 51, 20), а в середине года Октавиан вернулся в Рим. Был отпразднован триумф и закрыт храм Януса, что символизировало конец войн и начало римского мира, внутреннего и внешнего. Порочащая переписка была сожжена. Из 60 легионов 11 было распущено около половины. На победителя обрушилась волна почестей. В 30 г. сенат постановил, чтобы жрецы молились за него как за спасителя государства, а на банкетах обязательно совершались возлияния в честь Октавиана (Дион Касс, 51, 19). Расширилась его трибунская власть, сенат и народ посвятили ему арку с надписью «Res publica conservata» (Дес , 81), имя Октавиана было включено в литанию саллиев, в его честь совершались жертвоприношения и давались обеты. Октавиан также получил право пополнять коллегии жрецов.

Дион Кассий сообщает, что в год своего пятого консульства (29 г.) Октавиан принял титул императора как постоянный, но в новом смысле, как и Цезарь (Дион. Касс , 52, 41). Все исследователи согласны, что речь идет о praenomen Imperatoris. Известный переломный характер акта 29 г. виден из того, что с 29 г. резко увеличилось число монет с этим praenomen, 12 который впервые, по-видимому, был принят где-то между 40 и 38 гг. 13 Как и у Цезаря, преномен выражал (но не давал) власть над армией и непобедимость, однако возникло новое качество — превращение его в титул, притом титул правителя. 14 Одновременно с этим Октавиан Август имел традиционный титул «император», увеличивая его с каждой победой. Так, к 27 г. он был императором 7, а к 14 г. н. э. — 21 раз.

13 января 27 г. Октавиан выступил в сенате и заявил, что добровольно передает власть сенату и народу и восстанавливает республику (Дион Касс , 53, 9; R. G., 34). 15 Вероятнее всего, речь шла об особых полномочиях, данных ему присягой, а, кроме того, это было окончательное заявление о сложении полномочий триумвира.

Ответная реакция сената очень точно передана Дионом Кассием. Некоторые могли и порадоваться такому повороту, но главным был страх как перед войнами и анархией, так и перед тем, что отказ является провокацией. «Поэтому все ему поверили, одни по принуждению, другие притворились. Хвалить его одни не осмелились, другие не желали» (Дион Касс , 53, 11). Таково, видимо, было настроение консервативных сенаторов. С другой стороны, сенат прошел через чистку 29 г., и большинство его членов принадлежало к сторонникам Октавиана, которые искренне симпатизировали ему и желали его единовластия. Ответом на «отказ от власти» была компенсация в виде империя над двумя провинциями в Испании (Тарраконская Испания и Лузитания), всей Галлией, Сирией и Египтом. 16  Остальные провинции оставались у сената и управлялись по старой системе проконсулов и пропреторов (там же , 53, 12).

Характер империя Августа в 27 и 23 гг., его соотношение с властью сената и магистратов и его сущность вызвали появление сложной проблемы. Вопрос этот особенно важен, поскольку затрагивает ключевой момент власти Августа. Уже Моммзен на основании сопоставления с «законом о власти Веспасиана» считает, что в 27 г. Октавиан получил общий всеобъемлющий империй над всеми провинциями й одновременно — проконсульский империй над указанными. 17

 На сходной точке зрения стоит и А. фон Премерштейн, датирующий imperium maius 27 г., но отрицающий наличие специального второго империя, полагая, что этот imperium maius и есть проконсульский. 18 Другая группа исследователей придерживается точки зрения, согласно которой во власти Августа сочетались проконсульский империй над Испанией и другими провинциями и обычный империй консула, поскольку он занимал эту должность вплоть до 23 г. 19

Некоторые, например, X. Лэст, видят в этом консульстве некую особую власть, отличную от обычного консулата. 20 Наконец, Л. Викерт указывает, что империй Августа в принципе не отличался от империя Цезаря, Помпея и Красса в 55 г. и сочетался с обычной властью консула. 21

Нам представляется, что главным элементом власти, по крайней мере в правовом плане, оставался империй консула, к которому добавился проконсульский империй над его провинциями. Последнее давало ему контроль почти над всей армией. Никакого же особого всеобъемлющего империя не было.

Новый проконсульский империй оказался очень перспективным, он выделял ряд провинций, где Октавиан являлся полным хозяином, и главным результатом 27 г. было то, что Октавиан нашел практическую возможность монополизировать военную и в значительной степени провинциальную власть, оставаясь, насколько это было возможно, в рамках традиции.

16 января Октавиан получил новые почести: имя Август, украшение дома лаврами и венком за спасение граждан (corona civica) и золотой щит. Имя Augustus (от augeo) означало нечто вроде «высокий, величественный» и продолжало традицию особых прозвищ конца республики (типа Сулла — Felix). Новый правитель получил не только особый юридический статус, но и особое, отличное от всех имя. Такую роль уже играло имя «Цезарь», но если оно еще вписывалось в традиционную номенклатуру, то Augustus из нее выходило. Еще в большей степени, чем «Цезарь», оно становилось именем-титулом. Практически все исследователи подчеркивают связь augustus с augur и Ромулом, в легенде о котором авгурация играла особую роль. 22 Таким образом, Август четко ассоциировался с Ромулом и выступал как второй основатель Рима. 23  Через эту связь и этимологию имя приобретало явно сакральный характер. 24

Август особенно подчеркивал факт преподнесения ему золотого щита с надписью «Virtutis, clementiae, iustitiae et pietatis causa». Викерт подробно перечисляет все основные добродетели императоров 25, и их классификация в основном заключена в одном из четырех комплексов, которые фигурируют на щите.

Virtus — мужество, главное качество, которое, по римским понятиям, определяло идею достойного человека, некая общая кумуляция добродетели. Человек, наделенный virtus, хороший человек, тот кто ее не имеет, плох. Римляне считали virtus исконно римским качеством; другие народы либо вообще ее не имеют, либо имеют в ограниченной степени. Virtus — качество военное и особенно проявляется в трудных ситуациях. Помещение virtus в качестве первой добродетели Августа показывает, что он был связан с республикой и умел выстоять и победить в трудной ситуации, что, вероятно, римляне ценили больше всего, dementia — мягкость, милосердие — является качеством мирным. Если в борьбе и победе нужна virtus, то после победы ее сменяет dementia. По своей идее dementia — это отношение сильного к слабому и высшего к низшему, а превращение dementia Цезаря и Августа в глобальную политику символизировало то, что они стояли над всеми, т. е. их качество правителя. 26

Clementia играет особую роль при использовании победы, но в постоянной мирной жизни необходимо некое уравновешивающее качество, роль которого играет справедливость (iustitia — aequitas). Aequitas показывает уважение к праву и символизирует то, что правитель действует в соответствии с законами и умеет, если надо, жестко отнестись к нарушителям мира и законности. Как и clementia, понятие aequitas подчеркивает отношение высшего к низшему.

Наконец, pietas (благочестие) выражает, что Август выполняет свои обязанности по отношению к богам и, следовательно, находится под их покровительством. Римская pietas включает в себя и почитание родителей; в данном случае она подчеркивает связь Августа с его отцом-богом Юлием Цезарем.

Таким образом, в 27 г. были выработаны три основных элемента новой системы: постоянная особая правовая власть Августа, его особое имя и общий канон идеологии.

В 26—25 гг. принцепс был занят войнами в Галлии и Испании, и новый юридический акт произошел 1 января 24 г., когда начал устанавливаться принцип princeps legibus solutus (Дион Касс , 53, 23; Диг., I , 3, 31; Десс , 244).

Отношение правителя и закона имело принципиальное значение. Двумя полюсами принципа являлись полностью подчиненный законам магистрат республики и полностью свободный от их действия самодержавный монарх, стоящий над законом и часто являющийся его источником. Именно эту последнюю ситуацию показывают Дион Кассий и Дигесты, однако многие исследователи не без основания считают, что они отражают ситуацию III века, которая отличалась от ситуации I века. 27

 Если не принимать эту оговорку, то становятся совершенно неясными и бессмысленными все последующие акты Августа по оформлению власти. Кроме того, при наличии других законодательных органов (сената и народа) такая мера дезорганизовала бы всю правовую жизнь. Наконец то, что Август не был абсолютно освобожден от законов, видно из более позднего сообщения Диона Кассия о специальном освобождении Августа от действия его собственных брачных законов (Дион Касс , 56, 32). Скорее всего, имеется в виду, что в 24 г. произошло либо освобождение Августа от какого-то конкретного закона, либо просто декларировался принцип, позволяющий ему освобождаться от действия законов.

В середине 20-х годов Август впервые предпринял попытку основать династию и передать власть по наследству. Сыновей у него не было, и в центре династической политики оказались единственная дочь Юлия, сын Октавии Марк Клавдий Марцелл и два пасынка — дети Ливии от первого брака Тиберий Клавдий Нерон и Друз Клавдий Нерон. В 25 г. Август выдал Юлию за Марцелла, который был введен в сенат, получил право стать эдилом в 23 г. и занять консульство на 10 лет раньше срока. Тиберий стал квестором на 24 г. и получил право занимать консульство на 10 лет раньше срока (Дион Касс , 53, 28).

В 23 г. император подвергся двойной опасности. Его коллега по консульству А. Терренций Варрон Мурена устроил против него заговор (Велл. Пат., И, 91; Свет., Тиб., 8). 28 Несмотря на его подавление, опасность со стороны второго консула стала ощутимой. Кроме того, Август тяжело заболел и чуть не умер. В критической ситуации он передал перстень с печатью Агриппе, а отчеты о государстве — новому консулу Пизону (Дион Касс. 53, 30). Врач Антоний Муза сумел его вылечить, однако Август знал о возможности внезапного кризиса, и провел серию реформ, закрепляющих систему.

1 июля 23 г. он отказался от консульства. Начало реформы с отказа стало уже традиционным стилем Августа, оправдавшим себя в 27 г. Кроме того, консульство было для него достаточно неудобным. Дион Кассий сообщает об изменении в характере проконсульского империя, который Август получил «навечно» (…). Теперь империй не слагался в границах померия и становился наивысшим из всех (imperium maius) (Там же, 53, 32).

Текст вызывает несколько неясностей. Многие авторы утверждают, что речь идет не о проконсульском, а об общем империи, другие, отрицая это мнение относительно 27 г., считают, что новое качество появилось в 23 г. 29 . У нас нет оснований  считать, что речь идет о каком-то ином империи, кроме проконсульского, 30 тем более что Дион Кассий четко обозначает его…  (Там же), однако ряд новых моментов ведет к его трансформации в империй нового типа.

Сложнее всего дело обстоит с …. Сам же Дион Кассий указывает, что империй Августа продлевался 5 раз (18, 13, 8 г. до н. э., 3, 13 г. н. э., через 5, а потом — через 10 лет). Понятие «навсегда» — это экстраполяция, отразившая то, что империй Августа реально стал пожизненным и что все его преемники брали его сразу и на всю жизнь. Несложение полномочий в померии давало ему, единственному из всех, военную власть в городе, чего не было у магистратов республики. Наконец, особое значение имело превращение империя в наивысший (maius), что делало Августа старшим среди магистратов.

Таким образом, в ходе реформы 23 г. был упрочен главный элемент власти Августа — проконсульский империй, ставший основой его полномочий в провинциях и армии. Вместе с тем с утратой консульского империя он терял некоторые гражданские полномочия, которые, однако, вскоре были компенсированы. В том же 23 г. Август получил право ставить по одному вопросу на каждом заседании сената, а в 22 г. было специально оговорено, что Август может собирать сенат, когда ему угодно. Кроме того, он получал первенство в праве созыва сената (так называемое ius primae relationis) (Там же, 53, 32; Геллий. Аттические ночи, XIV, 7).

Вторым важнейшим элементом власти Августа была tribunicia potestas. Интерес Октавиана к трибунату заметен уже в 44 г., а с 36 г. он приобрел трибунскую неприкосновенность и sacrosanctitas (Дион Касс. 49, 15). Сообщению Диона Кассия противоречат Аппиан (Ann. Гр. войны, V, 132) и Орозий (Ороз. V I , 18), которые полагают, что Август получил тогда всю власть трибуна. Это, однако, противоречит дальнейшим сообщениям Диона Кассия. Мнение, что в 36 г. Август не имел всей власти трибуна, разделяет и большинство исследователей. 31

 В 30 г. ему дается трибунская власть внутри померия и на 4 стадия вокруг, т. е. в радиусе, большем, чем у других трибунов (Дион Касс , 51, 19). Л. Викерт 32 полагает, что речь идет о ius auxilii. Есть основания принять это мнение. Только в 23 г. Август получил пожизненную и полную трибунскую власть, и именно с этого момента он начал считать ее в Res gestae. Трибунская власть ежегодно возобновлялась, вначале через комиции, но вскоре выборы стали фиктивными, а затем и вообще исчезли.

Трибунская власть давала огромные полномочия. Через нее у Август мог кассировать распоряжение любого магистрата и сена; та. Октавиан контролировал трибунскую коллегию, став ее главным и постоянным членом, она также давала право созывать сенат. Был и идеологический момент, подчеркивающий особую связь Августа с народом.

Реформы 23 г. в основном завершили процесс создания власти правителя, и внимание его было переключено на второй элемент создания монархической власти — основание династии. Зимой 23—22 г. началась сильная эпидемия, вызвавшая к тому же и голод, и народ стал требовать, чтобы Август принял диктатуру. Не исключено, что кампания была инспирирована им самим. Все кончилось отказом принцепса, нежелавшего связывать себя с этой одиозной и запрещенной в 44 г. должностью (Дион Касс. 54, 28, 1; Свет. Авг., 52, 2; Велл. Пат., II , 89). 33. Осенью 23 г. умер Марцелл, а в 21 г. Август окончательно ввел в правящую семью Агриппу — единственного человека, способного в любой момент заменить его самого. Агриппа женился на Юлии, и у них родилось два сына — в 20 г. — Гай, а в 17 г. — Луций.

В 19 г. произошли волнения, связанные с выборами, и возникла необходимость в дополнительном контроле над консульством. Дион Кассий сообщает, что в этом году Август получил так называемый imperium consulare («он пожизненно получил власть консулов, так, чтобы всегда и везде пользоваться 12 ликторами и сидеть на магистратском кресле в середине между консулами») (Дион Касс , 54, 10). Некоторые исследователи считают, что Августу предложили пожизненное консульство, но он отказался. 34

 Однако большинство справедливо полагает, что речь идет только о предоставлении консульских инсигний и, таким образом, передачи ему почетного консульства. 35. Новая привилегия не исчерпывалась инсигниями; Август действительностал пожизненным «почетным консулом», третьим и постоянным членом коллегии. В 18 г. Агриппа получил трибунскую власть и, вероятно, проконсульский империй в несколько ограниченном виде.

Вероятно, в связи с этим Август решил окончательно закрепить свое положение. В 19 или 18 г. он получает так называемую … (Дион Касс , 54, 10; Свет., Авг., 27). Нам представляется, что именно это понятие обозначает полномочия, которые отмечены в «законе о власти Веспасиана»: «И чтобы все, что он считает нужным ради величия государства из дел божеских, человеческих, общественных и частных у него были власть и право делать так, как это было дозволено божественному Августу, Тиберию Юлию Цезарю Августу, Тиберию Клавдию Цезарю Августу Германику» (Дессау, 224). Возможно, это была сига legum et morum, 36 которая не столько заменяла все другие полномочия, сколько их связывала... Проатасаа закрывала всевозможные вакуумы в отношениях Августа с магистратами и сенатом на случай непредвиденных ситуаций. Таким образом, она кумулировала и подтверждала все остальные полномочия, играя роль заключительного акта формирования основного комплекса власти Августа, и примечательно, что именно после этого он приступил к серии политических реформ.

Период с 18 по 13 г. был временем упрочения династии. После рождения Луция Цезаря Август усыновил обоих внуков, подчеркивая их положение наследников. Одновременно выдвинулась другая ветвь правящей семьи — сыновья Ливии Тиберий и Друз. Агриппа был послан на восток; в это же время начались военные действия на севере. Принцепс нуждался в новых помощниках, и молодые, но уже начинающие проявлять себя Друз и Тиберий для этого подходили. В 16 г. Тиберий стал претором, в 15 г. преторские ornamenta получил Друз. В это же время пасынки Августа командовали в своей первой операции, в результате которой были захвачены Реция, Винделликия и Норик.

В 13 г. были продлены imperium proconsular Августа и Агриппы, и роль последнего возросла. После пребывания на востоке Агриппа был послан в Паннонию, которая стала главным объектом атаки. В том же 13 г. Тиберий получил консульство. В 12 г. до н. э. умер Лепид, и Август стал великим понтификом (Дион Касс , 54, 27). Однако именно с этого времени начались династические сложности. В 12 г. умер Агриппа. Династическая ситуация обострилась. Личные симпатии Августа, конечно, были на стороне внуков, но деловая необходимость выдвигала Клавдиев. После смерти Агриппы принцепс особенно нуждался в способном и неограниченно преданном «военном министре». Начались и трения между матерями претендентов —Ливией и Юлией.

С 13 по 9 г. Тиберий и Друз командовали войсками в Паннонии и Германии, проявив качества выдающихся полководцев. В 11 г. Август выдал Юлию за Тиберия, а Друз женился на Антонии, дочери Октавии и Марка Антония и племяннице Августа. В 9 г. Друз стал консулом, однако в конце года умер от болезни в военном лагере на Рейне (Свет. Клавд., 1; Авг., 63; Тиб., 7; Дион Касс , 54, 35; Велл Пат., II , 96). В 8—7 гг. Тиберий завершил покорение Германии. В 7 г. он получил второе консульство, а в 6 г. был послан в Армению. Завоевания Августа привели к росту роли Тиберия, но подрастающие Гай и Луций вскоре превратились в опасных соперников. В 6 г. Тиберий получил tribunicia potestas на 5 лет (Дион Касс , 55, 9; Велл. Пат., II , 99; Свет. Тиб., 9—11), однако вскоре возникли предложения сделать Гая консулом. Через некоторое время произошел разрыв между Августом и Тиберием. Последний неожиданно обратился к принцепсу с просьбой освободить его от общественной жизни и уехал на Родос Август был возмущен, так как, начав выдвигать внуков, он все еще нуждался в Тиберий. С другой стороны, это положение в какой-то степени устраивало принцепса, и поэтому он порвал с Тиберием (Дион Касс , Там же; Тац. Анн., I , 53). Поведение Тиберия становится понятным не только в свете двусмысленного положения с внуками императора, но и из-за несчастливого брака с Юлией. Уже после смерти Агриппы дочь Августа взбунтовалась против его династической политики. Протест вылился в форму многочисленных любовных связей и известных по всему Риму оргий. Брак с Тиберием только усилил это, и оба супруга относились друг к другу с нескрываемым отвращением, тем более, что для брака с Юлией Тиберию пришлось развестись с первой любимой женой Випсанией Агриппиной. На все это накладывалась вражда Ливии и Юлии, и то, что последняя не могла не видеть в Тиберий соперника своим детям (Свет. Тиб., 7; Авг., 65).

В 5 г. до н. э. после долгого перерыва Август взял консульство. Гай Цезарь получил toga virilis и титул princeps iuventutis, явно указывавший на его качество наследника. Гай был назначен консулом на 1 г. до н. э. Во 2 г. до н. э. принцепс принял титул «отец отечества» (pater patriae), снова становясь консулом,.и таким же образом, как и Гая, ввел в политическую жизнь Луция (Свет. Авг., 26, Сен. К Полибию, 15, 4; Десс , 132, 136).

2 г. до н. э. ознаменовался новым политическим кризисом. Поведение Юлии становилось все более скандальным, и Август обвинил ее по своему закону о прелюбодеянии, добавив обвинение в государственной измене и святотатстве. От имени Тиберия, и даже не проконсультировавшись с ним (по Светонию, Тиберий безрезультатно просил о помиловании), Август дал ей развод. Юлия была сослана на о. Пандатерию, а через 5 лет переведена в Регий. В 14 г., когда Тиберий пришел к власти, он не дал ей амнистию, и в 17 г. дочь Августа умерла (Тац. Анн., III , 24, I , 53). Один из ее любовников, сын триумвира Юлл Антоний, был казнен, а еще несколько других, в том числе Семпроний Гракх, Клавдий Пульхр и Корнелий Сципион, сосланы на острова. 37

 Подоплека дела не совсем ясна. Одни исследователи считают, что источники верно передают картину конфликта, 38 другие не без основания полагают, что любовники Юлии организовали заговор против принцепса, в который оказалась замешана и она сама. 39 Хотя источники нигде не говорят о заговоре, эта версия вполне возможна.

Дело Юлии не имело непосредственного воздействия на отношения с внуками и с Тиберием. В 1 г. до н. э. Гай занял положение преемника, получив imperium proconsular, что, вероятно, было ускорено из-за вторжения парфян в Армению. Возвышение Гая нанесло удар по Тиберию: Август не продлил его трибунскую власть и запретил возвращаться в Рим. Тиберий выехал на Самос, чтобы повидаться с Гаем, но встретил крайне недружелюбный прием (Свет. Тиб., 12, 13; Тац. Анн., II , 42; Ороз., VII , 3, 4). Последние годы ссылки были очень тяжелыми, Тиберий постоянно опасался за свою жизнь.

Во 2 г. н. э. умер Луций Цезарь. Видимо, это обстоятельство помогло Ливии добиться возвращения Тиберия. В 3 г. в Армении был ранен Гай, после чего он долго болел, а в 4 г. н. э. умер (Велл. Пат., II , 102—103; Дион. Касс , 55, 10а; Свет. Авг., 65; Тиб., 14).

Теперь Август практически не имел выбора. Ему было уже 66 лет, и вопрос о преемнике стоял достаточно остро. 26 июня 4 г. н. э. Август усыновил Тиберия по куриатному закону. Во время усыновления принцепс заявил, что делает это «ради государства» (rei publicae causa). Это высказывание понимали по-разному. Одни исследователи считают, что Август не смог скрыть личной неприязни к пасынку, другие, что принцепс подчеркивал особое государственное значение этого акта. 40 Одновременно Тиберий .должен был усыновить подающего большие надежды Германика, сына своего брата Друза. 41 Правда, династическое положение осложнялось еще одним фактором. В 12 г. до н. э. у Юлии родился третий сын Агриппа Постум. Юноша считался умственно неполноценным, но тем не менее Август усыновил и его (Велл. II , 103, 104; Свет. Авг., 65; Тиб., 15; Дион Касс , 55, 13: Тац. Анн., I , 3; IV, 57).

Светоний полагает, что Тиберий получил tribunicia potestas на 5 лет (Свет. Тиб., 16), однако более вероятно получение ее сразу на 10-летний срок (Дион Касс , 55, 13), поскольку следов ее возобновления в 9 г. нет. Тиберий также участвовал в сенатском цензе, проводимом Августом.

Все более значительную роль Тиберий стал играть в связи с внешним кризисом, благодаря которому, он превратился в реального соправителя Августа. В 4—5 гг. Тиберий подавил восстание в Германии, а в 6 г. начал готовить комбинированный удар из Германии и Паннонии по маркоманнам. С 7 по 9 г. он руководил подавлением грандиозного восстания в Паннонии, а затем, после катастрофы армии Вара в Германии, вновь занимался стабилизацией границы на Рейне. К 11 г. кризис был ликвидирован, и на Рейне и Дунае надолго установилась благоприятная для Рима ситуация. В 13 г. н. э. Тиберий вернулся в Рим и справил триумф. В том же году в последний раз был продлен империй Августа, причем больной принцепс даже хотел от него отказаться.

Тиберий получил продление трибунской власти на 10 лет и проконсульский империй, т. е. два основных атрибута императорской власти. Тогда же Август сделал его главным наследником имущества. Еще раньше, в 7 г., Агриппа Постум был сослан на остров Планазию, а в 8 г. за прелюбодеяние была сослана Юлия Младшая. Германик, отличавшийся в войнах Тиберия, был послан командовать самой крупной группировкой войск — 8 легионами на Рейне. В мае 14 г. Август вместе с Тиберием провел свой последний ценз сената и перепись населения, затем посетил на Планазии Агриппу Постума, что вызвало различные толки (Свет. Тиб., 21; Авг., 97; 101; Тац. Анн., 1, 3, 5; Дион Касс , 56, 28, 30; Плин. Ест. история, VII , 150). После этого в августе 14 г. император умер.

К анализу правового развития императорской власти при Августе следует добавить еще два аспекта: идеологический и религиозный. В идеологии принципата особое значение имело понятие aucioritas. Сам Август в Res gestae выставлял ее как основу своей власти (auctoritate omnibus praestiti, potestatis autem nihilo amplius habui, quam ceteri — R. g., 34). Проблема auctoritas по-разному решается в современной историографии. Р. Гейнце, например, считает, что Август получил ее по доброй воле народа как политический лидер. Гейнце рассматривает auctoritas как основу власти императора и отрицает государственно-правовое значение понятия. 42 А. фон Премерштейн, Е. Шенбауэр, В. Сестон, напротив, считают ее понятием правового характера. 43 Наиболее полно эта точка зрения развита у М. Гранта, который пишет, что auctoritas — правовая основа принципата в противоположность империю республиканских магистратов. 44

Противоположной точки зрения придерживается А. Маделен, который считает auctoritas морально-политическим неправовым влиянием личности самого Августа. 45 Этот полный отрыв auctoritas от официальной власти вызвал протесты исследователей, 46 однако, как нам кажется, теория Гранта не менее неправомерна. Ж. Эллегуар замечает, что auctoritas — это очень широкое понятие, выражающее общее влияние данного лица или группы на политическую жизнь. 47 Принимая это определение, мы полагаем, что разделение potestas и auctoritas возможно только в том смысле, что последняя является более широким понятием. Утверждение Августа, что он не превосходил своих коллег-консулов в potestas передергивало факты. Это было бы правдой, если брать консульскую власть в изоляции, но если учесть, что, кроме этой власти, Август имел и проконсульский империй, трибунскую власть и другие полномочия, то его potestas оказывалась больше, чем у других консулов, что увеличивало и его превосходство в auctoritas.

Итак, auctoritas Августа складывалась из нескольких компонентов. Первое — это его правовое положение; он превосходил всех в auctoritas прежде всего потому, что превосходил в potestas. Второе — его политическое могущество, основанное на реальном факторе силы: контроль над армией, своеобразные отношения патроната — клиентелы, превращавших жителей государства в «личную партию» принцепса, 48 занятие ключевых постов людьми Августа. Все эти факторы мы рассмотрим далее, а сейчас остановимся на третьем аспекте auctoritas, т. е. на морально-политической и идеологической стороне особого статуса Августа.

Август в качестве своей основной заслуги выставлял установление мира (pax Romana), под которым понимал прекращение гражданских войн и внутренних смут и установление и охрану прочных границ. Все «трудные участки» он «курировал» лично, а все то, что было спокойно, отдал на попечение сенату. Август поддерживал религию и старые нравы, подняв их на высокий уровень, контролировал армию и улучшил провинциальное управление, возродил и украсил Рим и Италию. Наконец, именно Август всегда выводил государство из кризиса в критические моменты. Таково было моральное оправдание его принципата, и нет особых оснований сомневаться в том, что значительное большинство населения Рима и Италии разделяло эти убеждения. Августу подчинялись как вследствие признательности за его заслуги, так и потому, что верили в его способность найти выход из любого трудного положения.

Определенную роль в создании этого идеологического ореола сыграли и почетные имена-титулы правителя — император и Август. Тем не менее наиболее удачным обозначением положения Августа был титул princeps, который Август обычно не использовал в официальной документации, но взял себе в качестве расхожего обозначения своего положения. Титул точно отражал положение Августа: в понятии «первый гражданин» выражена общая идея лидерства, которая даже несколько оттесняла его правовую сторону. Август являлся не столько проконсулом, трибуном, консулом и т. д., сколько «первым гражданином в государстве».

С понятием princeps смыкался официальный титул princeps senatus, полученный им в 29 г. (Дион Касс , 52, 42). Этот республиканский титул, обозначающий сенатора, стоящего в списке первым, не давал ничего, кроме престижа и права первым высказывать свое мнение. Формально Август ничего не изменил, но его качество правителя делало принцепса сената его председателем, а тот факт, что принцепс высказывался первым, задавало тон сенатским дискуссиям.

Август подчеркивал еще одну идею — consensus universorum (R. g, 34; ср.: Велл. Пат., II , 89; Дион Касс , 53, 8), т. е. то, что его положение являлось результатом единодушного согласия и волеизъявления civitas. Здесь наличествовал синтез старого и нового: монарх правил, но правил с согласия всех, по общей воле гражданского коллектива.

Другим аспектом, тесно связанным с идеологией, точнее, отражающим другую форму идеологии, являлся религиозный аспект. Август выступал, и как реставратор и глава религии, и как божественное существо. Уже-в ходе гражданских войн Октавиан вошел в четыре важнейшие коллегии жрецов: авгуров, понтификов, фециалов и салиев, С 36 г. он реставрировал храмы, а война с Антонием и Клеопатрой была представлена не только как политический конфликт Рима и Востока, но и как борьба римских и восточных богов (Верг. Энеида, VIII , 698).

В 29 г. Август получил право назначать жрецов во все коллегии сверх положенного числа. Кроме того, он восстановил еще две коллегии, Sodales Titii и Арвальских братьев, в которых он был либо magister, либо членом. После смерти принцепс вошел в число богов, которым были посвящены их молитвы. В 28 г. Августу было доверено восстановление всех старых храмов и строительство новых (R. g., 19—21). Наконец, в марте 12 г. после смерти Лепида, занимавшего эту должность, Август стал великим понтификом официально (Там же, 10; Свет. Авг., 31), что делало его главным жрецом Рима.

Кроме того, вокруг Августа создавался культ. Примечательно, что в разных частях империи он принимал различные формы. В восточных провинциях Августу воздавались традиционные божеские почести, восходящие к эллинистическому, а иногда и к более древнему времени. Так, в Египте его, как ранее фараонов и других правителей, именовали сыном Ра, в азиатских провинциях Октавиан занял место эллинистических царей.

При этом восточные провинции оказались наиболее восприимчивыми к императорскому культу. Август сочетал свой культ в провинциях с общим культом римского господства, персонифицируя последний в виде богини Ромы. В 27 г. в Пергаме был построен первый храм Роме и Августу; вскоре храмы появились в Никомедии, Милассе и Анкире. 49

 В западных провинциях, где традиций культа правителя практически не было, Рим начал их насаждать. Вероятно, наиболее важным событием явилось освящение Друзом в Лугдуне алтаря Роме и Августу, построенного 60 племенами в Галлии, что означало установление общегалльского культа императора. Аналогичный алтарь существовал между 9 г. до н. э. и 4 г. н. э. в Германии — в Colonia Ubiorum (ныне Кельн).

Наиболее сложным был культ Августа в Риме и Италии. Если восточный культ тяготел к обожествлению правителя, то греческий обожествлял личность. Эллинистический культ представлял собой синтез того и другого и в таком варианте перешел в Рим, где контаминировался с римским религиозным пластом. Доминирующим, однако, был последний, и сходство больше носило типологический, чем заимствующий характер.

Грань между богом и человеком в древности была весьма зыбкой в сравнении с более поздним временем, однако даже в условиях своего времени Август имел особую «связь» с миром богов. Светоний сообщает легенду о рождении будущего императора, которая очень напоминает легенду о рождении Александра (Свет. Авг., 94). Даже если эти легенды появились post factum, они явно существовали при его принципате. Гороскоп Августа предсказывал ему власть над миром. 50 Усыновление включало его в род Юлиев, родоначальниками которого считались Венера, Эней, Ромул, Марс и Квирин; с 1 января 42 г. после обожествления Цезаря он стал сыном официального государственного божества, а с 40 г. начал именовать себя divi filius.

Другим направлением деификации было превращение «личных» богов Августа в государственные и деификация некоторых действий правителя. Почитался гений Августа, личное божество, направлявшее его действия, а с 12 г. до н. э. гений Августа фигурировал в тексте присяги между Юпитером Всеблагим Величайшим и Богами Пенатами. В 13 г. н. э. Тиберий освятил алтарь Numini Augusti. 51 В 13—12 гг. появились жрецы Августа (seviri Augustales, magistri Augustales и просто Augustales). В 10—13 г. н. э. Тиберий освятил храм Concordia Augusti. Наконец, в Италии и в Риме было введено официальное почитание домашних богов императора — Ларов Августа.

Идея о связи Августа с миром богов пронизывала всю литературу и изобразительное искусство времени принципата. Достаточно назвать два примера: статую из Кум, 52 изображающую Августа в виде Юпитера с его атрибутами, и поставленный в 13—9 гг. Алтарь Мира (Ara Pacis), где принцепс изображен в окружении не только ликторов, семьи, сената и народа, но и Энея, Ромула и Рема и богинь Ромы и Матери-Земли. 53 Итак, при жизни статус Августа приближался к статусу божества, но окончательное официальное его обожествление произошло только после смерти императора.

В заключение этого раздела можно сделать следующие выводы относительно характера власти Августа. Агвуст был носителем высшего империя, главнокомандующим армией и лицом, осуществляющим надзор за провинциальным управлением, а через трибунскую власть мог кассировать решение любого магистрата и сената. Август был как бы главой магистратской коллегии и имел общий надзор за соблюдением законов, государственной безопасностью и общим ходом жизни з государстве, в силу чего освобождался от соблюдения некоторых законов. Наконец, Август был лицом с наивысшей auctoritas, самым авторитетным человеком в государстве, религиозным главой Рима и почти божеством.

Власть Августа оказывалась значительно большей не столько в правовой, сколько в неправовой, политической, идеологической и религиозной сферах, продолжая традицию гражданских войн в плане узурпационного элемента в системе принципата.

Вместе с тем все полномочия Августа основывались на республиканской традиции, но, будучи кумулированы и трансформированы, они, сохраняя генетическую связь с республикой, все же создали новое монархическое качество.

Цитируется по изд.: Егоров А. Б. Рим на грани эпох. Проблемы рождения и формирования принципата. Л., 1985, с. 88-103.

Примечания

11. Ibid., р. 119; Bernari o Н. G. Augustus princeps. —In : ANRW, Т. 29, Bd 1, S. 74.

12. Wiсkегt L. Princeps... S. 2880; Premerstei n A. Von Werden und Wesen des Prinzipats, S. 253.

13. Rosenber g R. Imperator. — R. E. , Bd 10, S. 1145; Wicker t L. Princeps..., S. 2279—2881.

14. Lesuisse L. La nomination de l'empreur et le titre d'imperator. — AC, 1961, 30, p. 415—428; см. также: Kienas t D. Imperator. — ZRG, 78, 1961, S. 403—421; Sym e R. Imperator Caesar, a study in nomenclature.— Historia, 7, 1958, S. 172—188; Hammon d M. Imperial element in the formula of the Roman emperors during the two and half centuries of the Empire. — MAAR, 25, 1957, p. 17—64.

15. Недавние специальные работы о заседании сената: Carthledg e Р. The second thoughts of Augustus of the res publica in 28/27 В. C. — Hermathena, 11, 1975, p. 30—40; Lac e у W. С. Octavian in the senate. January 27.

16. Египет с 31 г. имел особый статус и управлялся префектом Египта в ранге всадника, подчиненным лично Октавиану и им назначаемым.

17. MommsenT . Romische Staatsrecht. Berlin, 1888, Bd 2, S. 1520.

18. Premerstei n A. von . Vom Werden und Wesen... S. 231.

19. Berange r J . Recherches... p. 75; Машки н H. А. Принципат Августа, с. 382—383; Jone s A. H. The imperium of Augustus. — JRS, 41, 1951, p. 112—119; Sym e R. Roman revolution, p. 315,

20. Las t H. imperium maius, a note. — JRS, 37, 1947, p. 157—164.

21. Wicker t L. Princeps... S. 2273—2278.

22. Машкин Н. А. Принципат Августа, с. 383.

23. Scot t К. Identification of Augustus with Romulus. — TAPHA, 56, 1925, p. 82—105; Gag e J . Romulus—Augustus. — MEFR, 1930, p. 138—181.

24. Gardthanse n V. Augustus und seine Zeit. Berlin, 1897, Bd 1, S. 537; R. E. , Bd 10, Julius (Augustus), S. 2369—2371.

25. Wicke r t L. Princeps... S. 2231.

26. Bernari o H. Augustus princeps.—In: ANRW, T. 2, Bd 2, S. 78—83.

27. Wicker t L. Princeps... iS. 2294; САН, vol. X, p. 134—135; Las t H. Imperium maius, a note, p. 163; Magdelai n A. Autoritas principis. Paris, 1950, p. 101—104.

28. Dessa u H. Geschichte der romischen Kaiserzeit. Berlin, 1527; Demot t W. C. Varro Murena.—TAPHA, 1941, p. 255—265; Roulan d R. L. The conspiracy of Varro Murena. — CJ , LXII, 1967, p. 362—363.

29. Гримм Э. Д. Исследования по истории..., т. 1, с. 131; Машкин Н. А. Принципат Августа, с. 397.

30. Chilve r Е. F. Augustus and the Roman constitution. 1939-1950.— Historia, 1, 1950, p. 429.

31. Т. Моммзен полагал, что Октавиан, получив в 31 г. полную трибунскую власть, в 30 г. расширил ее пространство, а с 23 г. возобновлял ежегодно (Mommse n Th. Romische iStaatsrecht, Bd 2, S. 872; см. также: Premerstei n A. von . Vom Werden und Wesen... S. 266). По мнению Ф. Эдкока, в 36 г. Август имел только sacrosanctitas, а в 30 г. получил всю власть (САН, vol. X, р. 139—140). Тем не менее большинство исследователей придерживаются мнения, что власть была окончательно получена в 23 г., а в 36 и 30 г. Август получил только ее элементы — вначале sacrosanctitas, а затем — ius auxilii (Грим м Э. Д. Исследования по истории... т. 1, с. 132—133); Машк и н Н. А. Принципат Августа, с. 398—399; V i s sche r F. Le «tribunicia potestas de Cesar a Augusto. — SDHI, 1939, p. 10111, Wiсkeгt L. Princeps... S. 2283—2287.

32. Wiсkeгt L. Princeps... S. 2284.

33. Alfold y G. Die Ablehnung der Diktatur durch" Augustus. — Gymnasium, 79, 1972, S. 1—12.

34. Следует также отвергнуть мнение Джоунза, что это был особый imperium consulare (Jone s А. Н. М. The imperium of Augustus. — JRS, 41, 1951, p. 112—119).

35. Mommse n Th. Romische Slaalsreehl, Bd 2, S. 876; Berangc r J. Recherches... p. 107—108; Wicker t L. Princeps... S. 2282—2283.

36. Гримм Э. Д. Исследования по истории... т. 1, с. 130.

37. О деле Юлии см.: Дион Касс, 55, 10; Велл. Пат., II, 100; Тац. Анн., I, 53; Свет. Авг., 1965.

38. Ферреро Г. Величие и падение Рима, т. 5. А!., 1923, с. 117—118; 142—143; Машкин Н. А. Принципат Августа, с. 540.

39. Наиболее подробно см.: Syme R. The crisis of 2 В. С. Miinchen, 1974.

40. Kornema n Е. Tiberius. Stuttgart, 1960, S. 40.

41. Август, не любивший Тиберия, явно больше симпатизировал Друзу и его семье, особенно Германику, тем более что тот был женат на его родной внучке Агриппине, дочери Агриппы и Юлии. Усыновление ставило Германика выше младшего по возрасту Друза, сына Тиберия.

42. Heinz e R. Auctoritas. — Hermes, 60, 1926, S. 348—349.

43. Premerstei n A. von . Vom Werden und Wesen... S. 240; S e s t о n W. Diocletian et la tetrarchie. Т. 1. Paris, 1946, p. 193; Schonbaueu r E. Untersuchung zum romischen Staats-und Wirtschaftsrecht. — In: Wesen und Ursprung des romischen Prinzipats. Zeitschrift der Savigny-Stifting fur Rechtsgeschichte, 1937, S. 65ff.

44. Gran t M. From imperium to autoritas, p. 102.

45. Magdelai n A. Auctoritas principis. Paris, 1946; другой вариант этой теории — перенос понятия в сакральную область: Pugliese Сагаtelli Y. Auctoritas Augusti. — Р Р , 10, 1949, p. 29—40.

46. Berange r J. Recherches... p. 127, Wicke r t L. Princeps... S. 2239— 2290.

47. Hellegonarch J . Le vocabulaire latin des relations et des parties politiques sous la republique. Paris, 1965, p. 295.

48. Timpe D. Untersuchungen... S. 13—15, 122; Premerstei n A. von Vom Werden und Wesen... S. 267.

49. Машкин Н. А. Принципат Августа, с. 564; подробнее об этом см.: Herzog-Hause r Е. Kaiserkult. — R. Е., Suppl., Bd IV, S. 820 ff; САН, vol. X, ch. 15, p. 465—513.

50. Об Августе и Александре см.: Кiеnast D. Augustus und Alexander. — Gymnasium, 76, 1969, S. 430—456.

51. САН, vol. X, p. 494—495. Numen (этимологически—движение) — безличная сила, по римским религиозным представлениям отделенная от персоны ее носителя, но ей принадлежащая. Подробнее об этом см.: Wagеnvoort \У. Wcsenzugc altromischer Religion. — In: ANRW, Т. 1, Bd 2, S. 352—353.

52. Эта статуя находится в Государственном Эрмитаже в Ленинграде.

53. Машкин Н. А. Принципат Августа, с. 532.