Индия доисторическая: «золотой век»

Легенды о первоначальном совершенстве и последующем грехопадении человека встречаются в мифологии различных стран и народов. Существуют они и в Индии. Современные индусы говорят о настоящем как о темном веке (кали юга) в истории человечества. Считается, что этому темному веку предшествовали три более светлых периода. Первым и лучшим из них был «золотой век истины» (сатъя юга или крита юга), когда люди не знали ни болезней, ни нужды. Им не приходилось трудиться, не нужно было даже прясть пряжу, ибо добрая мать-земля сама в изобилии снабжала их всем необходимым. В миролюбии, невинности, простоте и добродетели каждый человек жил не одну тысячу лет. Но человеческая жадность все же сумела пустить корни. Люди стали накапливать частную собственность и прятать от других свои накопления. Такие греховные действия привели к последовательной смене трех веков: трета, двапара и кали, из которых каждый был хуже предыдущего. Продолжительность жизни сократилась; за то, что человечество утратило свою первоначальную чистоту, на него обрушились всевозможные беды, такие, как войны, болезни, голод и нищета. Подобные же версии содержатся в религиозных книгах буддистов и джайнов. В брахманском варианте, наиболее позднем из всех, развивается дальнейшая теория о бесконечном повторении циклов (манеантара). Современный темный век (кали юга) должен завершиться всемирным потопом. После уничтожения таким образом всей жизни земля вновь возникнет из воды и наступит новый «золотой век», чтобы со временем уступить место трем последовательным векам постепенного упадка, которые закончатся новым потопом. Так было в прошлом, так будет и в последующих циклах. Как мы уже отмечали, эта удручающая картина бесцельного круговорота истории является всего-навсего отражением жизни индийской деревни, однообразие которой нарушается лишь сменой времен года. После октябрьской жатвы наступает прохладная погода — время здоровья и изобилия. Затем следует постепенное оскудение, заканчивающееся периодом, когда люди вынуждены трудиться в невыносимо тяжелых условиях, чтобы подготовить высушенные зноем поля к очередному севу. Наконец, страшные дожди затопляют всю страну, после чего годовой цикл повторяется вновь.

Несмотря на широкую распространенность этого мифа, «золотой век» на заре истории человечества существовал лишь в воображении позднейших поэтов и жрецов. Об этом свидетельствуют прежде всего исторические документы, сохранившиеся если не в Индии, то в ряде других стран; часть этих документов относится к 2500 году до н. э. Что касается еще более древних времен, то здесь на помощь расшифровке прошлого приходит археология. Если археолог ведет раскопки в таком месте, которое не было серьезно потревожено в более поздние, недавние времена, он обнаруживает отложения, состоящие из четко выделяющихся отдельных слоев разной толщины. Естественно, что более древними являются нижние слои, так что хронологический порядок их не вызывает сомнений. Многие из таких слоев содержат свидетельства человеческой деятельности, а также останки самих людей; кости, череп или даже один зуб могут немало рассказать о физическом облике того, кому они некогда принадлежали. Вместе с костями человека часто можно встретить кости животных, на которых он охотился, а также тех, которых он приручал: собаки, коровы, овцы, лошади. Сопоставление слоев позволяет легко определить, что собака была приручена гораздо раньше лошади, а корова и овца — в какой-то промежуточный период между ними. Глиняная посуда, каменные орудия и металлические предметы — все это вещи, сделанные человеком и потому называемые изделиями. Сухой климат, например, в Египте, способствует сохранению таких предметов, как деревянные орудия, изделия из простой и слоновой кости, корзины, остатки шерстяных и льняных тканей, зерна злаков, рисунки и письмена на папирусе, так что мы можем приблизительно определить, в какой последовательности человек их освоил. Культурные злаки, хотя они и не относятся к категории изделий, являются таким же продуктом человеческой деятельности, как, скажем, керамика. Все они были выведены на протяжении тысячелетий путем тщательного отбора и многократного высеивания наиболее крупных семян диких трав. Стоит человеку прекратить свою деятельность в этом направлении, и все культурные разновидности растений исчезнут или уже через несколько растительных поколений станут неотличимы от своих более грубых диких прототипов. Стратиграфическая последовательность слоев отражает историческую последовательность; любое позднейшее нарушение стратиграфии, когда, например, верхние слои повреждены вырытой в них ямой, не сможет ввести в заблуждение опытного специалиста. Сравнение находок из разных мест позволяет судить, насколько широко был распространен данный тип орудия, керамики, элаковых и т. д. Наконец, современные технические достижения позволили разработать новые методы довольно точного датирования с помощью определения количественного содержания фтора, исследования радиоактивности угля и кости, геомагнетических наблюдений, изучения сезонных изменений годовых колец в стволах деревьев (дендрохронология) и т. д. Восстанавливаемое таким образом (хотя и с многочисленными пробелами) прошлое уводит нас далеко в глубь веков, пока мы наконец не подходим вплотную к древнейшим антропологическим типам, таким, как яванский и пекинский * человек, и к еще более ранней форме африканского «проконсула». С этого момента археология уступает место геологии, а изучение истории — изучению эволюции млекопитающих, позвоночных и других форм жизни.

Однако нигде мы не находим никаких свидетельств о «золотом веке»— славной поре человеческого совершенства. Прогресс человечества не отличался ни равномерностью, ни единообразием; и все же человек прогрессировал, пройдя путь от неспособного к сознательному труду животного до существа, умеющего изготовлять и применять различные орудия, существа, которое благодаря наличию громадного числа себе подобных и своей многосторонней деятельности стало хозяином на планете. Единственное, чего ему еще не хватает,— это умения контролировать собственные поступки. Человеческие кости, найденные в земле через несколько десятков тысячелетий, свидетельствуют о том, что если человек древнекаменного века доживав до сорока лет, то это следовало считать большой удачей. Не отличаясь от нас более крепким здоровьем, он значительно больше, чем мы, страдал от всевозможных паразитов и изнуряющих болезней, укорачивавших его жизнь. Итак, «золотой век», если он вообще реален, следует искать не в прошлом, а в будущем.

Цитируется по изд.: Косамби Д. Культура и цивилизация Древней Индии. Исторический очерк. М., 1968, с. 36-38. (На английском языке книга вышла в 1965 году).

Примечания

* Имеются в виду питекантроп и синантроп.

Рубрика: