Царицино Баженова

ФИГУРНЬІЙ МОСТ

В воскресный день весь город ратью чинной
Сходился там - мечтать и отдохнуть.
И восхищались все из года в год руиной...

В. Брюсов, Лирическая поэма

Рассказ об архитектурных памятниках Царицына начнем с Фигурного моста - сооружения, которое первым встречает туриста, идущего от станции метро «Царицыно».

Баженов приступил к строительству в Царицыне в мае 1776 года. 11 июля 1776 года он пишет графу Петру Васильевичу Завадовскому (1739-1812), который был членом Непременного совета при императрице Екатерине ІІ:

...прошедшего мая было начато строение, то есть мост и три домика от него к церкви, которая уже прежде сего тут была... четырнадцатиаршинной длины арка в мосте по проспекту березок на въезд горы, с наружи дикого камня в высоту семь аршин, а в широте моста восемь аршин из белого мячковского... и по углам четыре башни вместе строятся...

В октябре 1776 года, когда строительство было прервано до следующего сезона, Баженов писал:

...лето было мочливое, которое делало немало остановки в работе, но со всем тем окончен двенадцатисаженной приятного вида мост с четырьмя по углам башнями и парапетами, кроме малых на оном украшений, кои будущею весною не замедлятся к поставке на свои места.

Баженов предполагал первоначально украсить мост цветными изразцами, по примеру русских теремов и башен ХVІІ века, и направил свое предложение императрице в письме в августе 1776 года. Однако Екатерина не приняла его предложения, и вся декорация выполнена была из белого камня.

Закончив мост в 1776 году в таком виде, каким мы видим его на панораме, хранящейся в музее Донского монастыря, а именно: только с четырьмя угловыми башнями, Баженов предполагал сход с него сделать к церкви в виде крыльца. Но при очередном просмотре проекта в следующем 1777 году Екатерина ІІ распорядилась сделать от моста к церкви проезд.

В 1778 году Баженов выполнил это указание и в письме Екатерине ІІ от 8 октября 1778 года он докладывал:

…на десять сажен ипотенузу протенул ис камня и кирпича согласно фигуры готик с шестью малыми по сторонам башенками к церкви, а к березовой проспективе двумя башенками его кончил.

В наше время вместо березовой существует липовая аллея.

Итак, Фигурный мост строился два года. Начат он был в 1776 году, а закончен в 1778 году, при этом вид его значительно отличается от того, каким он представлен на знаменитой баженовской панораме Царицына.

Всецело можно согласиться с той характеристикой, какую дает этому строению исследователь творчества Баженова А. И. Михайлов.

Он пишет:

Живописность сооружения, достигаемая контрастным сопоставлением двух основных тонов - красного и белого, - нарядность, выраженная не только в белокаменных украшениях -

колонках, карнизах и тягах, но и в самой кладке, благодаря чередованию белых известковых швов стены с красным кирпичом и белокаменным орнаментом, органически введенным в самую кладку; ...башни с ...зубцами, напоминающие кремлевские стены, колонки парапета, орнаментальные карнизы - все это находит аналогии в русском зодчестве ХVІ-ХVII веков.

Называя свои сооружения «готическими», Баженов на самом деле продолжал в них традиции русского допетровского зодчества и, в частности, традиции московского барокко.

Если огородить Царицыно оградой в стиле ХVІІІ века, если по крутому берегу Верхнего царицынского пруда построить в качестве ограды высокую подпорную стенку, то Фигурный мост легко при этом превращается в ворота сказочного замка, достаточно лишь повесить на его стены створки бронзовых или чугунных ворот.

БОЛЬШОЙ МОСТ

Всякий раз, когда подходишь к этому мосту, вспоминаешь

Строки из стихотворения В. Брюсова «На форуме››:

Великих пройденных веков

Венчали арки Константина

Руину храмов и дворцов.

Летом 1778 года в Царицыне было начато строительство сложного инженерного сооружения, состоявшего из дамбы, плотины, трехарочного моста и большой водяной мельницы с шестиэтажной башней из кирпича, в верхних этажах которой были элеваторные помещения для хранения зерна. Строил его архитектор Карл Иванович Бланк (1728-1793), известный своими постройками Воспитательного дома, Екатерининского дворца и участием в перестройках Новоиерусалимского монастыря, усадьбы Кусково и многого другого.

Трехарочный мост открывал более короткий путь из дворцовой усадьбы Коломенское в Царицыно. Но, чтобы попасть в Царицыно, нужен был еще один мост через Большой овраг. Постройка второго моста была начата тоже летом 1778 года, одновременно с первым, Василием Ивановичем Баженовым.

Если смотреть по карте, этот второй мост рациональнее было бы строить через овраг, восточнее церкви Животворного источника.

Однако Баженов отнес строительство моста к самому обрыву Нижнего царицынского пруда, тем самым удлинив и искривив путь из Коломенского. Может быть, это было сделано и умышленно, так как при этом открывалась возможность рассматривать с близкого расстояния северные фасады главных царицынских построек и видеть как бы вторую северную панораму Царицына.

Начав постройку моста, Баженов встретился с большими трудностями, о которых сразу же сообщил Екатерине ІІ, когда он приступил к рытью котлованов под Фундаменты этого моста:

...то открылось множество ключей, которые принудили меня, вынув землю, сколько было сил работных людей, а потом бить сваи, коих уже и набито более двух тысяч: и так я принужденным остался успеть только одни набить сваи, а бутить не зачал.

Дело в том, что здесь и до настоящего времени функционирует «Живоносный источник», именем которого и названа рядом расположенная церковь. В семье последнего царицынского священника Фивейского жила легенда о ропоте среди прихожан этой церкви о том, что осквернен источник со «святой» водой строительством этого моста.

Однако источник продолжал функционировать и после окончания строительства. К нему от церкви вела деревянная лестница, и над ним была устроена деревянная часовня...

Исследователь творчества Баженова А. Михайлов в своей книге «Баженов» отметил, что в процессе постройки этого моста были внесены некоторые изменения. В частности, на панораме центральная часть моста оформлена сквозными башенками с тройными шпилями готического стиля, а в окончательном решении построено ограждение моста в виде монументального парапета со столбами из белокаменных колец, чередующихся с кольцами из красного кирпича, что так характерно для русских зодчих ХVІІ века.

Оригинальность и богатство белокаменных резных орнаментов также заставляет вспомнить о постройках конца ХVІІ века. А вот малые и большие круги, солнечные лучи, квадраты с перекрещенными копьями в декорации этого моста, несомненно, связаны с масонскими идеями Баженова.

Мост представляет замечательное по своей цельности и гармоничности произведение искусства, где монументальность сочетается с нарядностью и легкостью декорации.

Строился этот мост пять лет и был закончен осенью 1784 года, когда посетивший Царицыно главнокомандующий в Москве Брюс в восторге написал Екатерине ІІ, что этот «акедюк»... «имеет вид огромный и великолепный, так что достоин памяти потомству царствования Вашего Величества и напоминает век Древнего Рима»...

...Грозной осенью 1941 года этот исторический мост неожиданно приобрел большое оперативно-тактическое значение. Через него со станции Царицыно на Каширское шоссе шла военная техника.

Косов, живший в то время в Царицыне, рассказывает, что именно для разрушения этого моста предназначалась крупная фугасная бомба, сброшенная с большой высоты вражеским бомбардировщиком и, к счастью, угодившая в царицынский пруд.

Сегодня трудно поверить, что по этому мосту, который из аварийно-критического состояния вывели польские реставраторы, в 1941 году проходили средние танки, а потом в течение многих военных и послевоенных лет пятитонные грузовые машины возили уголь на завод редкоземельных металлов в Сабурово, хлопок, вату, шерсть и другое сырье на прядильно-ткацкую фабрику в поселок Володарского.

ОПЕРНЬІЙ ДОМ

И здесь в стране... где замки над

обрывом ревниво берегут сны отошедших дней...

В. Брюсов. На могиле Ивана Коневского

За Полуциркульным дворцом на знаменитой панораме Царицына архитектора Баженова, хранящейся в музее Донского монастыря, с правой стороны по направлению к парку нарисовано здание, известное в настоящее время под названием «Оперный дом». В своих письмах Баженов называет его дворцом «против боку садового, где малая калитка в проспективную аллею на новый мост». Исследователи творчества Баженова, и в частности А. И. Михайлов, называют это строение дворцом для императорских приемов, а иногда - царицынским Эрмитажем.

Предполагалось, что здесь в дни рождения императрицы или в другие заранее оговоренные дни дворяне и купцы могли бы получить у императрицы прием и преподнести ей подарок, который сразу же относился слугами в эрмитажную часть здания.

Очевидно, для таких приемов и был построен в здании специальный зал с высотой потолка семнадцать метров, т. е. с высотой, равной высоте подкупольного пространства обычной сельской церкви 1.

Замыслено было это строение, как утверждал Баженов, как галерея с побочными двумя комнатами на двадцати саженях, дворец при ней на двенадцати саженях и двух аршинах.

Каково же назначение этих двух комнат? Возможно, что в первой человек, готовясь к встрече с императрицей, смотрелся в зеркало, а во второй комнате уже по окончании аудиенции человек отдыхал, приходил, так сказать, в себя, поскольку аудиенция для многих была довольно эмоциональным событием. Быть может, здесь предполагалось иметь не только «виночерпия», но и дежурного врача или фельдшера. Это было в обычаях того времени, когда дворцовым залам предшествовали аванзалы или антикамеры.

К внутренней стене зала со стороны жилой части дворца примыкает полукруглая комната. Некоторые исследователи полагают, что это ниша для небольшого оркестра, другие же считают, что это ложа для императрицы. Но, побывав в ней, убеждаешься, что это ни то и ни другое, а просто своеобразный тамбур, соединявший залу с другими помещениями дворца, где во время торжественных приемов могли находиться и слуги императрицы для переноски презентов. Жилая часть этого здания представляет уменьшенный вариант разобранных по приказу императрицы основных дворцов, построенных для нее и Павла.

Любопытно, что этой загадочной по своему назначению полукруглой комнате Оперного дома в основных разобранных дворцах соответствовали залы-лоджии, ориентированные в южную сторону. И поэтому резонно возникает вопрос: не был ли Оперный дом вначале запроектирован без галереи?..

Интересно, что на чертеже первой половины ХІХ века в углах галереи размещены четыре печи, а в примыкающих к ней комнатах - камины. Упоминание об этих печах мы находим у очевидца первой половины ХІХ века - историка Москвы Ивана Егоровича Забелина,

жившего на даче в Царицыно, в его работе «О садах в селе Царицыно». Описание парковых павильонов Царицына он начинает с Оперного дома:

...оперный дом каменной в готическом виде, в коем печей из поливных изразцов больших 6, небольших 4...

Подготовка к строительству этого дворца началась в 1776 году.

Само же строительство было проведено в два летних сезона 1777 и 1778 годов. В своем письме, отправленном Баженовым в октябре 1778 года, он писал:

. . .оной же только что и крышою покрыт желто-черепишною, но время допустило поднять и парапет на оном слишком в четыре аршина с его украшением, и крыльцы зделаны кроме ступеней.

Общая композиция поэтажных планов этого строения чрезвычайно характерна для Баженова: если зал и его аванзалы решены строгим вытянутым прямоугольником, то в жилой части, в центре, комнаты полукруглые, изогнутые стены которых в местах соприкосновения создают неожиданные кривые переходы, темные комнаты и ниши причудливой формы. В то же время общая композиция поэтажных планов строго уравновешенная и отличается симметричностью. В музее Донского монастыря хранится макет этого здания с круглым бельведером. Такие бельведеры были в моде в ХVІІІ и в ХІХ веках.

В своих письмах Баженов упоминает о парапете большой высоты (свыше 4 аршин), украшенном двуглавыми орлами и не сохранившимися до нашего времени эмблемами: звездами, дисками и серпами, символизирующими месяц и солнце.

Исключительно красиво оформлен фасад Оперного дома, украшенный широкими окнами, выполненными в итальянской манере. А кирпичную кладку здания украшают масонские знаки - «лестницы вольных каменщиков» с заостренными штырями.

В первом этаже Баженов вводит горизонтальный руст, белые полоски которого подчеркивают устойчивость здания и в то же время вносят элемент парадной нарядности.

Во втором этаже парадность еще более усиливается благодаря введению декоративных шпилей, вытянутых стрельчатых арочек, орнаментального ряда белокаменных ромбов, дисков и других деталей.

На панораме Царицына Оперный дом изображен со стороны прудов. Он не заслонен никакими декоративными деревьями.

В наше время в результате самосева он закрыт выросшими деревьями, и стены его с западной стороны начинают от сырости разрушаться из-за отсутствия инсоляции.

Оперный дом - это одно из прекраснейших созданий зодчего. Он характерен оригинальностью, богатством, ясностью замысла и совершенным мастерством воплощения в реальность.

ХЛЕБНЫЙ ДОМ

...каждый камень, взвешен и размерен,

Ложился в свой черед по замыслу творца.

И линий общий строй был строг и верен,

И каждый малый свод продуман до конца.

В. Брюсов. Замкнутые

Весною 1784 года, т. е. только на девятый год с момента начала строительных работ в Царицыне, В. Баженов приступил к строительству здания кухонь, получившего впоследствии наименование «Хлебный дом». Это объясняется тем, что получение влаго- и морозостойкого камня из Хорошевских каменоломен для постройки погребов затянулось, появились перебои в финансовом обеспечении работ, а главное внимание Баженов уделял строительству основных дворцов Царицына (именно тех, что впоследствии разобрали). В довершение ко всему в конце 1783 года Баженов, видимо, простудился и заболел.

Я будучи в жестокой горячке и уже два месяца за слабостью из дома не выезжаю, и не выхожу еще на воздух, - писал он 1 января 1784 г.

Почти в это же время он получил из Петербурга распоряжение: окончить все строения в Царицыне в течение одного года, на что ему был отпущен кредит в размере 100 000 рублей. Баженов ответил, что этой суммой он строения закончить не сможет.

Приехав в Петербург, Баженов добился увеличения отпущенной суммы до 200 000 рублей, но с условием сделать проект дворца и в селе Булатниково. Все эти распоряжения были связаны с запланированной поездкой Екатерины ІІ в Москву, которая состоялась летом 1785 года.

Весной 1784 года работы в Царицыне развернулись широким фронтом. Баженов одновременно строил здание кухонь (Хлебный дом), ворота между ним и дворцом, большой мост через овраг и два павильона.

Интересно, что каменный мост через Большой овраг Баженов для большей прочности в цокольной части строил из хорошевского крепкого камня. Из этого же камня были построены ледники и погреба в кухонном корпусе.

Кухни кругом на сто саженях на погребах и ледниках ис хорошевского камня уже до половины первого жилья взведены и гальлерея от него с воротами к дворцам более половины поднеты... - сообщал он Безбородко в своем письме от 21 июля 1784 года. В этом же письме он сообщал о своих планах на будущий год: в селе Царицыно строить конюшни к Каширской дороге, что блис деревни Черной Грязи и башню для чесов.

Отрывок из письма Баженова свидетельствует, что одновременно существовали и село Царицыно, и деревня Черная Грязь 2.

В делах о царицынском строении не сохранилось отчетов о работах, выполненных летом 1785 года, до посещения Царицына Екатериной ІІ, но можно предполагать, что Хлебный дом к ее приезду не был полностью закончен.

В процессе работы над проектом Хлебного дома Баженов предложил несколько эскизных вариантов, из которых наиболее интересен первоначальный: на нем четко обозначены четыре входа в корпус, расположенные в углах внутреннего дворика и соответствующие им четыре лестницы на второй этаж. Они не были построены. Вместо них на второй этаж ведут две симметрично расположенные лестницы из-под арки восточных ворот.

Баженов показал себя и как мастер-технолог кухонного производства. Неизвестно, у кото он брал консультации по этому вопросу, но его проект размещения цехов этой фабрики-кухни ХУІІІ века отличается тщательной проработкой и детализацией. Один лишь перечень назначений помещений является наглядным тому доказательством. Не забыл он отвести три помещения для хранения лекарств аптекарю и его помощникам. Если внимательно посмотреть на Хлебный дом, изображенный на знаменитой панораме Баженова, то можно увидеть, что у Хлебного дома нет крыши в том виде, в каком она изготовлена реставраторами в наши дни. На панораме Царицына она показана абсолютно плоской, окруженной парапетом с возвышающимися восемью печными трубами. И кто знает, может быть, и она имела свое предназначение как вспомогательный цех, например, для сушки овощей и фруктов.

На северном и западном фронтонах Хлебного дома есть горельефные изображения караваев хлеба с солонками, а над ними в виде вензеля наложенные одна на другую буквы С и Х. Это и дало местным жителям повод назвать это строение Хлебным домом.

Во внутреннем дворике Хлебного дома существовал колодец, которым до постройки линий водопровода владел некто Рыков, содержавший в Хлебном доме трактир с номерами. Вода в этот колодец, видимо, поступала из оранжерейного пруда. Она фильтровалась достаточно мощным пластом песка на расстоянии около 100 метров.

В обход этого колодца и через восточные ворота Хлебного дома шла дренажная сеть, трубы которой были выполнены долблением из сосновых бревен (с крышками) и имели внутренний диаметр примерно в три дюйма.

Они были обнаружены при устройстве подземных коммуникаций уже в наши дни.

Всецело можно согласиться с той оценкой проекта Хлебного дома, которую дал ему доктор архитектуры М. А. Ильин в публикации «Эскизы В. И. Баженова» для Царицына». Он писал:

План Хлебного дома поражает своим лаконизмом, связанным с глубоко продуманной пропорциональной системой композиции. Несмотря на строгие линии плана Хлебного дома и утилитаризм его назначения, им любуешься как полноценным архитектурным произведением высокого мастерства. Предвестником этого плана является план арсенала, позднее Окружного суда в Петербурге, выстроенного Баженовым по возвращении из-за границы в конце 60-х годов. Между ними много общего, хотя план арсенала значительно проще.

МАЛЬІЙ ДВОРЕЦ

Мне снится прошлое. В виденьях полусонных

Встает забытый мир и дней, и слов, и лиц.

В. Брюсов. Тени прошлого

Если Большой дворец, построенный архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым в Царицыне, по своим размерам подобен большому кораблю, то Малый дворец можно сравнить с катером средних размеров. А вот интерес, проявляемый к нему историками и искусствоведами, обратно пропорционален его размерам.

Строился этот Малый дворец по чертежам Василия Ивановича Баженова на месте знаменитой беседки Кантемира.

В письме от 12 октября 1776 года, давая отчет за летний период строительства, Баженов писал секретарю Екатерины ІІ П. В. Завадовскому:

...Четвертый домик или малой Дворец на девяти с половиной саженях на полуциркульной горе, где была зеленая беседка, в коей производился военный совет; выбучен три доли оставшимся бутом и щебнем от ныне построющихся четырех строений...

Два домика из упомянутых четырех строений, построенные для хозяйственной части дворца и для сторожей, как об этом пишет в своих примечаниях исследователь В. Виноград, публикуя письма и другие документы Баженова в первом выпуске журнала «Архитектурный архив» за 1946 год, были впоследствии разобраны. Два других сохранились до настоящего времени. Это фигурные ворота и третий кавалерский корпус, в котором размещается Управление по реставрации Царицына.

Кстати сказать, Баженов в своих письмах и в надписях на чертежах называет это строение по-разному: то «Четвертым домиком», то «Малым дворцом», а на чертеже, который им пронумерован цифрой семь, это строение названо - «Маленьким корпусом каменным в один этаж».

К этим названиям разные авторы после смерти Баженова добавили еще и новые, называя его то павильоном военного совета, то четвертым кавалерским корпусом, то полуциркульным павильоном, то интимным дворцом императрицы, а Юрий Шамурин в 1914 готы назвал это строение в своей книге «Подмосковные Усадьбы» - «Гауптвахтой», т. е. помещением для размещения караула. В 1914 году название «Гауптвахта» не нуждалось в доказательствах.

Сейчас же право корпуса на это название следует основательно доказывать. И сделать это не так просто, так как на самом строении висит табличка с надписью «Малый дворец».

Так возникает вопрос, не является ли четвертый кавалерский корпус в Царицыне тоже гауптвахтой, но только построенной в стиле московского барокко.

Строился этот павильон три летних сезона. В зимний период года в то время строительство не велось, так как известковый раствор, использовавшийся в те времена в строительстве, отвердевал только при положительной температуре воздуха.

Осенью 1778 года Баженов сообщал Екатерине ІІ:

...другой дворец, где беседка была деревянная, покрыт же и совсем кончан: и при том нынешним же летом на нем зделан франтон к саду с особливым украшением, а крыльца не успел к нему подделать.

Под «особливым украшением» Баженов имел в виду вензель Екатерины, от которого расходятся как бы лучи славы, счастливо сохранившийся до наших дней. Сохранились и подписанные чертежи этого строения. На одном сверху надпись: «Фасад малинкого корпуса в один этаж, построенного при селе Царицыне в саду, как оный там находится».

То, что в «саду», объясняется тем, что этот дворец был построен в числе первых зданий Царицына, когда еще существовал сад и другие элементы усадьбы Кантемира и не было других дворцовых строений. Кстати, Баженов не спешил со сносом строений усадьбы Кантемира, видимо, используя их под общежитие для рабочих строителей…

На другом чертеже, который тоже имеет номер семь, в левом верхнем углу есть надпись: «План построенному в селе Царицыно одноэтажного домика, что на горе, где был военный совет». Архитекторы и инженеры-проектировщики в наше время такой чертеж называют «исполнительным». Как показывает надпись рукой Баженова на чертеже, он выполнен после окончания постройки Малого дворца.

В связи с тем, что внутренние стены этого павильона были впоследствии разрушены, этот «План» представляет большой интерес для исследователей творчества Баженова, тем более, что историк Москвы Иван Егорович Забелин не включил его в «Опись состоящему в селе Царицыно английскому саду, в нем строениям и разным к ним принадлежностям, 1825 года», начав свою опись с Оперного дома

В относительно небольшой объем Малого дворца Баженов «втиснул›› шесть сравнительно больших и два малых помещения, отапливавшихся в холодное время года четырьмя каминами. Четыре помещения анфиладно связаны между собою дверными проемами. Внутри в толще стены Баженов ввел овальную винтовую лестницу, назначение которой представляет одну из загадок этого строения. Дело в том, что к ней ведет не один, а целых два входа. Для спуска в подвал ли она предназначалась или, наоборот, для подъема на крышу (в бельведер или солярий) - осталось неизвестным...

Одно из помещений так мало, что в нем мог лишь поместиться только один человек и то стоя. Окно из этого помещения смотрело в южную сторону Верхнего царицынского пруда. Другое малое помещение несколько больше с двумя входами и окнами, выходившими в противоположную северо-западную сторону, из которых можно было видеть движение подъезжающих экипажей по существовавшей в то время Московской дороге. Эти два помещения могли быть как бы встроенными караульными будками для часовых.

Главным помещением в этом здании был овальный зал с пятью окнами, в которые поочередно заглядывало солнце, совершая свой путь по небосводу после полудня. Это как бы часть циферблата солнечных часов. Из окон этого зала открывался прекрасный вид на Верхний пруд, а сам он в вечернее время хорошо освещался лучами заходящего солнца.

Екатерина ІІ перед сном обычно проводила время в узком кругу лиц, играя в карты. И не исключено, что Баженов, зная об этом, и строил этот Малый дворец для такого интимного время препровождения императрицы.

Кстати, сохранился и карточный столик из закрытого краеведческого музея в Царицыне, директором которого был В. В. Казанцев. Этот столик теперь демонстрируется в Московском областном краеведческом музее в г. Истре.

Другой небольшой овальный зал мог быть спальной комнатой, так как он имел глубокую нишу-альков и в связи с этим ближайшее к нему окно было замуровано...

Сохранился чертеж первой половины ХІХ века «Фасад и план полуциркульного дворца». К этому времени все толстые внутренние «баженовские» стены были выломаны и заменены тонкими симметрично расположенными перегородками. По оси здания образовался коридор, который освещали по три окна с восточной и западной сторон.

Справа и слева от него были комнаты, отапливавшиеся четырьмя каминами. На этом чертеже отсутствует и купол над зданием. Плоскую крышу украшает лишь парапет и вензель Екатерины ІІ.

Закончить рассказ об этом строении и его загадках хочется строками из стихотворения В. Брюсова «Висби››:

Жизнью новой, незнакомой не встревожить нам Руины!

Им виденья грустной дремы сохранили мир старинный.

РИМСКАЯ ТЕРМА В ЦАРИЦЫНЕ?

ВТОРОЙ КАВАЛЕРИЙСКИЙ КОРПУС

Жены султанов - в кристальных бассейнах.

В. Брюсов. Романтикам

В Царицыне между Управленческим домом и церковью Дмитрия Солунского находится павильон, который называют по-разному: Восьмигранник, Второй кавалерский корпус, Павильон для придворных официантов.

Четыре главных фасада Восьмигранника, ориентированные по сторонам света, решены в виде портиков с фигурными, причудливыми фронтонами.

При этом каждый фронтон имеет свойственную только ему оригинальную форму. В индивидуализации декоративных завершений четырех фасадов этого павильона Баженов, бесспорно, следует древнерусской традиции асимметричных построек.

Один из фронтонов этого павильона украшен символической композицией с изображением трилистника, лучей и звезд.

В первоначальном эскизном решении этот павильон представлял в плане два восьмигранника, меньший из которых вписан симметрично в больший, а внутренние помещения распланированы так, как будто два креста наложены друг на друга и развернуты под углом 45 градусов. Выступы одного креста приходятся на свободные промежутки между выступами другого. В результате образовалась необычайная фантастическая композиция, в которой наряду с прямоугольными комнатами были комнаты в форме треугольника с весьма острым углом.

Всего в павильоне, если считать с центральным залом, 17 помещений. Одно из них в форме треугольника, как это отчетливо видно на плане, занимала большая лестница, ведущая куда-то наверх. Это первая из загадок восьмигранника. Второй же загадкой является само назначение этого павильона. Хотя исследователь творчества Баженова А. И. Михайлов и указывает, что этот павильон предназначался для придворных официантов, ссылаясь на какую-то «экспликацию Баженова», но дело в том, что эту экспликацию никто из последующих исследователей не видел. Это дало повод усомниться в предназначении павильона и существовании экспликации.

В результате дополнительных поисков был обнаружен журнал «Отечественные записки», издававшийся П. Свиньиньгм в 1822 году (4.12, Ме 30). Публикуя «Странствия в окрестностях Москвы» и описывая свое пребывание в Царицыне, он отмечает: Как жаль, что сломан старый барский дом знаменитого Кантемира. Роскошная купальня, воздвигнутая на развалинах оного не может заменить его утраты. Общеизвестно, что восьмигранник как раз и построен на месте усадьбы Кантемира. Не является ли он Римской термой (баней)?

Кроме того, в «Путеводителе по Царицыну», изданном в дореволюционные годы (нет даты на обложке) Обществом благоустройства дачной местности, приводится список основных строений

Царицына, в котором упоминается «мыльня» и ни слова о восьмигранном павильоне.

Эти сведения дают веские основания по-новому оценить этот павильон и рассматривать круглый зал в центре его как бассейн для воды, которая могла подаваться по чугунной трубе из расположенного вблизи Хлебного дома. Тем более, что история дворцового строительства имеет аналоги таких строений.

Это, например, «Верхняя мыльня их императорских высочеств» и «Нижняя мыльня кавалеров свиты» в Царском Селе (г. Пушкин).

Новая версия о назначении Восьмигранника дает возможность предположить, что малые комнаты служили для раздевания.

На плане этого строения, которому рукой В. Баженова был присвоен номер 18, нарисованы 7 шкафов. Восьмой шкаф отсутствует: здесь большая лестница. Она могла быть выходом на сравнительно плоскую крышу этого строения, окруженную парапетом. Принимать на крыше воздушные и солнечные ванны было модно в ХVІІІ веке. Это могло быть одной из «затей›› инициатора и идейного вдохновителя строительства в Царицыне Г. Потемкина-Таврического.

С северной стороны этого павильона, по свидетельству старожилов, существовал колодец, выложенный из белого камня. Сейчас он засыпан и находится на территории двора местного жителя.

И в заключение следует отметить, что В. И. Баженов, как архитектор, Екатерина ІІ и Г. Потемкин-Таврический, как заказчики, были не первыми, кто строил роскошные купальни на Руси.

За полсотни лет до них этим отличался Александр Данилович Меншиков. «Он вечно что-нибудь строит, то обстраивает усадьбы в своих многочисленных вотчинах, то строит церкви с башнями и курантами, то оранжереи, фабрики, заводы, то, наконец, какие-то особенные со стеклянными куполами бани, до которых был большой охотник...», - отмечал А. Голомбиевский в «Сборнике биографий кавалергардов» 3.

Примечания

1. Из школьного курса физики известно, что длина звуковой волны человеческого голоса примерно равна 34 метрам. Семнадцать метров -это как раз половина длины звуковой волны, чем, очевидно, и объясняется хорошая акустика этого помещения, давшего основания назвать его Оперным домом.

2. То же подтверждают  документы ЦГИАМ. Царицыно и Черная Грязь существовали одновременно вплоть до Великой Октябрьской революции.

3. СБК. Т. І. С. 96; см. также: Россия в период реформ Петра І. ИИ СССР АН СССР: сб. М., 1973. С. 232.

Цитируется по изд.: Сергеев И. Царицыно. Люди, события, факты. М., 1995, с. 66-79.

 

Рубрика: