Сан-Марино в 1957 году: государственный переворот

25 июля 1943 г. фашистский режим в Италии пал. Настала очередь и его «младшего брата» в Сан-Марино. Уже через два дня, стремясь предотвратить взрыв народного негодования, регенты объявили о роспуске фашистской партии и принятия на себя всей полноты власти. Однако 28 июля больше трех тысяч санмаринцев вышло на улицы с требованием отставки правительства. Демонстранты выбрали свою комиссию, поручи» ей вести переговоры, которые состоялись в тот же день. После двухчасовой дискуссии с регентами было решено распустить Большой генеральный совет и назначить Регентский совет (временное правительство), задача которого заключалась в подготовке всеобщих выборов. Буксально через несколько дней левые силы создали Комитет свободы, своего рода широкий демократический антифашистский фронт.

К этому времени относится и дискуссия о судьбе коммунистической партии. Социалисты уговаривали Дж. Гасперони не восстанавливать компартию, а создать сильную и обновленную социалистическую. Но коммунисты отвергли это предложение, так как «принципы марксизма-ленинизма не могли быть сведены к старому идеологическому реформизму». Состав Регентского совета был расширен, н уже 2 августа он объявил о дате всеобщих выборов — 5 сентября. 16 сентября состоялось первое заседание Большого совета. Но к этому моменту соотношение сил изменилось. В Италии Муссолини удалось частично реставрировать фашизм — возникла республика Сало. И тут же подняли голову местные фашисты — ими было захвачено здание правительства. Наконец противоборствующие стороны нашли компромиссное решение: Большой совет временно передавал часть своих полномочий Государственному совету, состоящему из регентов, 10 членов Совета, двух секретарей и ряда назначаемых регентами граждан. Задача Совета состояла в «примирении» страны. Но скорее всего своеобразное «перемирие» было результатом неопределенности в соотношении сил в соседней Италии (союзники были еще далеко, а фашисты рядом). Таким образом удалось избежать прямых столкновений на политической почве.

А борьба продолжалась, так как восстановленная фашистская партия (того же семейства — Гоцци) всеми силами пыталась вернуть себе власть. К этому времени — беспокойной осени 1943 г. — относятся и два вторжения немцев в республику. Сначала это был армейский патруль, разыскивавший двух бежавших в Сан- Марино англичан, затем подразделение СС, захватившее в качестве заложников трех граждан (правда, вскоре освобожденных), 26 октября в Сан-Марино побывал фельдмаршал Роммель, «обещавший» уважать суверенитет и обычаи республики.

Все это вдохновило местных фашистов, решивших в апреле 1944 г. на выборах капитанов-регентов восстановить свою власть. Но обошлось без кровопролития — фашисты отступили, испуганные решимостью граждан отстоять свои права, — все депутаты явились на выборы в сопровождении своих вооруженных сторонников.

Большую роль сыграл и тот факт, что коммунисты уже создали свою организацию. Восстановили свою организацию и профсоюзы, поэтому 1 мая 1944 г. вылилось в демонстрацию сил граждан, явно выступивших прошв попыток реставрации фашизма.

В сентябре 1944 г. к территории республики приблизился фронт. 19-го и 20-го развернулись бои между V армией англичан и отступающими немецкими войсками. И хотя они вылились в серию мелких стычек, были и разрушения, и ненужные жертвы. 19 сентября первые английские части заняли республику, началась двухмесячная оккупация. Время, конечно, тяжелое, но всех поддерживала мысль о том, что главные испытания уже позади. 5 ноября был напечатан первый номер газеты «Шинтилла» («Искра») — органа Коммунистической партии Сан-Марино.

11 марта 1945 г. в Сан-Марино состоялись первые послевоенные парламентские выборы. 40 депутатов нового Совета представляли Комитет свободы, объединивший коммунистов и социалистов, и 20 человек — Демократический союз Сан-Марино. Имея 18 депутатов-со ветников, коммунистическая партия прочно заняла ведущее место в политической жизни страны. На много лет партия вместе с союзниками но демократической коалиции взяла в свои руки управление республикой (по 1957 г. капитаны-регенты были представителями компартии и соцпартии).

Демократическому правительству пришлось в первые же дни столкнуться с тяжелыми проблемами. 100 тысяч беженцев из соседних областей Италии, полуфеодальное сельское хозяйство, безработица и нищета, вынуждавшие к эмиграции, ощутимые разрушения, причиненные военными действиями, почти полное отсутствие промышленности (всего 500 человек было занято в промышленности и ремеслах) — это далеко не полный перечень проблем. И правительство, не мешкая, приступило к делам. Его первыми мероприятиями стала разработка «Пакта о батраках», документа, определившего права и положение самого значительного и наиболее эксплуатируемого социального слоя республики. Одновременно начался процесс очищения республики — судебный процесс над главарями местных фашистов.

И хотя их осуждение, как вспоминал Дж. Гасперони, носило символический характер, это был моральный акт большой важности. Народ республики вместе с пародами всего мира осудил подлинных инициаторов разрушительной войны и преступном диктатуры.

.решение же экономических проблем натолкнулось на необходимость урегулирования отношений с соседней Италией. Как уже упоминалось выше, последнее соглашение было подписано в 1939 г. и выполнялось до конца 40-х годов. Однако распад антифашистского блока в Италии, а затем и устранение в 1947 г. коммунистов и социалистов из правительства привели к обострению отношений. Консервативное итальянское правительство с неудовольствием смотрело на существование и деятельность в Сан-Марино правящего демократического большинства и в обстановке холодной войны попыталось свергнуть его. Для этого был избран простой путь финансового удушения правительства, то есть отказ от выплаты ежегодных дотаций.

Таким образом, правящие круги Итальянской Республики решили добиться падения правительства левой коалиции. Действительно, прекращение внешних поступлений, в то время являвшихся основным источником формирования бюджета, поставило под угрозу всю экономическую программу левого правительства и заставило его искать альтернативные источники доходов. С этой целью в сентябре 1949 г. в республике был открыт игорный дом. Заведение управлялось акционерным обществом, правительство по соглашению получало часть доходов и, как отмечает Антонио Каратони, видный деятель Сан-Марино, открывало перспективы к финансовой стабильности н сводило на нет оружие, находящееся в руках Рима.

Конечно, такого хода правительство Италии не могло предвидеть. И его реакция была очень острой — границы Сан-Марино были блокированы итальянской полицией на 18 месяцев, транзитный проезд через республику был прекращен. Эти меры объяснялись стремлением Рима предотвратить втягивание граждан в азартные игры, объяснение скорее моральное, чем экономическое. В действительности речь шла об усилении внешнего давления на страну, на развязывание экономического кризиса, который должен был привести к падению левого правительства и его замене консерваторами.

Выборы 1949 г. вновь принесли победу коммунистам и социалистам. Однако в этой ситуации правящее левое большинство начало переговоры с Христианско-демократической партией Сан-Марино (создана в 1944г.), которая одобряла блокаду границ. Переговоры были необходимы, так как Рим поставил непременным условием начала пересмотра конвенции о выплате дотаций и снятии блокады участие в них представителей ХДП Сан-Марино.

Переговоры завершились соглашением, которое предусматривало, во-первых, роспуск Большого генерального совета и формирование Регентского совета на паритетных началах — 8 членов большинства и 8 членов оппозиции. Во-вторых, перед началом переговоров с Италией о снятии полицейской блокады в делегацию должны быть включены представители оппозиции. В-третьих, предусматривался роспуск противостоящих объединений — Комитета свободы (коммунисты и социалисты) и Народного союза (демохристиане и правые). В-четвертых, было намечено провести в 1951 г. новые выборы Большого совета на основе единого избирательного списка, представляющего все политические силы республики. Для ХДП Сан-Марино это был единственный шанс добиться участия в правительстве, изнутри подорвать сотрудничество коммунистов и социалистов.

Тем не менее соглашение сдвинуло с мертвой точки отношения с Италией. В августе 1951 г. обновленная конвенция была подписана, в полном объеме возобновлялась выплата дотаций, была снята пограничная блокада. Республика закрыла игорный дом. На 16 сентября были намечены выборы.

Составить единый избирательный список не удалось, демохристиане первыми выступили против него, так как считали, что именно им удалось добиться соглашения, и, опираясь на поддержку министерства внутренних дел Италии, полагали, что победят и без насильно составляемого списка. Поэтому выполнялась лишь первая часть соглашения — о роспуске политических блоков, каждая партия самостоятельно вела свою избирательную кампанию. Однако результаты были неутешительными для ХДП — хотя им и удалось провести 26 депутатов (и еще три провела новая крайне правая партия) — коммунисты и социалисты сохранили большинство в парламенте (19 и 13 мест соответственно). И теперь уже левое правительственное большинство могло действовать на законных (даже с точки зрения МВД Италии) основаниях.

Первая половина 50-х годов отмечена довольно высокой и благоприятной экономической конъюнктурой. Это было время начала «итальянского экономического чуда» (высоких темпов развития и структурной перестройки экономики), захватившего и Сан-Марино. Как отмечал А. Каратони, изменения были настолько сильны, что во второй половине 50-х годов нельзя было уже говорить о Сан-Марино как преимущественно аграрной стране. Сформировалась своеобразная промышленная структура, нацеленная на обслуживание промышленности близлежащих итальянских областей. Эта периферийная роль экономики Сан-Марино особенно усилилась в конце 50-х — начале 60-х годов после прихода к власти правого блока, усилившего стихийный процесс разделения труда в этом регионе.

1957 год вошел в историю республики как год государственного переворота, который привел к отстранению от власти левых партий (коммунистов и социалистов) и до 1974 г. закрепил власть в руках правого блока, возглавляемого ХДП. События развивались следующим образом. На выборах 1955 г. умеренные и правые вновь потерпели поражение. Но в начале 1957 г. в социалистической партии происходит раскол, и пять советников от этой партии присоединяются к оппозиции. В Совете складывается равенство сил: 30 депутатов-советников левых партий и 30 демохристиан, социал-демократов (партии, действующей с 1955 г.) и независимых социалистов (так назвали себя раскольники). В сентябре в лагерь оппозиции переходит еще один независимый депутат, избранный по списку компартии. По призыву левых партий 34 депутата подают капитанам-регентам заявление об отставке. Новый консервативный блок не желает следовать их примеру. Однако регенты на основании того, что из состава Совета вышли 34 советника, объявляют его распущенным и назначают выборы на 3 ноября. Консерваторы, не уверенные в результатах выборов, отказываются подчиниться решению капитанов.

Более того, они образуют временное правительство в противовес законно существующему, это правительство размещается в местечке Роверета, расположенном на окраине республики и с трех сторон окружённом итальянской территорией. Место, как показали события, было выбрано не случайно — мятежники хотели иметь надежный тыл, защищенный итальянскими вооруженными силами. Так и получилось — правительство Италии, возглавляемое демохристианином Дзоли, тут же объявило о военной блокаде Сан-Марино, которую осуществляли пять батальонов корпуса карабинеров. В распоряжении временного правительства было передано подразделение карабинеров численностью в 150 человек.

В этой ситуации законному правительству левых партий не оставалось ничего иного, кроме капитуляции. 14 октября 1957 г. его место заняло временное правительство, вступившее в столицу под «защитой» 150 вооруженных до зубов карабинеров, под экспортом бронетранспортера и военных автомашин. Так произошла смена власти. 11 октября 1957 г., за три дня до этого «торжественного вступления во власть нового правительства», капитаны-регенты публично заявили, что под давлением превосходящих внешних сил — итальянского правительства, признавшего временное правительство Сан-Марино, народное правительство, исчерпав все способы примирения, в том числе и предложение о создании паритетного, действующего правительства, до новых выборов, уходит в отставку. Помощи ждать было неоткуда. Левые силы Италии сами находились перед лицом мощного наступления консерваторов, дело шло к формированию правительства правового центра с опорой на неофашистскую партию, совсем немного времени оставалось до того, как очередной министр внутренних дел Италии отдаст приказ о вооруженном подавлении демократических выступлений трудящихся.

На 17 лет власть в Сан-Марино переходит в руки консервативного блока, возглавляемого местными христианскими демократами. Конечно, они хотели бы остаться у власти навсегда. С этой целью ими были поспешно (с нарушением всех законов) начаты судебные преследования демократов. Некоторым представителям левого блока грозило тюремное заключение общим сроком в 236 лет (!). Но если народ Сан-Марино не смог (да и не мог) защитить свое правительство от внутренней и внешней атаки, то он смог защитить своих представителей. Демонстрации протеста стали постоянными во второй половине сентября, и под их давлением правительство было вынуждено издать декрет о всеобщей амнистии и полном прекращении преследований по политическим мотивам.

Цитируется по изд.: Дахин В.Н. Республика Сан-Марино. М., 1989, с. 35-42.

Рубрика: