Культура

АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - одно из фундаментальных понятий в археологии. Широко используется в отечественной и европейской науке, в меньшей степени востребовано в американской археологии, где замещается близкими понятиями индустрии, стиля, фазы. Наиболее эффективно работает в области исследования первобытной палеокультуры и почти не применяется в античной и средневековой (за исключением ряда регионов) археологии. При отсутствии общепринятого определения обычно понимается как совокупность археологических памятников (поселений, стоянок, городищ, могильников, святилищ, мастерских), существовавших в рамках одного исторического времени на единой территории (рассеянное или чересполосное расположение допускается как исключение), демонстрирующих определенную (в идеале - статистически определенную) степень культурного своеобразия. С учетом региональной и эпохальной специфики это своеобразие проявляется в особенностях домостроения, погребального обряда, каменной и костяной индустрий, украшений, формы и орнаментации керамики. Современные трактовки археологической культуры предполагают, что перечисленные элементы палеокультуры образуют единообразно эволюционирующую структуру со сложными функциональными связями, а не механическую сумму разнообразных признаков.

Сложившаяся исследовательская практика применения понятия «археологическая культура» противоречива, оно используется и как универсальный инструмент классификации археологических древностей и как основополагающая аналитическая категория - своеобразный археологический эквивалент древних обществ. Большинство исследователей не исключают соответствие археологических культур этническим общностям древности - племенам или более крупным этноязыковым объединениям, но полагают это соответствие не обязательным. Постулируется большая вероятность этнического содержания культур в древности (каменный век, отчасти эпоха бронзы) и более разнообразные и альтернативные интерпретации для более поздних эпох. Археологические культуры раннего железного века и средневековья наряду с этнической идентификацией могут соответствовать хозяйственно-культурным типам и историко-культурным общностям - древним аналогам историко-этнографических областей.

E. А. Васильев

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 25-26.

Литература:

Аникович М. В. О содержании понятия «археологическая культура» // Методологические аспекты археологических и этнографических исследований в Западной Сибири. Томск, 1981; Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989; Каменецкий И. С. Археологическая культура - ее определение и интерпретация // СА, 1970. № 2; Клейн Л. С. Археологическая типология. Л., 1991.

 

Елунинская культура и уткульская группа памятников

Рис. 2.22. Ареал памятников елунинской культуры (красные точки) и уткульской группы (черные точки)

Чавин (ИЛА1т, 1991)

Раньше других, примерно во второй половине II тысячелетия до н. э. складывается цивилизация Чавин, наиболее полно воплотившая в себе черты формативного периода 8. Ее ареал — северо-западная часть современного Перу. Она уходит корнями в толщу веков и даже тысячелетий. Так, Дж. Берд обнаружил изображения кондоров и двухголовых змей, сходные с чавинскими, в искусстве культуры Уака-Приета (вторая половина III—начало II тысячелетия до н. э.). История существования этой цивилизации охватывает огромный отрезок времени; ее упадок начинается лишь в IV веке до н. э.

Культура хуншань (Алкин, 2007)

История изучения этой культуры японскими и китайскими археологами насчитывает около семи десятков лет. Сведения о ней во многом формировали знания о неолите Маньчжурии на первом этапе археологического изучения региона. На них базировались концепции о «смешанном, контактном» характере неолита. Это связано с тем, что в типологическом листе культуры присутствует композиция обычной для неолита Северо-Восточного Китая и сопредельных территорий российского Приамурья, Приморья, а также северной части Корейского полуострова керамики усечённо-конических форм со штамповым или резным орнаментом и расписной керамики, аналоги которой уводили исследователей к северокитайским неолитическим культурам круга яншао...

Льяловская культура

ЛЬЯЛОВСКАЯ КУЛЬТУРА, распространена в Волго-Окском междуречье (эпонимный памятник находится у деревни Льялово на реке Клязьма) в неолите. Стоянки (Льялово, Языково I, III, Сахтыш I, Маслово болото и др.) расположены по берегам рек и озер. Хозяйство — высокоразвитое рыболовство, охота и собирательство. Жилища — прямоугольные полуземлянки с остатками деревянных наземных частей и шалашеобразных сооружений. Орудия — кремневые наконечники копий, стрел, скребки, резцы, ножи, сланцевые тесла, мотыги, костяные стрелы, гарпуны, рыболовные крючки. Керамика остродонная, позже — круглодонная с намечающейся шейкой, в тесте примесь дресвы, орнамент — пояски конических ямок и отпечатки гребенчатого штампа, покрывающие всю поверхность сосуда...

Культура чжаобаогоу

Первые находки керамических сосудов усечённо-конических форм, с оригинальным резным геометрическим узором, а также чаш с крашеной полосой у кромки отверстия (не находят аналогов в известных дунбэйских неолитических коллекциях) были сделаны Чжу Фэнханем в 1974–1975 годы при обследовании местонахождения Угэнбаолин на р. Цзяолайхэ, в местности Дациньтала хошуна Найман [Чжу Фэнхань, 1979, с. 209]. Однако они не привлекли тогда особого внимания специалистов. Считалось, что эти материалы имеют отношение к культуре хуншань, на что, как считалось, указывала крашеная керамика.

Литовская микролито-макролитическая культура

ЛИТОВСКАЯ МИКРОЛИТО-МАКРОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, распространена в Южной Прибалтике — Литва, Западная Белоруссия, Польша (?). Датируется серединой — 2-й половиной мезолита. Формирование культуры произошло на почве смешения позднепалеолитических обитателей Литвы, носителей постсвидерских традиций, и пришельцев — носителей культуры Маглемозе. Характерной чертой каменной индустрии Литовской микролито-макролитической культуры можно считать наличие постсвидерских наконечников стрел, геометрических микролитов, овальных топориков, округлых скребков и резцов.

Дьяковская культура

ДЬЯКОВСКАЯ КУЛЬТУРА, конец 8–7 века до н. э. — 7 век н. э. Распространена на территории Волго-Окского междуречья. Названа по Дьякову городищу, находящемуся у села Дьяково (Коломенское) в черте современной Москвы. Представлена многочисленными городищами и селищами (Щербинка, Старшее Каширское и другие). I период — 7–3 века до н. э. Поселения не имеют искусственных оборонительных сооружений, кроме частоколов. Только в 5–4 веках до н. э. они укрепляются рвами и валами с деревянными стенами. Жилища большей частью наземные, прослежены остатки длинных домов, разделенных на несколько секций.

Алакульская культура

АЛАКУЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА, археологическая культура среднего и позднего бронзового века (XVII—XVI—XIII века до н. э.) андроновской культурно-исторической общности (АКИО); названа по эпонимному могильнику на озере Алакуль (Курганская область, Щучанский район, село Пивкино). В своем развитии проходит ряд этапов: 1 — ранняя ступень с керамикой раннеалакульского типа (могильник Верхняя Алабуга) и петровского (XVII—XVI века до н. э.); 2 — средняя или классическая ступень с посудой типа Алакульского могильника (XV—XIV века до н.

Дунайская культура

ДУНАЙСКАЯ КУЛЬТУРА (англ. Danubian culture, нем. Donaukultur), первая земледельческая культура большей части Центральной и Восточной Европы. Во время I дунайской стадии (с 4500 года до н. э.) предполагается существование единой культуры, основанной на подсечно-огневом земледелии на лессовых почвах, несложных для обработки. Характерными для I стадии являются клиновидные топоры, раковины spondylus, использование линейно-ленточной керамики (…). Поселения (Биланы, Кельн-Линденталь) содержали множество больших бревенчатых домов, которые, однако, забрасывались по мере истощения почвы.

Мустьерская культура в горах Средней Азии

Попытки постановления общей картины природных условий, в которых существовал человек мустьерской эпохи в горных областях Средней Азии, начались вместе с первыми исследованиями мустьерских стоянок. До последнего времени геогеографические реконструкции опирались в основном на даннпые анализа фауны. Однако достаточный материал для такого анализа известен лишь из нескольких пещерных стоянок. Поэтому палеореконструкции многочисленных открытых поселений в литературе отсутствуют. Следует отметить, что изменения фауны лежат в основе палеогеографических построений позднего плейстоцена Передней Азии [32; 5].

В пещерных стоянках Тешик-Таш и Аман-Кутан сделаны наиболее богатые находки фауны. Их анализ показал, что неандертальцы освоили различные высотно-ландшафтные зоны...

Страницы

Подписка на RSS - Культура