Культура хуншань (Алкин, 2007)
История изучения этой культуры японскими и китайскими археологами насчитывает около семи десятков лет. Сведения о ней во многом формировали знания о неолите Маньчжурии на первом этапе археологического изучения региона. На них базировались концепции о «смешанном, контактном» характере неолита. Это связано с тем, что в типологическом листе культуры присутствует композиция обычной для неолита Северо-Восточного Китая и сопредельных территорий российского Приамурья, Приморья, а также северной части Корейского полуострова керамики усечённо-конических форм со штамповым или резным орнаментом и расписной керамики, аналоги которой уводили исследователей к северокитайским неолитическим культурам круга яншао. Материалы хуншаньских памятников свидетельствуют о своеобразных связях между северными («микролитическими») и южными (крашеной керамики) культурами. Дискуссии об их конкретном содержании ведутся до настоящего времени.
С начала 1980-х годов представления о культуре хуншань изменились коренным образом. Связано это было с открытием погребально-храмовых комплексов. Памятники эти столь многозначны и удивительны, что еще долго хуншаньский феномен будет давать пищу для размышлений о различных аспектах материальной жизни и религиозных представлениях хуншаньцев, об их вкладе в формирование иньской цивилизации, о роли неолитического населения Южной Маньчжурии в этнокультурных процессах на Центральной китайской равнине и дальневосточном регионе Восточной Азии в целом. Библиография трудов по культуре хуншань огромна [Ларичев 1959б, 1960б; Nelson, 1990; Childs-Johnson, 1991; Guo Dashun, 1995; Хуншань вэньхуа, 2006].
Культура обязана своим названием (термин впервые прозвучал в 1954 г.) яркому неолитическому комплексу у горы Хуншань. Гранитный массив Хуншань находиться в низине долины реки Сибайхэ, в 6 км к северо-востоку от г. Чифэна. Его высота около 200 м. Восточный склон не такой каменистый и обрывистый, как западный. Он пологий, покрыт лесом, образует несколько террас с удобными, ровными площадками. К ним приурочены древние памятники: поселения эпохи неолита и бронзы, а также поздний могильник. Самый яркий из исследованных там ещё в середине 1930-х гг. неолитических памятников – второе по[1]селение Хуншаньхоу – дал название культуре [Сюй Гуанцзи, 1984, с. 172].
Коллекции, собранные первыми исследователями, позволили составить достаточно полное представление об особенностях керамической коллекции и инструментального набора хуншань (рис. 23–26).
Главная особенность керамической коллекции – обилие крашеной керамики из мелкозернистой, хорошо отмученной глины. Орнамент наносили чёрной или коричневой (тёмно-красной) краской на оранжевый, красный или серый фон (рис. 29). В результате создавалось своеобразное сочетание фона с красочными орнаментальными линиями, которые хорошо гармонируют с формой сосуда, подчёркивая его профиль. Не отличаясь разнообразием элементов, общая композиция орнамента оригинальна на каждом сосуде. Меняется окраска фона, продумано его сочетание с тоном рисунка. В орнаментике крашеной керамики преобладают криволинейно-геометрические мотивы. Большая часть изделий этой части коллекции – чаши различной глубины и профилировки. Иногда в верхней трети сосуда стенки загнуты внутрь. Чаши с равными стенками обычно лишены орнамента. Чаши же с круто профилированной верхней частью украшены именно в районе горловины: косыми штрихами с волютами или без них, горизонтальными рядами треугольников или сильно вытянутых ромбов, широкими горизонтальными полосами. Найдены также амфоровидные сосуды, кувшины с высоким горлышком и др. (рис. 24).
Кроме того, на всех хуншаньских памятниках присутствует керамика с иным типом формовочного теста и орнаментации (рис. 23). Формовочная масса содержит песчаный отощитель. Формы сосудов этой группы: усечено конические (с разнообразно оформленным переходом к невысокому, но чётко выраженному горлышку); баночные (у некоторых венчик резко загнут внутрь). Основную массу составляют ситуловидные изделия, покрытые орнаментом в виде горизонтального или вертикального зигзага. Он образуется прямыми или вогнутыми линиями, сплошной прорезной чертой или оттисками гладкого либо пунктирно-гребенчатого штампа. Такой узор обычно покрывает сосуды сплошным орнаментальным поясом. В редких случаях выполнено несколько орнаментальных полос, между которыми имеются значительные интервалы. На крупных изделиях амфоровидной формы в средней части тулова есть широкие, вертикально поставленные ручки. На изделиях этой группы встречаются ногтевые вдавления, налепные рассечённые валики. На внешней стороне дна попадаются отпечатки циновки (рис. 24, 9).
Среди каменного инструментария (рис. 25–28) обращает на себя внимание присутствие тонких микропластин (длина 3–4 см, ширина 0,5–1 см) из кремня, агата и халцедона, сколотых с призматических («карандашевидных») нуклеусов. Некоторые пластины обработаны краевой ретушью. Среди орудий имеются проколки с крупной затупляющей ретушью по краю, наконечники стрел с прямым и выемчатым основанием, иногда с асимметричным остриём, разнообразные скребки на отщепах и пластинах, серия плоских листовидных ножей с тщательно отретушированным выпуклым рабочим краем и, как правило, асимметричных в плане. Большую же часть изделий из камня составляют шлифованные орудия: миниатюрные трапециевидные топоры с прямым или округлым лезвием, долотовидные инструменты с резко суженным округлым рабочим концом и широким обушком. И те, и другие – овальные или линзовидные в сечении. Отдельную группу каменных изделий составляют орудия, традиционно относимые к земледельческому производству: плечиковые мотыги, обломки каменных лемехов («лопаты»), зернотёрки нескольких типов, песты, тёрочники, шиферные жатвенные ножи полулунной формы с отверстиями у верхнего края. Встречаются изделия из кости, рога, в т. ч. украшения.
В настоящее время известны различные типы памятников хуншань – поселения и погребальные и храмовые комплексы. Ареал включает: на севере – территорию аймака Чжоуда Внутренней Монголии в бассейне р. Улицзимулуньхэ (Уэрцзимулуньхэ), наюге – территории уездов Линъюань и Чаоян до северных пределов провинции Хэбэй, на востоке – до аймака Чжирэм и района Цзиньчжоу на берегу Ляодунского залива, на западе – до хошуна Кэшикэтэн в Чжоуда.
Кроме изученных ранее комплексов эпонимного памятника, среди типичных поселенческих памятников хуншань можно назвать следующие:
1. Поселение Шуйцюань в 9 км севернее г. Чифэн, в междуречье рек Иньхэ и Чжаосухэ (120° 00’ с. ш., 41° 48’ в. д.). Расположено на пологом восточном склоне обширной (до 3 км в поперечнике) возвышенности, на высоте 15–30 м над уровнем воды. Раскопки осуществлены в 1963 г.; вскрыто более 800 м2. Стратиграфически зафиксировано перестилание слоя куль[1]туры хуншань материалами, которые позднее были отнесены к культуре ранней бронзы нижнего слоя сяцзядянь. Мощность неолитического культурного слоя до 1 м. Обнаружены три жилища [Лю Цзиньсян, Ян Гочжун, 1982].
2. Поселение Чжичжушань в северной части района Чифэн, на возвышенности южного берега р. Ин[1]цзиньхэ, на высоте около 10 м над урезом воды (118° 57’ с. ш., 42° 20’ в. д.). Вскрыта площадь более 100 м2. Памятник многослойный. Ранний период обитания представлен материалами культуры хуншань (мощность слоя 0,5–1 м), которые, как и в Шуйцюань, перекрыты материалами эпохи ранней бронзы [Чу Гуанцзи, 1979].
3. Поселение Наньянцзяинцзы в 35 км от Линьдуна, в хошуне Байрин-Цзоци аймака Чжоуда, на восточном берегу реки Улицзимулуньхэ. Высота над урезом воды 40 м. Во время раскопок 1962 г. вскрыта площадь более 100 м2, изучено 4 жилища. Именно на этом памятнике стала ясна очередность существования в этом районе культур хуншань и фухэ, причём вторая, несмотря на архаичный облик, оказалась более поздней [Сюй Гуанцзи, 1984, с. 173].
4. Памятник Сылэшань юго-восточнее деревни Байсыланинцзы в уезде Сяохэянь. Раскопками 1974 г. вскрыта площадь около 300 м2; обнаружены печи для обжига керамики. Первоначально памятник был отнесен к культуре хуншань, однако в настоящее время стоит вопрос о выделении особого типа памятников сяохэянь, представляющих либо поздний этап развития хуншань, либо культуру переходного времени [Открытие трёх…, 1977].
Наиболее интересные материалы, с точки зрения общей характеристики культуры и поселенческой стратегии хуншаньцев, дали поселения Шуйцюань и Чжичжушань.
В 1963 г. экспедиция Института археологии АОН КНР провела самые крупные после раскопок 1935 г. на горе Хуншань работы в районе Чифэн [Лю Цзиньсянь, Ян Гочжун, 1982]. Общая площадь трёх раскопов в Шуйцюань составила 774 м2. Памятник оказался многослойным. Наиболее интересен третий пункт, где в неолитическом слое обнаружены котлованы трёх жилищ полуземляночного типа. Два из них повреждены из-за активных денудационных процессов. Пло[1]щадь третьего чуть более 100 м2. Это прямоугольный котлован с ровной площадкой пола. Длина северной и южной стенок около 9 м каждая, высота стенок котлована соответственно 0,23 и 0,5 м. Длина восточной и западной стенок по 11,7 м. В южной части, по центру жилой площадки, расположен крупный очаг в форме тыквы-горлянки (диаметр овальной части 1,5 м, глубина 0,9 м). Стенки очажной ямы покрыты десятисантиметровым слоем глины, замешанной с травой. С южного края очажной ямы имеется «огневая дорожка» (поддувало) длиной 1,65 м и шириной 0,6 м. Ещё один небольшой очаг располагался у се[1]верной стенки котлована. Он помещался в киотообразной выемке (0,8 × 0,34 м). Напротив центрального очага в южной стенке котлована отмечен коридорного типа вход в жилище. Никаких следов, которые бы указывали на тип несущей конструкции жилища, не обнаружено. Центральная часть комплекса нарушена зольной ямой эпохи ранней бронзы и позднейшим погребением (рис. 30, 1).
Площадь остальных жилищ Шуйцюань оказалась значительно меньшей (около 10 м2). Часть из них полностью разрушена. Во всех сохранившихся жилищах отмечены очаги, подобные большому очагу из жилища пункта 3. Выход ориентирован на юго-восток. Столбовые ямки или базовые камни не обнаружены. Возможно, каркас постройки ставили прямо на пол жилища, но, скорее всего, столбовые ямы находились за пределами котлована, однако из-за сильных нарушений культурного слоя и недостаточно отработанной методики раскопок их не заметили.
Вся обнаруженная на поселении керамика – лепная. 54 % керамической коллекции – тара, изготовленная из хорошо отмученной глины с высокой температурой обжига. Керамика из глины с добавлением песка изготовлена с использованием технологии обжига с более низкой температурой. В качестве отощителя использован крупнозернистый песок. Внешняя поверхность подвергнута тщательному лощению.
Сосуды из глины с песчаным отощителем обычно имеют усечённо-коническую форму (рис. 31, 1–9, 15, 16). Орнаментированы они штамповыми и резными композициями, а также налепом. В большинстве случаев использован мотив вертикального или горизонтального зигзага, часто выполненного в технике шагающей гребёнки (длина инструмента 6–8 см*). Кроме того, встречаются ногтевые вдавления по венчику или на тулове, резные параллельные линии, образующие вписанные треугольники. Венчики украшены налепными валиками, оформленными в виде крупного шнура.
Чистоглиняная керамика украшена монохромными композициями, нанесёнными краской чёрного или красного цвета. Рисунки чёрного цвета достаточно разнообразны: комбинации из вытянутых ромбов, параллельных линий, криволинейные узоры и т. д. Линии красного цвета образуют треугольники или чешуйчатый узор. Роспись в большинстве случаев наносилась на привенчиковую часть или плечики изделия. Некоторые сосуды покрыты тонким слоем чёрного или красного ангоба (рис. 32, 1–7, 12, 14, 20, 23).
Массовый керамический материал, обнаруженный в Шуйцюань, хорошо сохранился, что позволяет остановиться на вопросах технологии производства. Когда изделия из глины с добавлением песка ещё не были обожжены, под донышко часто подкладывали плетёную подстилку (циновку), от которой остались отпечатки. Анализ этих оттисков показывает, что циновки были двух видов: из листьев и стеблей злаковых растений; из тонких (около 0,3 см) верёвок. Можно предположить, что такие плетёнки подкладывали под формуемый сосуд, после чего его можно было поворачивать, дабы придать округлые очертания и произвести равномерную отделку. Такая подкладка, кроме того, не давала влажной глине прилипнуть к земле. Возможно и более простое объяснение появления этих отпечатков: на циновки ставили готовые изделия для сушки и обработки поверхности перед обжигом. На поверхности некоторых сосудов сохранилась следы выскабливания и мокрого затирания, но их немного, так как внутренняя и внешняя поверхности подвергались тщательному лощению для придания большей водонепроницаемости стенкам посуды.
К уникальным изделиям следует отнести фрагменты пяти усечённо-конических сосудов со скошенным отверстием горловины. Один из них восстановлен (рис. 33). Найден он в сохранившемся жилище пункта 3. Главная особенность этого изделия, по форме, размерам и орнаментации близкого к ситуловидным сосудам, – сильно скошенная горловина. Кромка венчика украшена рассечённым валиком, тулово – вертикальным валиком, а придонная часть – горизонтальным зигзагом. Высота изделия 13–30 см, диаметр отверстия 28 см.
Интересна находка миниатюрной скульптуры, изображающей женскую фигуру. Это поясной портрет. Головка скульптуры отломана, кромка округлого основания украшена бордюром из тонких насечек. Высота изделия 3,8 см, диаметр основания около 2 см (рис. 30, 12).
На поселении собрана большая коллекция каменных изделий. Их значительную часть составляют артефакты «микролитического» облика. Среди них нуклеусы, ножевидные пластины, в том числе ретушированные, скребки, наконечники стрел, проколки и провёртки. В качестве сырья использовались кремень, опаловая яшма, дымчатый хрусталь, кварц, опал, мелкозернистый песчаник и др. Все ножевидные пластины сняты с призматических нуклеусов. Обычные размеры: длина 3,5 см, ширина 1 см, толщина 0,2 см. Часть пластин имеет ретушь со стороны брюшка по одному или обоим краям. Скорее всего, это вкладышевые орудия (рис. 32, 26, 27). Скребки в большинстве случаев изготовлены на широких, толстых пластинах. В коллекции имеется также один бифас (рис. 32, 38). Наконечники стрел подтреугольной формы: плоские с ровным основанием и ромбические в сечении с выемчатым основанием (рис. 32, 33, 34, 36, 37). На поселении найдены 5 нуклеусов: два призматических (рис. 32, 30, 31), три торцово-клиновидных (рис. 32, 39).
Шлифованные изделия отличаются высоким качеством обработки. Имеются заготовки со следами первичной оббивки. Среди готовых орудий тщательно отполированные, овальные в сечении топоры прямоугольной или трапециевидной формы, с выпуклымовальным лезвием (рис. 31, 17); несколько орудий с ассиметрично обработанным рабочим краем, овальные или односторонне выпуклые, трапециевидной формы, с округлым лезвием и оббитым обушком (рис. 30, 2). В коллекции есть долота (рис. 30, 3, 4). Имеются также жатвенные ножи и их заготовки эллипсовидной и прямоугольной формы (рис. 31, 18, 19), наконечники дротиков с насадом и плечиковые мотыги до 30 см в длину.
Абразивы представлены шлифовальными камнями из белого песчаника с макроследами (глубина 0,1– 0,15 см), которые свидетельствуют об использовании этих инструментов для заточки каменных или костяных орудий. Несколько плиток со следами красной краски, возможно, использовались для растирания красок. Имеются также прямоугольная плита зернотёрки с приподнятыми краями и два куранта.
Найдены изделия из раковин речных моллюсков, включая обломок шлифованного украшения и жатвенные ножи (рис. 30, 7, 10).
Раскопки поселения Шуйцюань впервые после 1935 г. дали массовый материал культуры хуншань. Здесь же были открыты жилые комплексы. На памятнике отмечено нарушение неолитического слоя хозяйственными ямами культуры нижнего слоя сяцзядянь. Подобная стратиграфическая ситуация присуща и поселению Чжичжушань.
Были сделаны некоторые наблюдения, позволившие получить относительную дату, которая позднее была дополнена результатами радиоуглеродного анализа. На одном из памятников в районе г. Линь-дун (севернее р. Шара-Мурэнь) слой культуры хун[1]шань был перекрыт накоплениями культуры фухэ, которые датированы 4735–4600 л. н. [Сюй Гуанцзи, 1984, с. 177]. В целом культура хуншань имеет следующие временные границы: середина V – середина III тыс. до н. э.
Несмотря на важность материалов поселенческих комплексов, основное внимание исследователей культуры хуншань обращено к памятникам сакрального плана. Большая их часть относится ко второй поло[1]вине периода существования культуры. Среди них не только погребальные объекты, но и целые комплексы, которые могут быть названы храмовыми.
Первым из них (по времени обнаружения) следует упомянуть погребальный комплекс у деревни Хутоугоу, на правом берегу р. Маннюхэ [Фан Дянь-чунь, Лю Баохуа, 1984]. Обращает на себя внимание надмогильное сооружение в виде спиральной каменной кладки, значительная часть которой (пола[1]гаем, что наиболее информативная с точки зрения понимания её формы) хорошо сохранилась (рис. 35).
В центре ограниченной ею площадки, на рекордной для неолита Северо-Восточного Китая глубине в 4,5 м, вскрыто погребение в каменном ящике. Подобное внутримогильное неолитическое сооружение было встречено впервые. В погребении найдено 15 нефритовых и бирюзовых скульптурок. Среди них имеются фигурки черепахи, лягушки, птиц (в том числе двух филинов) и рыб (рис. 37, 8–12). За границей выкладки обнаружен еще один хуншаньский каменный ящик. В нём было пять камер, в одной из которых сохранилось парное захоронение, в остальных – одиночные. Среди сопроводительного инвентаря обнаружено оригинальное нефритовое изделие в виде трех сочленённых колец (рис. 37, 7).
Хотелось бы обратить внимание на то, что осталось вне поля зрения китайских археологов: сохранившаяся часть кладки напоминает тело свернувшейся кольцом змеи, голова которой повернута строго на север. В месте, где хвост приближен к голове, имеется свободное пространство, открывающее выход на восток. Туда же обращен лицом погребенный. Но проход здесь преграждает голова змея. Уместно вспомнить китайские стенки-загородки инби перед входом в храм или в жилище, которые преграждали дорогу злым духам. По внешнему контуру выкладки головы в грунт вкопаны 11 керамических изделий в виде сосудов цилиндрической формы, без дна, с черной росписью (рис. 36, 8, 9). Каменная выкладка в Хутоугоу была вторично использована для совершения трёх захоронений в период поздней бронзы.
Наиболее знаменитым и изученным памятником культуры хуншань (с точки зрения величины раскопанных площадей, обширности публикаций и предложенных интерпретации материалов) является погребально-храмовый комплекс Нюхэлян. Это уникальный феномен, привлекший внимание исследователей и общественности не только в Китае, но и всем научном мире [Сунь Шоудао, Го Дашунь, 1986, с. 109–113; Nelson, 1990; Су Бинци, 1990; Childs[1]Johnson, 1991; Нюхэлян хуншань, 1997; Дунбэйя каогусюэ яньцзю, 1997; Афремов, 1998].
Нюхэлян – это горная гряда, протянувшаяся в широтном направлении более чем на 10 км. Она служит водоразделом бассейнов рек Далинхэ и Лаохахэ. Административно это местность на границе уездов Линъюань и Цзяньпин провинции Ляонин. Абсолютные высоты района 600–650 м. Начиная с 1981 г. (с небольшими перерывами), там ведутся планомерные исследования. За это время открыто более десятка памятников культуры хуншань, среди которых нетни одного поселения. Как и все другие известные погребально-храмовые памятники хуншань, археологические объекты в Нюхэлян располагаются на верхних площадках возвышенностей. Погребальные памятники этого комплекса высоким статуарным содержанием отличаются от большинства погребальных памятников хуншань, обнаруженных ранее (может быть, за исключением могильника с кладкой дракона в Хутоугоу).
Памятник Нюхэлян (комплекс 1) располагается в 15 км к северо-востоку от уездного центра Линъ-юань, у истока реки Маннюхэ – притока р. Далинхэ (119° 28’ с. ш., 41° 18’ в. д.). На вершине горы, имеющей самые большие высотные отметки для этого микрорайона, обнаружены остатки храмовых сооружений, которые получили условное наименование «Храм богини». В радиусе двух километров на шести вершинах обнаружены и раскопаны погребения под каменными курганными выкладками – первые и наиболее ранние примеры надмогильных сооружений подобного рода в Восточной Азии.
На вершине имеется ровная площадка размером 175 × 159 м. Вся она была покрыта подъёмным материалом, среди которого множество фрагментов керамики и конкреции обожженной почвы. Святилище расположено на пологом склоне, у южного края верхней площадки. Севернее обнаружено пятно прокалённой почвы (13 × 5 м), где собраны фрагменты керамики и антропоморфных скульптурных изображений. К западу и югу от центра святилища найдены две зольных ямы с фрагментами ситуловидных сосудов и другими артефактами, среди которых особого внимания заслуживают два фрагмента керамических фигурок. Один из них представляет собой мужской (?) торс, второй – голову бородатого человека с курчавой прической (рис. 39, 2, 3). Нельзя не отметить некоторые негроидные черты в облике изображенного человека.
Центральное место в святилище занимают два объекта, расположенные на одной линии с юга на север и под небольшим углом друг к другу. Расстояние между ними чуть более двух метров. Больший по размеру объект является многокамерным: центральная камера и нескольких боковых. Он имеет длину 18,4 м и ширину 6,9 м. Второй объект – однокамерный, имеет длину 6 м по линии запад-восток и ширину 2,65 м (рис. 38).
В ходе раскопок выяснились конструктивные особенности сооружения. Его основание углублено в землю. Сохранившиеся стены котлована имеют высоту 0,5–0,8 м. Стены центральной камеры сооружалась следующим образом. Сначала подготавливалась неглубокая канавка. В неё устанавливали деревянный каркас (возможно, из плетёных прутьев и жердей толщиной от 5 до 10 см). Пространство между прутьями и жердями заполнялось жгутами травы или соломы. Затем всю конструкцию обмазывали несколькими слоями глины. На разрезе можно видеть от двух до четырёх слоев обмазки. Первый слой самый мощный (около 5 см), а внешний – самый тонкий (0,5–1,2 см). Поверхность тщательно утрамбовали и загладили, особое внимание уделив внутренней поверхностистены. После этого произвели обжиг. Подобным же тщательным образом подготавливался пол помещения. Обнаружены участки сочленения пола и стен сооружения. Одна из камер помещения (северная) была врезана в коренную породу скалы. Там обнаружены фрагменты красного сосуда ситуловидной формы и части скульптурного глиняного изображения птицы. Стены одной из камер выполнены иным способом: из обожженных глиняных блоков.
Значительная часть поверхности стен была расписана красно-бурыми и светло-жёлтыми узорами, украшена лепниной. В росписи преобладают геометрические мотивы меандра и треугольников (рис. 40). Лепнина представлена рядами шашечного налепа (диаметр 1,5–2 см, высота 0,5 см, расстояние между рядами около 4 см). Есть и другие барельефные и горельефные детали, но представляется затруднительным определить, относятся они к технологическим или эстетическим моментам в возведении этого сооружения.
Важной частью комплекса являлась глиняная скульптура. Сам памятник был обнаружен, когда в овраге, прорезавшем западную часть комплекса, нашли фрагменты скульптурных антропоморфных изображений (конечности, торс, нос и др.). Удивительно то, что изображения людей выполнены в натуральный рост, а одна из скульптур могла быть существенно выше обычного человеческого роста.
Наиболее выразительной находкой этой части коллекции является скульптурное изображение человеческой головы (рис. 39, 1). Она найдена в централь[1]ной камере основного сооружения святилища. Высота лица составляет 22,5 см, ширина – 16,5 см. В верхней части лба имеется выпуклый горизонтальный валик, который может быть частью изображения причёски либо головного убора. Верхняя часть скульптуры не сохранилась. Уши удлинённо-овальной формы, расположены практически под прямым углом. Брови переходят углом в низкую переносицу. Глазницы в виде гнезда миндалевидной формы, скошены внутренними углами к переносице, внешние углы приподняты. Внутрь вставлены зрачки из нефрита зеленовато[1]голубого цвета. Лицо подчёркнуто скуластое, рот широкий. Изгиб губ, возможно, указывает на то, что они растянуты, а подбородок выдаётся вперёд. Затылочная часть скульптуры утрачена; на изломе видны следы соломенного каркаса изделия. Поверхность лица раскрашена в красный цвет. Именно эта находкадала название комплексу 1 в Нюхэлян (используется в китайской археологической литературе) – «Святилище (храм) Богини».
Найдены и другие фрагменты антропоморфной скульптуры: плечо, предплечье, женский торс, кисти рук, в том числе сжатые в кулак, есть фрагмент со скрещенными на груди руками и др. Обнаружены также фрагменты зооморфных изображений. Кроме упоминавшейся скульптуры птицы с большими когтями на лапах, собраны фрагменты фантастического существа, которое китайские исследователи именуют чжулун (свинья-дракон). Фрагменты включают голову, уши, нижнюю челюсть, переднюю часть туловища и части лап. Морду существа украшают широкие овальные ноздри, глазницы с глиняными зрачками, пасть с резцами и клыками.
Собранная на памятнике керамика отнесена к ритуальным предметам. Это в основном чистоглиняные сосуды с прорезными отверстиями и росписью (рис. 41). Остальные изделия имеют обычную ситуловидную форму, изготовлены из глины с примесью песка и украшены орнаментом в виде горизонтальных полос зигзага.
Примечательна стратиграфия заполнения зольных ям. Нижний слой представляет собой археологически стерильную, однородную по структуре тонкодисперсную жёлто-белесую супесь (0,7 м). Его перекрывает тонкий золистый слой, поверх которого находилось скопление фрагментов керамики, каменных орудий и костей животных.
Кроме святилища в Нюхэлян, есть еще четыре пункта с крупными некрополями [Го Дашунь, 1997; Дянь Цунь, 1987; Чжу Да, 1997; Чжу Да, Люй Сюэмин, 1997]. Их характерной особенностью является наличие надмогильных сооружений в виде каменных курганов, аналогов которым в неолите востока Азии нет. Курганные насыпи круглые в плане. Наиболее изученными являются комплексы 2 и 5.
Комплекс 2 имеет четыре курганных насыпи, под которыми в общей сложности обнаружено и изучено около трёх десятков погребений (рис. 42). Как и в Хутоугоу, захоронения осуществлялись в грунтовых ямах. Внутримогильное сооружение представляло собой каменный ящик из поставленных на ребро или уложенных плашмя друг на друга тонких каменных плит (рис. 43). В некоторых случаях каменные ящики не сооружали (рис. 44, 45). Керамика погребальных комплексов хуншань отличается особой изысканностью форм и орнаментации (рис. 46).
Имеющиеся в нашем распоряжении радиоуглеродные даты в основном укладываются в промежуток с середины IV по рубеж III–II тысячелетий до н. э.
В 30 км от Нюхэлян обнаружен еще один культовый памятник культуры хуншань – Дуншаньцзуй (119° 42’ с. ш., 41° 6’ в. д.) [Го Дашунь, Чжан Кэцзюй, 1984]. Уже вскрыта площадь 2250 м2. Этот комплекс каменных выкладок и построек находится на вершине возвышенности, на берегу р. Далинхэ, на высоте 50 м от уреза воды, напротив широкого входа в долину. Культурный слой насыщен фрагментами керамики, в том числе обломками цилиндрических сосудов без дна. В центре расположена прямоугольная площадка размером 9,5 × 11,8 м, оформленная по периметру кладкой в четыре слоя из обтёсанных блоков песчаника и известняка (каждый размером примерно 30 × 20 × × 15 см). Там же найдены скульптурное изображение двуглавого дракона из светло-зеленого нефрита (дли[1]на 4 см) и пластинчатое изображение филина из бирюзы (ширина 2,8 см, высота 2,4 см, толщина 0,4 см) (рис. 37, 2, 3). В южной части памятника обнаружена сильно разрушенная площадка из трех слившихся округлых выкладок. Между ней и центральной кладкой хорошо сохранился круглый контур из каменных плиток с насыпкой отборной речной гальки (диаметр 2,5 м). Здесь же найдены фрагменты глиняной антропоморфной пластики (рис. 39, 4–8), в том числе два скульптурных изображения обнаженных беременных женщин. Они лежали рядом с круглой площадкой, вместе с частями полой глиняной статуи человека, сидящего на подогнутых ногах и со сложенными на груди руками. Можно предположить, что ранее все изображения находились на самой площадке.
Разная степень сохранности сооружений в южной части комплекса наводит на мысль: в каждый отдельный момент времени использовался только один «алтарь». По мере его разрушения или по иным причинам устраивался новый «алтарь». Сохранившаяся постройка со статуями была последней по времени функционирования. Логичен вопрос о продолжительности функционирования памятника в качестве ритуального комплекса. Основная часть керамического материала относится к позднему времени культуры хуншань. С этим вполне соотносится единственная на сегодняшний день радиоуглеродная дата, соответствующая середине IV тысячелетия до н. э. Как и комплекс в Хутоугоу, памятник в Дуншаньцзуй посещался в более поздние эпохи, о чём свидетельствуют находки керамических сосудов с поддоном, имеющие аналогии на памятниках типа сяохэянь. Некоторое количество керамики с оттисками шнура принадлежит культуре нижнего слоя сяцзядянь. Из этого можно сделать вы[1]вод о длительности существования ритуального комп[1]лекса в Дуншаньцзуй и о вероятной преемственности культур, материалы которых там представлены.
Яркой особенностью погребального инвентаря культуры хуншань является наличие большого количества высокохудожественных изделий из нефрита [Лю Госян, 2000б]. Наибольшее внимание исследователей привлекают С-образные скульптурные изображения существ, именуемых китайскими исследователями чжулун (рис. 37, 4; 47) (анализ этой категории находок см. в гл. 4).
Итак, материалы хуншаньских памятников свидетельствуют о своеобразных связях между северными («микролитическими») и южными (крашеной керамики) культурами. Существо этих связей остаётся пока непонятным. Крашеная керамика Хуншаньхоу и Шуй-цюань, её типы и орнаментация имеют определённое сходство с изделиями типа хоуган культуры яншао. Сходство можно видеть в нефритовых коллекциях хуншаньского неолита в Дунбэе и шан-иньских комплексах эпохи бронзы на Центральной китайской равнине. Это может служить материалом для гипотезы о встречных путях заимствований и вкладе неолитического населения юга Маньчжурии в формирование первой китайской цивилизации.
Цитируется по изд.: Алкин С.В. Древние культуры Северо-Восточного Китая: неолит Южной Маньчжурии. Новосибирск, 2007, с. 42-48.
Примечания
*Образцами подобных орнаментиров является серия инструментов, обнаруженных на хуншаньском поселении Маньдэту (рис. 34) [Лю Чжэньхуа, 1990].