Польша в 1920 году: Мазуры, Силезия, Тешинская область
Захватническая политика польских эксплуататорских классов на востоке являлась одной из причин утраты польских земель на западе и севере.
18 июля 1920 года, т. е. в момент крупнейших поражений польской армии на Советско-Польском фронте, состоялись плебисциты на правом берегу нижнего течения Вислы и в Мазурах. Польское правительство, поглощенное войной с Советскими республиками, не обращало никакого внимания на подготовку к плебисцитам в указанных областях. Между тем престиж молодого государства, показавшего свой реакционный и агрессивный характер и терпевшего поражения на Советском фронте, резко пошатнулся. Всем этим воспользовались германские империалисты, которые развили и плебисцитарных округах широчайшую антипольскую агитацию.
Под влиянием всех этих обстоятельств большинство населения плебисцитарных округов, не желая одобрить авантюристическую политику польских помещиков и капиталистов, высказалось против присоединения плебисцитарных зон к Польше. Даже в Мазурах, где коренное население составляли поляки, большинство голосов было подано за сохранение этой области в составе Германии. В результате Польша не получила обратно этих исконно польских земель.
Решение вопроса о Верхней Силезии затягивалось. С января 1920 года в Верхней Силезии для поддержания «порядка» находились французские, итальянские и английские войска, а с февраля там действовала Межсоюзническая комиссия в составе французского, английского и итальянского представителей. Несмотря на присутствие антантовских войск и властей, немецкие шовинисты, ободренные поражениями польских войск на Востоке, продолжали нападать на поляков.
С другой стороны, в августе в Верхней Силезии начались крупные выступления рабочих. Организаторами массовых стачек являлись коммунисты. Стачки проходили под знаком солидарности с Советской Республикой и протеста против политики гнета немецких финансовых магнатов. Отдельные стачки переросли во всеобщую забастовку рабочих Верхней Силезии. Всеобщая забастовка вылилась в восстание, охватившее почти половину территории правобережной Верхней Силезии. Главную массу повстанцев составляли по-прежнему рабочие, восстановившие к концу 1919 года польскую повстанческую организацию. Повстанцы овладели Катовицким, Бытомским, Пщиньским и Тарногурским поветами, а также частью Гливицкого, Тостовского и Рыбницкого поветов (городские центры упомянутых поветов, в которых находились антантовские войска, повстанцы обошли). Повсеместно была разоружена немецкая полиция и создана польская гражданская охрана. Однако восстание с самого начала было ограничено и заторможено эндекамп и хадеками, ППС и другими, которые поставили своей целью лишь устранение немецкой полиции и замену ее гражданской стражей. Вдобавок к этому в события вновь вмешались державы Антанты. Они потребовали прекращения восстания. Варшавское правительство не оказало повстанцам никакой помощи. Через пять дней восстание окончилось. Старая немецкая полиция была распущена и вместо нее была создана новая, плебисцитная полиция, составленная наполовину из поляков.
В 1920 году был решен Тешинский вопрос. Спор между Польшей и Чехословакией за Тешинскую область то происходил непосредственно между польскими и чешскими властями, то переносился в межсоюзнические органы Антанты. Первоначально было решено произвести плебисцит, но затем от этого решения отказались. В конце концов вопрос был передан на совещание послов; 28 июля 1920 года совещание послов решило Тешинскую область разделить приблизительно пополам. При этом угольный район достался Чехословакии. Одновременно был решен вопрос о небольших районах Спиш и Орава, в которых жило значительное количество поляков. Оба эти района были разделены между Польшей и Чехословакией.
9 января 1920 года был заключен договор между Польшей и «вольным городом» Гданьском. Согласно договору, внешняя политика «вольного города» определялась польским правительством. С ведома польского правительства «вольный город» мог получать иностранные займы. Город включался в таможенную границу Польши. Однако поляки, проживавшие на территории «вольного города», получили лишь права национальных меньшинств. Создавалась ситуация, рождавшая постоянные споры и конфликты. «Польский коридор» и «вольный город» Гданьск благодаря политике английских и американских империалистов на Парижской конференции явились постоянными и наиболее активными источниками польско-германской вражды.
К концу 1920 года в основном были установлены границы буржуазно-помещичьей Польши.
Цитируется по изд.: История Польши в трех томах. Том III. Под ред. Ф.Г. Зуева, А.Я. Манусевича, И.А. Хренова. М., Изд. АН СССР, 1958, с. 157-159.