Паленке (Гуляев, 1979)
План центральной части Паленке 1 —Дворец, 2 —Храм Надписей, 3 — Храм Солнца, 4—Храм Креста, 5 — Храм Лиственного Креста, 6 — Храм Графа, 7—северные холмы, 8 — «стадион», 9—Храм 12,10 — акведук, 11 — р. Отолум
Руины Паленке — одного из наиболее значительных городов майя классического периода — находятся в северной части штата Чиапас (Мексика), близ его границы со штатом Табаско. Плоские и болотистые земли последнего постепенно повышаются к югу, до тех пор, пока не переходят в первые отроги Чиапасских гор, образующих здесь естественное плато около 70 м высотой. На север с него открывается широкий вид на бесконечные льяносы, реки, озера и болота, вплоть до побережья Мексиканского залива. Южнее, за ним стеной возвышаются высокие, поросшие тропическим лесом горные хребты. На этом плато и был построен древний город. Паленке — один из наиболее изученных памятников майя. Раскопки и исследования ведутся здесь с XVIII века 704. Однако как и в большинстве других майяских поселений, работы затронули только самый центр города, на площади примерно 360х540 м (19,4 га). Общие же размеры «теменоса» составляют свыше 30 га. К западу (на 6 км) и востоку (на 2 км) от ритуально-административного ядра концентрируются другие, меньшие по размерам постройки, главным образом остатки жилищ. По мнению некоторых исследователей, Паленке занимал территорию не менее 16 кв. км, что ставит его в один ряд с Тикалем. Таким образом, это несомненно крупный городской центр с многотысячным населением 705. Легко понять, почему именно это место избрали маня для строительства города. Стратегически выгодное положение (у края обрывистого плато) позволяло ему господствовать над лежащей внизу плодородной лесной равниной, которая тянется почти на 80 км к северу, до Мексиканского залива. Территорию Паленке пересекает несколько ручьев и небольших речушек, что наряду с сильно изрезанным местным рельефом создавало немало трудностей для древних строителей. Они были вынуждены провести значительные земляные работы по выравниванию поверхности с тем, чтобы было какое-то подобие порядка и организации в общем плане города. Наивысшим их достижением можно считать заключение ручья Отолум в длинную каменную трубу, что избавило обитателей центральной части Паленке от многих неудобств (паводки, грязь и т. д.).
Ядро города состоит из нескольких, хорошо выделяемых групп построек, связанных так или иначе с основным элементом всей местной планировки — обширным комплексом «Дворца», который занимает доминирующее положение на Главной площади. Близ юго-западного угла дворцового ансамбля находится Храм Надписей на продолговатой ступенчатой пирамиде, в значительной мере высеченной в скалистом фунте естественного холма. Именно здесь была найдена А. Русом знаменитая «гробница правителя». К северу и северо-западу от «Дворца» на прямоугольных террасах расположено несколько других групп каменных построек, практически еще не исследованных (Храм Графа, Северные Храмы и т.д.). Этот участок города заканчивается крутым обрывом. К юго-востоку от Главной площади на специальной высокой террасе расположена в виде треугольника группа из трех изящных храмов, по праву считающихся жемчужиной местной архитектуры: Храм Солнца, Храм Креста и Храм Лиственного Креста 706. На различном удалении от этих зданий видны платформы и террасы с бесчисленными руинами храмов святилищ, резиденций жрецов и знати.
Безусловно, наиболее впечатляющим сооружением Паленке является «Дворец». Он возник в результате многих изменений и перестроек и в настоящем своем виде представляет собой трапециевидную в плане гигантскую платформу примерно 100 м длиной (по линии север — юг) и 75 м шириной (запад — восток). Высота варьирует от 6 до 9 м. Ось север — юг этого сооружения отклоняется от севера на 16° к востоку, как и у древних построек Центральной Мексики, хотя, возможно, это и случайное совпадение. На платформе, образовавшейся частично путем включения в нее более ранних зданий, последовательно возводились дворцовые помещения, разбитые вокруг внутренних прямоугольных двориков 707. Отдельные здания обозначены буквами латинского алфавита. Перекрытия дворца сделаны с использованием ступенчатого свода, стены (снаружи и изнутри), а также квадратные колонны обильно украшены фигурной лепкой и резьбой по слою штука и, видимо, были когда-то раскрашены в разные цвета (в ряде случаев сохранились следы окраски). Наиболее уникальным элементом дворцового комплекса является четырехэтажная, квадратная в плане башня в юго-восточном дворике. Аналогий ей нет ни в одном другом городе майя. Это сооружение было, видимо, прежде всего оборонительным, господствуя над всем городом 708.
Надо сказать, что, в отличие от дворцовых построек Тикаля, Пьедрас Нефаса, Вашактуна и других, дворцовый комплекс в Паленке обильно украшен резными и скульптурными изображениями, орнаментами и надписями, которые по своей тематике находят полную аналогию среди каменных монументов и рельефов указанных городов: основной сюжет — правитель и его деяния (правитель на троне и со знаками власти, в сценах культа и т.д.). Полихромные росписи и иероглифы, наносившиеся на поверхности квадратных столбов-колонн и стен, время от времени обновлялись (в ряде мест обнаружены многие слои такой росписи) 709, что напоминает практику обновления дворцов (включая замазывание старых росписей и нанесение новых) после смерти правителя у майя-киче 710.
Не менее интересные материалы дают в этом отношении и основные храмы Паленке. Все они так или иначе связаны с царским культом: либо заупокойным (гробница Храма Надписей), либо прижизненным. Об этом свидетельствуют изображения, связанные с личностью правителя, на декоративных гребнях храмов (правитель на троне и т. д.), скульптурные панели внутри и, наконец, наличие в некоторых из храмов богатых захоронений с особо пышным ритуалом.
Совершенно уникальным явлением, резко отличающим Паленке от других классических центров майя аналогичного ранга, представляется мне почти полное отсутствие каменных резных стел и алтарей в этом городе (известно всего 2 стелы). Причины его остаются пока неизвестными.
Однако, отсутствие здесь скульптурных монументов во многом компенсируется обилием функционально близких им изобразительных сюжетов в виде резьбы и лепки по штуку и алебастру в храмах и дворцах города.
Паленке демонстрирует и наиболее яркие образцы заупокойного царского культа в виде гробниц лиц высокого ранга с особым ритуалом и богатыми украшениями, расположенных точно под пирамидальными основаниями храмов и часто непосредственно связанных с ними либо с помощью специальных лестниц, либо с помощью «каналов для души» — каменных труб (идущих от пола святилища до останков погребенного). Именно в Паленке впервые удалось доказать, что после сооружения пышной гробницы над ней сразу же строили храм, игравший, таким образом, подчиненную роль по отношению к погребенному (Храм Надписей).
Подробное описание всех погребений подобного рода, встреченных в процессе раскопок на территории города, можно найти в работе мексиканского археолога А.Руса Луилье (Гробница 3 в Храме A-XVIII, гробницы в Храме Льва или в Храме Прекрасного Рельефа, в Храме Креста и т.д.) 711.
В Паленке древнейшие археологические материалы в виде отдельных обломков керамики, не связанной с архитектурными сооружениями, относятся, по крайней мере, к поздне-архаическому времени (этап Чиканель), т.е. к концу I тысячелетия до н.э. Однако вполне осязаемые признаки появления здесь крупного и динамичного городского центра относятся только к позднеклассическому этапу 712. Первая датированная надпись из зоны города соответствует 638 году н. э. К VII—VIII векам н.э. относятся и все описанные выше образцы архитектуры. Последняя календарная дата, обнаруженная здесь, относится к 785 году н. э. 713
В целом Паленке представляет собой ярко выраженный региональный культурный центр со специфическим архитектурным и скульптурным стилем 714. Обращает на себя внимание следующий любопытный факт: расположенный в 160 км к северо-западу от Паленке город Комапькалько (штат Табаско) демонстрирует такое поразительное сходство в планировке, архитектуре основных типов зданий, в скульптуре и устройстве гробниц, что вряд ли это объяснишь простым совпадением 715. Учитывая эту культурную близость и то, что Комапькалько возник позже Паленке, Дж. Эндрюс считает, что первый из них был основан колонистами из второго и впоследствии представлял собой провинциальный центр средней руки, находившийся в политической зависимости от метрополии 716. Мне представляется, что на одном археологическом материале этого вопроса решить нельзя. Возможно, что Комапькапько действительно был основан выходцами с юга. Однако наличие в городе всех признаков политико-административного и культового центра (акрополи, пирамидальные храмы, дворцы, пышная гробница с заупокойным храмом наверху и 9-штуковыми фигурами на стенах — близких по стилю оформления царской гробнице в Храме Надписей в Паленке) позволяет предполагать здесь существование вполне автономной территориально-политической единицы. Это не исключает, конечно, каких-то династических и культурных связей между названными городами и даже известной формы зависимости одного от другого, но без прочтения иероглифических текстов данный вопрос остается открытым.
Цитируется по изд.: Гуляев В.И. Города-государства майя (структура и функции города в раннеклассовом обществе). М., 1979, с. 143-146.
Примечания
704. Marquina I., 1964, р. 609.
705. Andrews G.F., 1975, р. 168.
706. Ibid., р. 172.
707. Marquina I., 1964, р. 610-612.
708. Andrews G.F., 1975, р. 169.
709. Maudslay А.Р., 1889-1902, vol. IV, p. 14.
710. Guillemin G.F., 1967.
711. Ruz Lhuillier A., 1959, p. 187.
712. Rands R.L., 1967, p. 119.
713. Morley S.G., 1956, p. 64, fig. 1.
714. Andrews G.F., 1975, р. 173.
715. Ibid., р. 199, 200.
716. Ibidem.