Рим в царский период (Робер, 2006)

Нам не дано узнать историю первых лет Рима. До нас дошли только предания, основанные на мифах. Их сохранили кочевые племена, принадлежавшие к индоевропейской группе народов. Традиционно считается, что Рим основан в 753 году до н. э. (день основания ежегодно отмечается 21 апреля). В этот период цари сменяли один другого до 509 года до н. э., когда была установлена республика. Археологические раскопки в целом подтверждают эти даты, хотя считается, что смена общественного строя произошла в 475 году до н. э. Отделим же вымысел от правды, чтобы узнать, а что же было на самом деле.

Легенда

Покинув Трою, полыхавшую огнем войны, и захватив с собой священные изображения троянских богов, Эней вместе со своим отцом Анхисом пустился в долгое странствие по Средиземному морю в поисках новой родины. Наконец они прибыли в Лани й, где Эней женился на дочери царя Латина Лавинии и основал город Лавиний. Его сын основывает город Альба-Лонга, в котором, сменяя друг друга, правили его 12 потомков. Наступает время взойти на царство Нумитору, но Амулий, брат Нумитора, сверг его и завладел властью, сделав дочь Нумитора Рею Сильвию весталкой, чтобы она не могла иметь детей. Но бог Марс влюбился в молодую девушку и однажды явился к ней. От Марса Рея родила двух близнецов — Ромула и Рема. Чтобы скрыть от Амулия их появление на свет, детей пустили в корзине по Тибру, но у подножия холма Палатин корзину занесло в грот Луперкал.

Найденные и вскормленные волчицей, а впоследствии воспитанные пастухом Фаустулом, они выросли и превратились в статных юношей. Однажды они устроили в Альбе драку с местными подростками и были приведены к Нумитору, который сразу же узнал своих внуков. Они восстановили его на троне, а потом вернулись туда, где выросли, и основали новый город. Ромул обосновался на Палатине, а Рем — на Авентине. Каждый считал, что должен быть признан первым. В результате разгоревшейся ссоры Ромул убивает Рема и окружает свой холм священным рвом. Так возник Рим. (Эти предания мы обнаруживаем у Вергилия и Тита Ливия, но существует еще несколько вариантов легенды.)

Первый римский царь постоянно воевал со своими соседями. Особенно часто возникали конфликты с племенем сабинов. Желая иметь многочисленное потомство, римляне похищали сабинянок. Впоследствии Ромул был вынужден объединиться с сабинским царем Титом Татием. Во время сильного урагана он таинственно исчез на Козьих болотах. После него сабинянин Нума Помпилий занимался строительством религиозной жизни. Он создал жреческие коллегии, понтификаты, и реформировал календарь. Его наследником стал также сабинянин. Это был воинственно настроенный и ни во что не верящий Тулл Гостилий. Во время его правления

между Римом и Альбой возник спор, разрешившийся хорошо известной из истории битвой между Горациями и Куриациями. Исходя из религиозных принципов, последний из сабинских царей, Анк Марций, установил новые правила ведения войн, кроме этого он основал порт Остию.

После его смерти римские патриархи договорились пригласить на царство некоего Тарквиния по прозвищу Старший. Фамилия его происходила от названия города, из которого он приехал вместе со своей женой Танаквилой. Обладавший многими достоинствами, он хорошо зарекомендовал себя среди местного населения и был избран царем. Под его руководством Рим был заметно благоустроен, в городе были проведены значительные работы по ассенизации. За этим первым этрусским царем последовал Сервий Туллий, также инородец, происхождение которого окутано легендами и поэтому не вполне ясно. Ему приписывают проведение государственной реформы: создание центурий единиц имущественно-возрастной классификации граждан, на основе которой комплектовалось войско, а также центуриатных комиций — народных собраний. Кроме того, Сервию Туллию приписывают распределение граждан на роды и курии, возведение нового вала вокруг семи холмов, что увеличило существовавший священный ров pomerium.

В результате заговора, составленного дочерью и зятем Сервия Туллия, он был убит. Его сменил на троне Тарквиний Гордый. Он построил храм Юпитера на Капитолийском холме, но в целом его правление запомнилось современникам как самая жестокая тирания. Его сын Секст изнасиловал Лукрецию, уважаемую римлянку, и тогда ее муж Тарквиний Коллатин при поддержке Юния Брута поднял восстание, изгнал царей и установил республику.

Таким образом, в 509 году до н.э. иностранцы были выдворены из Рима, и первыми избранными консулами стали Коллатин и Брут.

Этрусское зеркало.

Действительность

Ясно, что эти сведения являются частью официальной римской истории, дошедшей до нас из глубины веков и имеющей как политические (доказать грекам, занимавшим в определенный исторический момент доминирующее положение, что римская цивилизация старше греческой), так и националистические цели (нежелание признать, что этруски, которых они считали врагами, оказали большое влияние на развитие их государства). К сожалению, реальные события первых лет жизни города нам почти неизвестны. Многочисленные исследования (археологические, по сравнительной мифологии и т. д.) позволили установить следующие факты.

Местность, где расположен современный Рим, была заселена задолго до основания города. Первые поселения были построены на Капитолийском холме; здесь обнаружены фрагменты глиняной посуды, относящиеся к XVI веку до н.э. Различимы следы миграции людей, имевшей место в VII веке до н. э. от города Альба в сторону современного Рима. В то время на холмах разместились многочисленные пастушьи деревушки. На месте Форума, между холмами, располагалось гниющее болото, кишащее комарами и заполнявшееся во время наводнений водами Тибра. Территория вокруг холмов была густо покрыта лесом, поэтому земля не могла использоваться для земледелия. Люди, жившие здесь, принадлежали к разным племенам, но в основном это были латины и сабины. Можно было встретить и этрусков, переправлявшихся на другой берег Тибра с торговыми целями.

Эта местность являлась «транзитной» территорией. Остров, находившийся здесь на реке, и ее изгиб облегчали переправу. (Еще не были построены первые деревянные мосты.) Солеварни располагались со стороны этрусков вдоль Тибра, и для пополнения жизненно необходимых запасов соли жителям этих мест часто приходилось перебираться на противоположный берег. Таким образом, преимущества области, где впоследствии возник Рим, были следующие: возможность перехода реки вброд, наличие острова, облегчавшее разгрузку товаров, и холмы, обеспечивавшие безопасность.

Как же зародился Рим? Вне всякого сомнения, путем объединения разных деревень, расположенных на холмах, и в результате разрастания одной из них. Предполагаемое поселение (располагавшееся на холме Палатин), по-видимому, было заселено людьми, связанными родственными узами и пользовавшимися авторитетом у остальной части жителей.

Развитие этого поселения шло медленно и сопровождалось постоянными войнами. Этруски, заинтересованные в использовании торговых путей, ведущих на юг и проходивших через территорию будущего Рима, пытались навязать коренному населению свою волю и вносили в его жизнь элементы урбанизации. Именно от них будущие римляне переняли элементы государственного устройства, научились простейшему строительству и мелиорации. Как результат было осушено болото, на месте которого впоследствии возник Форум, на котором собиралось местное население и где произошло определение границ будущего города.

Таким образом, в самый ранний период царями Рима были, вероятно, выходцы из племени этрусков. Основные этрусские города вели между собой непрерывную борьбу за это новое поселение, представлявшее для них очевидный экономический интерес. Сначала Тарквинии, затем Вульки (Сервий Туллий является латинизированным именем Мастарны, наместника Вибенна из Вульки) и, наконец, Клузий оспаривали друг у друга право владеть Римом. Отход этрусков на собственные земли в 474 году до н.э. означал освобождение Рима. Можно не сомневаться, что смена политического строя произошла именно в этот период. Возможно, что реформы, приписываемые легендами Сервию Туллию, проводились в жизнь в конце царского периода и способствовали переходу к республике (respublico — общественное дело).

Цитируется по изд.: Робер Ж.-Н. Рим [Гиды цивилизации]. М., 2006, с. 13-20.

Рубрика: