Нарбонская Галлия: начало инквизиции (Льоренте, 1936)

I. Война, предпринятая против еретиков альбигойцев и их покровителя Раймонда VI, графа Тулузы, совпала с началом инквизиции в 1208 году. Смерть Пьера де Кастельно возбудила против его убийц пыл большинства католиков Нарбоннской Галлии. Арно сумел извлечь выгоду из этого момента, чтобы заставить выполнить приказания, полученные им от папы. Он поручил двенадцати монахам своего ордена, которые были ему даны в помощь, св. Доминику и, вероятно, нескольким другим священникам проповедовать крестовый поход против еретиков; обещать индульгенции тем, кто примет участие в этой войне; взять на примету тех, кто откажется участвовать в ней; осведомиться, каковы их верования; примирять с церковью тех, которые обратятся, а упорствующих передавать в распоряжение Симона, графа Монфор 154, стоявшего во главе крестоносцев.

II. Подлинный акт, которым цистерцианский аббат приказывал выполнить все эти меры, до нас не дошел. Но его существование тем не менее доказывается как событиями того времени, так и удостоверением о примирении с церковью, которое св. Доминик де Гусман выдал одному еретику, по имени Пояс Гоже, н в котором этот святой объявляет, что он действует как делегат аббата Арно. Мы вернемся к этому документу, когда будем говорить о способах действия первой инквизиции. Здесь я ограничусь лишь замечанием, что на копии не имеется даты, извлеченной из книги доминиканского монастыря св. Екатерины в Барселоне, в которую инквизитор Николай Госель (впоследствии кардинал римской церкви) поместил ее около половины четырнадцатого века. Но епископ Бадахоса Дом Апхело Манрике, который был цистерцианским монахом, думает не без основания, что это примирение с церковью произошло в 1209 году *.

III. Не легко определить число несчастных альбигойцев, погибших на кострах с 1208 года, который был годом начала инквизиция. Но нельзя не проникнуться живым состраданием при чтении

___________

*  Манрико, Циетериианская летопись, том III, под 1210 годом, гл. 4.

[59]

повествовании того времени. Они изображают гибель нескольких миллионов 155 людей среди самых ужасных мучений, как торжество религии, на которой ее божественный основатель напечатлел характер кротости, человеколюбия, доброжелательства и милосердия. Апостолы однажды просили своего божественного учителя низвести с неба огонь на самаритян 156, бывших еретиками и схизматиками еврейского исповедания; он не только упрекнул их за эту мысль, но и дал понять, что она ему ненавистна, обойдясь с ними при этом с такой суровостью, другого примера которой мы не встречаем в евангелии. В тринадцатом веке этот урок пропал даром, потому что были уверены, что история Самарии не имеет ничего общего с тем поведением, которого надо было держаться по отношению к еретикам тогдашней эпохи.

IV. Причины, объяснение которых не входит в план моего  труда, заставили в 1214 году папу Иннокентия III послать в качестве легата во Францию Пьетро из Беневента 157, кардинала церкви св. Марии д'Аквила 158, с письмами к архиепископам Амбрена, Арля, Экса и Нарбонны, их викариям, аббатам я священникам всех этих провинций. Он велел им повиноваться легату и оказывать ему помощь во всем, что он найдет нужным предпринять против еретиков альбигойцев*. По-видимому, с прибытием этого кардинала у цистерианского аббата, бывшего с начала 1212 года архиепископом Нарбонны, полномочия не были отняты **. Но ему было предписано, как и другим, повиноваться новому легату; из этого по крайней мере вытекает, что он не был более главою инквизиции. Мы видим поэтому, что св. Доминик в разрешении не носить покаянной одежды, дарованном одному примиренному с церковью, заявляет, что это разрешение имеет силу, лишь пока кардинал-легат не даст об этом иного повеления. Нет даты на копии этого документа, извлеченного из старинной книги Барселонского монастыря, о которой я уже говорил. Но последующие события указывают, что он относится к 1214 или к началу 1215 года, потому что кардинал Пьетро возвратился в Рим около июля ***, а немного спустя св. Доминик совершил то же путешествие, чтобы испросить у палы утверждения ордена, который он подготовлял с тех пор для проповеди против ереси и в который он уже принял нескольких духовных лиц, причисленных к его ведомству. Один из них, Тома Селлал, принял их в своем доме, откуда они ходили для совершения богослужения в церковь св. Романа в Тулузе, уступленную им в пользование епископом Фульконом, бывшим цистерцианским монахом, другом а ревностным покровителем св. Доминика ****.

___________

* Флери, Церковная история, кн. 77,№  32 и сл.

**  Манрике, Цистерцианская летопись, том III, под 1212 годом, гл. 1.

***  Флери, Церковная история, кн. 7, 36.

**** Там же, № 54.

[60]

V. В 1215 году Иннокентий III торжественно открыл десятый 159 вселенский собор, который был четвертым Латеранским, и приказал постановить по отношению к еретикам Лангедока 160 следующее: 1) те, кто будут осуждены епископами как нераскаянные еретики, должны передаваться в руки светской власти для понесения справедливо заслуженного ими наказания после лишения сана священства, если это были священники; 2) имущества мирян будут конфискованы, а имущества священников будут употреблены в пользу их церквей; 3) жители, заподозренные в ереси, будут принуждены оправдаться каноническим путем; не желающие подчиниться этой мере подвергнутся отлучению от церкви; если они останутся отлученными в течение года, не прибегал к помилованию церкви, с ними поступят, как с еретиками; 4) сеньоры будут предупреждены и даже понуждены посредством церковных наказании клятвенно обязаться изгнать из своих владений всех жителей, объявленных еретиками; 5) сеньоры, уличенные в небрежном исполнении этой меры, будут отлучены от церкви митрополитом или его викариями; если к концу года они не исполнят возлагаемой на них обязанности, о них будет доложено папе, чтобы его святейшество мог объявить их подданных свободными от присяги на верность и предложить их земли тем католикам, которые пожелают ими завладеть; последние по изгнании оттуда еретиков будут пользоваться ими спокойно, в силу, решения собора; они будут хранить старательно католическую веру и нести ту же службу по отношению к своему сюзерену, если только он не ставил никакого препятствия для исполнения соборного декрета; 6) католики, участвующие в крестовом походе для истребления еретиков, получат индульгенции, даруемые отправляющимся в Святую Землю; 7) отлучение от церкви, постановленное собором, распространяется не только на еретиков, но также на всех тех, кто будет им покровительствовать или принимать их в своих домах; они будут объявлены лишенными чести, если к концу года не выполнят своих обязанностей, и, как таковые, будут сняты с общественных должностей и лишены права избирать своих должностных лиц; они будут объявлены неправоспособными для дачи показаний на суде, составлять завещания и получать наследство; никто не будет обязан являться в суд ответчиком, если он будет истцом; если это — судьи, то их приговоры будут объявлены недействительными, и ни одно дело не может поступить к ним на судебный разбор; если это—адвокаты, они не будут иметь права защиты; акты нотариусов, подвергшихся действию этого декрета, перестанут считаться подлинными; священники будут присуждаемы к снятию сана и лишению церковных доходов; все те, кто стал бы общаться о этими отлученными от церкви после объявления их таковыми церковью, будут под анафемой: им не могут преподаваться церковные таинства, даже

[61]

в смертный час; они будут лишены церковного погребения; их дары и приношения не будут приняты; священники, которые не станут сообразоваться с этим последним распоряжением, будут отрешаемы, если они принадлежат к белому духовенству, и лишены привилегий, если они монахи; 8) никто не имеет права проповедовать, не получив на это полномочия от святого престола или от католического епископа; те, кто не будет считаться с этим декретом, должны быть отлучены от церкви и подвергнуться прочим наказаниям, если не подчинятся тотчас же; 9) ежегодно каждый епископ должен посещать лично ту часть своей епархии, где предполагается существование еретиков, или поручать это дело опытному человеку; призвав трех наиболее уважаемых жителей (или даже больше, если сочтет это нужным), он должен обязать их обнаружить местных еретиков—лиц, собирающихся на тайные сходки, или тех, кто ведет жизнь странную и отличную от жизни остальных христиан; он должен распорядиться о приводе к себе тех, на кого поступит донос, н наказать их по каноническим правилам, если они не докажут своей невинности или если после отречения от ереси снова впадут в нее; если кто-либо из жителей откажется повиноваться епископу в том, что ему поручено, и даль клятвенное обещание объявлять обо всем, что ему станет известным, он должен сам быть тотчас же объявлен еретиком; наконец с епископами, уличенными в допущенной небрежности по очищению своих епархий от еретиков, будет поступлено как о виновными, н они будут низложены со своих кафедр *.

VI. Буквальный смысл этого декрета четвертого Лютеранского собора доказывает вполне, что Иннокентий III в то время не установил еще апостолического трибунала уполномоченной инквизиции, потому что он предоставил ее обязанности епархиальным епископам, как обычным судьям в делах веры со времени апостолов. Но это совмещалось с мерою, которой папа создавал уполномоченных инквизиторов и разрешал им действовать против еретиков заодно с епископами или без них, как это уже происходило и как это увидим впоследствии. Если декрет не говорит об этом, то надо думать, что, когда Иннокентий поручил цистерцианскому аббату и его двум товарищам преследование еретиков-альбигойцев, он еще не думал об основании постоянного учреждения, предоставив себе сделать это, когда обстоятельства докажут его необходимость.

VII. Доминиканские монахи и авторы, которые с них списывали, заставили думать, что в 1215 году после Латеранского собора папа пожаловал св. Доминику де Гусман титул апостолического инквизитора для искоренения ересей и преследования

__________

* 8-й канон 28 тома королевского Собрания соборов.

[62]

еретиков во всех частях христианского мира, и они заключили из этого, что св. Доминик был первым великим инквизитором. Но не существует никакого документа, который доказывал бы правильность этого мнения и достоверность декларации папы Сикста V 161 в его булле о канонизации св. Петра-мученика 162, инквизитора Вероны, потому что она почти на четыре века позже этих событий. Этот исторический вопрос был выяснен епископом Бадахоса Дом Анхело Манрике *, и не следует придавать никакого значения противоположным доводам, выдвинутым Монтайро, автором Истории, португальской инквизиции **.

_______________

*  Манрике, Цистериианская летопись, том III под 1204 годом, гл. 5.

** Монуэйро, История святой инквизиции Португалии, том I, часть 1, кв. 1, гл. 57 и сл.

[63]

Цитируется по изд.: Льоренте Х.-А. История Испанской цивилизации. Том I. М., 1936, с. 59-63.

Примечания

154.       Симон граф де Монфор (1160—1218 гг.), известен главным образом как вождь крестоносцев в войне с альбигойцами; отличался фанатизмом и жестокостью.

155.       Несколько миллионов людей (plusieurs millions de personnes)—преувеличение, следует читать тысяч. Это более соответствует тогдашней населенности Европы и размерам Прованса, составлявшего часть Франции.

156.       Самаритяне—жители Самарии, палестинской области. Северное израильское царство, уничтоженное в 722 г. до нашей эры ассирийским царем Саргоном, имело своей столицей Самарию. Жители Израильского царства («десять колен») были переселены в Ассирию, на берега реки Тигра. Страна была заселена эмигрантами из Ассирии. Из смешения их с небольшой частью оставшихся жителей образовались самаряне, которые были евреями по вере, чтили еврейского бога, но признавали только часть еврейской библии, так называемое Пятикнижие.

157.       Беневент (Benevento)—город в Средней Италии. С 589 по 1053 г. был самостоятельным герцогством; в 1053 г. германский император Генрих III (1039—1056 гг.) отнял это герцогство у норманнов и уступил его папе Льву IX (1049—1054 гг.), с тех пор Беневент составлял часть Папской области (1053—1769, 1774—1806, 1814—1860 гг.).

158. Церковь св. Марии д’Аквила—надо читать: ин Акеиро (Santa Maria in Aquiro).

159. Десятый вселенский собор. Этот ЛатеранскиЙ собор 1215 г. у католиков считается не десятым, а двенадцатым. Здесь по-видимому опечатка (dixifeme вместо douzieme).

160. Лангедок — старинная провинция Французского королевства, ныне образует департаменты Арденны, Од, Гар, Верхняя Гаровяа, Эро, Верхняя Луара, Лозер и Тарн. Лангедок соответствует в большей части первой Нарбоннской Галлии Римской империи, с 918 г. под именем герцогства Нарбонны перешел во владение герцогов Тулузы, а в 1229 г. был уступлен последним графом Тулузы Раймондом VII Франции.

161. Сикст V—папа (1585—1590 гг.).

162. Св. Петр-мученик—инквизитор, убитый в Вероне в 1252 г.