Испания в 1479-1598 годы: апогей единения

1. Апогей единения и его непрочность. Брак и доброе согласие между Католическими Величествами обеспечили союз Арагона и Кастилии. В 1492 году испанцы захватили Гранаду. В 1515 году, то есть всего за год до своей смерти, Фердинанд нанес решительный удар по Наварре. За границей теперь говорили о нем не иначе как о «короле Испании». Их Величества не забывали и о Западе. Не по их вине два брака их

[39]

старшей дочери Изабеллы с португальскими королями * дали единственного наследника, который умер в младенчестве. Но благодаря тому, что Карл V женится на португальской инфанте, его сын Филипп II сможет объединить под сенью своего скипетра весь Иберийский полуостров и две самые большие империи в мире. Итак, 1580 год можно считать кульминационным в истории Иберийского полуострова.

Но не следует питать иллюзии: этот союз был весьма хрупким. С 1479 по 1580 год Португалия вела завоевательную политику и обладала большим влиянием. Но в результате объединения с Кастилией Португалия лишалась всех завоеванных территорий. Вот почему она взбунтовалась в 1640 году. Может быть, собственно испанское единение было прочнее?

На самом деле двадцать пять лет правления Католических Величеств не могли перечеркнуть прошлое с его сепаратистскими настроениями. Несмотря на заключение брачного союза Изабеллы и Фердинанда, Кастилия дорожила своими правами: «Tanto monta, monta tanto Isabel como Fernando» **; она намеревалась приберечь для себя все выгоды, открывающиеся в результате совершенных географических открытий: «А Castilla у a Leon, Nuevo mundo did Colon» ***. После смерти королевы кастильская знать изгнала Фердинанда, который впоследствии вновь захватил власть, став регентом при своей сумасшедшей дочери. Арагон сохранил прежнюю ад-

_________

* Имеются и виду короли Афонсу Ависский (1475-1491) и Мануэл I Великий Ависский (1469-1521).

** Непереводимая игра слов. Приблизительно означает равноправие венценосных супругов и их единство.

*** «Государствам Кастилия и Леон даровал Новый мир колон».

[40]

министрацию, оставшись своего рода федерацией государств, в составе которой Каталония, Балеарские острова, Валенсия имели свои «фуэрос», свои Кортесы, таможни, денежные единицы, налоговые органы, системы мер и весов. Даже при Карле I Испанском (императоре Карле V), когда Испанией правил единственный суверен, в прежних столицах существовали «вице-короли». Бывшие королевства никогда охотно не принимали «иностранных» чиновников и солдат, то есть выходов из Кастилии. Этот дух был совместим с сохранением единства Испании при соблюдении двух условий: во-первых, центральная власть должна была быть не слишком требовательной, а во- вторых, она должна была стоять выше всякой критики. Так было при Карле V и частично при Филиппе II. Но они не воспользовались этим ни для того, чтобы разрушить старые установления, ни для того, чтобы обеспечить себе контроль и укрепить королевскую власть. Испания не имела ни своего Ришелье, ни своего Людовика XIV. После первых разочарований в Филиппе II Арагон и ему решительно напомнил о своих прерогативах. Первая серьезная попытка централизации была предпринята Оливаресом *

_________

* Оливарсс (Olivarcz) Гаспар де Гусман (1587-1645) - граф, испанский государственный деятель. Фаворит Филиппа IV. Герцог (с 1621 г.). Первый министр в 1621-1643 гг., сосредоточил в своих руках всю власть. В условиях экономического и политического упадка страны пытался укрепить административный аппарат, подавлял сепаратистские тенденции провинций. По его инициативе Испания возобновила в 1621 г. войну с Республикой Соединённых провинций, участвовала в Тридцатилетней войне 1618-1648 гг. Усиление экономического и политического гнёта в правление Оливареса привело к восстанию в Каталонии (1640-1652), Португалии (завершилось сё отделением в 1640 г. от Испании). В1643 г. получил отставку.

[41]

в XVII веке, когда экономические и военные ресурсы центральной Испании были уже на исходе. Для решительных мер было уже слишком поздно. Португалия взбунтовалась. Каталония отошла к Франции.

Таким образом, эти два события 1640 года выявили одну из существенных проблем испанского государства. Органическое единство провинций так и не было достигнуто к тому моменту, когда общий упадок посеял зерна раздора. Периодически всплывали воспоминания о славе и независимости испанских государств в эпоху Средневековья.

[42]

Цитируется по изд.: Вилар П. История Испании. М., 2006, с. 39-42.

Рубрика: