Теотихуакан: социальная структура
Обилие храмов и дворцовых ансамблей в центральной части города отчетливо указывает на то, что именно этот район был местом обитания правящей верхушки местного общества — знати и жрецов. Предположительная локализация резиденции правителя Теотихуакана в районе «Сьюдаделы» весьма вероятна, учитывая и внешнее сходство этого комплекса с ацтекским «текпаном», и его центральное положение во всей системе городской планировки.
На фресках из некоторых теотихуаканских дворцов мы видим не только богов и жрецов, но и персонажей в воинских доспехах, с оружием в руках (Теопанкашко). Здесь были найдены также терракотовые статуэтки воинов в шлемах наподобие головы орла, что очень напоминает изображения ацтекских аристократов-дружинников из военных орденов «Ягуара» и «Орла» 33. По аналогии с мотивами искусства из других областей доколумбовой Америки эти данные могут служить косвенным подтверждением наличия в Теотихуакане светской военной знати, которой и принадлежало большинство известных сейчас пышных дворцов в центральной части города.
Наличие привозных теотихуаканских вещей почти на всей территории классической Мезоамерики свидетельствует о существовании в городе многочисленной группы торговцев, видимо, профессиональных, поскольку дальние и часто весьма опасные торговые предприятия требовали специальной организации и навыков. В восточной и западной частях города удалось обнаружить постройки с преобладанием привозной керамики — майяской, тотонакской и сапотекской, на основании чего можно предполагать, что здесь жили какие-то иноземцы — торговцы, паломники или послы 34.
К аристократическому центру примыкали тесно застроенные кварталы рядового населения Теотихуакана — ремесленников, земледельцев, охотников и т. д. Они жили в крупных компактных блоках типа Тламимилолпы — это целый комплекс различных помещений, разбитых вокруг прямоугольных внутренних двориков. Общая площадь Тламимилолпы 3500 кв. метров, число комнат 176, двориков — 21 35.
О развитии различных видов ремесла в городе свидетельствуют археологические находки. Значительная концентрация осколков обсидиана и готовых изделий из него, отмеченная в некоторых пунктах города (близ Пирамиды Луны, например), может служить косвенным подтверждением наличия ремесленных мастерских для обработки этого камня 36. Такие группы ремесленников, как гончары и мастера по обработке обсидиана (и других видов камня), видимо, жили обычно группами в особых кварталах наподобие ацтекских «гильдий» 37.
Одним из основных видов ремесла в Теотихуакане было, по всей вероятности, производство керамики. Всю массу керамических изделий можно условно разделить на две группы: керамику бытовую и керамику парадного и ритуального назначения. Первая, по крайней мере частично, могла изготовляться домашним способом, внутри отдельных семей, вторую производили специалисты-ремесленники. О массовом производстве керамики в эпоху расцвета Теотихуакана свидетельствуют остатки больших печей для обжига гончарных изделий, найденные в Аскапоцалько 38, а также обилие терракотовых статуэток стандартных типов, отлитых в специальных формах. Кроме того, в глиняных формах отливались и отдельные детали самой посуды: ножки, на лепные украшения и т. д. Необычайная сложность и тонкость полихромных росписей на парадной посуде служат дополнительным доказательством того, что их мог сделать только профессиональный мастер. Среди других важнейших видов ремесла можно назвать производство каменных орудий и оружия, ткачество, плетение корзин и циновок, изготовление изделий из перьев (последнее подтверждается изображениями на фресках Теотихуакана персонажей высокого ранга в пышных головных уборах и одеждах из перьев).
Всего в зоне древнего города, в основном в районе жилых кварталов, выделено свыше 500 вероятных мастерских ремесленников (гончаров, мастеров по изделиям из камня и раковин (и т. д.) 39.
Однако основную массу рядового населения Теотихуакана составляли люди, связанные с земледелием. По подсчетам Р. Миллона их было до 75% всех жителей города 40.
Долина Теотихуакана была населена оседлыми земледельческими племенами по крайней мере с начала I тысячелетия до н. э. Скромные по размерам селения занимали преимущественно участки на склонах холмов и гор. К 300 г. до н. э. здесь возник ряд небольших племенных союзов со своими центральными поселениями и более мелкими поселками земледельцев. Между 300 г. до н. э. и рубежом н. э. население долины быстро растет. Поселки перемещаются па аллювиальную равнину, и примерно половина всего населения долины концентрируется в пределах одного огромного административно-ритуального центра на месте будущего города 41.
Теотихуакан. Фрагменты росписей
На протяжении этапа Потлачике (100 г. до н. э.— 1 г. н. э.) па территории Теотихуакана существовали два крупных и два небольших селения. Первые из них занимали площадь до 4 кв. км с населением до 5 тысяч человек. Здесь уже имелись монументальные культовые сооружения, ориентированные и спланированные, как и в позднейшую классическую эпоху, с восточной девиацией 15,5° от истинного севера 42.
На следующем этапе — Цакуальи (Теотихуакан I; 1—150 годы н. э.) перед нами огромный и динамичный центр с населением около 30 тысяч человек. Есть все основания утверждать, что наиболее крупные сооружения Теотихуакана — пирамиды Солнца и Луны — были возведены именно в этот период. Видимо, уже тогда город стал наиболее значительным политическим, культовым и культурным центром всей долины Мехико, подчинив себе не менее 500 кв. км окружающей территории 43.
В течение этапа Миккаотли (Теотихуакан II; 150—250 годы н. э.). Теотихуакан определенно сложился уже в качестве подлинного города, центра могущественного и процветающего государства. Расцвет его приходится на этапы Тламимилолпа и Шолальпан (Теотихуакан III; 250—650 гг. н. э.) 44. По наблюдениям археологов, в этот период происходит дальнейшая концентрация населения долины в пределах города-метрополии. Число мелких селений и деревушек вокруг Теотихуакана значительно сократилось, что могло означать целенаправленную политику теотихуаканских властей по концентрации подвластного населения округи ближе к городу 45, т. е. вся территория долины Теотихуакана стала сельскохозяйственной округой, своего рода «житницей» гигантского города. Однако часть земледельцев долины, даже в условиях максимальной экспансии метрополии, продолжала жить в небольших сельских деревушках и селениях, очень похожих на современные ирригационные поселки.
Если шире взглянуть на взаимоотношения Теотихуакана с окружающим миром, например со всей Центральной Мексикой, то картина получится достаточно впечатляющей. К середине I тысячелетия н. э. здесь, помимо самого Теотихуакана, существовали по крайней мере еще четыре достаточно крупных городских центра — Портесуэло, Амантла, Кальпулальпан и Чолула. В этих городах в изобилии представлены теотихуакаиская керамика, статуэтки, архитектурные стили и т. д., что не только свидетельствует об общности культуры всего населения области, но и косвенно говорит об известной зависимости упомянутых четырех городов от своего более крупного и могущественного соседа. Видимо, эти центры были прежде столицами городов-государств, попавших позднее в подчинение Теотихуакану.
Фрагмент статьи Гуляева В.И. «Города-государства доколумбовской Мексики». // Цитируется по изд.: Культура Мексики. Отв. ред. В.А. Кузьмищев. М., 1980, с. 23-26.
Примечания
33. Seler E. Gesammelte Abhandlungen zur amerikanischen Sprach- und Al- tertumskunde. Graz, 1961, Bd V, Taff XII, N 2.
34. Millon R. Teotihuacan, p. 35; Willey G. Precolumbian urbanism.— In: The rise and fall of civilizations/Ed. J. Sabloff and C. Lam- berg-Karlovsky. Menlo Park, 1974, p. 137.
35. Weaver M. P. The astecs..., p. 127.
36. Willey G. Precolumbian..., p. 137.
37. Millon R. Theotihuacan, p. 33.
38. Totter A. M. Excavation of a site at Santiago Ahuitzotla. Smithsonian Inst— BAEB, Washington, 1921, N 74, p. 24.
39. Pendergast D. The Teotihuacan map. A review article.— Archaeology, N. Y., 1975, v. 28, N 1, p. 169.
40. Willey G. Precolumbian..., p. 136.
41. Sanders W., Price B. Mesoamerica..., p. 141.
42. Hardoy 7. Precolumbian..., p. 39.
43. Millon R. Extension..., p. 78.
44. Sanders W., Price B. Mesoamerica..., p. 141.
45. Sanders W., Price B. Mesoamerica..., p. 167.