Алтар де Сакрифисьос
Этот древнемайяский город находится в юго-западной части департамента Петен (Гватемала), на левом (южном) берегу реки Пасьон, в 1,5 км от слияния последней с рекой Сапинас. В 1958-1963 годы здесь вела активные полевые исследования экспедиция Музея Пибоди Гарвардского университета (США).
Постройки ритуально-административного центра Алтар де Сакрифисьос занимают холмистый участок земли до 10 м высотой над уровнем реки и площадью около 14 га (400*350 м). Общая же территория города составляет до 150 га. Он состоит из трех близко расположенных, но вполне самостоятельных архитектурных групп, обозначенных буквами латинского алфавита: «А», «В» и «С». На севере эти группы ограничены рекой Пасьон, на востоке — низкой болотистой равниной, а на юге — небольшим, но глубоким (до 4 м) оврагом ручья Сан Феликс. На западе город не имеет четко выраженных границ — там находится удобная для жизни местность и несколько немногочисленных групп жилых построек, общей численностью до 40 «холмов» 717.
Согласно археологическим данным, жизнь в этом ритуально-административном центре продолжалась с 900 г. до н.э. до 950 г. н. э., т.е. около 2 тысяч лет 718. Первые следы пребывания человека на территории города относятся к началу среднеархаического этапа (этап «Ше» по местной керамической периодизации), примерно 900-800 гг. до н. э. Население этого времени было уже безусловно оседлым и земледельческим. Поселок представлял собой группу легких хижин, сделанных из жердей и прутьев, обмазанных глиной и с лиственными крышами. Никаких признаков ритуальной архитектуры еще нет. Следующий этап — «Сан Феликс» — длился с 600 по 300 гг. до н.э. Общая территория поселка почти не увеличилась. Однако здесь впервые отмечено сооружение легких святилищ на пирамидальном основании, а дома имели низкие платформы. К 300 г. до н.э. появились первые признаки формирования на территории Алтар де Сакрифисьос ритуального центра: спланированные комплексы из четырех храмов, или святилищ из дерева и глины на специальных платформах, разбитых вокруг прямоугольных площадей (Группа «В», постройки B-I, B-II, B-III, B-IV на ранних этапах их развития) 719. В течение следующих этапов — «Планча» и «Сапинас» (300 г. до н. э. — 450 г. н.э.), в городе наблюдается явный рост населения: большинство жилищ было возведено именно в это время. Четко выраженный ритуально-административный центр находится теперь в группах «В» и «С». Растут размеры храмовых зданий, улучшается техника их оформления. К концу этапа «Сапинас» появляются архитектурные постройки из красного песчаника, наступает «краснопесчаниковый» архитектурный период: (400-635 гг. н.э.). Из этого материала строили храмы, дворцы, гробницы, стелы и т.д. В Группе «В» представлены наиболее ранние стелы города— 10, 11, 12, 13, с датами от 455 до 524 г. н.э. Примерно в конце ранне-классического времени началось широкое строительство в Группе «А». Была вымощена камнем большая прямоугольная площадь, и вокруг нее разместили здания из красного песчаника (здание A-I, A-II и A-III). Однако очень скоро в архитектуре стали использовать в качестве строительного материала только белый известняк (первое такое здание — A-I). Расцвет города приходится на VII—VIII вв. н.э. и связан он именно с Группой «А» (этап «Пасьон»: 600-800 гг. н.э.) 720.
Таким образом, можно констатировать, что на протяжении длительной истории города его главный центр перемещался из одной группы в другую.
Группа «В» — древнейшая из трех — состоит из 9 построек. Ядро ее образует прямоугольная площадь, окруженная монументальными каменными постройками: храмовыми пирамидами B-I — B-III и дворцовым ансамблем B-IV. Здесь найдено 7 стел и 9 алтарей, и все они непосредственно связаны с архитектурными сооружениями. Местная архитектурная традиция демонстрирует заметное сходство с соседними крупными ритуально-административными центрами майя, например, с Вашактуном и Тикапем. Подобно вашактунскому дворцу A-V, местный дворцовый комплекс B-IV сначала был храмом, а позднее резиденцией правителя или верховного жреца. В Тикале с конца I тысячелетия до н. э. появился обычай строить над могилами особо почитаемых лиц (вождей, царей?) легкие святилища из дерева и глины, окрашенные по слою штукатурки в красный цвет. В одной из ранних построек храма B-I, относящейся к этапу «Планча» (300-0 гг. до н. э.), были обнаружены хорошо сохранившиеся «цементные» полы легкого здания, от стен которого уцелели лишь обломки глиняной обмазки с отпечатками прутьев и часть кусков штукатурки с поверхностью, окрашенной в темно-красный цвет 721.
Группа «А» — самая крупная из трех — содержит 26 каменных построек. Со второй половины раннеклассического периода и вплоть до момента гибели города здесь находился его ритуально-административный центр. Специальные стратиграфические шурфы помогли определить, что первые следы пребывания человека в этом районе относятся только к прото-классическому этапу «Сапинас» (первые века н.э.). Однако сколько-нибудь широкое строительство в Группе «А» началось лишь в конце раннеклассического времени. Тогда группа представляла собой большую прямоугольную площадь размерами 280 х 80 м, которую окружали постройки из красного песчаника — A-I, A-II и A-III. Позже их сменили здания из белого известняка (около 635 г. н. э.), больших, истинно монументальных пропорций, включившие в свои субструкции и остатки прежних сооружений. Дворцовое здание A-I обрамляет площадь с севера. Вместе с постройками А-VII, А-VIII и A-IX, примыкающими к нему с запада, A-I образует огромный акропольный или дворцовый комплекс: на большой насыпи были разбиты внутренние дворики, окруженные платформами, на которых, безусловно, находились когда-то дома из дерева и глины 722. Самый поздний строительный период этой гигантской дворцовой платформы (A-I) можно датировать по двум стелам, стоящим у ее южного фасада (стела 4 с датой 642 г. н.э. и стела 5 — 652 г.) 723.
Эта постройка заметно отличается от других описанных выше дворцов I тысячелетия н.э. с территории Центральной области майя. Во-первых, здесь впервые резные стелы связаны не с храмом, а с дворцовой постройкой. Во-вторых, под центральной лестницей здания, ведущей к площади, находились тайники с ритуальными приношениями (caches 34-36, 43)— 9 фигурных кремней, кусочки необработанного нефрита, морские раковины, иглы морских ежей (некоторые со следами красной краски), обсидиановые ножевидные пластинки и позвонки рыб 724. Подобного рода ритуальные приношения в тайниках встречаются, как правило, в других классических городах майя только под стелами и алтарями, либо как посвятительные жертвы при возведении и перестройке храмовых комплексов. Остается предполагать, что, видимо, у жителей Алтар де Сакрифисьос дворец правителя функционально приравнивался храму (как жилище обожествляемого монарха).
На восточной стороне площади стоит большой холм A-III — ступенчатая пирамида на низкой платформе. Единственная лестница вела от платформы к плоской вершине пирамиды, где был помещен в древности резной алтарь (алтарь 5) из белого известняка. Под этим монументом обнаружен ритуальный тайник с фигурными кремнями (10) и фигурными кусочками обсидиана (8). Никаких следов постройки наверху, даже из самых легких материалов, в ходе раскопок не прослежено. Однако существование такого легкого храма или святилища в данном месте все же целиком не исключено.
Это тем более вероятно, что именно внутри платформы A-III находились три наиболее богатые гробницы города с пышным погребальным ритуалом (Burials 88,96 и 128) 725.
В конце существования Алтар де Сакрифисьос посредине древней центральной площади возвели площадку для ритуальной игры в мяч — A-V 726, поделившую прежнюю большую площадь на две самостоятельные единицы — Северную и Южную площади.
В районе Северной площади, во взаимосвязи с постройками A-I, A-II или чуть поодаль от них, находились и почти все резные стелы Группы «А» в количестве 9 штук (стелы 1-5,7, 15-17) 727.
В настоящее время в Алтар де Сакрифисьос известно 19 стел, из которых 16 — резные и 3 — гладкие. Каменных алтарей найдено 29: 7 резных, 19 гладких и 3 чашеобразных 728. Древнейшая из датированных стел относится к 455 г. н. э. (стела 10), а последний монумент «Начальной серии» — к 771 г. (стела 16) 729. Однако самая поздняя стела была возведена в городе, видимо, где-то в 849 г. н. э. (стела 2), хотя здесь мы видим уже другую календарную систему («Короткий счет») и одно лишь изображение гигантского иероглифа «Ахав» на фасаде 730.
Все резные монументы города подробно рассмотрены в монографии Джона Грэхема 731. Здесь же достаточно указать, что наиболее ранние стелы связаны с Группой «В» (их даты приходятся на 455—524 годы) и не имеют никаких изображений — только надписи. И тот факт, что позднее на многих монументах появляются портреты каких-то лиц высокого ранга, свидетельствует, вероятно, о том, что некалендарные тексты, сопровождающие эти изображения, могут освещать какие-то династические или исторические события 732.
Как и в других классических центрах майя, некоторые стелы в Алтар де Сакрифисьос были еще в древности либо намеренно разбиты, либо переставлены в другое место для вторичного использования 733. Учитывая тесную связь резных монументов с правящими династиями майяских городов I тысячелетия н. э., есть все основания считать намеренную порчу и перестановку стел отражением каких-то культовых и политических событий внутри правящей верхушки.
Из 16 резных стел изображения сохранились лишь на 9 (на остальных — только надписи), а разобрать сюжет можно вообще только на 4: стелы 1 (662 г.), 7 (711 г.), 9 (633 г.) и 16 (751 г.). Все они относятся к группе мотивов, условно названной мной «династическая» (группа II): лицо высокого ранга изображено в пышном костюме и вычурном головном уборе, держащим поперек груди «ритуальную полосу» — символ царской власти. Это тем более удивительно, что уже с VII в. н.э. в подавляющем большинстве городов Центральной области майя более архаичные атрибуты власти правителя («ритуальная полоса») были заменены новыми — «скипетром» и круглым щитом с маской солнечного божества 734.
Что касается монументов в честь окончания определенных календарных циклов, то в Алтар де Сакрифисьос известны сейчас 1 стела в честь 5-летнего цикла, 1 — 10-летнего и 1 — 20-летнего 735.
В процессе раскопок в городе обнаружено 136 погребений разных типов и разного времени. Они встречались в руинах жилищ, дворцах, храмах, под вымосткой площадей и т.д. и представляют все социальные группы майяского общества 736. Однако в данном случае нас прежде всего интересуют наиболее богатые и пышные захоронения, которые можно связать с династиями местных правителей. Таких захоронений известно пока три: погребения 88, 96 и 128. Наиболее впечатляющим из них является, бесспорно, погребение 128.
Оно находилось в Группе «А», в пирамидальной постройке A-III, на южном ее конце, и было связано с 4-м строительным периодом этого сооружения. На дне шахты, пробитой сверху сквозь платформу, была устроена из блоков белого известняка прямоугольная камера размерами 3,5x1,5 м и высотой около 1 м. Перекрытие плоское, в виде деревянных балок, накрытых, видимо, циновками и слоем известкового раствора. На крыше, сверху, лежал толстый слой осколков кремня — не менее 8-9 тысяч штук. Внутри гробницы, вытянуто на спине, головой на восток, на истлевшей циновке лежал скелет женщины 40-44 лет. Череп — со следами искусственного уплощения лобной части; зубы — инкрустированы вставками из нефрита и пирита; во рту — нефритовая бусина, а рот закрыт сверху раковиной «Спондилус»; на черепе — глиняный сосуд с дыркой (ритуальная порча предмета) в днище; в районе таза, ступней и головы — древесные угольки. Покойницу сопровождал богатый и разнообразный инвентарь: 15 глиняных сосудов (среди них — триподное блюдо с полихромной росписью и знаком «Ахав» — символ верховной власти; «ахав» — «царь», «владыка») посредине, полихромная ваза с изображением правителя на троне и иероглифической надписью, глиняные украшения для ушей, покрытые слоем штука и полихромными росписями, иглы морского ежа (часть из них — с надписями), раковины «Спондилус», глиняная маска с реалистически изображенным человеческим лицом (чуть меньше натурального размера), сланцевое зеркало, жемчуг, 476 бусин из жадеита, 538 бусин из раковин и множество других украшении — трубочек, пронизок, дисков, бусин (из глины, раковин, камня). Погребение датировано керамическим этапом «Поздний Пасьон» (700-900 гг. н.э.) 737. Вполне очевидно, что и очередная перестройка платформы A-III была связана с возведением святилища или какого-то иного легкого сооружения над этой гробницей. Принадлежность погребения 128 к разряду царских не вызывает сомнения у большинства исследователей 738. Единственный смущающий момент состоит в том, что это погребение женское. Возможно, перед нами — исключительный случай, когда власть после смерти правителя захватила его жена. Возможно, это средних лет дама была матерью не достигшего совершеннолетия наследника и выполняла при нем роль регентши. Однако факт остается фактом: в Алтар де Сакрифисьос по всем классическим канонам царских захоронений была в конце I тысячелетия н. э. погребена какая-то знатная женщина.
Погребение 88 находилось в той же платформе A-III, во впускной яме, на глубине 2,5 м от поверхности платформы. В могиле лежал скелет мужчины средних лет, вытянуто на спине, головой на восток. Череп его обильно посыпан красной краской. Погребенный имел 13 глиняных сосудов (в том числе— с полихромной росписью), раковины, 33 бусины зеленого камня, украшения из жадеита, обсидиановый нож, деревянный, окрашенный в голубой цвет предмет. В целом погребение выглядит весьма скромным и по обряду, и по инвентарю 739. Дата его — IX в. н. э.
Наконец, погребение молодой женщины (96) в каменной гробнице, было обнаружено неподалеку от погребения 128, в постройке A-III. Самой поразительной находкой явился здесь цилиндрический полихромный сосуд с весьма интересной сценой — группа людей, участвующих в каких-то похоронных обрядах, включая и человеческие жертвоприношения. Погребение точно датировано по одной календарной надписи 754 г. н.э. Вслед за сооружением этой гробницы последовала и очередная перестройка платформы A-III (заупокойный храм?) 740.
На фоне других классических городов Центральной области, таких, как Тикаль, Йашха, Йашчилан и других, Алтар де Сакрифисьос выглядит довольно скромно и по своим размерам, и по своим материальным показателям — количеству и качеству монументальной архитектуры, резных стел и прочих мотивов искусства.
К западу от трех ритуально-административных групп («А», «В» и «С»), составляющих центральное ядро города, выявлено несколько десятков платформ рядовых жилищ. Они тянутся на 700-1000 м западнее Группы «В». Общее их число (из тех, что обнаружены и нанесены на карту) равно примерно 54. Согласно вычислениям O.Л. Смита, каждый такой дом был населен семьей из 5-6 человек, что дает в совокупности 300 человек. Вполне очевидно, рассуждает далее ученый, что 300 человек не могли снабжать продуктами и вести строительство в городе такой величины, как Алтар де Сакрифисьос, и, следовательно, перед нами — типичный ритуальный центр, живший за счет окрестных земледельческих селений 741.
Мне представляется, что этот вывод носит несколько преждевременный характер. При взгляде на карту города хорошо заметно, что выявлено и нанесено на план в жилых районах лишь ничтожное число построек — естественно, наиболее заметных в условиях густой тропической растительности. Не исключено, что и на этой значительной территории (свыше 100 га) расположены еще десятки, а то и сотни малозаметных и внешне неопределимых остатков жилищ основной массы городского населения. Некоторое представление о городской округе дают следующие косвенные данные: ближайшие месторождения камня, широко использовавшиеся при строительстве в Алтар де Сакрифисьос, находились соответственно в 21 км вверх по течению р. Пасьон (белый известняк) и в 9 км (красный песчаник) от города 742.
Прямо через реку от центра города находятся две группы небольших холмов — остатки жилых построек, названные «Мильпа Клементе» и «Эль Траличе». Они так близко отстоят от Алтар де Сакрифисьос, что вполне могли входить непосредственно в его состав 743. Вверх по течению р. Пасьон, в 6 и 12 км от города, находятся еще два небольших древних поселения классического — времени — Планча Пьедра и Эль Порвенир. Помимо этих деревушек, в ближайшем районе отмечены и более значительные памятники, подпадающие под графу «малые ритуальные центры» схемы У Булларда: Эль Пабельон (в 2 км ниже устья р. Пасьон и в 4 км от Алтар де Сакрифисьос) с одной резной стелой и двумя небольшими храмовыми постройками 744; Ла Амелия (в 12 км от города, имеет террасу с монументальной лестницей, украшенной скульптурой, и одну резную стелу) 745; Эль Карибе и Агуас Кальентес (оба имеют по нескольку резных стел); Ла Флорида; Лагуна Ишкоч (в 4 км ниже устья р. Пасьон, на гватемальском берегу р. Усумасинты— 10-12 небольших холмов, стел нет) 746. Таким образом, перед нами— типичный город-государство классического периода с 8-10 подвластными селениями и общей территорией в 250-300 кв. км.
Цитируется по изд.: Гуляев В.И. Города-государства майя (структура и функции города в раннеклассовом обществе). М., 1979, с. 146-150.
Примечания
717. Willey G.R. and Smith A.L., 1969, p. 3.
718. Smith A.L, 1972, p. 5.
719. Ibid, p. 110.
720. Ibid, p. 111-114.
721. Ibid, p. 78.
722. Ibid, p. 8.
723. Ibidem.
724. Ibid, p. 206.
725. Ibid., р. 9,212,213; WiUey G.R. and Smith A.L., 1969, p. 26.
726. Ibid., p. 9.
727. Ibidem.
728. Willey G.R.. 1973, p. 11.
729. Ibid., p. 11. 12.
730. Ibid., p. 68. 69.
731. Graham I.A. 1972.
732. Willey G.R., 1973, p. 67.
733. Graham I.A. 1972, p. 96-98.
734. Гуляев В.И. 1972б, с. 117.
735. Morley S.G., 1938, vol. IV, plate 121.
736. Smith A.L., 1972, p. 212.
737. Ibid., p. 266-268.
738. Haviland W.A., 1971, p. 103.
739. Smith A.L., 1972, p. 257.
740. Willey G.R. and Smith A.L., 1969, p. 26-30.
741. Smith A.L., 1972, p. 187.
742. Willey G.R., 1973, p. 9.
743. Willey G.R. and Smith A.L., 1969, p. 33.
744. Ibid. Интересно, что С. Морли рассматривает этот памятник как составную часть Алтар де Сакрифисьос, что значительно увеличивает общую площадь последнего.
745. Willey G.R. and Smith A.L., 1969, p. 35.
746. Ibidem.