Ал-Кахира — Победоносная

Каир. Рисунок русского путешествия XVIII века

2 июля 969 года Джаухар ас-Сикили вступил в ал-Фустат. Он разбил свой лагерь у северных пределов города и, когда вокруг него собрались все его войска (они проходили через город в течение семи дней) приказал начать строить новый город. Такое важное дело, как строительство нового города, всегда начиналось после советов с астрологами, которые по звездам определяли наиболее благоприятное для закладки время. Для нового города заранее определили место. Вдоль всей этой площади протягивали веревки, на которые были повешены колокольчики. В нужное время, по знаку астролога, за веревку дергали, — колокольчики звенели, и работа начиналась повсюду одновременно. Так было и в этот раз. Но случайность не позволила заложить город в назначенный час. На веревку раньше назначенного времени сел ворон. Колокольчики зазвенели, и закладка произошла в тот момент, когда на небо всходила зловещая планета Марс, которую астрологи называли «победоносным» или «победителем небес», по-арабски — «ал-кахир» или «кахир ал-фалак». Благодаря планете Марс новый город и получил название «ал-Кахира» — «победоносная» (город по-арабски — слово женского рода). В европейском произношении «ал-Кахира» стало звучать как «Каир».

Нужно сказать, что возникновение города на месте нынешнего Каира относят к глубокой древности. Он существовал еще в древнем Египте под названием Хернаха. Здесь, на рубеже Верхнего и Нижнего Египта, южнее древнего города Гелиополя, Нижний Нил, протекавший, по представлению египтян, под землей, выходил на поверхность. Поэтому место это получило название «Пер-Хапи-ен-он» — «дом Нила».

Отсюда, по некоторому созвучию с названием великого города Двуречья, при Птолемеях возникло название Вавилон или Бабилиюн, которое дали городу греки, не понимавшие языка египтян. Наконец, в VII веке Амр ибн ал-Ас здесь же заложил новый город и назвал его ал-Фустат, что значит «палатка», «лагерь» и происходит от латинского слова fossatum — «лагерь». Город был построен на месте арабского лагеря, в котором мусульмане располагались при осаде Вавилона, и имел еще другое название: Миср-ал-Атика (Старый Миср).

После постройки ал-Кахиры — Каира — ал-Фустат стал так называемым старым Каиром. В 972 году Джаухар выстроил в Каире знаменитую мечеть ал-Азхар. Просуществовав в течение почти тысячи лет, ал-Азхар и сейчас сохраняет свое значение как центр мусульманского богословия. В 1046—1049 годах Египет посетил уроженец Средней Азии — исмаилит Насир-и-Хусрау. Он оставил нам прекрасное описание Египта, Каира, богатств фатимидского халифа и многого другого. Вот как он описывает город Каир: «Когда приезжают в Египет из Сирии, первым делом попадают в город Каир.

Я подсчитал, что в этом городе Каире должно быть не меньше двадцати тысяч лавок, которые все принадлежат султану 1. Много лавок сдаются, каждая за десять магрибинских динаров в месяц, и нет ни одной дешевле двух динаров. Караван-сараев, бань и прочих общественных зданий столько, что их пересчитать нет возможности, и все они — собственность султана, ибо ни один человек там не может обладать зданиями и недвижимостью, кроме того, что он выстроит сам.

Я слыхал, что в Каире и Мисре у султана восемь тысяч домов: все они сдаются внаем, и каждый месяц за них получают плату. Их отдают в пользование и берут назад по желанию нанимателя без какого бы то ни было принуждения.

Замок султана стоит посреди Каира. Он открыт со всех сторон, так как ни одно здание не прилегает к нему.

Архитекторы вымерили его и нашли, что площадь его равна площади кремля в городе Мейяфарикине. Он открыт со всех сторон, и каждую ночь его сторожит тысяча человек, из них — пятьсот конных и пятьсот пеших. Начиная с вечернего намаза, они играют на трубах, бьют в барабаны и тарелки и до рассвета ходят вокруг замка.

Если смотреть на султанский замок из загородных мест, он кажется похожим на гору — так много там построек и так они велики. Однако из самого города ничего не видно, потому что у замка высокие стены. Говорят, что в этом замке двенадцать тысяч наемных слуг. Женщин же и рабынь, не знаю даже, кто мог бы сказать, сколько их там... Говорят только, что всего в этом замке живет тридцать тысяч человек.

Под землею устроен выход, по которому султан на коне может выехать из замка. За городом выстроен замок, и этот подземный выход в него и ведет. Проход этот покрыт прочными сводами от гарема и до самого павильона. Стены этого павильона сложены из обтесанных камней так хорошо, что они кажутся вытесанными из одного куска.

В замке этом возведены вышки и высокие портики, а внутри открытых галерей устроены ряды скамей, где сидят столпы державы, свита, воины и приезжающие румийцы.

Везир — человек, выдающийся своим суровым образом жизни, смирением, верностью, честностью, знаниями и разумом. Там никогда не было принято пить вино, то есть во времена правления Хакима. При нем ни одна женщина не выходила из дому и никто не сушил винограда и не делал изюма, чтобы из него не приготовили водки. Никто тогда не решался пить вино, и пиво тоже не пили: про него говорилось, что оно опьяняет, и поэтому оно тоже было запрещено.

В городе пять ворот: Баб-ан-Наср (Ворота помощи), Баб-ал-Футух (ворота Побед), Баб-аль-Кантарэ(Ворота Моста), Баб-аз-Зуэйлэ и Баб-ал-Халидж (Ворота Канала).

Стены вокруг города нет, но здания так высоки, что они выше и прочнее стены.

Каждый дворец и каждый павильон представляет собой крепость. Большая часть зданий в пять и в шесть этажей.

Для питья служит нильская вода, которую привозят на вьючных животных водовозы. В колодцах вода тем лучше, чем ближе они Нилу; чем дальше они, тем вода солонее. Говорят, что в Мисре и Каире пятьдесят тысяч вьючных животных. Водоносы, которые носят воду на своей спине в бронзовых кувшинах и маленьких мехах, ходят по узким переулкам, куда вьючное животное не может войти.

В городе между дворцами есть сады и деревья, поливают их колодезной водой. В султанском гареме есть особый гаремный сад, прекраснее которого не найти ничего. Там установлены гидравлические колеса и при помощи их эти сады поливаются.

На крышах тоже насажены деревья и устроены беседки. В то время, когда я там был, дом площадью в двадцать гезов на двенадцать сдавался за пятнадцать магрибинских динаров в месяц. В том доме, где я жил, было четыре этажа, три из них отдавались за эту цену, а за верхний хозяину дома предлагали пять магрибинских динаров в месяц, но он не соглашался и говорил: «Быть может, мне понадобится временами наезжать туда». Однако за тот год, что я там прожил, он не приехал и двух раз.

Дома эти так чисты и изящны, что можно было бы принять их за домики, сложенные из драгоценных камней, не из извести, черепицы и камня. Все дома в Каире стоят отдельно, так что ни у кого деревья и здания не прилегают к чужой стене. Поэтому всякий, когда пожелает, может сносить и вновь отстраивать свой дом, и никому от этого не будет вреда» 2.

Безусловно, Каир был одним из самых богатых и блестящих городов не только мусульманского Востока, но и Европы.

Цитируется по изд.: Петровский Н.С., Матвеев В.В. Египет – сын тысячелетий. Л., 1959, с. 160-164.

Примечания

1. Султаном Насир-и-Хусрау называет фатимидского халифа.

2. Отрывок взят из книги Насир и Хусрау «Сафар Намэ». Перевод Е. Э. Бертельса. «Academia», 1933, описание города Каира.

Рубрика: