Новое царство: империя Тутмосидов

Яхмос, который, по традиции, считается родоначальником XVIII династии и первым фараоном Нового царства, столкнулся не только с гиксосами. В Фивах, по всей видимости, было спокойно. Там умело правила мать Яхмоса — Аххотеп. Но на юге появился какой-то «мятежник», а затем во главе «злоумышленников» встал некий Тетиан. Оба мятежа были жестоко подавлены. Была покорена и северная Эфиопия Участие в борьбе с мятежниками особенно поощрялось. Тезка фараона, начальник гребцов Яхмос, после подавления восстаний получил 8 «голов» (рабов) и наделы пахотной земли, причем «подобное было сделано всей команде гребцов».

Фактически Яхмос восстановил египетское государство в рамках Древнего и Среднего царств. Достаточно было объединить страну, чтобы начался новый подъем и расцвет. Этому способствовали и подготовленный в период Среднего царства переход к широкому употреблению бронзы, то есть развитие орудий производства, и выдвижение средних слоев общества, поддержавших фиванских царей в борьбе с внешними и внутренними врагами Египта. Новый подъем резче всего сказался в росте внешнеполитического могущества. Преемник Яхмоса, Аменхотп I, успешно воевал в Нубии и с ливийцами. Однако начало египетской империи положил Тутмос I. Кончился период освободительных войн и восстановления единства страны, началась эпоха территориальных захватов, ради получения добычи и рабов.

На юге Тутмос I проникает до 3-го Нильского порога, а на севере до Евфрата — «Великого круговорота» — по выражению египтян, так как их поразило, что огромная река Евфрат течет не с юга на север, как Нил, а с севера на юг. Краткое царствование Тутмоса II мало примечательно, хотя и ему пришлось воевать против «жалкой Эфиопии, впавшей в мятежное состояние». По сообщению его победной надписи, «рассвирепел его величество, как барс», когда услышал об этом восстании, и поклялся жестоко отомстить эфиопам. Он выполнил свою клятву и «не оставил в живых ни одного эфиопа».

Фараон в виде сфинкса покоряет чужеземные народы

Фараон-женщина Хатшепсут (дочь Тутмоса I и жена Тутмоса II) в течение своего двадцатилетнего правления не воевала совсем, боясь, видимо, усиления войска, так как она незаконно объявила себя фараоном вместо своего пасынка, наследника Тутмоса II, тогда еще юного Тутмоса III. В ее время была совершена большая экспедиция в страну Пунт, расположенную где-то на берегу Красного моря в районе Сомали. Азиатские владения Египта постепенно стали отпадать. Тутмос III жаждал захватить власть в свои руки. Он был жесток, храбр и физически очень силен. Одна надпись сообщает, что он пробивал стрелой из боевого лука медную кованую мишень в три пальца толщиной.

Погрузка корабля в Пунте

Вступив на престол после смерти Хатшепсут, Тутмос III уже на следующий год (официально 22-й год его царствования) в апреле 1503 года до нашей эры начал свои походы. О них подробно рассказывают сохранившиеся на стенах Карнакского храма в Фивах выдержки из «дневников царского дома» (летописей).

В свой первый поход Тутмос III выступил с войском из пограничного города Чару на востоке Дельты и через 9 дней достиг прибрежного города Газы на юге Палестины и двинулся затем в направлении крупного города Мегиддо, расположенного на северных склонах Кармельского хребта в северной Палестине. На 21-й день похода Тутмос III разбил лагерь на южном склоне Кармельского хребта. Против египтян выступил союз из трехсот тридцати азиатских князьков — правителей многочисленных городов в Передней Азии — во главе с правителем крупного города Кадеша в Северной Сирии. Своим опорным пунктом они выбрали Мегиддо. Получив сведения, что противник укрепился в Мегиддо, Тутмос III, вопреки мнению вельмож, предпочитавших спокойные обходные дороги, решил пройти к Мегиддо по опасному, но кратчайшему пути. В пользу этого решения Тутмос III, тогда еще молодой и неопытный военачальник, привел лишь один довод «чтобы не сказали эти враги, омерзительные для Ра, что его величество пошел по другому пути, испугавшись нас».

Трудный и опасный путь был преодолен. Противник не сумел воспользоваться возможностью уничтожить египетское войско при его выходе в долину Мегиддо. На следующий день разыгрался бой. Более организованные египетские части сломили сопротивление противника и одержали победу. Но Мегиддо не был взят, так как «войско его величества возымело намерение грабить имущество врагов». Семь месяцев длилась осада Мегиддо. И лишь когда в блокированном городе начался голод и болезни, союзники сдались. Тутмос III захватил огромную добычу в Мегиддо. Одних только колесниц — «танков» древности — было захвачено около тысячи. Сверх того князь Кадеша, глава антиегипетского союза, доставил победителю 2 503 пленных и свыше тонны золота. Покидая Мегиддо, египетские войска сняли урожай и увезли с собой 207 300 мешков пшеницы, то есть около 17 миллионов литров зерна. Спесивые князьки были с позором отпущены в свои владения на ослах, а их подданные отправлены в рабство в Египет. Взятие Мегиддо является только эпизодом из военной жизни Тутмоса III.

Всю свою долгую жизнь он провел в походах в Азию и Эфиопию (Эфиопия была завоевана до 4-го порога). Какова же была цель этих походов в Азию и Эфиопию?

Одной из основных целей походов был захват рабов. Не случайно поэтому в перечнях добычи, захваченной в походах, всегда начинали с захваченных людей, сперва военнопленных, а потом гражданского населения. Необходимо отметить и значительные количества захватываемых пленных. По неполным данным, Тутмос III передал в храмы бога Амона не менее 10 000 пленных, а его сын Аменхотп II за один год захватил 101 218 пленных (!). Захваченные пленные использовались не только в храмовых и царских хозяйствах, но и в хозяйствах частных лиц. Упомянутый уже начальник гребцов Яхмос всего получил за свою службу 19 рабов и рабынь. Документы времени XVIII династии свидетельствуют о том, что иметь рабов могли бедные свободные, стоящие на низших ступенях общественной лестницы: например, пастух, у которого нет одежды, имеет трех — четырех рабов. Жрецы, простые горожане, сыновья воинов тоже выступают как владельцы рабов. Эти мелкие рабовладельцы, выдвинувшиеся в результате борьбы во время Среднего царства, и являлись главной действующей силой в изгнании гиксосов, объединении государства и грабительских походах Тутмосидов. За поддержку царя они получали рабов и землю. В связи с централизацией власти и притоком огромной добычи из завоеванных стран постепенно укреплялось экономическое положение царя. Об этом говорит рост строительства и дарений в храмы. Сперва они очень скромные. Список даров Яхмоса в храм напоминает музейный инвентарь. Царь хвалился не громадными строениями и сотнями килограммов золота, а колоннами из дерева и серебряными сосудами, окаймленными золотом. В дальнейшем строительство все увеличивалось, дары фараонов возрастали. Больше всего украшали и отстраивали Фивы — столицу Тутмосидов. Государственному богу Амону-Ра возводят храмы невиданной величины и роскоши на восточном берегу Нила. А на западном берегу строят дворцы и храмы для царей. Особенно большое строительство относится ко времени Тутмоса III и Аменхотпа III. Последний поставил перед своим храмом огромные статуи, известные сейчас под названием «колоссы Мемнона». К этому храму вела аллея сфинксов. Два сфинкса с лицом Аменхотпа III из этой аллеи в настоящее время украшают пристань перед Академией художеств в Ленинграде.

Но при Аменхотпе III уже не велось крупных войн. Более чем столетние войны истощили страну. Азия была завоевана. Египетские гарнизоны стояли в наиболее крупных городах Сирии и Палестины; местные азиатские князьки были покорны. Когда умер Аменхотп III, в Египте произошли большие изменения. Они связаны с именем Аменхотпа IV, или Эхнатона (около 1400 года до н. э.).

Цитируется по изд.: Петровский Н.С., Матвеев В.В. Египет – сын тысячелетий. Л., 1959, с. 62-67.