Франция в 1814 году: реставрация Бурбонов (Федоров, 1977)

После разгрома Наполеона в 1814 году во Францию вернулись Бурбоны. Главой государства снова стал король. Реставрация монархии не означала восстановление абсолютизма. Даже такие сторонники самодержавия, как русский царь Александр I и австрийский канцлер Меттерних, понимали невозможность восстановления феодального режима во Франции. Тем не менее в прокламации Людовика XVII говорилось, что он «призывается любовью своего народа на трон своих предков».    

4 июня 1814 года король октроировал Хартию. По форме правления Франция стала конституционной дуалистической монархией в ее реакционной разновидности. Монарх наделил себя обширными полномочиями. Он являлся главой государства, главнокомандующим армии. Перед ним были ответственны министры, им назначались и смещались чиновники, без подписи короля не вступали в силу законы и т. д. «Во Франции вся власть воплощена в лице короля» — говорилось в Хартии.

Парламент состоял из палаты пэров и палаты депутатов. Члены первой назначаюсь королем, во вторую депутаты избирались двухстепенными выборами. Круг избирателей ограничивался высоким возрастным и имущественным цензами.

Палата депутатов в результате «выборов», проходивших в обстановке белого террора, состояла из тех, кто называл себя «более последовательным монархистом, чем сам король». Не случайно она получила прозвище «бесподобной палаты». Ультрароялистские замашки палаты и особенно проект восстановления прав католической церкви вынудили правительство разогнать ее. Палата пэров, по словам современника, состояла из «ничтожеств, пользующихся благосклонностью короля», и лиц «выдающихся, но которых опасались».

Министры были на положении знатных лакеев короля. Они могли предлагать королю: «Вот наше мнение», на что получали обычно ответ: «Вот моя воля». О Бурбонах справедливо говорили, что за 25 лет изгнания они «ничему не научились и ничего не забыли».

В ходе белого террора, чистки и мести были уничтожены, загнаны в тюрьмы, сосланы на каторгу десятки тысяч республиканцев. Погибло немало тех, кто верно служил родине. В 1825 году издается закон о святотатстве, по которому проступки против церкви карались смертной казнью с предварительным отсечением правой руки.

Режим Реставрации характеризовался союзом дворян и крупной буржуазии С укреплением монархии дворяне, не довольствуясь тем, что за счет народа им была выплачена огромная компенсация за отобранное революцией имущество (свыше 1 миллиарда франков), пытались оттеснить буржуазию от власти.

Бурбоны путем террора стремились восстановить прежний абсолютистский порядок. Эта попытка закончилась для монарха полным крахом. В результате революции 1830 г. легитимная монархия исчезла. Карл X едва успел спастись от гнева восставшего народа.               

В результате революции 1830 года королем стал Луи Филипп Орлеанский — из младшей ветви династии Бурбонов. Хартия 1830 г. расширила полномочия палат, особенно в области законодательства. Был уменьшен имущественный ценз для тех, кто баллотировался в парламент, для выборщиков — в нижнюю палату. Король не мог издавать законы помимо парламента, ходя за ним сохранялось право внесения законопроектов. Наследственное звание пэров отменялось. Права католической церкви ограничивались. В целом механизм государства остался прежний, несколько изменился лишь политический режим. По словам В. И. Ленина, такие революции бьют старый режим, но не добивают его *.

После революции 1830 г. Франция обрела только внешние признаки парламентарной монархии. Дворянство отошло на второй план. Власть окончательно сосредоточилась в руках буржуазии. Махинации финансовой аристократии с займами и ценными бумагами опустошили казну, а государство оказалось в долговой кабале. Не случайно парижскую фондовую биржу именовали притоном спекулянтов, чья триумфальная безнаказанность затмила подвиги каторжников. К. Маркс дал блестящую аттестацию июльской монархии, назвав ее «акционерной компанией для эксплуатации французского национального богатства» **.

Примечания

* См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 19, с. 247.

** Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 10.

Цитируется по изд.: Федоров К.Г. Истрия государства и права зарубежных стран. Л., 1977, с. 232-233.

Рубрика: