Северная Азия в 1800 – 1937 годы

Как мы уже указывали, русские в течение XVII и XVIII столетий приобрели довольно отчетливое представление о главных чертах географической структуры Северной Азии, но попытки их добиться господства в бассейне Амура натолкнулись на сопротивление. Почти в самом начале XIX века они вновь приступили к исследованию Дальнего Востока. Морские экспедиции Крузенштерна (1805 год) и Коцебу (1817 год) во многом способствовали выяснению оставшихся неясными вопросов в северной части Тихого океана и дали новый ценный материал о Камчатке и Сахалине 1. Точно так же посланное в 1805 году в Китай посольство Головкина привлекло внимание к Амурскому бассейну, хотя предложение придать посольству путешественников-ученых осуществления не получило. Однако наиболее важная работа за всю первую половину века была проделана в северной части азиатского континента. В 1828 году Эрман исследовал области, лежащие между северным Уралом и устьем Оби, и проехал всю Азию вплоть до Камчатки. В 1829 году Гумбольдт в сопровождении Розе и Эренберга совершил свое последнее научное путешествие. Оно замечательно не столько какими-либо сенсационными открытиями, сколько величиной охваченной им территории и остротой сделанных Гумбольдтом выводов. Экспедиция Гумбольдта проследовала через Москву, Пермь и Тобольск до Оби, откуда повернула на юг к Алтаю. Обратно экспедиция выбрала более южный вариант пути: через Омск, вниз по Волге к берегам Каспийского моря и, наконец, вверх по Дону до Москвы. Результаты путешествия нашли свое отражение в блестящем, хотя и несколько наспех составленном описании минералов и геологии посещенных экспедицией мест 2.

_______

1. Автор не упоминает здесь о знаменитом русском мореплавателе Головнине В. М., чьи «Записки о приключениях в плену у японцев в 1811,1812, 1813 гг.» вышли первым изданием в 1816 г. и затем несколько раз переиздавались (см. В. Головнин, «Сочинения», ГУСМП, 1949). Головнин дал очень ценный географический материал о Японии (главным образом, конечно, о Хоккайдо, где он находился в плену три года). — Прим. ред.

2.  Книга Александра Гумбольдта была переведена на русский язык вскоре после ее выхода в свет (А. Гумбольдт, «Путешествие в 1829 г. по Сибири и Каспийскому морю», СПБ, 1837). Общую оценку Гумбольдта дал Д. Н. Анучин в работе «Гумбольдт, как путешественник и географ, и в особенности как исследователь Центральной Азии» (в книге А. Ф. Гумбольдт, «Центральная Азия», М., 1915, стр. V—CCXXXIII).—Прим. ред.

[282]

Важный материал был собран в 1830 году Фуссом и Бунге в ходе их поездки через Гоби от Пекина до Кяхты. Два года спустя имевший политическое задание русский полковник Ладыженский посетил долину Амура.

Однако важнейшим событием в области исследования Северной Азии в первой половине XIX века были путешествия Миддендорфа 1 по Северной и Восточной Сибири. Целью Миддендорфа было получить правильное представление об области между Енисеем и Хатангой и далее до океана. Он выступил из Туруханска 23 марта 1843 года, прошел на север по замерзшему Енисею, пробрался тундрой к реке Пясине, а оттуда дальше в бассейн Хатанги. Его спутник Брант остался на одном из притоков Хатанги, сам же Миддендорф направился еще дальше на север к полуострову Таймыр и 12 августа вышел к морю. Провизия кончилась, Миддендорф и его спутники пережили тяжелые лишения, но им все же удалось вернуться и собрать ценнейший материал об условиях животной и растительной жизни в этой пустынной местности.

После этого Миддендорф предпринял путешествие через континент Азии от Якутска до Охотского моря через Становой хребет к Удскому острогу, после чего продолжал производить исследования в бассейне Амура вплоть до озера Байкал. И здесь его наблюдения отличались высокими научными достоинствами, успех же его экспедиции и составленные им описания вновь привлекли внимание к реке Амуру.

Следующим пионером этого раннего периода исследований был А. Кастрен 2, исколесивший в 1842—1849 годы Сибирь по всем направлениям. Его задачей было изучение туземных народностей, их языков и обычаев, и в ходе своих путешествий он покрыл пространство от Урала до Енисея и озера Байкал. Аналогичные интересы были и у пересекшего Сибирь в 1853—1858 годы Альквиста, а также у Радлова, занимавшегося изучением народностей Алтая 3  (около 1868 г.)

Период интенсивной деятельности начался в 1847 г. с назначением Муравьева генерал-губернатором Восточной Сибири.

_______

1.  Александр Федорович Миддендорф, — академик (1815—1894 гг.). Важнейшая его работа—«Путешествие на Севере и Востоке Сибири», чч. I—II, СПБ, 1860—1869.—Прим. ред.

2. Александр Кастрен был уроженцем Финляндии, крупным лингвистом; специально изучал языки народностей Северной Азии. На русском языке издано «Путешествие Александра Кастрена по Лапландии, Северной России и Сибири» (1838—1844, 1845—1849). «Магазин землеведения и путешествий». Собрание старых и новых путешествий. Москва, 1860, т. VI, ч. II, стр. 1—482.—Прим. ред.

3. Василий Васильевич Радлов—академик (1837—1918), один из крупнейших специалистов по тюркским языкам. — Прим. ред.

[283]

В следующем году была сделана неудачная попытка исследовать реку Амур, но в 1850 г. русские достигли ее устья, а в 1854 г. военная экспедиция во главе с Муравьевым спустилась вниз по реке и собрала материал для первого ее современного описания 1. Незадолго до этого, в 1846 г., в Петербурге было основано Российское Географическое Общество, в результате чего начиная

27. Набросок карты мира Дж. Кари, 1801 г.

Отмечается значительное улучшение осведомленности в отношении Тихого океана и Австралазии и завершение открытия западного побережья Северной Америки и северного побережья Азии. На Крайнем Севере уже есть Шпицберген (1), устье реки Коппермайн (2), дельта р. Маккензи (3) и мыс Ледяной (4). Часть островов у нас опущена.

 

с 1854 года в Забайкалье было послано очень много экспедиций. В 1849—1852 годы астроном Л. А. Шварц определил географические координаты многих точек к востоку от Байкала. В 1854 году Л. Шренк изучал естественно-исторические условия в области устья Амура, в следующем году он совершил поездку на Сахалин, после чего вернулся на Амур, поднялся на некоторое расстояние вверх по Уссури и в начале 1856 года вновь вернулся на Сахалин. В этой области в 1853—1856 годы работал и другой натуралист,

____

1. Николай Николаевич Муравьев, получивший за свою административную деятельность титул графа Амурского (1803—1881), был генерал-губернатором Восточной Сибири с 1847 до 1861 г. При нем крупнейшую географическую работу произвел известный кругосветный мореплаватель г. И. Невельской, исследователь Амура, Татарского пролива и Сахалина, устранивший все сомнения в том, что Сахалин — остров. — Прим. ред.

[284]

Максимович 1. Произведенные в 1855 г. Пещуровым наблюдения по Амуру дали материал для совершенно новой карты реки.

В 1854 г. на помощь этим ученым пришла Восточно-Сибирская экспедиция Географического общества. Во главе экспедиции был поставлен Шварц, и ему и нескольким его помощникам была доверена задача картографической съемки местности. Из наиболее выдающихся членов экспедиции следует упомянуть натуралистов Глена и Радде. Последний совершил большое путешествие не только по Дальнему Востоку, но и в других частях России, и работа его имела величайшую ценность для географов.

Работа экспедиции носила весьма детальный характер. В особенности она интересовалась как левыми, так и правыми притоками Амура, Ангарой и бассейнами Витима и Олекмы. Были предприняты исследования и за пределами бассейна Амура. Так, например, в 1851—1855 гг. К. Дитмар работал на Камчатке, а Шмидт в 1860 г. и Глен в 1861 г. посетили Сахалин. В той же области, хотя и независимо от экспедиции Географического Общества, работала в 1862 г. пограничная комиссия полковника Бугодорского, произведшая в соответствии с условиями договора 1860 г. съемку русско-китайской границы. Следствием всех этих работ был полный пересмотр географической карты, определение координат многих населенных пунктов, выдающихся точек местности и значительное изменение господствовавших тогда представлений относительно Восточной Сибири.

Через короткое время после этого экспедиция князя Кропоткина 2 обогатила науку новыми материалами о приморских районах. Кропоткин проследовал в 1864 г. от Аргуни к Сунгари и далее поперек Северной Маньчжурии, тогда как Тимрот и Гельмерсен в 1862—1865 гг. произвели геологическую разведку южного побережья Маньчжурии.

Экспедиция Старицкого к Тихому океану (1866—1871 годы) также способствовала уточнению сведений о побережье Маньчжурии, Сахалина, Охотского моря и Камчатки. В этот же период, в 1865 году, Лопатин занимался топографической и геологической работой в северной части Витимского плато, а в следующем году — по Енисею до Туруханска. Он собрал очень большой материал, но дневники его были опубликованы лишь в конце столетия 3.

______

1. К. И. Максимович  — академик (1827—1891), кругосветный путешественник, по специальности ботаник. — Прим. ред.

2. Петр Алексеевич Кропоткин (1842—1921), анархист-теоретик, замечательный путешественник, географ и геолог. — Прим. ред.

3. Иннокентий Александрович Лопатин (1838—1909)—географ и геолог. Его «Дневник Витимской экспедиции» был обработан Поленовым (1895), а «Дневник Туруханской экспедиции» — М. Н. Миклухо-Маклаем, братом знаменитого путешественника (1897).—Прим. ред.

[285]

Исследования Лопатина были дополнены предпринятыми в 1873—1876 годы путешествиями Чекановского 1. Всего он совершил три экспедиции — одну к долинам Нижней Лены и Верхней Тунгуски, вторую — по реке Оленек в тундру и третью — к устью этой реки. Хотя целью Чекановского было изучение геологии местности, он сделал ряд астрономических определений и намного улучшил карты этой малоизвестной области. Его достижения дали ему право на то, чтобы «занять свое место в качестве достойного преемника Миддендорфа, единственного ученого, пересекшего этот район на пути к дальнему северу» (Алкок).

В Западной Сибири экспедиция Хандачевского (1877—1881 гг.) исследовала огромную, до того не известную область. Он проследовал по Иртышу и Оби от Тобольска до Обдорска на севере, поднялся по реке Полуй и вернулся, идя почти прямо на юг по бездорожью к Омску.

Хотя многое уже было сделано, русские неуклонно продолжали исследование отдаленных местностей Сибири. В 1881—1882 гг. Сахалин посетил Поляков, обнаруживший там ряд совершенно неизвестных мест. Он исследовал многие части острова и открыл единственную удобную гавань на побережье в устье реки Тымь.

В 1885 г. Бунге и барон Толль выступили из Иркутска и приступили к исследованию реки Яны. Они проследовали по ней вплоть до моря и посетили Ново-Сибирские острова 2. В 1895 г. эти же места вновь посетил Черский. Он начал было исследовать Колыму, Индигирку и Яну, но умер, не успев закончить работу. У Черского уже до того были большие заслуги в геологической съемке Прибайкалья (1877—1881 гг.), и с его смертью Россия потеряла в высшей степени одаренного исследователя 3. Его преемником на посту начальника северной экспедиции был Толль, которому удалось успешно довести до конца начатое предприятие, покрыть дорожной съемкой почти 5000 км по территории в пятьдесят с лишком градусов долготы и вернуться с ценнейшим материалом.

________

1. Александр Лаврентьевич Чекановский (1832—1876) — участник польского восстания 1863 г., сосланный царским правительством в Восточную Сибирь. Его «Дневник экспедиции по рекам Нижней Тунгуске, Оденеку и Лене в 1873—1875 гг.» опубликован в Записках Географического Общества по общей географии (XX, № 1, 1896). Именем Чекановского назван водораздельный хребет, протягивающийся за 70-й параллелью с. ш., между нижней Леной и нижним Оленеком. — Прим. ред.

2. Александр Александрович Бунге—зоолог; участвовал в Ленской и Янской экспедициях Географического общества (1882—1885 гг.), а в 1886 г. сопровождал геолога Эдуарда Толля, положившего начало систематическому научному исследованию Ново-Сибирских островов. Толль еще дважды побывал на Ново-Сибирских островах—в 1893 г. и во главе известной академической экспедиции 1900—1903 гг. (на китобойном судне «Заря»). — Прим. ред.

3. Именем Черского назван хребет, протягивающийся приблизительно на 1000 км в Восточной Сибири, от средней Яны до Верхией калымы (Черский умер в 1892 г. на Колыме. — Прим. ред.)

[286]

28. Юго-Западная Азия после 1800 года.

Ценна также работа Майделя 1, прожившего в Сибири двадцать лет, из которых десять он провел среди якутов в крайнем северо-восточном углу страны. Его опубликованное в 1893 году исследование пролило много света на эту мало известную территорию.

1895 год ознаменовался двумя крупными экспедициями. Первая из них исследовала нижнее течение Енисея, обогнула полуостров Ямал, осмотрела Обскую губу и поднялась вверх по Оби и Иртышу до Тобольска. Вторая, под начальством Богдановича направилась к Становому хребту и приступила к систематическому исследованию территории вокруг Охотского моря. Богданович дал многое для изучения северной части этого хребта: изучил побережье моря от Петропавловска на Камчатке до устья Амура и проехал через Ляодунский полуостров. В дополнение к упомянутым открытиям он нашел также новые залежи золота в горах 2. Следующая экспедиция (1897 г.) произвела съемку озера Косогол в Северной Монголии и обследовала хребет Мунку-Сардык на крайнем юге Сибири.

Сооружение начатой в 1891 г. железной дороги через всю Сибирь было связано с детальным географическим изучением местности вдоль всей ее пролегающей по южной границе Сибири трассы. Благодаря этому, а также стремлению отыскать минеральные богатства, исследование Южной Сибири зашло гораздо дальше чем изучение Северной, естественные условия которой делают ее менее пригодной для колонизации. Однакоже все почти без исключения важнейшие географические экспедиции нынешнего столетия посылались не в Южную, а в Северную Сибирь. В 1905 г. был выслан отряд для изучения реки Хатанги. Он проделал большую и полезную работу в верхней части бассейна, после чего проследовал по течению реки до моря. Еще через три года на полуостров Ямал была выслана экспедиция под начальством Шиткова, давшая прекрасное описание части до того не известной области. Третья экспедиция, под начальством Толмачева, была послана в 1909 г. к побережью Северного Ледовитого океана с заданием выяснить возможность торговых сношений между Тихим океаном и рекой Колымой через Берингов пролив, а также произвести съемку части побережья. В это же время был вы-

________

1. Герард Майдель был начальником правительственной Чукотской экспедиции 1868—1870 гг. К сожалению, обширные коллекции, собранные членами экспедиции, сгорели в Иркутске в 1879 г. Результаты путешествия Майделя были опубликованы на русском языке в 1894 г. «Путешествие по северо-восточной части Якутской области в 1868—1870 годах» (приложение к 74-му тому Записок Академии Наук).— Прим. ред.

2. Речь идет, по-видимому, о горном инженере, геологе Карле Ивановиче Богдановиче (род. 1864). Однако всю перечисленную работу К. И. Богданович провел не в течение одного 1895 г. и не одной экспедицией. — Прим. ред.

[287]

слан и другой отряд, чтобы заснять побережье от Лены до Колымы. Обе экспедиции были успешно завершены, побережье заснято, а Толмачев дал благоприятное заключение по вопросу о возможности торговли.

Несмотря на столетний труд, в Северной Сибири все еще остается много неизученных мест. Даже в 1926 году С. Обручев в ходе исследования реки Индигирки открыл в Северо-Восточной Сибири новую горную цепь, хотя точное ее протяжение еще неизвестно 1. До его экспедиции предполагалось, что местность на востоке представляла собой низменную равнину: на нынешней же карте появилась новая, вторая цепь гор, лежащая внутри, то есть к северу от известной дуги, образуемой Верхоянскими горами и их восточным продолжением. Эта новая цепь названа именем Черского, в честь исследователя, о работе которого мы говорили выше*2.

____

1. Напомним, что 1-е издание книги вышло в 1931 г. Впрочем, ниже автор слишком упрощенно излагает значение открытия С. В. Обручева.— Прим. ред.

* За последние годы русские проделали большую научную работу в Сибири, но она связана главным образом с исследованиями Арктики, которые рассматриваются ниже. — Прим. автора.

2. Это заявление, конечно, неверно и свидетельствует о незнакомстве автора с огромной научной работой, проделанной при советской власти в других областях Сибири, вне Арктики. Недостаточно знаком автор и с ходом исследования Дальнего Востока. Этим объясняется пропуск ряда крупных исследователей, например В. К. Арсеньева, чьи отдельные работы многократно переиздавались. (Собрание сочинений Арсеньева издано во Владивостоке, тт. 1—VI, 1947.)—Прим. ред.

[288]

Цитируется по изд.: Бейкер Дж. История географических открытий и исследований. М., 1950, с. 282-288.