Додинастический Египет и окружающие страны

Вопрос о связях додинастического Египта с окружающими странами имеет огромное значение для выяснения всего того своеобразия, которым характеризуется историческое развитие древнейшего Египта, оказавшее в свою очередь влияние на последующий период истории Египта уже фараоновского времени.

Из-за малой изученности многих проблем древнеегипетской истории в конце XIX и начале XX века возникло немало самых различных теорий относительно заимствований древнейшими жителями Египта культурных достижений из стран Передней Азии, о ввозе оттуда многих материалов и готовых изделий. Развитие человеческого общества в долине Нила с периода неолита ставилось в прямую зависимость от технических и культурных успехов, которых достигали, опережая якобы в своем развитии Северную Африку, жители стран Передней Азии. Теории, все объясняющие эмиграцией и диффузией, существующие и среди современных западных исследователей, лишь углубили ошибки в изучении истории древнейшей культуры Египта. Утверждалось, что ведущая часть додинастического населения Египта якобы пришла в долину Нила извне. Однако разные авторы называли разные центры миграции  1. Дикманс, подводя в 1936 году итог, пришел к выводу, что семитические и арменоидные (азиатские) этнические элементы проникали в Египет сначала в Дельту, а затем отсюда их влияние распространялось на хамитическое население Верхнего Египта 2. Продолжающиеся антропологические исследования 30-х и 40-х годов не смогли внести ясность в этот вопрос. Уже после первых исследований черепов из додинастических захоронений стала очевидной пестрота этнического состава населения Египта.

_______

1. Е. H. Naville, L'Originc africaitte de la civilisation cgyptienne,— «Revue archeologique», [Paris]. 1913, scrie 4. vol. 22, pp. 47—65; J. .Morgan, Prehistoire Orientate, vol. II, Paris, 1926, pp. 38—69; Дж. Брэстед, История Египта, т. I, СПб., 1915, сгр. 7, 27—28; J. Vandier, Manuel d'archiologie egyplienne, vol. 1, Paris, 1952 (далее—van- dicr, .Manuel), pp. 12—13.

2. G. Dykmans, Histoire economique ei sociale d'Ancienne Egypte, vol. I, Paris, 1936, pp. 220—221.

[112]

Раскопки в районе Бадари дали возможность изучить результаты измерений найденных черепов. Выводы, сделанные Стессигер и Моратом, были совершенно неожиданными 3. Черепа бадарийцев имели сходство лишь с черепами дравидов (Индия) и веддов (Цейлон). На основании выводов об индийском происхождении бадарийцев Брайтон попытался основать теорию первоначального расселения бадарийцев из Передней Азии в Египет, а веддов и дравидов—в Индию. Однако теория азиатского происхождения бадарийцев никак не вязалась с положением о нубийском характере бадарийской культуры, к которому пришел и сам Брайтон 4. Очевидно, что совпадение измерений черепов бадарийцев и древних индийских племен надо считать случайным. Все антропологические исследования Массулар резюмирует в 1949 году так: додинастическое население Египта состоит из разных этнических элементов, средиземноморских, негроидных и смешанных средиземноморско-негроидных и очень небольшого количества брахикефальных черепов, что говорит о чрезвычайно малом переднеазиатском антропологическом элементе 5. Общепринятым является мнение о том, что в додинастических слоях Арманта по сравнению с более северными поселениями был более сильным негроидный элемент, свидетельствующий о просачивании южных племен в Египет. В Арманте был найден только один череп, а в других местах еще несколько черепов, которые свидетельствуют о переднеазиатском этническом элементе 6. Это свидетельствует лишь о некотором очень малом проникновении этнических элементов из Передней Азии в Египет. Вандье считает, что население Египта в первом и во втором периодах было хамитическим 7. Ни о каком массовом вторжении азиатов в Египет в эпоху энеолита антропологические данные не говорят. Поэтому совершенно неприемлемой является теория так называемого вторжения восточных завоевателей Винклера, построенная на изучении головных уборов, причесок и других внешних признаков у людей, изображенных на петроглифах Аравийской пустыни 8.

Олбрайт приходит к выводу, что невозможно на основании антропологических исследований четко отделить семитов от хамитов, так как

____________

3.  В. Stoessiger, A study of the Dadurian Crania. — «Biomctrica», XXX, 1927, pp. 110—150; G. Brunton, Mostagedda and the Tasian culture, London, 1937 (далее — Mostag.), pp. 162—166.

4. Mostag., pp. 68, 40.

5.  E. Massoulard, Prehist oir с ct protohisioire d'Egypte — «Universite do Paris. Travaux et memoires do Tlnslitut (TElhnologie», Paris, vol. LIII, 1949 (далее — Prehist.), pp. 400, 409, 4Я2.

6. R. Mond and C. Myers, Cemeteries of Armani I, London, 1937 (далее —Arm.), p. 154, As 4487 (35—36); Prehist., p. 423.

7.  Vandier, Manuel, p. 22.

8. H. A. Winkler, Rock-drawings of Southern Upper Egypt, vol. 1, London, 1938 (далее — R-D I), p. 26.

[113]

в те отдаленные времена они принадлежали к одной большой группе: семито-хамитических племен и между ними не было еще тех различий, которые образовались позже 9. Этот вывод очень удобен для сторонников семитического влияния на Египет. Если мы обратимся к антропологии стран Передней Азии, то обнаружим, что и тут господствует аналогичная неясность 10. Изучение костных остатков человека, жившего в период неолита, энеолита и медного века в Палестине, Двуречье и в других странах, не дало четкого ответа на этот вопрос. Приходится констатировать, что при современном состоянии науки антропология является лишь некоторым подспорьем при решении проблемы происхождения додинастического населения Египта.

Языковые данные также не позволяют говорить о большом семитическом влиянии на древнеегипетский, в основе своей хамитический язык 11. По мнению исследователей, эти семитические элементы являются формальным показателем смешения семитов, якобы пришлых, с хамитами-автохтонами. Хомбургер высказала положение о том, что в древнейшие времена в Северной Африке существовал единый язык, который автор называет «сахарским» 12. Этот язык, по ее мнению, имел связь и с древнеегипетским. Кроме того, она считает, что древнеегипетский язык имел много общих элементов с языком дравидов, что указывает на общий источник их происхождения от одного языка, на котором должны были якобы говорить где-то в бассейне Инда в конце IV тысячелетия до н. э. Очевидно, что к подобным работам нельзя подходить без серьезной критики, ибо там не учтены все данные истории и материальной культуры народов, о языке которых идет речь.

 

ВВОЗ В ЕГИПЕТ ОБСИДИАНА, ЛАЗОРЕВОГО КАМНЯ И ДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ

К группе находок, доказывающих существование связей между Египтом и соседними странами в эпоху энеолита, относятся обсидиан, лазоревый камень, асфальт (?), смолы, куски древесины ливанских по-

__________

9. W. F. Albright, Archaeology of Palestine, Middlesex, [1951], p. 61.

10. D. Ferembach, Le peuplefnent du Proch-Orient au Chalcoliliqite et au Bronze ancien, — IE J, vol. 9, 1959. № 4. pp. 222—229.

11. Б. Б. Пиотровский, Современное состояние изучения додинастического Египта,— «Проблемы истории докапиталистических обществ». 1934, № 7—8, стр. 129—130; Н. Junker, Die Eniwicklung der vorgeschichtlichcn Kullur in Agypten, — «Festschrift, fur P. W. Schmidt». 1928 (далее — Junker, Entwicklung), S. 885—886; подробнее о семито-хамитских языках Африки см.: «Народы Африки», М., 1954, гл. 1 (далее — Ольдерогге, Древнейшая история), стр. 91—95.

12. L. Homburger. De quelques elements communes a I'egyptien el aux langues dravidiennes, — «Kcmi», 14, 1957, pp. 26—33.

[114]

род деревьев, «печати»-цилиндры, несколько типов керамики и некоторые художественные мотивы, использованные художниками и резчиками по слоновой кости и другим материалам.

Обсидиан, или вулканическое стекло, представляет собой блестящий темный камень (от черного до прозрачно-дымчатого цвета). Естественные свойства обсидиана таковы, что он, как и кремень, при оббивке даст раковистый излом и поэтому мог идти на изготовление орудий и других предметов. Он более хрупок, чем кремень, выветриваясь, теряет спой блеск, становясь матовым  13. В додинастическое время обсидиан встречается в Египте в виде лезвий, осколков, бус и подвесок. От первого периода до нас дошел лишь один точно датируемый осколок из Нагады 14. Во втором периоде обсидиан применялся уже более широко. Найдено несколько обсидиановых лезвий со струйчатой ретушью (среди них есть одно в форме ласточкиного хвоста), из них четыре лезвия также датируются вторым додинастическим периодом 15. Помимо этого найдено несколько осколков обсидиана, назначение которых неизвестно 16. Вероятно, их можно рассматривать как материал для изготовления каких-либо изделий. Найдены также бусы и подвески, сделанные из обсидиана (табл. 6,17)  17.

Столь небольшое количество обсидиановых изделий объясняется отсутствием месторождений обсидиана в Египте. Обсидиан имелся на островах Эгейского моря, в Закавказье, в Южной Аравии и в области, где расположено современное государство Эфиопия. В результате многолетних исследований 18  был сделан вывод о том, что большинство обсидиановых предметов додинастического и династического времени в Егип-

______

13. С. А. Семенов Первобытная техника, — «Материалы и исследования по археологии», № 54, 1957, стр. 18, 20. Он уступает кремню в твердости более чем на единицу по шкале Мооса.

14. W. М. Fl. Petric and J. Е. Quibcll, Naqada and Baltas, London, 1896 (далее — Naq), p. 43, As 1260(34); см.: W. M. Fl. Pctrie, Prehistoric Egypt, London, 1920 (далее — РЕ), p. 43.

15. G. A. Waimvright, Obsidian, — «Ancient Egypt», London. 1927, p. 89; Prehist., p. 201, n. 99—100.

16. W. M. Fl. Petric, Diospotis Parva. The cemeteries of Abadiyeh and Ни, London, 1901 (далее —Diosp.), As U»;. pi. X»; W. M. Fl. Pctrie, G. A. Wainwright and E. Mackay. The Labyrinth, Gerzeh and Mazguneh, London, 1912 (далее — Gerzeh), (p. 24, As 185(43—70).

17. Naq., p. 27, As 743(70); G. Brunton and G. Caton-Thompson. The Badarian civilisation and predunastic remains near Badari, London, 1928 (далее — ВС), As 4602(57— 59), pi. LMkS, Afc 2100, pi. Lwp3, As 1629(44—60); Mostag., p. 86, As 1631 (38—57); Diosp., pi. IV.

18. Gerzeh, p. 24; H. Frankfort, Studies in early pottery of the Near East 1, Mesopotamia, Syria and Egypt and their earliest interrelations, London, 1924 (далее — Studies), pp. 190—"192; G. A. Wainwrigth, Obsidian...; A. Lucas, Obsidian, — ASAE, 47, 11947]» pp. 113—1123.

[115]

те изготовлены из материала, который попадал в страну благодаря каботажному плаванию по Красному морю 19.

Этот материал в жизни населения Египта сколько-нибудь заметной роли не играл. Из него изготовлялись бусы и подвески, т. е. предметы украшения. Что касается тех немногих обсидиановых лезвий второго периода, то они могут быть рассмотрены скорее как предметы украшения, нежели орудия. Очевидно, что обсидиан превосходил кремний по своему внешнему виду. Лезвие со струйчатой ретушью позволяло свету, попавшему на его поверхность, «играть» и тем самым превращалось в весьма эффектное оружие-украшение.

Лазоревый камень по сравнению с обсидианом в додинастическом Египте был более широко распространен и имел очень красивую окраску, богатую оттенками. Он непрозрачен, но зато от огня не теряет своего цвета, достаточно мягок (по шкале Мооса 5,5), чтобы поддаваться резьбе 20. Лазоревый камень встречается во многих погребениях Севера и Юга в виде украшений, в основном бус 21 и небольшого количества подвесок 22 и других изделий 23. Все находки, за исключением нескольких бус, датируются вторым периодом 24. Такое сравнительно широкое распространение лазоревого камня в додинастическом Египте навело некоторых исследователей на мысль о том, что этот камень добывался в древности где-то в самой стране или по соседству с ней  25. Предполагали даже, что таким районом была Эфиопия (нынешняя Нубия) и другие близлежащие страны 26. Лазоревый камень ввозился в Египет по-видимому, из Бадахшана  27. Применение этого камня только для изготовления украшений говорит о том, что существенного значения лазоревый камень в додинастическое время не имел.

Одним из неоспоримых доказательств связи Египта с Передней Азией является находка кусков древесины неегипетских пород деревьев в додинастических поселениях и погребениях. К сожалению, они обнаружены лишь в районе Бадари. Были найдены кусочки древесины кедра и сосны и кусочки древесины кипариса. Оба этих района, судя по про-

______

19. A. Lucas. Obsidian, p. 122.

20. А. Ферсман, Очерки по истории камня, т. I, М., 1954, стр. 269.

21. Prehist., р. 215, п. 207, р. 252.

22. Naq, р. 14, № 1858(40); Diosp.. pi. VI, Hs В 378(00); ВС, р. 55, Кя 3827(52—58).

23. H. Kantor, Further evidence for early Mesopotaniian relations with Egypt, — JNES, vol. XI, 1952 (далее — Kantor. Further),.. 242.

24. Prehist., p. 168, n. 186, p. 188.

25. D. Randall-Maciver and А. С. Масс, El Amrah and Abydos, London, 1902 (далее— Amrah). pp. 48—49.

26. F. W. Bissing, Probleme der dgyptischen Vorgescliichte. — «Archive fur Orientforschung», Berlin, Bd V, II. 2/3t 1923 (далее — Bissing, Probleme), S. 75; Б. Б. Пиотровским, Современное состояние..., стр. 131.

27. Г. Чайлд, Древнейший Восток в свете новых раскопок. М., -1956 (далее — ДВ), стр. 202.

[116]

чим находкам, датируются концом первого периода. Кроме того, в другой могиле от времени середины второго периода тоже был обнаружен - кусочек древесины кипариса  28. Микроскопический анализ 29 подтвердил предположение Брайтона, опубликовавшего в 1928 году результаты раскопок 30. Породу сосны не удалось точно выяснить, но Лукас на основании того, что она была обнаружена вместе с кедром, который является типично сирийским деревом, предполагает, что и сосна была алеппской  31.

Очевидно, что ливанский кедр, кипарис и сосна, вероятно, алеппская, поступали в страну из Сирии. Нельзя точно сказать о размере ввоза, но думается, что ввозилось мало, так как не найдено от додинастического времени конструкций, которые бы состояли из перечисленных пород дерева. Судя по датировке материала, найденного вместе с этими кусочками древесины, поступление ливанских сортов деревьев в Египет, возможно, начинается с конца первого и продолжается во втором периоде.

На связь додинастического Египта с Передней Азией указывает также находка асфальта в Маади (если прав Гангль, исследовавший его и пришедший к выводу, что найденный продукт за долгий период времени настолько изменился, что по своим свойствам он уже отличается от современною асфальта). Амер и Менгии тем не менее считают район Мертвого моря тем местом, откуда произошел асфальт 32. Лукас не был согласен с выводами Гангля, так как он не нашел в свойствах вещества, о котором идет речь, особенностей асфальта 33. Поэтому Лукас считает его просто жировым веществом.

В некоторых додинастических погребениях и поселениях были обнаружены кусочки вещества, определенные Лукасом как смолы 34. Об употреблении этих смол не существует единого мнения. Одни авторы считают эти смолы предназначенными для воскурения 35. Достоверно о роли воскурений в додинастических ритуалах ничего не известно. Нам

______

28. ВС, р. 62, № 3165(37—38), As 3284(37—3.9), As 4606(58—60).

29. А. Лукас, Материалы и ремесленные производства древнего Египта, М., 1958 (далее — МРП), стр. 644.

30. ВС. р. 62.

31. МРП, стр. 657-658. Новейшие исследования французских ученых показывают, что в неолитическое время в Сахаре произрастала алеппская сосна (Н. И. Кригер, Четвертичные отложения Африки и Передней Азии, М., 1962, стр. 113). Поэтому не исключена возможность, что какая-то часть алеппской сосны могла попасть из Сахары в пределы Египта додинастического времени.

32. М. Amer and О. Menghin, The excavations of the Egyptian University in the neolithic site at Maadi (second preliminary report), Cairo. 1936 (далее Maadi II), pp. 63. 54.

33. МРП, стр. 470.

34. ВС, p. 63; Amrah, p. 17, Mb a 106, p. 19, As b 107; МРП, стр. 174.

35. Maadi II, p. 50.

[117]

кажется более вероятным применение смол в качестве связующего вещества. В пользу этого предположения говорит находка деревянного жатвенного ножа неолитического времени с остатками смолы, при помощи которой кремневые вкладыши закреплялись в деревянной основе ножа. В качестве же связующего вещества смолы применялись и в косметике. Дело в том, что в могилах часто находят вместе, в одной корзине или на одной палетке, кусочки малахита и смолы 36. Очевидно, смола входила наряду с малахитом в косметическое снадобье.

Химические анализы не позволили определить точный ботанический источник этих смол, но Лукас считает их смолами хвойных деревьев, которые, по его мнению, в древности в Египте не росли, так же как не растут и сейчас. Поскольку ближайшей областью, в которой растут хвойные деревья, является Восточное Средиземноморье, то он допускает возможность ввоза смол в Египет  37.

Трудно сказать что-либо определенное о количестве ввоза смол, если они действительно ввозились 38. Авторы, издававшие неолитические находки из Фаюма, не настаивают на том, что все вкладыши серпов обязательно закреплялись в древности только смолой. В качестве такого связующего вещества они приводят пчелиный воск, которым также закреплялись вкладыши серпов в додинастическое время 39. Действительно, трудно допустить, что все то огромное количество связующего вещества, которое было необходимо для скрепления вкладышей серпов с неолитического времени, ввозилось в Египет уже в столь глубокой древности издалека. Скорее можно предположить, что додинастические обитатели Египта применяли для этой цели и местные материалы.

 

О ПЕРЕДНЕАЗИАТСКИХ ЗАИМСТВОВАНИЯХ

На додинастической керамике также можно проследить некоторые связи Египта с Передней Азией.

Что касается расписной керамики, то исследователи полагают, что как по различию цветов красок, употреблявшихся в обеих странах при росписи керамики, так и по рисункам египетская расписная керамика не связана с переднеазиатской 40.

_______

36. G. Caton-Thompson and Е. Gardner, The desert Fayum, London, 1934 (далее — Fayum), p. 45, n. 3; E. J. Baumgartel, I he cultures of prehistoric Egypt, vol. II, London-New York—Toronto, 1960 (далее-CPE II), p. 57; Arnrah, p. 18, As a 122; G. Brunton. Nlatmar, London, 1948, p. 11.

37. МРП, с тр. 174, 490.

38. Б. Б. Пиотровский в частной беседе высказал мнение, что хвойные деревья могли произрастать где-либо в Северной Африке.

39. Fayum, р. 45, п. 3.

40. Prehist., р. 239; Studies, р. 98.

[118]

Нечто другое мы увидим при рассмотрении некоторых групп египетской и переднеазиатской керамики с точки зрения формы. В начале второго периода в Египте внезапно в совершенно развитой форме появляются сосуды с так называемыми волнистыми ручками 41. Эта форма керамики была широко распространена в эпоху энеолита в Палестине. Кантор причисляет сосуды с носиком к керамике, заимствованной Египтом из Передней Азии 42. При этом она склоняется к мнению, что эта форма керамики попала в Египет из южного Двуречья 43. Вандье исходит из различий техники изготовления этих типов сосудов 44. По его мнению, начало изготовления таких сосудов в Египте относится еще ко времени неолита (Мернмде). Окончательно согласиться с мнением Вандьс нам мешает отсутствие в Египте находок такой формы сосудов от первого периода; они известны лишь начиная со второго периода. Остается неясным, продолжают ли египетские сосуды с носиком от второго периода традиции неолитического времени или они возникли под влиянием переднеазиатской керамики лишь во втором периоде.

В Египте во втором периоде было найдено несколько сосудов других видов керамики, характерных для Палестины. К ним относятся сосуды-кувшины с большой ручкой в виде петли (loop-handled), некоторые виды двойных сосудов, чаши с налепами в виде пуговиц 45 (knobbed расположенных по поверхности несколько ниже верхнего края, амфорообразиый сосуд и сосуды с маленькими ручками для продевания шнура 46. По мнению Кантор, вся указанная керамика, найденная в Египте, является имитацией палестинской керамики 47.

Лишь в Двуречье были обнаружены сосуды с так называемыми треугольными проушинами от периода Джемдет-Наср, которые находят себе аналогию в нескольких сосудах того же времени в Египте. Поэтому Кантор считает, что такая египетская керамика имела своим прототипом сосуды из Двуречья 48.

К уже рассмотренному материалу по египетской керамике, доказывающей наличие связей между додинастическим Египтом и странами

_____

41. Н. Kantor, The early relations of Egypt with Asia, — JNES, vol. I, 1942, № 2 -(далее — Kantor, Early relations), p. 205, fig. D 3—5 .

42. Ibid., pp. 177—182, 188, 189, fig. p. 207 L 1-7.

43. Ibid., p. 191.

44. Vandier, Manuel, p. 306. В Египте, по его мнению, носик у сосуда вытягивали в отличие от сосудов из южного Двуречья, где носик формовали отдельно, а затем прикрепляли к сосуду.

45. Kantor, Early relations, pip. 184—187, fig. 205 G 1-4, H1-7. 11-е .

46 Ibid., p. 187, fig. p. 207 Ji, pp. 182—184. fig. p. 205, F1-4.

47. Ibid., p. 197. Однако по поводу сосудов с ручками в виде петли она не считает возможным установить точное место первоначального происхождения этой формы, так как это свойственно керамике и Палестины, и Сирии (Библу).

48 Ibid., р. 191, fig. 1, р. 190 В. Е. Н.

[119]

Передней Азии, можно добавить еще данные, приведенные в статье Каплан 49. Однако автор ограничивается лишь указанием на наличие связей, не конкретизируя при этом, какая из стран — Египет или Палестина — являлась в каждом отдельном случае страной, в которой данная керамическая форма развилась впервые.

Вся перечисленная керамика (исключая сосуды с волнистыми ручками) представлена в Египте лишь единичными экземплярами. Сосуды с волнистыми ручками получили в Египте широкое распространение, но, сразу же стали претерпевать изменения, которые к концу додинастического времени превратили первоначально сигаровидные сосуды с волнистыми ручками в цилиндрические с волнистым орнаментом. Большие, громоздкие сосуды были неудобны для переноски, и ручками стали служить не волнистые налепы, а проушины в виде трубочек, добавленных уже египетскими гончарами.

Были ли эти палестинские образны тарой, в которых привозилось в Египет оливковое масло, как думает Франкфорт 50, или не были, как считали Юнкер и Херц 51, остается до сих пор нерешенным. При большом разнообразии египетских керамических форм, рассмотренные нами сосуды, форма которых иноземного происхождения, представляют собой далеко не обильный материал для доказательства наличия связей Египта с Палестиной, Двуречьем и Сирией.

«Печати»-цилиндры были найдены от второго периода в Египте. Четыре цилиндра (табл. 6,13) датируются точно вторым периодом, а два других были куплены, и вследствие этого их невозможно датировать точно 52. Морган, Франкфорт, Баумгертель, Кантор и ряд других исследователей считали эти цилиндры результатом заимствования, а частично и ввоза самих цилиндров 53. Шарфф и Биссинг отрицали месопотамское происхождение цилиндров 54. Однако позиция Шарффа, доказывав-

______

49. J. Kaplan, The connections of the Palestinian Chalcolithic culture with prehistoric Egypt, IEJ, vol. IX, 1958, № 2, pp. 134—136.

50. Studios, p. 105.

51. A Hertz, Stamrnen die agyptischen Gefasse mit Wellcnhenkeln aus Palastina?— «Wiener Zeitschriit fur die Kunde des Morgenlandcs», Wicn, Bd XXXV, 1928, S. 70; Junker, Entwicklung, S. 881.

52. Naq.. .Vs 1863; см.: РЕ, p. 40; Diosp., pi. X34, As IW65—76): N'apa-ed № 7304(35—60) см. Kantor, Further, pp. 239—-050, pi. XXV в, fig.lB ; Naq., J& 14(48— 66); Kantor. Further, fig. 1д , pp. 239—250, Jig. Id, Ie .

53. J. Morgan. Prehistoire Orientate. Paris, IGcuthncr], voI. II, 1926, o. 237; H. Frankfort, The birth of civilization in Near East, London, 1I (далее — Frankfort. ВС), pd. 83» 109; E. J. Baumgartel, The cultures of prehistoric Egypt, London, 1947 (далее —CPE), p. 48; Kantor, Further, pp. 230—250; Prehist., p. 217.

54.  Bissing, Probleme, S. 64; A Scharff, Grundzuge der agyptischen Vorgeschichte, Leipzig. 1927, S. 43; A. Scharff. Die Friihkulturen Agyptens und Mesopotamien — «Dcr Alte Orient». Leipzig, Bd 41, 1941 (далее — Scharff, Friihkulturen), S. 28; A Scharff, Atchaoiogische Beilrage zur Frage der Entstehung der Hieroglyphenschrift, — «Silzungs berichte der Bayerischen Akademic der Wissenschaflen», philosophisch-historische Abteilung, Jg. 1942, II. 3, Munchen, 1942 (далее —Scharff, Archaoiogische Beitrage), S. 55.

[120]

шего, что они произошли от цилиндрических костяных бус — амулетов с резным орнаментом, была в 1952 году сильно поколеблена Кантор 55, так как ни узор, ни глубина линий, вырезанных на бусах, о которых писал Шарфф, не идет ни в какое сравнение с узором и глубиной линий на цилиндрах.

Веским доказательством связи египетских цилиндров с цилиндрами из Двуречья служит узор с рыбами 56, который, по мнению Кантор, является чрезвычайно устойчивым узором цилиндров в самом Двуречье, а также расположение изображений в шахматном порядке на цилиндре. Определенный образец узора, существовавшего в Двуречье уже в период Урука на египетских цилиндрах и использовавшегося при изготовлении их в Египте, говорит в пользу заимствования некоторых мотивов этого узора. Однако в додинастическом Египте цилиндры носились только, по-видимому, в виде украшений-амулетов, так как до сих пор не обнаружено в додинастическом Египте отпечатков цилиндров 57. Видимо, лишь начиная с I династии этими печатями начали запечатывать глиняные сосуды с продуктами. Поэтому мы можем лишь условно называть эти цилиндры в додинастическом Египте цилиндрами-«печатями» и, кроме того, они в ту эпоху в Египте не имели широкого распространения.

Самым интересным из всех вопросов, связанных с заимствованиями из Передней Азии, является вопрос о связи ряда художественных мотивов, применявшихся египетскими додинастическими резчиками во втором периоде на более крупных предметах с подобными же мотивами Двуречья периода Урук и Джемдет-Наср. В Двуречье резчики знали главным образом работу над каменными цилиндрами, в которые они вкладывали все свое умение и богатство художественного воображения.

Теперь мы рассмотрим, как египетские приемы сочетаются с художественными мотивами, пришедшими в Египет во втором периоде из Двуречья.

Из дошедших до нас египетских «печатей»-цилиндров второго периода ни одна не имеет богатого изображения, напоминающего цилиндры Двуречья (с рядами животных с перевитыми шеями и хвостами, с соблюдением принципа антитезы и др.). Все эти художественные мотивы из Двуречья египетские резчики по-своему переосмысливали и изображали египетских животных и птиц, растений, а иногда людей на рукоятках но-

________

55. Kantor, Further, p. 247.

56. Ibid., p. 248.

57. G. Jequier, Histoire de la civilisation igyptiennc, Paris, 1923, p. 132; Scharff, Archaoiogische Beilrage, S. 56.

[121]

жей и гребней из слоновой кости, на золотых обшивках рукояток ножей» о стенной росписи в Исраконполе и на палетках из граувакки.

Египетские додинастические палетки претерпели очень большие изменения за период от неолита и до середины второго периода, когда появляются большие палетки из граувакки, украшенные рельефами с самыми различными сюжетами. Первыми в ряду больших палеток, получивших название декоративных или церемониальных, можно поставить палетки с грубо выполненным рельефом из Амры и Герзе, палетку Манчестерского музея 58. За этими палетками идет палетка «охоты на льва», одна часть которой хранится в Британском музее, а другая — в Лувре 59. На этой палетке рельеф занимает почти всю поверхность, оставляя свободным лишь небольшое декоративное кольцо, отгороженное значительным возвышением шириной в несколько миллиметров. Декоративное кольцо является рудиментом, как бы напоминающим первоначальное назначение палеток для растирания минеральных веществ, красок. Рельеф на палетке «охоты на льва» отмечается улучшенной отделкой фигур животных и людей, передачей деталей одежды и орудий.

Следующая ступень в развитии — это палетки с рельефами на обеих сторонах: их размер все увеличивается, боковые края оформляются в виде зверей з трех измерениях, именно в виде животных, диких собак или гиеновых собак (Lycaon pictus) 60, а посредине палетки с обеих сторон изображены другие животные, птицы, растения, иногда люди. С лицевой стороны имеется декоративное кольцо. Этот ряд декоративных палеток додинастического времени завершается палеткой «коршунов» 61, части которой хранят несколько музеев. На палетке «коршунов», подобно всем предыдущим палеткам, еще нет поясов изображений (регистров), которые появляются на палетках Раннего царства, но уже есть лев, который, но мнению некоторых авторов 62, является символом царя.

Назначение декоративных палеток по-настоящему не выяснено. Ледж высказал мысль, которая до сих пор никем не опровергнута, что животные, изображенные на палетках, не просто объект охоты, а тотемы определенных родов и кланов додинастического Египта 63. Поэтому сиены, изображенные на палетках, надо понимать как символические по-

________

58. Amrah, pi. VIH2: Gerzeh. pi. Vb: W. Crorrpton, A carved slate palette in the Manchester museum, — JEA, V, 1918, pt I, pp. 57—60.

59. H. Asselberghs. Chaos en В cheer sing, Documenten uit aencolithisch Egypte, Leiden, 1961, pi. XLIII—XLVI, XLVIIl—XCVI.

60. H. Fischer. A fragment of late predynastic Egyptian relief from the Eastern Delta,— «Artibus Asiae», Ascona, XXI, pt. I, 1958, pp. 64—88.

61. Vandier. Manuel, fig. 381—343, ЗЯ6—387. 384—385.

62. J. R. Harris, A new fragment of the battlefield palette, — JEA, 46. 1960, p. 103.

63. F. Legge, The carved slate from Hierakononiis and elsewhere,— PSBA. vol. XXII, 1900, p. 139; The carved slate and this seasons discoveries, — PSBA, vol. XXXI , 1909, pp. 204—211, 297—310.

[122]

вествования о событиях из додинастической истории, полных кровопролитных столкновений отдельных родов и племен  64. Вероятно, этим объясняется их отсутствие в погребениях. Лишь две церемониальные палетки были найдены в храме в Иераконполе; остальные приобретены путем покупок, и их происхождение неизвестно, но можно допустить, что они были вотивными и дарились в храмы для увековечивания важных событий: войны, побед и т. д. Интересно отмстить, что декоративные палетки, являющиеся по своему происхождению, по изображенным предметам, а также, если прав Ледж, по своему содержанию чисто египетскими, содержат в себе элементы искусства из Двуречья.

То же мы можем сказать и о рукоятках ножей, гребнях и настенной росписи из Иераконполя. Во втором периоде додинастические резчики и художники, благодаря контактам с Двуречьем, познакомились с цилиндрами «печатями» и, может быть, с другими переднеазиатскими изделиями, заимствовали следующие типы изображений: антитетические группы, перевивающиеся змеи или змееподобные шеи животных и мотив нападения льва на рогатое животное 65. Антитезу — герой держит в сторону вытянутыми руками за горло двух львов — мы видим на рукоятке ножа из Джебель эль-Арака, на стенной росписи в Иераконполе. Этот мотив позже переходит в иероглифику 66. Другая антитеза — два длинношеих животных стоят по обе стороны финиковой пальмы — изображена на палетке, хранящейся в Лувре, и на палетке «коршунов» 67.

Две перевивающиеся змеи — мотив, очень широко представленный на печатях из Двуречья, являющийся символом плодородия 68. В Египте он широко использовался в декоративных целях на рукоятках ножей (в Бруклинском музее, из коллекции Карнарвона, из Джебель Тарифа и ножа Пигри) 69. На гребне Дави мы наблюдаем уже некоторое видоизменение — слоны топчут не двух змей, а одну 70. Очень часто встречается в Двуречье мотив двух животных с перевитыми хвостами, совсем необычный для Египта. Животные с перевитыми длинными шеями

_____________

64. П. Б. Пиотровский, Современное состояние..., стр. 142.

65. Scharff, Friihkulturen, Taf. VII 37-39-40

66. A. H. Gardiner, Egyptian grammar, 3rd ed., Oxford, 1957, sign-list A37 Л». M. Э. Матье иноземное происхождение отдельных мотивов на ноже из Джебель эль-Арака не считает доказанным (М. Э. Матье, Искусство Древнего Египта, М., 1961, стр. 504, прим. 34).

67. Vandier, Manuel, p. 583, fig. 393; p. 585, fig. 384—385. Жильбер возражает про¬тив попытки объявить «азиатским» мотивом группу жирафов (?) около пальм. На эту работу нам любезно указала М. Э. Матье (P. Gilbert, Fauces au long сои communes й Fart surneriun arcltaique, — «Chronique d'Egypte». 43, 1947, .pp. 37—11).

68. Y. Yadin, The carlist record of Egypt's military penetration into Asia? — IEJ, vol. V, 1955, As 1, pp. 14—15; CPE II, p. 116.

69. Vandier, Manuel, fig. 364, p. 343, fig. 361—362, pp. 540—541; fig. 366, p. 547; Jig. 368—367, p. 549.

70. Ibid., fig. 365, p. 545.

[123]

изображены на одной палетке из Лувра. Этот мотив в видоизмененном виде имеется также па палетке из Исраконполи, где стоят два чудовища с длинной шеей, но они не перевиты, а как бы обрамляют изгибами шей декоративное кольцо.

Третий мотив — лев, нападающий на рогатое животное, — также встречается на рукоятке ножей из Джебель эль-Арака и Джебель Тарифа. Помимо этих основных мотивов можно отметить еще манеру изображать ноги героя (нож из Джебель эль-Арака) с подчеркнутой сильной мускулатурой, как это имеет место на печатях из Двуречья, при изображении героев полулюдей-полубогов в головных уборах и в одежде переднеазиатского покроя.

Все это, вместе взятое, создает на первый взгляд очень большое сходство некоторых египетских изделий с изделиями из Двуречья. Многие авторы в конце XIX века принимали палетку «охоты на льва» за изделие из Двуречья, ввезенное в Египет 71. При внимательном же рассмотрении египетской резьбы можно сразу распознать египетский сюжет и египетские приемы оформления сюжета. Кроме того, мы видели, как египетский резчик видоизменял первоначальный месопотамский сюжет,— на египетских изделиях туловища змей и длинные шеи животных не всегда перевиты 72. Иными словами, как в керамике при заимствовании формы сосуда с волнистыми ручками египетские гончары сразу же стали изменять и совершенствовать ее, так и в искусстве резьбы египетский художник не следовал рабски переднеазиатским прототипам, а развивал их сообразно своим вкусам и художественным традициям.

Немаловажное значение для выяснения связей между Египтом и Двуречьем имеет изображение ладьи с поднятыми под прямым углом к корпусу судна носом и кормой, которая Египту до начала второго периода была, по-видимому, чужда. Додинастические египтяне рано познакомились с водным способом передвижения, ибо этому способствовал Нил с примыкающими к нему водными артериями.

В качестве первого материала для строительства ладей человек использовал болотные растения, в том числе и папирус, имевшийся в изобилии. Такие ладьи из связок стеблей болотных растений, имевших форму серпа, могли передвигаться либо на веслах, либо при помощи шестов. Ладьи из такого материала сохранились в Египте и в последующие времена. Эти ладьи годились лишь для плавания в тихих подах, а отнюдь не по морю. На них, вероятно, в основном охотились в зарослях.

Однако можно предположить, что не только из болотных растений изготовлялись ладьи, так как уже во втором периоде в Египте появляются сперва медный топор, а затем медное тесло, при помощи которых

______

71. Е. A. W. W. Budge, Sculptural slabs from Mesopotamia found in Egypt, — «Classical review», 1890. pp. 322—323.

72. Bissing. Probleme. S. 68.

[124]

можно было сооружать хорошие деревянные ладьи из местных пород деревьев, например из акации. Кроме того, судя по количеству весел, можно думать, что многовесельные ладьи были деревянными, но крайней мере некоторая часть их. На них ставились кабины-каюты 73. Питри считал возможным передвижение по морю на многовесельных ладьях 74. Уилсон придерживался того мнения, что они годились для каботажного плавания вдоль финикийского побережья Средиземного моря 75 .

На расписной керамике, появляющейся в начале второго периода, мы видели много изображений судов с веслами и с двумя кабинами. Помимо этих изображений судов, соответствующих весьма распространенным, судя по многочисленности их изображений, судам в Египте, были найдены изображения ладей, которые принято считать месопотамскими ладьями, на черепке, вероятно первого периода 76, и на расписных сосудах (табл. I, 14), на стенной росписи в Иераконполе, на рукоятке ножа из Джебель эль-Арака и на наскальных рисунках в районе Вади-Хаммамат 77. Форма ладьи с поднятыми почти под прямым углом ко дну ладьи носом и кормою была обычна для изображения ладьи на цилиндрах Двуречья с периода Урук 78. По одновременным изображениям египетских и месопотамских ладен в Египте можно, казалось бы, предположить одновременность их существования. Правда, в Египте найдены лишь единичные рисунки, изображающие месопотамские ладьи. Некоторые исследователи считают, что во втором периоде Египет заимствовал эту форму ладьи из Двуречья 79. Боре рассматривает форму кораблей Раннего царства как форму, возникшую из смешения этих двух основных форм додинастических кораблей 80. Есть также ис-

________

73. «History of technology», ed. by Ch. Singer, Holmvard and all, vol. I, Oxford, 1955, p. 734.

74. PE. p. 20.

75. J. A. Wilson, The culture of Ancient Egypt, Chicago, 1956 (далее — Wilson, Culture), pp. 11—12.

76. Mostag., pp. 83—84, pi. XXXVIII4.

77. Diosp., pi. XXI52; Studies p. 139; R-D I, pp. 36—39.

78. W. Emery. A cylinder seal of the Uruk period, — ASAE, 45, [1947], pp. 147—154.

79. Ch. Borcaux, Etudes de nautique egyptienne. Vart de la navigation en Egypte jusqu'a la [in de l Ancien Empire, — «Memoircs publics par les mcmbcres de l'lnstilut d archeologic orientate du Cairo, sous la direction de M. G. Foucart», vol. I, Le Caire. 1925, asc. II, p. 517; Prehist.. p. 241; R. D. Barnctt, Early shipping in the Near East, — «Antiquity», vol. XXXII, 1956, № 128, p. 222.

80. Ch. Boreaux, Etudes de nauiique egyptienne..., fasc. I, p. 80. Серпин не видит в ладьях Раннего царства следов связи с так называемой месопогамской ладьей (A. Servin, Constructions navalcs igyptiennes,— ASAE, XLVIII, 1948. fasc. 1, p. 72).

В этой связи важно отмстить, что в египетскую иероглифику не вошел знак, изображающий ладью первого или второго периода. На этом основании Шарфф допускает, что в момент возникновения иероглифа «ладьи» в Египте уже не были в употреблении эти ладьи, в том числе и так называемой месопотамской формы ладьи (Scharif, Archaologische Beitгage, S. 23).

[125]

следователи, которые сомневаются в правильности мнения о месопотамском происхождении этой формы ладьи 81.

В этой же связи находится вопрос о возникновении парусных ладей в Египте. На додинастических египетских керамических сосудах до сих пор найдено лишь одно изображение ладьи с четырехугольным парусом 82  (табл. 1, 14). Лебарен Боуен в своей работе приводит до сих пор неопубликованный сосуд Британского музея (№ 36326), на котором изображена ладья с примерно прямоугольным предметом, который автор статьи считает прототипом паруса 83. Лебарен Боуен высказал предположение о том, что возникновению паруса в Египте предшествовало случайно сделанное открытие, что щит, поставленный на высоком шесте против ветра, помогает передвигаться по воде ладье. В доказательство автор приводит изображение на сосуде из Пагады 84, где, по его мнению, имеется щит-парус, и на сосуд, где парус также имеет своим прототипом щит (табл. 1, 11) 85  Лебарен Боуен считает изобретение паруса достижением додинастического Египта, поскольку самые древние изображения из Передней Азии датируются ассирийским временем.

В литературе известны несколько упоминаний предметов из жадеита и нефрита, топориков, датируемых неолитом и энеолитом. Месторождений этих минералов в Египте не найдено, но они встречаются в некоторых районах Европы, Индии, Китая, Тибета и Забайкалья. Лукас не произвел химического анализа, но исходя из удельного веса веществ» он пришел к выводу, что один топорик мог быть сделан из жадеита, другой — из нефрита. Внешний же осмотр предметов заставил прийти к мнению, что оба топорика могли быть изготовлены из роговой обманки, имеющейся в Аравийской пустыне 86.

Среди предметов, найденных частично в додинастическом Египте» находятся игры, которые обнаруживают несомненное сходство с играми, найденными в Палестине и южном Двуречье 87. Гэд в начале 30-х годов приписывал этим играм египетское происхождение, так как в странах Передней Азии эти находки датируются временем, начиная со II тысячелетия до н. э. В Ассирии и в Вавилонии эта игра, по его мнению, была введена не ранее времени Ассаргадона. Однако в 1940 году Дриотон допускал по этому вопросу два решения, — возможность азиатского проис-

________

81. М. Э. Матье, Искусство Древнего Египта, стр. 504, прим. 34.

82.  Studies pi. XIII.

83. R. Lc Baron Bowen, Egypt's sailind ships, — «Antiquity», vol. XXXIV, I960, K 134. pp. 117—131.

84. Naq., pi. LXV1I.

85. PE, pi. XIX 4i A: Le Baron Bowcn, Egypt's sailind ships, p. 122.

86. МРП, стр. 597—598.

87 E. Drioton, Un ancien jeu copte, — «Bulletin de la Socicte d'archcologie copte», vol. VI, 19-10, pp. 191—196. 200; C. Gadd, An Egyptien game in Assyria, Iraq, vol. I, pt i. pp. 45—50.

[126]

хождения этой игры с последующим заимствованием ее в III тысячелетии до н. э. Египтом, а так же возникновение игры в Египте, откуда она позднее распространилась в страны Передней Азии, где сохранила архаическую форму вплоть до IV века до н. э.

Целый ряд находок в Египте, датируемых временем, начиная с неолита 88  и кончая первыми веками н. э., говорит о большой и непрерывной традиции игр в Египте, как в свое время отметил Питри. Среди этих находок особенно выделяется игра, обнаруженная в могиле в Махасне (Н-41). Она представляет собой глиняную площадку-столик размером 32x18 см, разделенную на 18 клеток 89. В этой же могиле были обнаружены девять маленьких и два несколько большего размера глиняных конуса, которые, по мнению исследователей, вместе с площадкой и составляют игру. Эта могила датируется Айртоном и Лотом временем до о. д. 56 90, но Баумгертель считает необходимым принять более раннюю датировку в пределах того же второго периода  91.

При рассмотрении вопроса о происхождении этих игр, найденных в странах Передней Азии и в Египте, необходимо привлечь археологический материал, введенный в научный оборот за последние десятилетия. Дело в том, что в некоторых раннеземледельческих поселениях стран Передней Азии и Средней Азии и даже в районе Триполья были найдены глиняные конусы, назначение которых не определено. В. М. Массон считает, что в данном случае мы имеем дело с излюбленной игрой ранних земледельцев Ближнего Востока и Египта и связанных с ними областей  92. Интересно отметить, что нигде, кроме Египта, не обнаружено глиняной подставки-столика для игры. Хотя вопрос о происхождении

_____

88. В Меримде Юнкер нашел глиняные детские игры (Н. Junker, Vorbericht uher die von Akademie der Wissenschaften in Wicn in Verbindung rnit dem F.gypiiska Munseen in Stockholm unternommenen Grabungen auf der neolitischen Sicdhmg von Merimde-Benisalame vom 6. November J931 bis 20. Januar 1932, — «Anzeiger der Akademie der Wissenschaften in Wien», philosophisch-historische Klassc 69, Jg. 1932, Wien und Leipzig, 1933, Кг I—IV, S. 41). В районе Балари были найлепы глиняные конусы (ВС, pp. 13, 30, pi. XXIV7-J2). В могиле А 1562 в Нагале (CPE II, pp. 85) были обнаружены глиняные конусы, которые, по мнению Баумгертель, также относятся к играм; в Маали были найлоны «фишки» из кости [М. А тег and О. Mcnghin, The excavations of the Egyptian University in the neolithic site at Maadi (first preliminary report), Cairo. 1932, p. 491- Bo многих додинастическиx погребениях были обнаружены в большом количестве тазики, палочки и брусочки из камня, слоновой кости и других материалов (Prehist., р. 200, pi. LXIXie; Arm., pi. XLVI, p. 31, As 1572); от времени Раннего царства также имеются находки игр (Prehist., pi. XCIII2; Drioton, Un ancten jen copte, p. 177; W. Emery, The royal tomb at Sakkara, — «Archaeology», VIII, 1955, As 1, p. 6).

89. РЕ, po. 32—33; E. R. Ayrton and W. S. Loat, Predynastic cemetery at El Mahasna, London, 1911 (далее — CMah), p. 30, pi. XVII1-3.

90. CMah, pp. 30, 16.

91. CPE II, p. 67.

92. В. M. Массон, Джейтунская культура, — «Труды Южно-Туркменской археологической комплексной экспедиции», Ашхабад, т. X, 1960, стр. 61—62.

[127]

этих игр окончательно решить невозможно, однако можно думать, что могло быть несколько центров возникновения этих игр, и что Египет был одним из таких центров.

Все великие письменные системы человечества восходят к пиктографии. Древнеегипетское письмо, как показал в своей работе В. В. Струве, представляло по судьбе своей историческое явление в корне отличное от шумерийского письма 93. Поэтому нельзя согласиться со сторонниками мнения о переднеазиатском происхождении древнеегипетской иероглифической письменности, так как в последнем случае мы имели бы шумерийский тип письма. Заметим также, что фонетическое значение некоторых клинописных знаков, в исходный момент похожих по виду на египетские иероглифы, не соответствуют фонетическому значению этих же египетских иероглифов. На последнее обстоятельство в 1920 году указал Жекье 94. Кроме того, египетские знаки по своему облику мало похожи на древнейшие шумерийские письменные знаки. Знаки египетского иероглифического письма изображают чисто египетские флору и фауну 95 и другие предметы, окружающие додинастического человека 96.

Неверным является положение о том, что письменность только в Двуречье возникла из хозяйственных нужд, из необходимости учитывать поступления и выдачи в храмовом хозяйстве, а в Египте письменность якобы возникла из необходимости вести религиозные и исторические записи 97. До нас дошли из Египта таблички из слоновой кости, дерева и эбенового дерева от времени I династии, где, по мнению Ю. Я. Перепелкина, исторические события служат лишь для обозначения года, т. е. входят в состав даты, а сами таблички являются по существу хозяйственными этикетками к орудиям или иным изделиям 98. Наличие знака «миллион» 99 на булаве Нармера говорит о предшествующем долгом периоде развития счета, необходимого для хозяйственного учета. Кроме того, на сосуде из Тура 100, датируемом, примерно, этим же временем,

__________

93. В. В. Струве, Происхождение алфавита, Пг., 1923, стр. 3, 13—18.

94. G. Jequier, L'Origine de la race egyptienne, Paris, 1920, p. 135.

95. Scharff. Archaologischc Beitrtige, S. 7: Naga-ed-Der, p. 123; Bissing, Probleme, S. 65; Б. А. Тураев, Древний Египет, Пг., 1922, стр. 7; Ольдерогге, Древнейшая история, стр. 54; В. И. Авдиев, Возникновение древнеегипетской письменности, — «XXV Международный конгресс востоковедов. Доклады делегации СССР», 4L, I960, стр. 14.

96. Scharff, Archaologischc Beit г age, S. 62.

97. Frankfort, ВС, p. 49—50, 83; Scharff, Archaologischc Beitrage, b. 73.

98. «Всемирная история», т. I, M., стр. 157.

99. P. Newberry. Agypten als Feld fiir anthropotogische Forschungen, S. 16.

100. H. Junker, Bericht uber die Grabungen der Kaiserlichcn Akademie der Wissenschajten in Wien auf dem Friedhoj in Turuh, Winter 1909—1910, — «Denkschrift n der Kaiscrlichen Akademie tier Wissenschaften in Wien». Philosophisch historische Klasse», Wien, Bd. LV1, 19H2, Abb. 4. S. 5.

[128]

изображены иероглифы курсивного письма, которое говорит о том, что писали так много, что выработалась уже скорописная форма написания иероглифов 101. Вряд ли для написания исторических событий требовалась скоропись. Мы знаем, как тщательно и подробно выписывались позднее исторические записи на Палермском камне. Шарфф 102  не принимает во внимание этого процесса выработки курсивного письма и математики в додннастичсском Египте (и в начале династического времени), совершенно необходимых для учета, и поэтому ему кажется весь процесс развития письменности в Египте столь быстрым и разносторонним, что он соглашается с мнением других исследователей, прибегающих к объяснению путем теории «толчка» (Anregung) из Двуречья. Спустя шесть лет после выхода в свет работы Шарффа Шефольд пишет, что в Египте письменность возникла имея в качестве образца письменность Двуречья, где этот процесс якобы был очень долгим, по его мнению, в противоположность Египту, где письменность якобы появилась внезапно незадолго до Меиеса 103.

Сейчас устарело положение о более раннем развитии письменности в Двуречье по сравнению с возникновением письменности в Египте, так как хронология по последним данным несколько изменилась, и время периода Урук надо датировать не 3500 годом до н. э., а на 275 лет позже 104.

На основании всего изложенного материала нам остается сделать вывод, что египетское письмо (иероглифическое) возникло в Египте независимо от Двуречья в целях удовлетворения хозяйственных нужд.

Каменные сосуды появились в Египте уже в неолитическое время и продолжали развиваться, при этом формы сосудов становились постепенно более разнообразными (…)  105. Они перешли и в Раннее царство и далее. В конце второго периода наряду с коническими, цилиндрическими и другими формами появились сосуды в форме животных и птиц (…)  106. Франкфорт считал в 1924 году эти формы сосудов происшедшими из северной Сирии, откуда Египет и Сузы якобы заимствовали их 107. Его мнение о том, что сосуд из Абусир эль-Мелека о форме верблюда подтверждает связь Египта с Передней Азией, оказалось неверным, так как Египту был известен дромадер, а Передняя Азия знала двухгорбого верблюда. При сличении египетских сосудов в

_____

101. «Всемирная история», т. I, стр. 157.

102. Scharff. Archaologische Beit г age, S. 72—73.

103. К. Schefold. Orient. Hellas und Rom, Berlin. 1949, S. 34—35.

104. В. В. Сютве. Датировка I Вавилонской династии, — ВДИ. 1947, As 1, стр. 32.

105. Н. Junker, Vortaufiger Bericht uber die zweite Grabung der Akademie der Wis- senschaften In Wien auf der uorgeschichtlichen Siedlung Merimde-Bcnisalame vom 7. Februar bis 8 April 1930, — «Anzeiger der Akademie der Wissenschaften in Wien», philosophischhistorische Klasse. 67. Jg. 1930, Wien und Leipzig, 1931, Nr V—XIII, Taf. Vllb

106. Kantor, Further, p. 242.

107. Studies, pp. 1 111—113.

[129]

форме животных и птиц с аналогичными сосудами из Суз он был вынужден отметить наличие большого различии между египетскими к переднеазиатскими сосудами. Сосуды из Суз дошли лишь алебастровые, у них нет ручек, основание сосудов неустойчивой округлой в боковом сечении формы, т. е. сосуды не имеют плоского основания, и углублении, сделанное на спинке, очень невелико 108. В Египте же сосуды в форме животных и птиц изготовлялись из разных горных пород (стеатит, серпентин, алебастр, известняк и другие) (…), пустота занимает все тело, а отверстие было столь велико, что на них иногда накладывались крышки; две ручки в виде трубочек-цилиндров обычны для этих сосудов 109. При сравнении этих сосудов из Египта и из Передней Азии Франкфорт сделал вывод, что египетские сосуды были более приспособленными для хранения косметических веществ, и считал, что египтяне лишь улучшили первоначальную форму, заимствованную ими из Передней Азии, а не создали сами. Однако Гленвилль показал несостоятельность предположений Франкфорта 110. Египет знал уже в эпоху Бадари сосуды в форме животных 111, изготовленные из слоновой кости. Помимо этого материала для изготовления сосудов в форме животных во втором периоде применялась глина 112. Идея создания сосудов в форме птиц и животных возникла в Египте задолго до появления алебастровых сосудов этих же форм в Передней Азии. При изготовлении сосудов египетский мастер использовал форму птиц и животных (бегемота, крокодила и др.), обитавших в Египте, а не подражал формам сосудов из Передней Азии, как можно было бы ожидать в случае заимствования. Третьим аргументом Гленвилль выставляет обычай инкрустировать, глаза в Египте, начиная со второго периода, у статуэток и на палетках. На каменных сосудах в форме животных и птиц глаза тоже инкрустировались, т. е. Гленвилль считает и алебастр, из которого были изготовлены сосуды в Передней Азии, привезенным из Египта, поскольку это г материал в южном Двуречье отсутствовал. Вопрос о происхождении алебастра для изготовления сосудов в южном Двуречье не решен.

Последние раскопки в Малой Азии проливают свет на происхождение сосудов в форме животных и птиц. В Хаджиларе были найдены поздненеолитические керамические сосуды в форме животных (датируе-

_____________

108. Ibid., pt. VIII7, IХ6.

109. Naq.. p|. XII» CMah, pi. V; «Die. archiiologischen Hrgehnisse tics vorgeschicht- Hchen Graberfcldes von Abusir И-ЛМек nach dor Aufzeichnungcn G. Mailers bcarbdtet von A. Scharff», Leipzig, 19(26 (далее —Abusir), Taf. XXI Vm; PR, pi. XXXVI«; Van- dicr, Manuel, p. 308; Kantor, Further, pi. XXIII.

110. S. Glanville, The Egyptian theriomorphic vessels in British museum, — JEA vol. XII, 1926 (далее —Glanville, Theriomorphic vessels), pp. 52—69.

111. Mostag., pi. XXIV33.

112. Vandier, Manuel, fig. 217, p. 310.

[130]

мые концом VI и первой половиной V тысячелетия до н. э.), которые говорят о широком распространении обычая изготовления такой формы сосудов среди раннеземледельческих культур, и, следовательно, тщетны были бы поиски первоначального центра происхождения этой формы сосудов 113.

В связи с вопросом о происхождении каменных сосудов в форме животных и птиц можно сказать несколько слов и о разном решении проблемы происхождения техники высверливания сосудов из камня в Египте. Питри считал, что технику высверливания сосудов из кристаллических пород принесли в Египет пришельцы второго периода с берегов Красного моря 114. Лукас на богатом материале показал неосновательность предположения Питри 115. Шарфф по существу был согласен с Лукасом и считал, что в бедном камнем южном Двуречье не могла возникнуть рано подобная техника и что она могла возникнуть лишь в богатом камнем Египте 116. Баумгертель в первой части своей работы приходит к выводу, что трудно решить вопрос о происхождении форм каменных сосудов Передней Азии и Египта, затем она вынуждена констатировать, что большинство форм каменных сосудов додинастического Египта не имело себе подобных в Передней Азии. Баумгертель считает, что цилиндрические сосуды с конической ножкой появляются лишь во второй половине первого периода, что эта форма раньше появилась в Азии, а позднее в Египте. При этом она делает натяжку, сравнивая египетские сосуды с конической ножкой с сосудами из Передней Азии, которые имеют лишь небольшой отросток снизу. Тем не менее она считает эти сосуды из Урукского храма, верхнюю часть которых она также дополняет прототипами египетских сосудов, тем самым безуспешно пытаясь найти влияние Передней Азии на Египет 117. В свое время Вандье высказал мнение о том, что Египет не заимствовал извне умения изготовлять каменные сосуды 118.

 

ЗНАЧЕНИЕ СВЯЗЕЙ ДОДИНАСТИЧЕСКОГО ЕГИПТА С СОСЕДНИМИ СТРАНАМИ

Пока еще мало сделано в области выяснения обратных влияний» идущих из Египта в соседние страны, но надо надеяться, что дальнейшие исследовании дадут новые факты в подтверждение этого положе-

________

113. J. Mellaart, Excavations at Hacilar, fourth preliminary report, 1960, — «Anatolian Studies», XI, 1961, pp. 06—69, fig. 27j,2. Указанием на эту .работу мы. обязаны. В. Н. Маооону.

114. РЕ, р. 48.

115. МРП. стр. 640—642.

116. Scharff, Friihkulturen. S. 21.

117. CPE, pp. 119, 115, 108—111.

118. Vandier, Manuel, p. 368.

[131]

ния. Несомненно, что Египет не был в этих сношениях с другими странами только пассивной стороной.

Дюнан, сравнивая энсолитические находки из Библа и Египта, находил некоторое сходство между керамическими изделиями обеих стран 119. Некоторые черты сходства между изделиями неолита Фаюма, Омари и Бадари и энеолитической продукцией Библа он считал случайными совпадениями, допуская возможность влияния Египта на Сирию в последующие периоды энеолита, в первой и второй половине IV тысячелетия до н. э.

Палетки, найденные в Палестине в слоях, датируемых временем энеолита, имеют некоторое сходство с египетскими палетками неолитического времени, но фрагментарность материала не даст Кантор возможности говорить о каком-либо определенном влиянии 120. В энеолитической культуре Абу Матар (около г. Беэршеба) в южной Палестине были обнаружены раковины моллюска, который был распространен лишь в долине Нила. Несомненно, эта находка указывает на существование связей между Египтом и южной Палестиной в IV тысячелетии до н. э. 121.

Открытие в Библе в нижних слоях под храмом ряда предметов, напоминающих египетские, говорит или о начале их ввоза из Египта в Сирию с начала второго периода, или о заимствовании соответствующих форм местными изготовителями. Были найдены палетки в форме ромба и птицы, столь характерные для первого и отчасти второго периода в Египте, мелкие фигурки из слоновой кости з виде животных (лев, шакал) и птиц (сокол). Кантор, усматривая в этом влияние на Сирию, не (настаивает при этом на непременном вывозе самих предметов из Египта 122.

До сих пор мало известно о связях Египта с западными соседями, обитавшими в ныне пустынных районах Ливии и Сахары, и совсем ничего не известно о связях с восточными соседями 123. Гленвилль предполагал, что сосуд в форме верблюда, найденный в Абусир эль-Мелекс от времени Раннего царства, является изображением одногорбого верблюда (драмодера), характерного для Аравии, и тем самым допускал наличие связей между Египтом и Аравией в Раннем царстве (см.стр. 183) 124.

_______

119. М. Dunand, Fouilles de Byblos, vol. /, 1926—1932, — «Bibliolheque arohcologiquc Ait hfs tori que», Paris, vol. XXIV, 1939, pp. 448—449.

120. Kantor, Early relations, pp. 174—175.

121. J. Pcrrot. Excavations at Tell Abu Matar. — IEJ, vol. V, 1955, Ns 2, p. 84.

122. Kantor, Early relations, pp. 196—197. 201.

123. В 1947 г. на Синайском полуострове были кайлены остатки материальной культуры времени мезолита и неолита, но древнейшая история Синая еще мало изучена (H. Field, Contributions to the anthropology of the Faiyum, Sinai, Sudan, Kenyat Berkeley—Los Angelos. 1952, pp. 75, 88).

124. Glanville, Theriomorphic vessels, p. 58, n. 5.

[132]

За последнее время все больше и больше появляется сторонников мнения о влияниях Египта на область, расположенную к западу от долины Нила, влияниях, выражающихся в сходстве форм кремневых орудий, изготовлении наскальных рисунков и многом другом.

Часть исследователей полагает, что из Египта второго периода заимствовала Северная Африка ряд художественных мотивов, использовавшихся при изготовлении петроглифов  125.

Существует и другое мнение, согласно которому наскальные рисунки Северной Африки являются рисунками, стоящими в целом на более высоком художественном уровне, чем египетские петроглифы, и тем самым исключается, по мнению этой группы исследователей, возможность их египетского происхождения 126. Оставляя в данном случае вопрос о происхождении египетских петроглифов нерешенным, мы склонны видеть в данном случае взаимное влияние, поскольку следы связей между Египтом и Сахарой прослеживаются, в частности, и в Арманте 127. Мотив баранов с солнечным диском между рогами, как отмечают исследователи, проникает из Египта через Северную Африку далеко на запад в петроглифы Испании, Шотландии, Ирландии 128. Трудно сказать, насколько обоснованы выводы авторов о влиянии неолитической керамики Меримде на неолитическую керамику Испании и о египетском происхождении некоторых географических названий мест в Европе 129.

До сих пор мы очень мало можем сказать о связях между древними племенами, жившими далеко к югу от первых порогов, с додинастиче-

_________

125.  R. Basch, Das alte Nordafrika. — «Historia Mundi», Bd II, S. 113—114, Prehist., p. 143.

126. J. L. Fordo-Johnston, Neolithic cultures of North Africa. Aspects of one phase in the development of the Africa stone age, [Liverpool]. 1959, p. 94.

127. Чайлд полагал, что украшения из полевого шпата — амазонита, кайленные в неолитических слоях Фаюма (Fayum. пр. 32, 40, 57, 87. 90), частично были сделаны из амазонита, вывезенного из Тасонли (Центральная Сахара) ДВ, стр. 74. Лукас сообщает, что амазонит имеется и в Восточной пустыне (МРП, стр. 395). Происхождение же амазонита, из которого были изготовлены фаюмские предметы, не установлено.

В Арманте были обнаружены черепки так называемой сахарской керамики, которая свидетельствует о сношениях населения Египта с «населением, жившем на территории к западу от долины Нила (Arm., р. 2). Возможно, что это имеет прямую связь « кратковременным сухим периодом, «который переживал Египет на рубеже между первым и вторым периодом (ом. стр. 37, 153) и вызвавшим уход части населения из Ливийской пустыни в долину Нила, или, как допускают Ларсей и Юнкер, объясняется связью египтян с кочевниками (Н. Junker, Die Geisteshaltung der Agynter in der Fruhzcit,— «Osterreichische Akadrmie der Wissenschaften», philosophisch-historische Klasse, Sitzungsberichte. 237, Bd I, Abh., Wien, 1961, S. 67). Однако существенного значения это переселение для культуры додинастического Египта не имело.

128. G. Capovillc, Contributio abl'cspansione culturale detl'Egitto antico, — «Acgypfus», XXXVII. 1957. f. 1, p. 26.

129. Ibid., p. 10; P. Bosch Gimpera. Nio-eneolithique espagnol etafricain, —«Congress Pan-africain de Prehistoire, Actes de la lie session, Alger, 1962», Paris, Comm. Ns 5(X «Current publications in Old World arohaeology», (Cambridge-Mass.), Area 10, «p. 3, № 22.

[133]

ским населением Египта. По мнению многих авторов, культурный комплекс Шахейнаба (около Хартума) соответствует типологически культуре Фаюма А, но судя по радио-карбоновой датировке, культура Шахейнаба несколько моложе неолита Фаюма А 130.

Согласно работе Кларка, в областях, лежащих к юго-востоку от Египта, где расположены нынешние государства Сомали и Эфиопия, не обнаружено влияний неолитической кулыуры Египта на неолит этих областей, хотя наблюдается много сходного с неолитом Сахары 131.

Из островов Средиземного моря, с которыми Египет в додинастическую эпоху мог «иметь связи, надо упомянуть (помимо Мелоса, откуда, может быть, спорадически Египет получал обсидиан) остров Крит. На острове Крит в начале XX века были найдены каменные сосуды, которые, по мнению Эванса, обнаруживают сходство с египетскими каменными сосудами второго периода. На этом основании Эванс предположил, что эти находки являются результатом переселения части жителей Египта через Ливию на Крит 132. Вслед за Эвансом и ряд других исследователей рассматривали эти находки как свидетельство связи додинастического Египта с Критом 133.

Рейснер подверг указанные каменные сосуды, найденные на Крите, исследованию. Он считал возможным датировать их лишь временем начиная с III династии 134. Тем самым, предположение о связи додинастического Египта с Критом как будто бы должно было быть оставлено. Пендлбери в своей работе не придаст особого значения этим находкам египетских каменных сосудов на Крите, так как, по сто мнению, основными внешними связями Крита в то время были связи с Малой Азией 135. Керамика Крита и ранняя анатолийская керамика обнаруживают между собой поразительное сходство. Тем не менее другие исследователи продолжают по-прежнему придерживаться раннединастической датировки египетских каменных сосудов, обнаруженных па Крите, тем самым допускают возможность связи и додинастического Египта с Критом и влияния Египта того времени на Крит 136.

Вопрос о связях Египта с Критом упирается в проблему древнего

________

130. О. G. Crawford, Some notes on the Sudanese neolithie, — «Kush», № 2, 1954, p 89.

131. J. D. Clark, The prehistoric culture of the Horn of Africa, Cambridge, 1954 .p. 330.

132. A. Evans, Palace of Minos ot Knossos I, London, 1921. p. 65, fig. 28, 31, 66.

133. Юнкер полагал, что египетские каменные сосуды, обнаруженные на Крите, свидетельствуют о влиянии Египта додинастического времени на неолитическую культуру Крита (Junker, Entwicklung, S. 884). Кроме того, на Крите (в Фесте) был найден кусок бивня слона, который, по мнению Жекье, является результатом ввоза из Египта, где, как известно, в это время слон водился (G. Jequier, Histoire de la civilisation egyptiennc, Paris, 1923, p. 89).

134. «Antiquity», vol. V. 1931. pp. 202-405.

135. Д. Пендлбери, Археология Крита, M., 1950, стр. 56—57.

136. Prehist., pp. 325—306; CPE, p. 44.

[134]

мореплавания по Средиземному морю. Так как все исследователи, занимающиеся этой проблемой, строили свои выводы лишь на догадках и предположениях, то отсутствует единое мнение по этому вопросу.

Расстояние между Критом и устьем Нила могло быть покрыто при благоприятном ветре (попутном) в трос — четверо суток. Однако исходя из конструкции древнейших парусов Веркуттэ отклоняет возможность плавания египетских галер по открытому морю от Египта до Крита 137.

Абсолютно априорным, на наш взгляд, является предположение Баумгертель 138 и Веркуттэ 139 относительно возможности более удобного для египтян сообщения по суше через Киренайку и затем морем до Крита. Далее допускается, что египтяне осуществляли связь, отправляясь от Мемфиса через ливийские оазисы в Киренайку. Принимая во внимание те длительные морские переходы, которые совершались на плотах как в прошлом (полинезийцы), так и в наши дни (норвежские путешественники), можно, как нам кажется, вполне допустить возможность плавания на утлых суденышках по Средиземному морю и в IV тысячелетии до н. э. Вероятность такого плавания возрастает, если предположить, что древние мореплаватели учитывали и направление ветров, дующих в Средиземном море 140.

Из большого круга связей Египта с другими странами можно выделить ею контакты с Сиро-Палестиной и Двуречьем, так как они были наиболее интенсивными, что весьма относительно, так как доставка материалов была чрезвычайно ограничена. Поэтому надо особенно осторожно относиться к утверждениям в духе Райта, который полагает, что в последней четверти IV тысячелетия до н. э. впервые в Передней Азии развилась международная торговля и культурные контакты между Сирией, Палестиной, Месопотамией (Двуречьем) и Египтом герзсйского времени (что соответствует второму периоду) 141.

________

137. J. Vercoutter, Essai sur les relations enire Egyptiens et Prehellcnes, Paris, '1954, pp. 23—24; Холл полагал, что додинастические египетские суда, которые, по мнению Питри, могли плавать по морю, не были теми кораблями, на которых можно было плавать до Крита, а что связь между Критом и Египтом в то время осуществлялась лишь кораблями жителей острова Крита (Н. Н. Hall, The discoveries in Creta and their relations to the history of Egypt and Palestine, — PSBA, vol. XXXI, 1909, p. 148). Эту точку зрения поддерживал и Ушлсон (Wilson, Culture, р. 1Й). У нас, однако, отсутствует археологический материал относительно критских судов этого времени, и мы не можем сказать что-либо определенное по этому вопросу.

138. СРЕ, р. 45.

139. J. Vercoutter, Essai sur les relations entre Egyptiens et Prehellenes, p. 13.

140. С. Я. Лурье, История Греции, ч. I, Л., 1940, стр. 11.

141. С. Е. Wright, The problem of the transit between the chalcotithic and bronze age, — «Eretz Israel», vol. 5. 1958, p. 37. Такого же мнения по этому вопросу придерживается Уард (W. A. Ward, Egypt and the east mediterranean from predynastic times to the end of the Old Kingdom, — «Journal of the economic and social history of the Orient», vol. VI, pt I, 1963, pp. 6, 19, 42, 47, 49, 57).

[135]

Франкфорт уже в 1924 году сомневался в правильности теории завоевания как единственного объяснения заимствований, сделанных Египтом, но в то время еще мало было известно материала по этому вопросу, и поэтому он согласился в конце концов с Питри и ссылается на высказывание Меллера 142, который объясняет причину якобы бывшего вторжения азиатского народа их желанием иметь ископаемые металлы, которыми была полна Восточная пустыня. Поскольку вопрос о стране Маган и Мелуха до сих пор не решен, нельзя сказать что-либо определенное по этому поводу и для более позднего времени, от которого сохранились письменные данные 143. Тем более гадательным остается предположение Меллера касательно додинастического времени.

Позднее Франкфорт рассматривает связи между Египтом и другими странами лишь как культурные заимствования, не влиявшие на самостоятельный характер развития египетского искусства и другие стороны жизни населения Египта в ту эпоху  144. Холл считал медленную инфилтрацию азиатских этнических элементов в долину Нила причиной наличия азиатских влияний 145. Уилсон примыкает к Холлу и называет эту культурную инфильтрацию своего рода культурным завоеванием, имея в виду более высокую культуру азиатского народа, передававшего якобы свои технические навыки Египту 146. Но, как известно, положение о более высокой культуре некоторых стран Передней Азии в ту эпоху еще не доказано. Кроме того, названные авторы не учитывали активной роли Египта во взаимоотношениях с окружающими странами и особенностей египетской культуры. При ближайшем же рассмотрении оказывались неверными предположения тех авторов, которые придерживались положения Питри и других о завоевании Египта переднеазиатскими племенами.

В 40—50-х годах появляются работы ряда авторов (Кантор, Вандье и других), посвященные изучению отдельных вопросов связи Египта с окружающими странами. Названные авторы приходят к выводу, что в этих связях Египет не только заимствовал кое-что, но также и оказывал влияние на своих соседей, т. е. влияние было обоюдным. Не решает вопроса о связях и Гардинер 147. В своей работе, вышедшей в 1961 году, он колеблется между предположением о торговых связях Египта с соседними странами и предположением о вторжении чужеземцев в Египет-

Как осуществлялись и какой характер носили связи Египта с Ли-

__________

142. Studies, р. 137.

143. S. N. Kramer. Magan and Melupya in the Sumerian literature texts (Gilgeme- cha), — «Oricntalia». vol. 28. fasc. 4. p. 376.

144. Frankfort, ВС, p. 110.

145. «The Cambridge Ancient history», vol. I, Cambridge, 1924, p. 262.

146. Wilson, Culture; p. 41.

147. A. H. Gardiner, Egypt of the pharaons. An introduction, Oxford. 1961, p. 397.

[136]

вией и далее с Северо-Западной Африкой, с Эфиопией, Синаем, Аравией и Критом, мы ничего не можем сказать.

Что же касается путей, по которым осуществлялись эти связи, то по этому вопросу еще не существует единого мнения. Кантор считала, что связи между Маади и Сиро-Палестиной проходили через Дельту 148.

Франкфорт в 1951 году рассматривал морской путь по Красному морю и Персидскому заливу, как средство связи Египта с Двуречьем в додинастическую эпоху немыслимым, так как в этом случае в Раннем царстве и позже сохранились бы какие-нибудь следы и традиции относительно такою пути, но их не найдено до сих пор потому, очевидно, что этот путь не был использован древнейшими мореплавателями. Поэтому Франкфорт высказал лишь догадку о встрече месопотамских жителей и египтян где-то на путях к странам с благовониями, в которых якобы оба народа нуждались 149.

Относительно путей в Сирию можно думать, что каботажное плавание вдоль финикийского побережья в течение восьми суток вместо четырех по открытому морю были приемлемым путем для древних жителей Нильской долины.

С Палестиной, надо думать, связи могли осуществляться и по путям, идущим через Суэцкий перешеек до Газы и далее в южную Палестину. При всех трудностях этих путей Синухе много позже смог бежать таким путем из Египта 150.

Сообщение по морю с объездом вокруг Аравии в качестве пути между Египтом и Двуречьем остается недоказанным. Можно предположить, что и с Двуречьем связь осуществлялась либо через Палестину, либо через Сирию (Библ) 151.

Кроме того, азиаты, кочевавшие в фараоновское время «а восток от Египта, вероятно, жили в тех же пределах и в додинастическое время. Эти племена могли также служить промежуточным звеном в общей цепи связей Египта с северо-восточными соседями (Передней Азией) и с юго-восточными соседями (населением Аравийского полуострова), если эти связи вообще имели место.

Ничего не известно о том, как происходил обмен, в результате которого население одной страны получало материалы и предметы от населения другой страны. Совсем не обязательно думать, как это делают Кантер и другие, что связь осуществлялась отдельными, только этим занимающимися людьми.

До сих пор отсутствуют данные о том, как доставлялись изделия

_____

148. Kantor. Early relations, pp. 183—184. 200.

149.  Frankfort. ВС. p. 110.

150. Б. А. Тураев, Рассказ египтянина Синухе и образцы египетских документальных Автобиографий, М., 1915, стр. 15—17; История Древнего Востока, т. I, 1936, стр. 247.

151. W. S. Smith, The art and architecture of Ancient Egypt, Pelican Books, 1958, p. 19.

[137]

и материалы по сухопутью в Египет и из него в другие страны. Возникает вопрос о возможности использования для этих целей верблюда. В Северной Африке, в том числе и в Египте, в древнейшие времена верблюд был известен. Шарфф и другие авторы пришли к выводу, что одногорбый верблюд (дромадер) был известен не только Египту времени фараонов, но и времени додинастического (стр. 181) 152. Что же касается размеров использования верблюда в хозяйстве додинастического Египта, то по аналогии с незначительной ролью, которую играло это животное в жизни фараоновского Египта, можно полагать, что и в додинастическое время верблюд не занимал в хозяйстве Египта сколько-нибудь заметного места.

По существу и надобность то в верблюде была невелика, так как связь Египта с соседними областями африканского континента и со странами Передней Азии 153 могла быть осуществлена в те времена и без верблюда. В пустыне было еще достаточно источников 154, чтобы снабдить водой ослов, выполнявших роль, которую в наши дни уже в изменившихся условиях может выполнять лишь верблюд. В результате рассмотрения материала по вопросу об использовании верблюда в древнейшем Египте остается предположить, что перевозки по сухопутью в те времена осуществлялись преимущественно на ослах (см. стр. 154).

Из всего рассмотренного в данной главе видно, что многие западные исследователи совершают ошибку, преувеличивая значение заимствований. Совершенно неприемлемо также высказывание некоторых авторов, утверждающих, что только Египет ощущал на себе во второй половине IV тысячелетия до н. э. влияние стран Передней Азии, так как влияние было обоюдным.

Однако ни один из этих авторов не делает попытки рассмотреть и оценить эти немногие заимствования художественных мотивов, некоторых форм керамики и т. д. на общем фоне материальной культуры Египта, не говоря уже об орудиях, изготовлявшихся из материалов, египетское происхождение которых не подлежит сомнению.

______

152. Abusir, S. 40—41; J. P. Free, Abrahams camels, — JNES, vol. Ill, 1944, № 3, pp. 189—191; H. Epstein, Le dromadaire dans I'Ancien Orient, — Revue d nistoirc des sciences et de ieurs applications», Paris, 7, 1954, p. 248; K. Schauenburg, Die Cameliden in Altertum,— «Bonner Jahrbiicncr», H. 1955/56, 1 Tell, S. 02—63; P. Капо-Рей, Французская Сахара, Л., 1958, стр. 90.

153. S. Yeivin, Trade routes in Israel in the first half of the 2nd Millenium,— «Antiqot», vol. II, 1959, p. 156.

154. Вероятно, для Сирийской пустыни следует сделать исключение. Эта пустыня, как нам указал В. В. Струве, бедна сазами и в IV и III тысячелетиях до н. э. могла таить в себе серьезные препятствия для сухопутных связей. Связь между южным Двуречьем и Средиземноморьем «в III тысячелетии до н. э. осуществлялась не через пустыню, а через Оронт и колено Евфрата, и тишь со второй половины II тысячелетия н. э., когда был приручен верблюд, создалась возможность преодоления Сирийской пустыни.

[138]

При рассмотрении материалов о связях на общем фоне материальной культуры додинастического Египта, сделанном в данной работе, очевидно, что Египет развивался совершенно самостоятельно и заимствования не имели сколько-нибудь существенного значения для жизни жителей додинастического Египта. Никаких материалов, шедших на изготовление орудий, Египет в додинастическую эпоху, по-видимому, не ввозил.

[139]

Цитируется по изд.: Кинк Х.А. Египет до фараонов. По памятникам материальной культуры. М., 1964, с. 112-139.

Рубрика: